Консультация «Развитие наблюдательности, внимания, речи, математических способностей детей при подготовке их к школе в разные периоды осени»
консультация (подготовительная группа) на тему

Передерина Ольга Григорьевна

Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_detey_6-7_let.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие наблюдательности, внимания, речи, математических способностей детей при подготовке их к школе в разные периоды осени»

  • В начале осени, в первый ее месяц, во время прогулок в парке или сквере можно вместе с ребенком наблюдать за изменениями в природе. Обращайте внимание ребенка на то, что стало меньше цветов, сохнет трава, начали изменять окраску листья деревьев, исчезают насекомые, собираются в стаи и готовятся к отлету птицы. Поговорите о том, что с наступлением осени становится прохладнее, все чаще идут холодные дожди, дует сильный ветер.
  • Проверьте, знает ли ваш ребенок названия и очередность осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.
  • Познакомьте будущего первоклассника с поговорками об осени и с народными приметами:
  • В сентябре лето кончается, осень начинается.
  • От осени к лету поворота нету.
  • Гром в сентябре предвещает теплую осень.
  • В лесу много рябины-осень будет дождливая, если мало-сухая.
  • Выясните, названия каких лесных ягод знает ваш ребенок (клюква. земляника, черника, голубика, малина, брусника, морошка). Постарайтесь найти картинки этих ягод в книгах или в интернете и показать ребенку. Развивая речь ребенка, предложите подумать, как называется варенье из этих ягод (земляничное, черничное, голубичное, клюквенное, малиновое, брусничное. морошковое).
  • Выясните, знает ли ваш ребенок:
  • Какие изменения происходят осенью в жизни диких животных (линька, подготовка к долгой зимовке);
  • Кто из них готовится к спячке (медведь. Еж);
  • Кто готовит на зиму запасы съестного (белка, бурундук).
  • Предложите отгадать загадки:

В густом лесу под елками, осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками, колючий и живой. (еж)

Я скачу туда, сюда по деревьям ловко.

Не пустует никогда у меня кладовка.  ( Белка)

  • Развивая речевой слух и речевую память ребенка, поиграйте с ним в игру «Поручения». Дайте сразу несколько заданий и предложите выполнить их в следующей последовательности.
  • Возьми букет их листьев и поставь его в вазу на столе.
  • Сложи каштаны, которые мы собрали, в красное ведерко.
  • Налей воду в баночку и поставь ее на стол. Приготовь для рисования краски, кисточки, карандаши. Альбом.
  • Приложи кленовый лист к альбомному листу, обведи его простым карандашом и раскрась изображение листа, не выходя за контур.
  • Развивая мыслительные операции и навыки счета, предложите ребенку отсчитать и положить вряд на столе сначала 7 каштанов, потом под ним, во второй ряд, -пять каштанов. Задайте вопросы и предложите задания:
  • Сколько каштанов в верхнем ряду? (семь)
  • Сколько каштанов в нижнем ряду? (пять)
  • В верхнем или в нижнем ряду каштанов больше? (в верхнем)
  • На сколько больше каштанов в верхнем ряду? (на два)
  • Насколько меньше каштанов в нижнем ряду (На два).
  • Как сделать так, чтобы в верхнем и нижнем рядах каштанов стало поровну? (добавить в нижний ряд 2 каштана или убрать из верхнего яда два)
  • Возьми карточки с цифрами и знаками  и составь решения этой задачи (5+2=7;7-2=5;7-1=6; 5+1=6.)
  • Развивая зрительное внимание и восприятие ребенка, предложите ему найти пары одинаковых по форме и цвету листьев, принесенных с прогулки.
  • Работая над развитием тонкой моторики, предложите на скорость, соревнуясь с вами, разложить из одного контейнера в два семена гороха и фасоли.
  • Развивая навыки звукового анализа слов, предложите ребенку вспомнить названия фруктов, которые начинаются со звука «А» (апельсин, абрикос, айва, алыча), названия овощей, начинающихся со звука «К» (картофель, капуста, кабачок), названия овощей, начинающихся со звука «П» (помидор, патиссон). За каждое подобранное слово вручайте кубик, фишку, палочку. В конце игры пусть ребенок пересчитает полученные фанты. Похвалите его, объявите чемпионом и вручите какой-нибудь приз.
  • Работая над развитием навыков слухового анализа, предложит ребенку разделить на слоги названия деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ива).Можно повести эту игру с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и произносите название древа, ребенок ловит мяч, делит это название на слоги и возвращает мяч вам.
  • Посетите с ребенком библиотеку или книжный магазин, выберите рассказы Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребницкого о природе осенью. Прочитайте рассказы, выясните, что запомнил ребенок б осени из этих произведений, о каких приметах осени шла речь в этих рассказах.
  • Прочитайте сказку «Зимовье зверей», посмотрите мультфильм по этой сказке. Пусть ребенок расскажет о том, какие звери являются героями сказки, как они готовились к зиме, чем закончилась сказка. Выясните, что больше понравилось-слушать сказку или смотреть мультфильм, что было интереснее.
  • Прочитайте ребенку отрывки из стихов русских поэтов об осени и предложите выучить один из них. Поработайте над правильным произношением звуков и выразительностью речи.
  • В конце осени обратите внимание ребенка на то, что в ноябре заметно сократилась продолжительность светового дня, ночи стали длиннее, а дни короче; все реже светит солнце, небо плотно закрыто низкими тучами, а иногда нудный осенний дождь сменяется мокрым снегом; в ясные дни по утрам лужи поддернуты ледком; засохла трава, отцвели последние цветы; окончательно исчезли насекомые, улетели перелетные птицы. Все это-приметы поздней осени.
  • Познакомьте ребенка с поговорками о поздней осени:

     Ноябрьские ночи до снега темны.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Ноябрь- сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

Поздняя осень-на дню погод восемь.

В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

  • Расскажите ребенку о том, что звери в лесах уже поменяли редкий летний мех на зимний-густой и теплый. В пушистую ярко-рыжую шубку нарядилась лисица. Перелиняла и белка, ее зимний мех серого цвета. Белый зимний наряд уже надел заяц-беляк. В сугробах, которые скоро появятся в лесу, его ни за что не увидишь. Медведь выбрал себе место для берлоги, нагреб туда мху, опавшей листвы. Когда пойдет первый снег, медведь будет уже в своем зимнем доме.
  • Прочитайте ребенку отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы», в котором рассказывается о том, как позднюю осень сменяет зима.
  • Развивая речевой слух и слуховую память ребенка, предложите следующее задание. Вы произносите цепочку слов, ребенок внимательно слушает, а затем повторяет слова в том порядке, в котором они были сказаны.

     Примерные цепочки:

  • Туча-дождь-снег.
  • Дуб-желудь-кабан.
  • Медведь-берлога-снег.
  • Осень-трава-лужа-лед.
  • День-ночь-снег-свет.
  • Обогащая речь ребенка словами –антонимами, поиграйте с ним в игру с мячом «Наоборот». Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение. Ребенок ловит мяч и заканчивает его, добавляя слово с противоположным значением.
  • Летом тепло, а поздней осенью….(холодно).
  • Летом дни длинные, а осенью….(короткие).
  • Летом ночи короткие, а осенью….(длинные).
  • Летом много цветов, а осенью…….(мало).

Для развития мыслительных операций, внимания и речи предложите ребенку игру «Что изменилось?». разложите перед ним 4-5 предметов: Пусть назовет их и запомнит, в каком порядке они лежат. Затем предложите отвернуться и поменяйте два предмета местами. Повернувшись, ребенок должен будет сказать, что изменилось. Давайте такое задание не более трех-четырех раз подряд.

 Посетите с ребенком библиотеку или книжный магазин. Советуем вам приобрести русские народные сказки в обработке И. Соколова-Микитова. Прочитайте ребенку сказку «Волк и лиса», задайте ему вопросы и дайте задания по сказке:

                         Какой была лиса в этой сказке? (Хитрой, коварной.)

                         Каким был волк? (Глупым, простодушным.)

                         Кого ещё кроме волка обманула лиса? (Старика.)

                         Какие приговорки лисы ты запомнил? (Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни волчий хвост. Битый небитого везет.)

                         Нарисуй иллюстрацию к сказке.

 Прочитайте ребенку отрывок из стихотворения А. Пушкина «Осень» и предложите выучить его. Поработайте над правильном произношением звуков и выразительностью речи.

 Развивая мыслительные операции и речевой слух ребенка, поиграйте с ним в игру «четвертый лишний». Вы произносите цепочку слов, ребенок внимательно слушает, определяет, какое слово лишнее, объясняет, почему.

Примерные цепочки слов для игры и примерные ответы ребенка:

                        Листопад, сугроб, туча, дождь. (Лишнее слово сугроб, потому что слова листопад, туча, дождь имеют отношение к осени, а сугробов, как правило, осенью не бывает.)

                       Желтый, красный, синий, оранжевый. (Лишнее слово синий, потому что синий цвет – холодный, а желтый, красный, оранжевый – теплые.)

                       Рисовать, раскрашивать, подбрасывать, штриховать. (Лишнее слово подбрасывать, потому что подбрасывать можно мяч на физкультурном занятии, а рисовать, раскрашивать, штриховать можно на занятии рисованием.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Консультация для родителей "Развитие наблюдательности и речи" для детей старшего дошкольного возраста

Наблюдение является основой развития мышления школьников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей. Так давайте же откроем п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича

Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича  - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...

Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии  математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...