Программа "Играя, я учусь"
рабочая программа на тему
Программа «Играя, я учусь» предназначена для развития и укрепления пальчиковой моторики, для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, и он может приступать к приобретению навыков письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraya_ya_uchus.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Играя, я учусь» предназначена для развития и укрепления пальчиковой моторики, для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, и он может приступать к приобретению навыков письма.
Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы
- обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
Задачи программы:
Воспитывающие:
- Воспитывать в детях с ограниченными возможностями аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Обучающие:
- Научить детей с ограниченными возможностями владеть графическими навыками письма.
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- оригами
- конструирование
- графические упражнения
- игры и действия с предметами
- лепка
- аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям с ограниченными возможностями интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на 21 день (курс реабилитации в стационарном отделении).
Режим занятий:
Занятия проводятся в подгруппах (3 – 5 человек) или индивидуально по 30 минут.
Форма проведения занятий:
- беседа
- экскурсия
- дидактическая игра
- сюжетно - ролевая игра
- физические упражнения
- коллективное творчество
- индивидуальная корректировка действий.
Результативность:
Проходя курс реабилитации по данной программе, дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста познакомились:
- с различными видами бумаги (цветной, газетной, гофрированной, бархатной);
- свойствами бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жёсткая);
- понятиями «оригами», «шаблон»;
- видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
научились:
- применять простейшие приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами (вырезать простейшие детали по контуру), стекой;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
- изготавливать поделки в технике «аппликация», «оригами» по образцу;
- плести косички из ниток;
Формы проведения реализации программы:
В течение всего курса коррекционных занятий поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
- самостоятельные работы,
- тестирование по индивидуальным карточкам,
- беседа,
- выставки работ,
- участие в творческих конкурсах, выставках.
Тематическое планирование по коррекционно – развивающей программе «Играя, я учусь».
№ | Тема | Виды работы | Цель | ||
1. | «В гости к белочке» | Занятие | Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Белка», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. | ||
2. | «Петя, Петя петушок» | Занятие | Развивать навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развитие мелкой моторики рук. | ||
3. | «Мой дом» | Занятие | Активизировать в речи детей слова: дом, жильё, неприкосновенность, электроприборы, экстренные службы. Развивать мелкую моторику рук. | ||
4. | «Путешествие в подводный мир» | Занятие | . Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь. | ||
5. | «Путешествие в зоопарк» | Занятие | Совершенствовать координацию движений; | ||
6. | «В гостях у сказки | Занятие | Формирование и развитие зрительно-моторных навыков. | ||
7. | «Транспорт» | Занятие | Развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом | ||
8. | «Умелые пальчики» | Занятие | Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь.
Воспитать ребенка добрым и благодарным помогут эти заповеди....
Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3
Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....
Учиться, чтобы учить!
Цель данной статьи – поделиться с коллегами-педагогами опытом работы, направленной на развитие связной монологической речи дошкольников и укрепление сотрудничества с их семьями. А также подвести...
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?
В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...
Учимся учиться
Формирование школьной мотивации...