Статья "Индивидуализация дошкольного образования как условие и результат внедрения ФГОС ДО".
статья по теме

Анна Ивановна Пуртова

 

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no10_statya.docx497.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №10

G:\аттестация\20180703_152652.jpg

G:\аттестация\20180703_152736.jpg

Пуртова Анна Ивановна

Воспитатель первой категории

МКДОУ Садовский детский сад

Новосибирская область Краснозерский район  поселок Садовый

Индивидуализация дошкольного образования как условие и результат

внедрения ФГОС ДО.

     Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

     Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

     В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы. Поэтому, актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательной - образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО, который должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.

     Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.      Предметно-пространственной среда, обеспечивающая уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию.

     Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

     С целью индивидуализации педагогического процесса мы используем следующие компоненты детской субкультуры. В группе есть уголок «Мое настроение», "Центр выбора".

     Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

          Группа индивидуальна и своеобразна. Мы стараемся наполнять ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

     Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. В группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

     Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях.

     Стенд «Творим и мастерим» показывает все способности ребенка. Стенд «Наши достижения» используется для демонстрации достижений воспитанников в районных, городских, областных конкурсах, выставках.

     Постоянно действующая выставка совместно с родителями, у ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.

     Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещении стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Кружковая деятельность в ДОУ носит систематичный характер. Работа направлена на художественно - эстетическое, речевое развитие.

     В нашей работе активно используется ИКТ, презентации, видео зарисовки, фильмов.

     По работе с родителями, хочется отметить активное участие в жизни группы и детского сада. Родители знакомы с сайтом ДОУ, еженедельно просматривают новости.

     Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

      Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин  его возникновения , его роли в жизнедеятельности  человека. Способствование формированию умения наблю...

Экологический мини проект "Вишенка" ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Цель проекта: Проследить изменениями роста вишенки в ходе наблюдений; формировать положительные эмоциональные отношения к дереву, умение отражать впечатления в продуктивных видах деятельности; закрепл...

Межрегиональная научно – практическая конференция «Результаты внедрения ФГОС дошкольного образования: управленческие и содержательные аспекты» Образовательный экскурс 2014 – 2017гг

Состоялась 19 декабря 2017г. в ГОУ ДПО НИРО (г. Нижний Новгород)Программа конференции включала в себя пленарную экспозиционную площадку и работу трёх тематических экспозиционных площадок: №1 &nda...

«Организация внутреннего контроля в учреждении дошкольного образования в условиях переходного периода введения ФГОС ДО»

Контроль - специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса, т. е можно сказать, что это систем...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...