План самообразования 2013 - 2017гг.
материал на тему

Низамиева Люция Варисовна

 План самообразования 2013 - 2017гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya_2013-2017.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 339 комбинированного вида»

Московского района города Казани Республики Татарстан

План работы

по самообразованию

воспитателя  

Низамиевой Люции Варисовны

МАДОУ  № 339

2013 – 2017гг.

План работы по самообразованию

Воспитатель: Низамиева Люция Варисовна

МАДОУ  № 339        

Тема:  «Развитие коммуникативных и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Актуальность. Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его творческом и коммуникативном развитии. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и самого себя.

Цель: Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка и развитие его художественно-творческих способностей.

Задачи:

1. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

2. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

3. Обучить детей речевым средствам общения.

4. Продолжать учить рассматривать картины по технологии программы «Образ и мысль».

5. Развивать у каждого ребенка его собственное отношение к искусству.

6. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.

7. Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.

8. Развивать артистические и творческие способности детей через театрализованную деятельность.

9. Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)

10. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении, способность выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Форма самообразования: анализ психолого-педагогической литературы; анализ продуктивной деятельности детей; наблюдения;  образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста; индивидуальная, подгрупповая работа с детьми; организация досуговых мероприятий; участие в конкурсах, семинарах, методических объединениях; индивидуальная, подгрупповая работа с педагогами и родителями.

Предполагаемый результат: повышение качества работы педагога по данной теме; разработка сценариев, докладов, выступлений, буклетов, презентаций; разработка дидактического и наглядного материала; проведение тренингов, мастер-классов; разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по данной теме; обобщение опыта по исследуемой теме.

Форма отчета по проделанной работе: самоанализ, обобщение опыта работы по теме самообразования, творческий отчёт по результатам профессиональной деятельности.

2013-2014 учебный год

Направление работы

              Содержание работы

Время проведения

Самообразование

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Изучение методической литературы. Разработка конспектов образовательной деятельности  в соответствии с ФГТ

Сентябрь

Изучение  основополагающих документов: «Конвенция о    правах ребенка»; «Единый квалификационный справочник по должностям работников образования»; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»;

« О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

Сентябрь

Член творческой группы по разработке Основной образовательной программы ДО

Разработка тематического плана  

сентябрь

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

В течение учебного года

Создание творческой лаборатории (дидактические игры, учебные пособия, раздаточный материал по всем видам деятельности)

 В течение учебного года

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Июнь-август

Работа с педагогами

Участие в очной конференции «Рождественские чтения – 2013г.» со статьей «Развитие творчества дошкольников в процессе реализации программы «Образ и мысль»

Участие в конференции «Инновационные образовательные технологии в образовании» со статьей «Театр в жизни детей»

Всероссийский центр педагогического мастерства

Публикация проекта  «Животные Севера, жарких стран» на сайте «Дошколенок.ру»,  свидетельство  № Б 03275

Посещение методических объединений для воспитателей

Консультация для педагогов

 В течение года

Работа с родителями

Подбор и разработка  консультаций для родителей и выступления на родительских собраниях: «Воспитание и образование в соответствии с ФГОС ДО»

в течение года

Наглядно-информационное оформление для родителей.

Пополнение  информационного стенда

Совместное развлечение детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья»

Работа с родителями по подготовке к творческому конкурсу «Кырлай», посвящённому творчеству Г. Тукая

Апрель

Родительские собрания

По плану МАДОУ

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов

В течение года

Работа с детьми

Подготовка воспитанников для участия в межрегиональном конкурсе мини-сочинений дошкольников «Мой мир – моя семья»

2013г.

Подготовка воспитанников и участие во втором городском фестивале «Кырлай», посвящённому  творчеству Г. Тукая «Мин исан – Тукай исан». В номинации: художественное чтение.

Апрель  2013

Участие воспитанников МАДОУ №339 в Межрегиональном конкурсе фотографий дошкольников «В кругу семьи», 2 место

Развивающий центр «Совенок»

2013г.

Участие воспитанников МАДОУ №339 в Межрегиональном детском творческом фестивале «Апельсин» Декоративно-прикладное искусство

Сайт фестиваля http//33930.mdtf.ru   г. Москва

2014г.

2014-2015 учебный год

Направление работы

              Содержание работы

Время проведения

Самообразование

 Изучение основополагающих документов:  Закон «об образовании  РФ» ФГОС ДО, «Конвенция о правах ребёнка»  

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Сентябрь

Изучение  методической литературы  

Разработка конспектов в соответствии с ФГОС ДО

Сентябрь, октябрь

Разработка тематического плана

Сентябрь

Прохождение Курсов повышения квалификации по проблеме: «Системно-деятельностный подход к воспитанию в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО», 72 ч, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Апрель, 2015г.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Июнь-август

Работа с педагогами

Участие в очной научно-исследовательской конференции «12 Рождественские чтения» со статьей «Организация театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Публикация конспекта образовательной деятельности «Путешествие на автобусе» на сайте образовательного центра «INCEPTUM»

Участие в конкурсе «Лучший педагог ДОУ», 1 место

Работа над публикацией «Пальчики помогут заговорить» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Развитие современного образования: теория, методика и практика»

Участие в районном конкурсе педагогических проектов «Тебе, Великая Победа!»

Работа с детьми

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

В течение года

Подготовка и участие в Международном дистанционном конкурсе коллективных творческих работ «Блеснул мороз и рады мы проказам Матушки Зимы»

Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet»

Подготовка и участие во всероссийском творческом конкурсе «Новогодние чудеса»,  Диплом I степени Информационно-методический портал «Радуга Детства»

Участие воспитанников во всероссийском дистанционном конкурсе «Медалинград – май 2015»,    2 место

Сайт конкурса www.medalingrad.ru

2015г.

Проведение диагностики группы

Сентябрь, май

Работа с родителями

 Работа с родителями по подготовке детей к  конкурсу «Стань звездой»

Февраль, март

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов 

В  течение года

Привлечение родителей к участию на праздниках и развлечениях

В течение года

Подбор и разработка  консультаций для родителей и выступления на родительских собраниях: «Игра, как средство воспитания дошкольников», «Учим ребенка общаться»

 По плану МАДОУ

Родительские собрания

По плану МАДОУ

2015-2016 учебный год

Направление работы

Содержание работы

Время проведения

Самообразование

 Изучение  основополагающих

документов: Закон «Об образовании» РФ, ФГОС ДО, «Конвенция о правах ребенка»;

сентябрь

Изучение  методической литературы  

Разработка конспектов  образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС

В течение года

Создание творческой лаборатории (дидактические игры, учебные пособия, раздаточный материал по всем видам деятельности)

В течение года

Подготовка материалов для публикации на портале сети работников образования

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Июнь-август

Работа  с педагогами

Участие  в творческой группе педагогов, разработка проекта ДОУ

В течение  года

Консультация для воспитателей ДОУ «Организация игры  с игрушками - персонажами»

Участие в онлайн – конкурсе «Педагог – лидер XXI века» в номинации «Успешный проект», 1 место

Участие в методическом объединении инструкторов по физической культуре ДОУ «Практический опыт физического развития детей и взрослых»:  «Разноцветные мячи»

Участие в семинаре-практикуме «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ»

Образовательная деятельность «По щучьему велению…»

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды  для  обучения детей двум государственным языкам (из опыта работы)»

Участие в районном конкурсе «V городской конкурс инновационных программ, проектов и методических разработок»

Член аттестационной комиссии (СЗД), МАДОУ № 339 Московского района г. Казани

Инновационная деятельность

Участие в семинаре-практикуме по функционированию Республиканской инновационной площадки «Моделирование образовательных компонентов художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Образовательная деятельность «Приобщение детей к искусству живописи и музыки посредством технологии программы «Образ и мысль»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Как сформировать у детей осознанное отношение к здоровью»

Работа с родителями по подготовке детей к  конкурсу «Стань звездой»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов 

В  течение года

Работа с детьми

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

В течение года

Подготовка воспитанников к участию в музыкальном приветствии участников семинара-практикума «Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста в семье и ДОУ»

Сентябрь  2015

Подготовка к участию в I Международном конкурсе  детского творчества «Волшебный Новый год»

Детская онлайн-галерея «Шантарам»

Декабрь, 2015г.

Подготовка воспитанников к участию  в Республиканском театральном фестивале-конкурсе «Сайяр»

Подготовка воспитанников и участие в III Республиканском танцевальном фестивале-конкурсе творческих коллективов «Живи танцуя»

Подготовка воспитанников к участию на мероприятиях, посвящённых Великой Победе

Март - апрель 2016

Проведение диагностики группы

декабрь, май

2016-2017 учебный год

Направление работы

Содержание работы

Время проведения

Самообразование

 Подготовка к аттестации:  изучение вопросов по тестированию, подготовка документаций, видео музыкальных занятий и фотографий

В течение года

Изучение  методической литературы  

Разработка конспектов  образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС.

сентябрь

Создание своего персонального сайта, размещение портфолио

Сентябрь 2016

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Июнь-август

Работа с педагогами

 Консультация для воспитателей ДОУ «Народная сказка – как источник развития родной речи»

Участие в районном конкурсе «Мужество останется в веках», 3 место

 Февраль

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности»  

Участие в рамках семинара-практикума по функционированию Республиканской инновационной площадки «Моделирование образовательных компонентов художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО», музыкально-театрализованное представление «Рождественские встречи»

Председатель итоговой аттестационной комиссии курсов повышения квалификации работников образования РТ. ЧОУ ВО «Академия социального образования»

Февраль 2016г.

Инновационная деятельность

Мастер-класс «Образ и мысль» в рамках семинара-практикума по функционированию Республиканской инновационной площадки «Моделирование образовательных компонентов художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Мастер-класс «Живопись и музыка» в рамках семинара-практикума «Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста» на базе МАДОУ «Детский сад №339» Московского района  г. Казани

Мастер-класс «Интегрированные методы художественно-эстетического восприятия в процессе совместного обсуждения произведений искусства со старшими дошкольниками» в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП) ПМЦПКиППРО ФГАОУ ВО КФУ «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста как условие их позитивной социализации в процессе реализации ФГОС ДО»

Работа с детьми

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

В течение года

Подготовка воспитанников и участие в III Республиканском танцевальном фестивале «Живи танцуя»,  Диплом  Лауреата II степени

 

Подготовка к участию во II Всероссийском конкурсе для детей и молодежи «На взлете», Диплом 2 место

Подготовка воспитанников и участие в районном  фестивале талантов «Стать звездой», Диплом 1 степени

Подготовка воспитанников к участию в I Всероссийском фестивале-конкурсе «Туган телем – Тукай теле» с  театрализованной постановкой «Поэт и дудочка», Диплом 2 степени

Подготовка воспитанников и участие в I Всероссийском фестивале-конкурсе  «Исскуство в тебе»,  Диплом 1 степени

Подготовка воспитанников к участию в музыкально-театрализованном представлении «Рождественские встречи»

Конференция  «Моделирование образовательных компонентов художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Работа с родителями

Подбор и разработка  консультаций для родителей и выступления на родительских собраниях: «Игры, которые можно провести дома»,  «На пороге школы»

в течение года

Работа с родителями по подготовке детей к  конкурсу «Стань звездой»,  «Исскуство в тебе»

Февраль, март

Работа с родителями по подготовке детей к городскому конкурсу «Кырлай»

Март, апрель

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 

В  течение года

2017-2018 учебный год

Направление работы

Содержание работы

Время проведения

Самообразование

Подготовка к аттестации: изучение вопросов по тестированию, открытие личного сайта, подготовка всех документов

Сентябрь-ноябрь

Методическая разработка пальчиковых игр для музыкального развития дошкольников 3-8 лет

октябрь

Участие на педагогических фестивалях и конкурсах на районном,  городском, Республиканском и Международном уровнях

В течение года

Разработка методических материалов, дидактических игр

Ноябрь  декабрь

Инновационная деятельность

Мастер-класс «Современные подходы в приобщении дошкольников к миру живописи и музыки» в рамках семинара-практикума курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций РТ «Современные музыкально-педагогические технологии в развитии инициативы и музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Работа с детьми

Организация кружка  «Развивай-ка» для развития логического мышления дошкольников

Октябрь-май

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

В течение года

Подготовка воспитанников и участие в IX Всероссийской олимпиаде «Мыслитель»

Диплом победителя  (1 место)

Сентябрь

Работа с родителями

.Подбор и разработка  консультаций для родителей и выступления на родительских собраниях

в течение года

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для выступлений детей на театрализованных праздниках 

В  течение года

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Особое внимание для успешного развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста следует обратить на использование творческих видов деятельности. Театрализованная деятельность, как один из видов творческой деятельности соответствует всем требованиям, предъявляемым к методам и приемам, развивающим и воспитывающим в детях умение общаться, находить выходы из конфликтных ситуаций, а так же преодоление страха перед аудиторией. В театрализации в доступной и интересной для ребенка форме собраны  практически все виды художественной деятельности, которые понятны и доступны ребенку. Театрализованная деятельность основана на общении действующих лиц между собой, со зрителем, а игра артистов состоит почти исключительно из диалогов.

И так, театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, она позволяет решать вопросы коммуникативной стороны личности: умение общаться с взрослыми и организовывать самостоятельно общение со сверстниками, умение выражать свои эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, быть интересным окружающим.

Каждое литературное произведение, сказка или рассказ имеют свою нравственную направленность, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения (дружба, доброта, взаимопомощь и т.д.) Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир, выражать свое собственное отношение к хорошему и плохому, добру и злу.

Не всегда интересны и не играют особой роли в развитии ребенка старшего дошкольного возраста учебные задачи, прямо поставленные перед ним, поэтому театрализованная деятельность стала важным и  значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

В театрализованной деятельности коммуникативные действия опосредованы через ведущую игровую деятельность ребенка дошкольника, которая помогает понять и осознать мир детского сознания, окунуться в его мечты, фантазии.

Вооружение необходимыми эталонами, стереотипами и элементами коммуникативного общения является важнейшей задачей в работе со старшими дошкольниками. Из этих стереотипов в дальнейшем дети будут строить собственное общение.  Театрализованная деятельность помогает развитию творческих способностей: воображению, фантазии, выразительности движений, жестов и мимики, а также затрагивает и другие стороны психического развития детей дошкольного возраста – развитие коммуникативной деятельности, эмоциональной и социальной адаптированности, осуществляется воспитательное и коррекционное воздействие.

Благодаря определению роли и игре, в ребенке может раскрыться потенциальный коммуникативный ресурс, что является психотерапевтическим механизмом сценических игр. Любимые герои могут стать образцом для подражания. Свою картину мира ребенок так же может увидеть через заданные образы, и выработать свой опыт эмоционального и коммуникативного поведения в конкретной ситуации.

Новые впечатления, активная деятельность, признание и поддержка - три главные потребности, которые являются основными мотивами, побуждающие ребенка к коммуникативной деятельности. Помогают развитию уверенности, самостоятельности, укрепляют веру в собственные силы, значительно повышают собственную самооценку ребенка старшего дошкольного возраста выступления на сцене, на праздниках, концертах, признание и поддержка зрителей.  

Перед аудиторией можно воспитать привычку к выразительной публичной речи, так необходимую для дальнейшего школьного обучения путем привлечения дошкольника к выступлениям, так как театрализованная деятельность помогает передать свои чувства публично.

Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств, позволяющих детям реализовывать свои коммуникативные потребности. Коммуникативная деятельность подразумевает навыки общения, с использованием речевых и неречевых средств. Развитие речи через театрализованную деятельность предполагает освоение  содержательной, образной и  эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» (С.Л. Рубинштейн).

Выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста, и ее использование является важным условием современного развития:  коммуникативного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного. Понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные (интонация) и невербальные (жесты, мимика, поза) средства выразительности, так необходимые как в театральном действии, так и в коммуникативных способностях. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Нередко люди,  владеющие речью, застенчивы, не уверены в себе, непривычны к публичным выступлениям. Преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, с которого можно копировать черты характера, некоторые положительные действия и выходы из разных ситуаций помогает театрализованная деятельность.

Диалоги – форма коммуникативной речи, которая активно развивается и используется  в театрализованной деятельности, так как в нем участвуют двое, зависящие друг от друга, поэтому они эмоциональны, логически выверенные и «правильные». Обычно, заученные при подготовке к спектаклю диалоги, литературные образцы речи дети используют как готовый речевой материал в свободном общении.

Дети также, используют эпизоды, сцены, ситуации из театрализованных постановок в своей деятельности, приобретая коммуникативный опыт.

Все образовательные задачи в работе с детьми решаются в процессе театрализованной деятельности, так как она универсальна. В ней  правильно используются речевые приемы диалога, рассказывания, воспитываются навыки дружеского взаимоотношения, соотношения и согласования своих действий с действиями партнеров по игре. А также, театрализация учит неречевому способу общения: соотносить позу, жест, движение со смыслом произносимых слов при выступлении на сцене, воплощении художественного образа.

 Одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей старших дошкольников является театрализованная игра. Она эффективна  в процессе осмысления  нравственного смысла литературного произведения. Участие в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов взаимодействия, выразительности речи, в ходе совершенствования диалогов и монологов, активизируется речевое развитие ребенка, коммуникативное. Дошкольники  самовыражаются, самореализуются.  Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром через образы, краски, звуки. Эти действия способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – самостоятельности, коммуникативности, инициативности,  воображения, эмоциональной отзывчивости.

 Театрализованную деятельность моделирует  жизненный опыт людей. Это мощный психотренинг, который развивает участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Несомненно, в условиях игры, в том числе и театрализованной, тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, делать выбор.

Наблюдая друг за другом, дети стараются лучше играть роль, имитируя ролевые движения, совершенствуется  координация, вырабатывается чувство ритма, возрастает творческая активность. В этом помогает и музыка, при которой детям легко определять и подчеркивать  характер героев.  

От роли к роле, игры к игре дети набираются опыта, нарастает активность, они лучше запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», начинают чувствовать ответственность за успех представления, своей игры. Дошкольники продолжают знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные перед детьми, заставляют их анализировать, делать выводы и обобщения, а главное думать. Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Следовательно, театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи: формирует  выразительность речи, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание, развивает чувства,  приобщает его к духовному богатству, а главное, учит правильно и грамотно общаться, развивает коммуникативные способности. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

 «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б.М. Теплов).  

Универсальные возможности театрализованной деятельности имеют большое значение в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников, в формировании в них личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешными в сложном современном мире.

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

ПО ПРОГРАММЕ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ»

(из опыта работы)

Программа «Образ и мысль» произвела на меня неизгладимое впечатление. На первый взгляд, довольно проста, но простота эта обманчива. Сами стратегии, составляющие стержень программы, «выучить» несложно, гораздо труднее использовать их на практике. Программа нацелена не на представление конкретной суммы или даже системы знаний, не на нечто стабильное, фиксированное во времени и конечное, а на то, чтобы научить детей самостоятельно выстраивать и осваивать когнитивные системы, что предполагает собой целую цепочку постепенных многоплановых изменений в самих способах мышления – т.е. она направлена на процесс, причем процесс медленный и сложный.

Я сразу начала внедрять эту программу в свою работу. При рассматривании первого слайда на первом занятии можно было заметить скованность детей. В глазах вопрос: «Что вы хотите от нас?». Ведь они привыкли рассматривать картины по-другому. Пришлось привлечь к помощи взрослого человека. Второй слайд уже рассматривали более активно, в глазах появился интерес. Уже на третьем занятии были видны некоторые результаты. Дети стали более разговорчивыми, в дискуссии вступали сразу, хотелось высказаться почти всем. Ответы были такими  убедительными, полными, хотя второй и третий вопрос еще не задавались. На третьем и четвертом занятии в разговор начали вступать стеснительные и малоразговорчивые дети.

Конечно, на протяжении всего занятия хотелось самой вступить в разговор с детьми, похвалить или что-нибудь добавить к ответу детей. Но по требованиям программы педагог не должен:

  • оценивать ответы детей;
  • делать замечания;
  • навязывать свою точку зрения;
  • обсмеивать ответы ребенка.

Ответы детей настолько были неожиданными, видение картины особенное, что я сама приглядывалась к тому, о чем говорили дети.

Вникнув и прочувствовав на себе технологию «Образ и мысль» я сама стала больше видеть и замечать то, на что раньше не обращала внимание. Дети рассматривали картину до мельчайших подробностей. Качество ответов повысилось до такого уровня, что даже не требовался третий вопрос. Дети с самого начала занятия отвечали на вопрос «Что происходит на этой картине?» и тут же самостоятельно, без вмешательства взрослого давали оценку своего ответа.

Во второй половине года ответы стали полными, развернутыми, содержательными. Без дополнительных вопросов дети составляли целый рассказ. Уменьшалось число повторов уже сказанного, развивалось умение усваивать новую информацию, слушать и слышать  других, пересматривать и дополнять свою точку зрения. С этими навыками тесно связаны умения вести дискуссию и аргументировать свои мысли. Степень активности участия в дискуссии, развитие критического мышления наблюдалось через способность детей ставить и решать проблемы, анализировать свою и чужие точки зрения.

К тому же программа «Образ и мысль» оказывает положительное воздействие на личность ребенка, повышает его уверенность в собственные силы, снижает защитные реакции, раскрывает новые возможности ребенка, одаренность. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, при рассматривании произведения, высказывали свои наблюдения и, в меру своих возможностей приближались к постижению их многогранного содержания. Развиваются навыки визуального восприятия, аргументации, способствует эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Замечен также терапевтический эффект программы: повышение у детей самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого. Программа способствует формированию толерантности детей и педагога, а также учить ведению «направленной дискуссии».

Что мне понравилось в этой технологии? Как можно применять эту программу в своей работе? Во-первых: вопросы наталкивают детей вспоминать, фантазировать, обобщать, что немаловажно в эстетическом развитии. Во-вторых: дети чувствуют себя комфортно, исчезает чувство страха, учатся уважать друг друга. В-третьих: развивается мышление, речь, память, внимание, сосредоточенность.

Очень радует то, что дети умеют доказывать, отстаивать свою точку зрения, спорить и главное умеют говорить и слушать, свои мысли выражать словами.

Педагог находится на равных с учеником, уважает мнение каждого, направляет ученика, не делает замечаний, очень терпелив.

Программа «Образ и мысль» позволяет глубже понять возрастные особенности, позволяет использовать приемы технологии на других занятиях, в других видах деятельности.

Восприятие музыки, т.е. слушание, один из видов деятельности, где ребенок наиболее полно демократично может выражать свои чувства, переживания, представления, может импровизировать их в движениях, пантомиме, а также использовать графически. Используя технологию программы «Образ и мысль» в музыке детям открывается окно в мир фантазий и сказок, борьбы добра со злом, мир сложных человеческих эмоций.

При проведении занятий совместно с музыкальным руководителем, после просмотра слайда дети слушали музыку. Прослушав ту или иную музыкальную пьесу, дети делились об услышанном, слушали и подкрепляли свое сознание мнение своих сверстников, спорили с ними, доказывали свою точку зрения.

Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения. Очень нравится детям рисовать картины своими руками, а затем рассматривать и составлять небольшие рассказы.

Воспитывать, формировать настоящего «искусствоведа» необходимо начинать именно с детского возраста. Одна из целей программы – эстетическое развитие. Но не нужно забывать, что одна из важнейших задач, которая реализуется через программу «Образ и мысль» - это развитие речи и коммуникативных способностей детей.

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития все же, является период детства.

При разыгрывании небольших сценок, стараюсь учить детей создавать сценический образ, развивать интонационную выразительность. В этом очень помогают диалоги. Диалог – один из способов воспитания, становления и существования толерантного сознания. Диалог помогает почувствовать партнера, развивать способность слушать и своевременно отвечать, передавать интонацию.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому, особое внимание, я уделяю развитию эмоциональной сферы.

Итогом всей работы по развитию речи можно считать умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли. Развитие у детей связной выразительной речи – это существенное звено воспитания культуры речи. В этом мне также помогло пособие Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине».

Формирование творческого рассказывания – наиболее сложная задача обучения дошкольников связной монологической речи. Работая по программе «Образ и мысль», дети знакомятся сначала со слайдами, внимательно рассматривают их, «разбирают» картину по деталям. Дальше идет работа по развитию воображения, умению раскрыть сюжет картины, действия героев, развивается логика, мышление. Именно на этом уровне прослеживается умение соединять простые детали в сложный сюжетный рассказ.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Программу «Образ и мысль» можно реализовывать в разных видах деятельности: на прогулке, во время наблюдений, изобразительной деятельности, при рассматривании  образцов или результатов работы детей, ознакомлению с окружающим, во время режимных моментов и свободной художественной деятельности. И, желательно, начинать внедрять ее с самого раннего детства. Тогда наши дети, действительно, станут творцами: художниками, писателями, скульпторами, учителями и врачами, да и просто хорошими людьми.

Методическое обеспечение:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

2. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007

 4. Исаева Р. И. – Точка отсчета – ребенок. К. 2003 г.

  1. Интегрированный подход в реализации творческих возможностей дошкольников. Казань: Риц «Школа», 2007 г.
  2. Киреева Л. Г., Саськова О. А. “Рисуем кукольный спектакль : комплексные занятия, сюжетно– ролевые и дидактические игры” Волгоград: Учитель, 2008.-127 с.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. “Психология социальной одаренности” Москва, Линка– пресс 2009.– 272с.

9. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.

10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

11. Методические рекомендации. Программа «Образ и мысль» 1-й год обучения.

  1.  Озерова О. Е. – Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов-на-Дону, 2005 г.

13.  Пантелеева Л. В. – Музей и дети. М. 2000 г.

14. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

15. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.—М.,1989.

16.Ушакова О. С. – Развитие речи и  творчества дошкольников. М. 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2013-2014 гг.

Развитие элементарных экономических представлений....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год

Тема:  « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Отчет по самообразованию за 2013-2017гг.

Отчет по самообразованию за 2013-2017гг....

План самообразования 2013-2017гг.

План самообразования...