Основные направления, формы и методы работы психологической службы:
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Основные направления, формы и методы работы психологической службы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления, формы и методы работы психологической службы:
Цель: организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО.
В соответствии с поставленной целью психолог ставит перед собой следующие задачи:
- оказать психологическую помощь субъектам образовательного процесса;
- создавать игровую среду для формирования коммуникативных навыков обучающихся;
- определить уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
- взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
- оказать психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в адаптационный период;
- способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Основными направления деятельности психолога являются:
1. Организационно-методическая работа – анализ и планирование деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинариях, конференциях; посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета.
2. Психодиагностическая работа – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности обучающихся. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
- диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
- диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
- диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы работы: наблюдение, опросные методы, тестирование
3. Коррекционно-развивающая работа – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности. Осуществляется на основе совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей).
Включает в себя следующие формы работы:
- Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах), развивающие игры;
- Индивидуальные психокоррекционные занятия;
- Занятия по подготовке детей к обучению в школе.
Основные методы коррекционной работы:
- индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
- сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
- куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
- арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
4. Консультативная деятельность – оказание помощи учащимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
5. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся и воспитанников, разработка конкретных рекомендаций психологическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
6. Психологическое просвещение – формирование у учащихся и воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников начальной школы - детского сада потребности в педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Проводится в виде семинаров, выступлений на методических объединениях, педагогических совещаниях, родительских собраний, классных часах.
Формы работы психолога с педагогическим коллективом подразделяются на:
1. Групповые занятия, которые включают в себя педагогические часы, тренинги, собрания;
2. Индивидуальные занятия.
Формы работы психолога с родителями подразделяются на:
1. Групповые занятия (родительские собрания, анкетирование, опрос родителей);
2. Индивидуальные (консультации по вопросам полноценного развития и становления личности ребёнка);
3. Наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей,
памятки, буклеты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-334536-1386004179.jpg)
Основные направления психологической работы по профилактике агрессивного поведения подростков
Основные направления психологической работы по профилактике агрессивного поведения подростковТокарева Наталья Георгиевна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/21/picture-430656-1400646023.jpg)
Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции
Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/02/picture-868152-1641138290.jpg)
Консультация для пеадгогов "Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье"
Одна из задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-959120-1554265111.jpg)
Основные направления, формы и методы работы психологической службы
В данной работе отражены основные направления, формы и методы работы психологической службы в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-1177414-1611306081.jpg)
Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей
В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-455649-1402313707.jpg)
Основные направления психологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста очень актуальна и требует комплексного, системного подхода. В данном материале рассматриваются характерологические особенности агрессивных до...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/31/picture-1454399-1675163247.png)
Основные направления, формы и методы профилактической деятельности по обеспечению дорожной безопасности в детском саду
Одна из самых удачных новых педагогических технологий – проектная деятельность. Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, зани...