Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей.
статья (младшая, средняя группа) на тему
Использование сказок ,мифов в работе с детьми все чаще психологи и педагоги используют сказкотерапию в своей работе и это приносит очень хорошие результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_vospitanii_detey.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.
Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.
Занятие длится около часа. Хаотические, не поддающиеся рациональному выражению чувства, сказка преобразует с тройные метафоры. Например, чувства маленького мальчика к своему отцу. Это любовь, когда отец с ним ласков; ненависть, когда отец на него сердится; ревность, когда мама обнимает отца. Так кто же его отец? Добрый и справедливый властелин? Или злодей? Или похититель матери? В сказке есть король-отец, чтобы его любить, и Кащей Бессмертный, чтобы его бояться, и это подсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можно любить, а может быть Кащеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть.
Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.
На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи и педагоги, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом.
Сейчас много пишут о полоролевой идентификации. Как ребенку разобраться как должен вести себя мужчина, а как женщина, если часто мамин стиль поведения - маскулинный, а папин - феминный? И в этом вопросе ребенку способна помочь сказка. Ведь в сказках представлены традиционные типы поведения: героев-мужчин всегда маскулинный, а женщин - феминный.
И еще одна важная роль сказки: слушая ее, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.
Часто причина тяжелых переживаний ребенка - это проблемы, связанные с его взрослением, рождение второго ребенка, конфликты в семье и многое другое. Порой кажется, что это - конец, но герой сказки проходит через смерть и возрождается "краше прежнего". Смерть героя сказки – это символ "кризиса роста", а счастливый конец сказки символизирует победу в этих психологических сражениях и возможность взрослеть.
Таким образом, сила психотерапевтического и воспитательного воздействия сказки очевидна.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.
Подавляющее большинство фантастических и сказочных историй, сочиненных ребенком, имеют компенсаторную природу. Чтобы поддержать душевное равновесие, они соответственно усиливают другую сторону. Фрейд считал, что воображение является средством удовлетворения невыполнимого в реальности желания, то есть порождается депривацией. Беттельхейм дополняет идею Фрейда, замечая, что воображение крайне необходимо для правильного развития ребенка: если учесть его бессилие и зависимость в мире взрослых, воображение спасает ребенка от беспомощного отчаяния и дарит ему надежду. Из психоанализа вышла теория А. Адлера, согласно которой чувство слабости и несамостоятельности, болезненно ощущаемое ребенком, заглушается и устраняется функцией власти и господства. Часто в своих фантазиях (сказках, играх) дети бессознательно мстят, протестуют против реального чувства несостоятельности. Дети преувеличивают, потому что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, их внутреннему состоянию.
Для большинства детей метафора - это такая знакомая реальность, ведь наше детство соткано из сказок, мультфильмов, сказочных киногероев, именно они оказывают наибольшее воздействие на душу ребенка.
Непосредственность реакций лучше всего удается детям. Не мудрствуя над рассказанной историей, они просто ныряют в нее со всей безбрежностью своего воображения. Приведенное в действие, оно и является основным преобразующим и лечебным фактором: "Метафора разжигает воображение ребенка, превращая его в источник силы и самопознания"
Для того чтобы " включить" воображение, нужно создать проблемную ситуацию с большой степенью неопределенности, когда исходные данные с трудом поддаются точному анализу.
В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого.
С особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что "по правде", а что "понарошку", легче установить границу между выдумкой и действительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика.
Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения: подражание, когда ребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры "понарошку", то есть воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения. Иначе говоря, предмет с весьма ограниченным реальным содержанием слулшт трамплином для безграничного полета детской фантазии и образного мышления. Этот вид "детской метафоры" вносит свою лепту в непрерывный процесс познания мира ребенком. Все, что ребенок узнает, тут же ложится в основу его игр или рассказов, которые в свою очередь, помогают усвоить вновь узнанное.
Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ -сказку, притчу, миф - в своей работе. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом - просто одной из многих техник, а в третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало.
Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку в сложном процессе социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по теме: “Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».
В работе раскрыты приказ о проведении педагогического совета,план подготовки и повестка дня заседания педагогического совета, литература к педагогическому совету....
Тематический контроль к педагогическому совету на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании нравственных качеств у детей».
В работе ракрыты: план проведения тематического контроля,справка по итогам проведения тематического контроля,приказ о проведении тематического контроля....
«Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка»
Консультация для родителей...
Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...
Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Сказка для развития детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь, также она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Детские сказки являютс...
Русские народные сказки - средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно....
Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребенка
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности происходит в семье и детском саду....