Проект
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего дошкольного возраста « Народная тряпичная кукла».
Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская.
По доминирующей деятельности: творческий.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: шесть месяцев, ноябрь-апрель.
Заявитель: дети старшей группы.
Автор проекта: воспитатель Р.Р.Муртазина
2017год
Описание: данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков
Проблема: игрушки - дело серьезное. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они же, способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка. Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по-прежнему самой популярной игрой является кукла. Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Этот проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет и научит детей своими руками изготавливать куклу.
Актуальность: Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления дает возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.
Цель проекта: пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи проекта: обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол; -формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы; учить детей изготовлять кукол своими руками; развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани, умение завязывать узелки и петельки; воспитывать интерес к русской народной кукле , бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.
Предполагаемые результаты для детей:
1.Повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
2.Дети узнают история происхождения тряпичной куклы.
3.Овладеют технологией изготовления тряпичной куклы.
Предполагаемые результаты для педагогов:
1.Появится тесный контакт с родителями.
2.Пополнится предметно-развивающая среда.
Предполагаемые результаты для родителей:
1.Родители станут активными помощниками в группе.
Этапы проекта:
1.Организационный.
Воспитатель- раскрывает проблему.
Определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.
Дети-вхождение в проект.
Родители- вызывать положительный отклик у родителей на существующую проблему.
2.Планирование деятельности.
1.Педагог-изготовление пособий для проекта:
-подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы;
-изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме;
-изучение технологий изготовления народной куклы;
-анкетирование родителей «Любимые игрушки ваших детей»;
- разработка диагностического материала;
-подбор необходимого материала для практической деятельности;
-изготовление дидактических игр «Наряд для куклы», «Лоскуточки»;
-разработка консультаций и обращений для родителей;
- беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой». Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Дети- разучивание стихов «Имя для новой куклы» (Т.Полевщикова), «Обереги»(Э.Попова), «Старая кукла»(Г.Заславская), «Заплетала кукле я шелковые волосы»(Г.Браиловская); поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
3.Родители-поиск новой информации, помощь в изготовление предметно-развивающей среды.
3.Заключительный этап.
Ожидаемый результат:
- Создание картотеки детской и методической литературы.
- Разработка перспективного плана по теме «Народная тряпичная кукла».
- Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ.
- Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы.
Продукт: фотовыставка.
Паутинка проекта.
По образовательным областям.
Физическое развитие | Подвижные игры: «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Куда пошли наши подружки» |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций «Русская изба». Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Моя любимая кукла» Аппликация: «Какой красивый у куклы наряд!» Лепка: «Игрушки из бабушкиного сундука» Конструирование: «Русская изба» |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «У бабашки в гостях», «Дом» |
Речевое развитие | Чтение М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», заучивание стихов В.Приходько, Т.Ладонщикова. Заучивание потешек на тему быта русского народа. |
План осуществление проекта(основной этап).
Режимные моменты | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа родителей с детьми | Свободная творческая деятельность детей |
1.Утро | Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Почему у народной куклы нет лица» | Составление творческих рассказов «Русская изба», «Бабушкин сундук» | Дидактические игры «Одень куклу», «Народные промыслы», «Составь орнамент» |
2.Вечер | Просмотр презентаций «Праздники на Руси», «Наши предки» | Составление семейного альбома «Моя семья» | Сюжетно-ролевые игры «Домик для куклы», «У бабушки в гостях» |
План реализации. II этап - исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре.
Заключительный этап.
Ожидаемый результат:
Критерии оценки результатов по диагностике.
Высокий: дети проявляют интерес к малой Родине, родному краю, их истории, проявляют самостоятельность; способность без помощи взрослого решить адекватные задачи, находить способы и решение; называют все виды тряпичных кукол, проявляют эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народно - прикладного творчества; ориентированы на сотрудничество, дружелюбны, способны участвовать в совместных делах.
Средний: с помощью взрослого отвечают на вопросы: из чего изготовлена кукла, с помощью чего; Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
Низкий: не проявляют интереса к данному проекту, не сразу подключаются в работу; с трудом заучивают потешки о куклах; не называют ни один вид тряпичной куклы; эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослыми, но сами не проявляют активности.
Продукт проекта:
Диагностика детей по проекту.
Презентация проекта.
«Куклы, в которые играли наши бабушки».
Выводы:
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Результат работы: куклы-обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...