В школу уверенный, самостоятельный, творческий и активный в соответствии с ФГТ
консультация на тему

Данная тема возникла у нас  в связи с тем, что при тестировании детей на готовность к школе, все больше появляется детей, которые не хотят в школу вообще, или находятся в сомнении. Мы решили проанализировать, почему это происходит и дать рекомендации воспитывающим взрослым, что необходимо делать, чтобы ребенок не только с желанием шел в школу, но и правильно понимал, что он там будет делать.

Для начала обратимся к ФГТ начального образования:

-         Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-         Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-         Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

-         Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом;

-         Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Мотивационная готовность»

Слайд 1

Данная тема возникла у нас  в связи с тем, что при тестировании детей на готовность к школе, все больше появляется детей, которые не хотят в школу вообще, или находятся в сомнении. Мы решили проанализировать, почему это происходит и дать рекомендации воспитывающим взрослым, что необходимо делать, чтобы ребенок не только с желанием шел в школу, но и правильно понимал, что он там будет делать.

Слайд 2

Для начала обратимся к ФГОС начального образования:

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом;
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Слайд 3

У родителей, в настоящее время, возникает страх перед школой. Поддаваясь этим страхам, они начинают искать репетиторов, образовательные центры, где готовят детей к школе, и рынок готов предоставить им такие услуги, начиная занятия все раньше и раньше. Не так давно детей к школе начинали готовить к школе за год, сейчас есть преподаватели, которые готовы начать и в три года. И все раньше и раньше детей сажают за парты, не давая доиграть.

Большинство родителей уверены, что умение бегло читать, считать и писать, это залог успеха обучения в школе, упуская, такой фактор, как желание учится, т.е. говоря научным языком, мотивационную готовность.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»        (Венгер Л.А.)

Слайд 4

Определимся, что же включает в себя высокая мотивационная готовность:

Это наличие у ребенка следующих интересов:

  • любит книги;
  • любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
  • любознателен;
  • задает много вопросов

Слайд 5

Признаки познавательной активности:

  • Ребенок занимается умственной деятельностью.
  • Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.
  • Просит почитать книги, дослушивает до конца.
  • Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.
  • Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
  • Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Слайд 6

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Слайд 7

Также, очень важно сформировать у ребенка «Внутреннюю позицию школьника»

Внутренняя позиция школьника -  отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.

У ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности. В случае, если внутренняя позиция школьника не была сформирована или потеряла свою привлекательность, побудительную силу, выполнение обязанностей школьника становится обузой, нудной и подчас неприятной ношей.

Слайд 7

Один из самых важных факторов отсутствия сформированной мотивационной готовности, это наличие страхов. Особенно им подвержены дети, имеющие старших братьев или сестер, т.к. они могут показывать негативный пример.

  • Страх ошибки на уроке.
  • Страх насмешки сверстников.
  • Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Слайд 8

Наблюдая за детьми, можно сделать следующие выводы:

-неготовые к обучению в школе ребята: выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя. (на формальных моментах)

- готовые к обучению в школе: предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.

Слайд 9

Одно из условий успешного обучения в школе, является умение преодолевать трудности. Ребенок не умеющий этого делать, сталкиваясь  со сложными задачами (выучить стихотворение, ровно написать, правильно нарисовать) будет уходить от них, затрудняя обучение.

Для этого нужно соблюдать тонкую грань, не вмешиваться в то, что ребенок может сделать сам, и не оставлять без помощи, если задача является действительно трудной для него.

Слайд 10

Диагностика к обучению в школе, в нашем детском саду  проводится следующими методиками:

  • Беседа о школе» Нежновой Т.А.
  • «Определение мотивов учения (М.Р. Гинзбург)

Слайд 11

Подходя к итогу нашей беседы, можно выделить следующие рекомендации по формированию мотивационной готовности.

  • Экскурсии с ребенком в школу.
  • Рассказы о своих любимых учителях.
  • Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
  • Семейное чтение художественной литературы.
  • Организация книжного уголка.
  • Обращение при детях к библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
  • Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
  • Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
  • Дидактические игры.
  • Поощрение познавательной активности

В итоге, хотелось бы заметить, что в наше быстро меняющееся время, просто необходимо умение учится, а без желания это невозможно, поэтому одной из самых главных задач образования, я считаю, привить ребенку интерес к самообразованию, поддержка природного детского любопытства, стимулирование познавательной активности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивационная готовность ребёнка к обучению в школе Педагог-психолог Карсакова А.С.

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования Любознательный , активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Слайд 3

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» ( Венгер Л.А.)

Слайд 4

Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка интересов: любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов.

Слайд 5

Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки. Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Слайд 6

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе; - желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; - сформированной позиции школьника.

Слайд 7

« Внутренняя позиция школьника » Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

Слайд 8

Социальные страхи старших дошкольников Страх ошибки на уроке. Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Слайд 9

Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя .

Слайд 10

Одно из условий успешной учёбы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности .

Слайд 11

Диагностика мотивационной готовности к школе « Беседа о школе» Нежновой Т.А. «Определение мотивов учения (М.Р. Гинзбург)

Слайд 12

Формирование мотивационной готовности в детском саду Экскурсии с ребенком в школу. Рассказы о своих любимых учителях. Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей. Семейное чтение художественной литературы. Организация книжного уголка. Обращение при детях к библиотеке в поисках решения возникшей проблемы. Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги. Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу. Дидактические игры. Поощрение познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В школу- уверенным шагом!

Рекомендации для родителей будущих первоклассников....

Проектная деятельность "В школу - уверенным шагом!

                                                    ...

Проект "В школу -уверенным шагом!"

Цель проекта: формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению. Задачи: 1. формировать у детей положительное отношение к обучению в школе, включая в целостный педагогическ...

Рабочая программа Реализация самостоятельной творческой активности посредством аппликации из разных видов картона

Рабочая программа   Реализация самостоятельной творческой активности посредством аппликации  из разных видов картона...

Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...

Условия и методы развития самостоятельной творческой деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» ФГОС ДО, является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-мо...