Программа "Играя, я учусь"
рабочая программа на тему

Пинчук Наталья Николаевна

Программа «Играя, я учусь» предназначена для  развития и укрепления  пальчиковой моторики, для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и  своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, и он может приступать к приобретению навыков письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya_ya_uchus.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Играя, я учусь» предназначена для  развития и укрепления  пальчиковой моторики, для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и  своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, и он может приступать к приобретению навыков письма.

Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы

  • обучение детей проводится с пятилетнего  возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

 Задачи программы: 

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях с ограниченными возможностями аккуратность, усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Обучающие:

  1. Научить детей с ограниченными возможностями владеть графическими навыками письма.
  2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
  3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • оригами
  • конструирование
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами
  • лепка
  • аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям с ограниченными возможностями интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Срок реализации программы:

Данная программа рассчитана на 21 день (курс реабилитации в стационарном отделении).

Режим занятий:

Занятия проводятся в подгруппах (3 – 5 человек) или индивидуально по 30 минут.

Форма проведения занятий:

  • беседа
  • экскурсия
  • дидактическая игра
  • сюжетно - ролевая игра
  • физические упражнения
  • коллективное творчество
  • индивидуальная корректировка действий.

Результативность:

Проходя курс реабилитации по данной программе, дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста познакомились:

  • с различными видами бумаги (цветной, газетной, гофрированной, бархатной);
  • свойствами бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жёсткая);
  • понятиями «оригами», «шаблон»;
  • видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;

научились:

  • применять простейшие приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами (вырезать простейшие детали по контуру), стекой;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
  • изготавливать поделки в технике «аппликация», «оригами» по образцу;
  • плести косички из ниток;

Формы проведения реализации программы:

В течение всего курса коррекционных занятий поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • самостоятельные работы,
  • тестирование по индивидуальным карточкам,
  • беседа,
  • выставки работ,
  • участие в творческих конкурсах, выставках.

Тематическое планирование по коррекционно – развивающей программе «Играя, я учусь».

Тема

Виды работы

Цель

1.

«В гости к белочке»

Занятие

Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Белка», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

2.

«Петя, Петя петушок»

Занятие

Развивать  навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развитие мелкой моторики рук.

3.

«Мой дом»

Занятие

Активизировать в речи детей слова:  дом, жильё, неприкосновенность, электроприборы, экстренные службы.

 Развивать мелкую моторику рук.

4.

«Путешествие в подводный мир»

Занятие

. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.

5.

«Путешествие в зоопарк»

Занятие

Совершенствовать координацию движений;
развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;

6.

«В гостях у сказки

Занятие

Формирование и развитие зрительно-моторных навыков.

7.

«Транспорт»

Занятие

Развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом

8.

«Умелые пальчики»

Занятие

Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

Воспитать ребенка добрым и благодарным помогут  эти заповеди....

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Учиться, чтобы учить!

Цель данной статьи – поделиться с коллегами-педагогами опытом работы, направленной на развитие связной монологической речи дошкольников и укрепление сотрудничества с их семьями. А также подвести...

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?

В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...

Учимся учиться

Формирование школьной мотивации...