История игрушек
проект на тему

Токарева Мария Леонидовна

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Тема '' История игрушек''

                           

 Содержание

     1.Введение

     1.1. Игрушка и её место в жизни ребёнка

     1.2. Виды игрушек

     2. Теоретическая часть

    Сбор, классификация и обработка полученных данных –             использование информации для построения доказательства гипотез

     2.1. История возникновения игрушки

     2.2. Разновидности русской простонародной игрушки

     2.3. История кукол - оберегов у славян

     2.4.  Дымковская игрушка

     2.5. Филимоновская игрушка

     2.6. Богородская игрушка

     2.7. Городецкая деревянная игрушка

     2.8. История матрёшки

     2.9. Современные игрушки

        3. Заключение, вывод

        4. Список литературы и источников

        5. Приложение

1.Введение

  «... игра для ребёнка-это действительность гораздо более    интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому, что от части есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни,в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё ни какой самостоятельности, слепо и беззаботно  увлекаемое течением жизни; в игре же дитя- уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими

созданиями. »

                            К. Д. Ушинский

               

                 Игрушка и её место в жизни ребёнка

Слово'' игра''  появляется с самых древнейших времён. Раньше люди  связывали игру с радостью и весельем, с шутками и смехом.

Дословно слово ''игра'' переводится, как ''предаваться ребячеству''.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.

 Игрушка - спутник жизни ребёнка, источник его радости.

 Это не только материал, орудие игры, это и партнёр, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка - одно из важнейших средств воспитания.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий.

 В ней в обобщённой форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.                      

                                           

 Так, кукла - обобщённый образ человека - позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать.                                                                                                                                  

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления. Но при всём разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует и сам ребёнок, и взрослый.

 Изображение предметов условно и в значительной степени обобщённо. Характер и степень обобщённости и условности зависят от типа игрушки и её конкретного назначения. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт вещи или предмета, отличающих их от других.

Истинной игрушке чужды дробность характеристики и натурализм. Обобщённость и известная условность обеспечивают разнообразие её функций в играх детей.

 Натуралистическая игрушка быстро надоедает детям именно потому, что ограничивает игровой замысел, «приземляет» его точностью образа.

 Хорошая игрушка обладает определённой игровой динамикой: её образ, конструкция, материал обеспечивают разнообразие игровых действий.

 Динамика в игрушке может быть представлена подвижностью частей, звучанием, комплексностью фигур (наборы).

Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнёр ребёнка, оказывает огромное влияние на его личность. Оно тем более глубоко, что ребёнок любит свои игрушки, привязывается к ним, чувствует себя полноценным участником окружающей жизни.

 Разнообразие игрушки помогают ребёнку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей.

Через игрушку  можно формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря.

Разборные игрушки, конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении, можно использовать для сравнения, классификации. Мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Игрушка забавляет и радует ребёнка, вызывает положительное отношение к окружающему.

 Симпатия и привязанность к игрушке переносятся и на предметы, людей, изображенных в игрушке.

 Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, вызывает живой интерес к жизни людей, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Национальная кукла - один из источников положительного отношения детей к сверстникам и взрослым другой национальности.

                                                       

Будучи первым и самым доступным предметом искусства, игрушка вызывает у ребёнка эстетические чувства и переживания, способствует накоплению эстетического опыта и формирует художественный вкус. Следует при этом особо подчеркнуть значение народной игрушки, воплощающей в себе художественные качества, близкие и понятные детям.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребность ребёнка в активном движении.

Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста, развивают у ребёнка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

 

 Разнообразные игрушки побуждают детей к совместной игре со сверстниками и старшими.

 Игры с мячами, шарами, кеглями, игры в городки и др. развивают быстроту реакции, точность и координированность движений.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонние. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующей их подбор.

                           

                             

                               Виды игрушек

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно, применять в разных играх.

Сюжетные игрушки имеют ещё одно название - образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребёнка.

Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

 Кукла - источник разнообразных переживаний малыша. Особенно любимы ребёнком куклы, изображающие детей.

 В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Расширяется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей.

 Среди них много народных игрушек: матрёшки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки. Играя с дидактическими игрушками, ребёнок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрёшку).

К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.                                                      

Игрушки-забавы, «весёлые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешанные фигурки людей, животных. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, скакалки).

Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (баскетбол, хоккей, пинг-понг).

                                               

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха.

 Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей.

Театрализованные игрушки - это куклы - театральные персонажи, куклы бабочка, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.

                                               

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплексы деталей разных форм для сооружений построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепёжных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с различными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепёжными устройствами).

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. Игрушки-самоделки  может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полу оформленных (коробочки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость.

Познание мира начинается с игры, игрушек.

Мы маленькие, ещё в неосознанном возрасте играем, чтобы познать мир. Поэтому, то во что  играем мы- дети и то как мы играем, говорит, о том какими мы вырастем  взрослыми.

Даже не стоит задавать вопрос, как развлекаются, во что играют сегодня дети. Каждому понятно, основное развлечение- интернет, сидение за компьютером, планшетом. Включаешь интернет, загружаешь игру и общаешься в виртуальном  мире, проходя этап за этапом. А игр в виртуальном пространстве великое множество, забываешь обо всём.

                                                     

А  в магазине детских игрушек, вы давно были?

 Загляните туда, ради любопытства. И вы увидите, что полки завалены всевозможными плюшевыми монстрами иностранного происхождения, конструкторами «Лего», космическими агрегатами. Если же вы попросите показать нашего русского Петрушку, то вам, в лучшем случае, предложат какой-нибудь вариант итальянского Арлекино, а в худшем – скажут, что это очень редкая игрушка.

 То же самое вас ожидает, если вам вздумается купить простую деревянную пирамидку или обыкновенный деревянный кораблик– из тех, что наши мамы и папы пускали по ручьям и речкам.

Казалось бы, все нам ясно: пластмасса пришла на смену дереву  вместо простеньких корабликов появились океанские лайнеры и военные крейсеры, вместо примитивных самолетиков – космические корабли, вместо безногих, безглазых, безволосых традиционных русских кукол – длинноногие красавицы Барби.

Прогресс – это конечно хорошо! Но куда же делись наши русские игрушки? Из них остались разве что матрешки, да и те  предназначаются иностранным туристам – в качестве сувенира из России.

Хотелось бы выяснить, в какие куклы играли наши прапрабабушки, на каких лошадках скакали и какими солдатиками сражались их прапрадедушки, с чего же всё началось.

Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История даст нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков. Эти вопросы побудили меня начать работу над исследованием и назвать его''  История игрушек ''                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                             

Цель:

 Узнать историю игрушек.

Задачи:

1.        Найти и изучить литературу по исследуемой теме.

2.         Изучить историю возникновения игрушек с глубокой древности.

3.         Изучить историю возникновения русской народной игрушки.

4.         Познакомится с видами игрушек.

5.         Оформить отобранные материалы.                                                                                                        

Предмет исследования: игрушка

Этапы исследования:

1.        Изучение литературы по теме.

2.        Систематизация материалов по теме.

  Гипотеза:

Предположим, что игрушки  ровесники человечества.

Возможно, являясь частью культуры всего человечества, игрушка сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Методы работы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.

3. Поиск информации в сети Интернет.

                                                       



Предварительный просмотр:

История возникновения игрушки

Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека.

Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.

Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка.

 В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение.

От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

                                                                                                 

Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи.

Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра.

Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками.

 

Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце.

Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров.

В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения.

Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть

                                                                                                     

Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. "Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку "Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка "Троянский конь", которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду.

 Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус.

Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего.

 Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Об игрушках детей средневековья рассказывают не только археологические находки и изображения, но и многочисленные письменные источники – письма, архивы гильдий, завещания и законодательные акты.

 Некоторые игрушки упоминаются даже в житиях святых – например, о св. Елизавете говорится, что из своих странствий она привезла стеклянные игрушки, которые не разбились благодаря святости своей владелицы.

Как и сегодня, у средневековых малышей были очень популярны шумовые или музыкальные игрушки – барабаны, свистки, колокольчики, трещотки и погремушки.

Для детей из низших классов погремушки делались из сушеных стручков и тыкв-горлянок, тогда как родители-аристократы дарили своим малышам игрушки из слоновой кости, драгоценных металлов, кораллов, раковин или рога, нередко богато изукрашенные.

Отпрыски знатных родов, которым в будущем предназначалось стать рыцарями, занимались с тупыми деревянными мечами и копьями, которыми нужно было попасть по укрепленным на столбах щитам.

Многие с увлечением скакали на деревянных «лошадках» - жердочках с прикрепленными лошадиными головами из дерева. Также мальчики увлекались играми с игрушечными солдатиками – для детей победнее на ярмарках продавались фигурки из глины, тогда как детям из высших сословий солдатиков делали лучшие мастера из золота, серебра или свинца. Некоторые солдатики имели подвижные конечности, а фигурки на лошадях иногда оснащались колесиками, чтобы их можно было тянуть за собой. Богачи могли позволить себе и более крупные игрушечные фигуры, руками которых можно было двигать с помощью веревок или палочек, а доспехи снимать и заменять другими.

Средневековые девочки, как и наши современницы, предпочитали военным игрушкам кукол.

Эти игрушки изготовлялись из самых разных материалов. Уже с 10 века в хрониках упоминаются тряпичные куклы, которые были дешевы, легки в изготовлении, а также удобны и мягки. Причем в тряпичные куклы играли не только дети из низших классов. В Королевской сокровищнице в Стокгольме хранится тряпичная кукла дочери Карла IX, созданная приблизительно в 1590 году.

 Эта кукла сделана из шелковых нитей, укрепленных на проволочной основе, имеет настоящие волосы, заплетенные в косы, и настоящую одежду – сорочку, две нижние и одну верхнюю юбку, корсаж. Рукава ее одеяния расшиты жемчугом, а в руках у нее вышитая муфточка. Нередко куклы делались и из дерева: для детей помладше - примитивные, вырезанные из одного куска дерева, для детей постарше – более сложные, с тщательно вырезанными волосами, красиво раскрашенные.

Постепенно, по мере формирования «игрушечного» производства, в некоторых городах появились гильдии игрушечных мастеров – в одном только Нюрнберге было целых 17 мастерских по производству кукол. А ведь кукол производили не только в специализированных мастерских: горшечники делали кукол из глины, плотники – из дерева, кузнецы – из олова. Также куклы производились из воска и папье-маше. Были даже съедобные куклы из пряничного теста и хлеба. Но все же наиболее популярны и разнообразны были куклы из белой глины – они изображали знатных дам, рыцарей на конях, мифических животных и др.

Постепенно куклы становились все более сложными – они обзаводились подвижными конечностями и целыми гардеробами одежды. К началу периода Возрождения в моду вошли кукольные дома, которые начали производить в Голландии. Это были сложные и очень дорогие сооружения, оснащенные всей необходимой мебелью вплоть до буфетов с миниатюрными кубками и блюдами из серебра. А дочь баварского герцога Альбрехта V играла с кукольным домом, в котором была даже часовня с игрушечными священниками и музыкантами, а также швейная комната для «обитающих» в доме кукольных дам.

Напоследок стоит упомянуть популярные в средневековье подвижные игры. На улице дети часто играли в шарики из агата или глины – задачей этой игры было выбить из круга как можно больше шариков соперника. Такие игры, как теннис или игра в кегли, сохранили популярность до наших дней.

Поскольку цивилизация прогрессировала, и технологии изменялись, игрушки также изменились. Принимая во внимание, что древние игрушки были сделаны из материалов, найденных в природе — как камень, лес, и трава, современные игрушки часто делаются из пластмассы, ткани, и синтетических материалов.

 Древние игрушки часто делались родителями и другими членами семьи, а также детьми непосредственно, и были уникальными. Современные игрушки, напротив, часто выпускаются серийно и продаются в магазинах.

Ну а как же дела с игрушками обстояли и обстоят в России.

Игрушка – это мир детства каждого человека. Можно сказать, что традиционная игрушка – это мир детства страны.

 Вместе с ростом интереса к собственным традициям растет и интерес к русской кукле, деревянной и глиняной игрушкам. Проводятся многочисленные ярмарки, салоны, выставки.

Правда, пока интерес этот чисто ознакомительный. А ведь, пожалуй, игрушка – это одна из немногих сфер, где мы можем сохранить не только старые образцы, но и умирающие традиции.

Сегодня русская игрушка редкий гость в экспозициях музеев.

 Делалась она из подручных материалов и хранилась недолго.

 Лишь благодаря собирателям и энтузиастам, редкие экземпляры все-таки были сохранены.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э.

Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей.

Для привлечения духа умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы должны были вселиться – прообразы будущих кукол.

Эти маленькие свидетели прошлых эпох теперь становятся объектами глубокого исследования с одной стороны искусствоведов, с другой – антропологов и культурологов всех мастей.

 Неудивительно, ведь игрушка оказывается тесно связанной со скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством. Она рассказывает об истории искусства прошлых веков.

С другой стороны, будучи потомком еще архаических традиций и практик, игрушка пропитана символизмом и тайным смыслом, трудно понятным человеку не посвященному в суть древних культурных кодов. Эта двойственность делает ее единственной в своем роде. Нигде в мире ей просто нет аналогов.

 Древние игрушки делались из подручных материалов родителями для своих детей. Уже в этой преемственности таится ее суть, как проводника традиционных смыслов. На создание простой куклы отцом или матерью тратилось время свободное от тяжелой работы в поле, а времени такого было совсем немного. Потому игрушке всегда свойственны простота изготовления, экономия материала.

Понятие красоты было неотделимо от «полезного» и «доброго». Самое доброжелательное к человеку – Солнце (несущее свет и тепло) – отсюда преобладание на крестьянских игрушках  красного цвета и изобилие солярного («солнечного») знака в виде спирали.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

В семьях на Руси всегда было много детей. Но, несмотря на это, они всегда были под присмотром. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза.Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его.

Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.

Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, исполняя волю хозяина. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки.

Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Однако игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.



Предварительный просмотр:

Разновидности русской простонародной игрушки

ТАРАХТУШКИ,то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.                                                                    

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы.

Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки.

 Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага.

Как известно, славяне были язычниками и поклонялись нескольким богам одновременно.

 Язычество не совсем привычная вера для современного человека, ритуалы призванные задобрить богов, больше похожи на магические ритуалы.

 Эта религия идет рука об руку с мистикой и магией. Люди верили в злых духов, домовых, черта, русалок и другую нечисть, наделяли обычные предметы магическими свойствами и составляли заговоры от всех бед.

 Самой актуальной в то время считалась защитная магия. Над входом в дом вешали травы призванные отгонять злых духов, например чертополох. Различные заговоры начитывались на предметы быта, создавались обереги. Всем этим занимались, в основном, женщины.

 У девочек было короткое детство, лет в десять дочери уже помогали своим матерям по дому и ухаживали за младшими детьми в семье. Доверяли девочкам создавать и такие важные для славян куклы обереги. На Руси такие предметы защитной магии имели огромное значение и использовались во всех сферах жизни.



Предварительный просмотр:

История кукол оберегов у славян.

Славянские куклы обереги разительно отличаются от тех кукол, к которым привык современный человек.

В наше время кукла всего лишь детская игрушка, а вот в те далекие времена она несла совершенно другой смысл. С использованием самодельных кукол проводили обряды, их дарили детям и передавали из поколения в поколение. Такие куклы никогда не использовались для игры, отношение к ним было весьма серьезным. Изготавливались куклы обереги из любых подручных материалов в зависимости от возложенных на них функций.

 В дальнейшем женщины стали использовать ткань, дерево, солому, скреплялось все нитками.

Изготовление куклы-оберега считалось по истине таинством.

Прежде чем приступить к созданию оберега, женщина чисто мылась, расчесывала волосы, начитывала заговоры и настраивалась на положительный лад.

 Хранительница домашнего очага делала всю работу в тишине и одиночестве.

 Обрядовые куклы создавались к народным праздникам, таким как день Ивана Купала, Масленица, Покров и другие.

Так же такие куколки дарились на семейные праздники.

 Кстати, традиция жечь соломенную куклу на масленицу, существует и по сей день.

Куклам на Руси предавалось огромное значение, они были призваны защитить дом и потомство от злых духов, сглаза, болезней.

 Их клали в люльку к младенцам во время прихода гостей, чтобы оберег защищал малыша от дурного глаза.

 В 11 лет девочка создавала свою первую куклу, так проверяли ее готовность к замужеству. Самые удачные куклы убирали в сундук, в качестве приданого.

 Для болеющего человека изготавливалась кукла из состриженных женщиной волос и помещалась в изголовье кровати.

В куклах оберегах преобладал женский образ, в случае необходимости куклы мужского пола, то брали просто щепку или палку. На сей день насчитывается около 90 видов славянских кукол, это и кукла оберег на счастье, на удачу, кукла охраняющая дом, обрядовая кукла, кукла ко дню сбора урожая и многие другие.

Какие были славянские куклы обереги и их значение.

Кукла-мотанка.

 Фото старинной куклы мотанки, к сожалению, посмотреть мы не можем, по понятным причинам. Зато можно посмотреть различные рисунки и схемы, и даже фотографии современных мастеров, которые увлекаются таким ремеслом. Еще эта кукла звалась Лялькой, и делали ее очень давно.

 Кукла-мотанка символ женской мудрости, символ настоящей матери, прародительницы рода и хранительницы домашнего очага. Такая кукла могла служить как оберегом, так и обрядовой вещью. Ее изготавливали во время болезни близкого человека, как бы вплетая в нее недуг, затем читали заговоры и сжигали. Либо наделяли куклу определёнными защитными магическими свойствами и использовали как оберег.

 Мотанка, это скорее общее название кукол, выполняемых по определенной технологии. Такую куклу не шьют, не вяжут, а именно мотают. Наматывают лоскуты ткани на твердую крестообразную основу.

Кукла Столбушка.

 Другое название этого оберега — Берегиня. Такую куклу часто мастерили из старых платьев, она была призвана защищать дом от бед и злых духов.

 Это хранительница семьи и семейного быта. Столбушка помогает женщине в родах, а так же может использоваться в гаданиях на суженого.

Кукла-оберег Желанница.

Конечно, очень популярны были на Руси эти куклы-обереги. Желанница создавалась для того чтобы исполнить заветную мечту. Пока выполнялась работа по созданию оберега, обязательно нужно было очень четко и подробно представить задуманное. Через некоторое время, чтобы желание исполнилось, надо было принести кукле дар. В качестве подарка подходили бусы, новое платье, тряпичный цветок или бант. Хранили куколку вдали от посторонних глаз. Кстати, сейчас в 21 веке, такая техника имеет огромную популярность, широко применяется психологами и называется целеполагание и визуализация.

Готовя куклу и фантазируя на тему своей мечты, девушка закладывает на подсознание цель, а подсознание в дальнейшем будет «подкидывать» сознанию варианты по ее достижению.

Неразлучники.

 Кукла-оберег Неразлучники преподносилась молодым на свадьбу. Это две куколки, символизирующие мужчину и женщину, скрепленные вместе. Данный оберег охранял любовь и гармонию молодой семьи, защищал от дурного глаза завистников и помогал хранить уважение друг к другу. Куклы-обереги Неразлучники мастерились до свадьбы и преподносились в дар невесте. Сама себе невеста не крутила кукол, а принимала их в подарок.

Травница.

 Кукла Травница выполнялась для создания приятной атмосферы дома и ароматизации жилища. Изготавливалась она так же из лоскутов и набивалась пахучими целебными травами. Запах трав отгонял нечисть от жилья и препятствовал входу в дом недоброжелателей. Так же такой оберег клался под подушку к заболевшему человеку, считалось что травница могла взять на себя всю болезнь.

Кукла-Ведучка.

 Такая кукла делалась женщиной, которая хотела быть хорошей матерью, иметь тесную связь со своим ребенком, понимать его. Мать делала такой оберег самостоятельно, будучи в хорошем настроении и думая о своем чаде. Это не одна куколка, это две куклы, маленькая и большая, олицетворяющие мать и дитя. Руки обеих куколок у Ведучки были одним целым, как символ нерушимой связи матери и ребенка.

Куколка Успешница.

 Это разновидность куклы-мотанки, которая олицетворяла успех во всех делах.

 Она приносила своему обладателю удачу во всех его начинаниях и касалась любой сферы жизни.

 Успешница статная, красивая кукла, выполненная из хорошей новой ткани, со множеством украшений — символами достатка.

Десятиручка.

В самом названии кроется весь смысл данного оберега. Эта кукла имела десять рук. Она помогала женщинам в хозяйстве, чтобы жена и мать с легкостью справлялась со всеми бытовыми хлопотами.

Кукла Колокольчик.

Славяне считали, что звон колокола вылечивает любую болезнь. Кукла Колокольчик вестница добрых вестей и создательница хорошего настроения. Имеет три яркие юбки, которые сверху напоминают лучи солнца.

Пеленашки.

Это маленькие куколки в виде спеленутого младенца. Изготовлялись они матерью на поздних сроках беременности из ткани одежды, которую носила мать. Пеленашку клали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она ее «обживала». Когда гости приходили посмотреть на малыша, Пеленашка защищала своего маленького обладателя от сглаза.

Спиридон-Солнцеворот.

Как уже говорилось выше, обережные куклы создавались по женскому образу, но было несколько кукол мужского пола. К таким куклам-оберегам относится Спиридон-Солнцеворот. Для создания такого оберега могли использоваться любые подручные материалы. Но главной отличительной чертой этой куклы был круг в руках, олицетворяющий солнце. Внутри круга от середины были натянуты восемь нитей, символизирующих солнечные лучи. Эта кукла создавалась людьми, желающими положительных перемен в жизни. Славяне считали, что Спиридон, крутя солнце в нужную сторону, направляет жизнь владельца на правильный путь.

На самом деле обережных и обрядовых кукол существовало великое множество. В каждом доме, у каждой женщины были свои индивидуальные куклы. Но, тем не менее, существовал ряд общих черт и общих принципов выполнения.

Общие черты у всех обережных кукол.

При изготовлении куклы-оберега нельзя было использовать иголки и ножницы, поэтому ткань и нитки рвали. Ткань скручивали и закрепляли нитками и узелками. Поэтому в старину говорили не шить куклу, а крутить. Количество узелков обязательно должно было быть четным.

У кукол не изображали лица, так как считалось, что имея лицо, кукла будет обладать душой. И через глаза, которые являются зеркалом души, в оберег мог проникнуть злой дух.

В создании кукол преобладали яркие цвета, особенно красные. Красный цвет на Руси считался мощнейшим защитным магическим цветом.

Как ни странно, традиция создавать куклы-обереги сохранилась и в современном обществе. Славянские куклы-обереги крутят своим руками и дарят близким людям на праздники, такие как свадьба или день рождения, так как они несут добро владельцу. Многие девушки верят в силу куколок и делают их сами для себя.

Очень часто используются куколки для гаданий, особенно незамужними красавицами. Многие украшают такими оберегами интерьер, чаще всего кухню. Конечно, в современном мире, мало найдется людей истинно верящих в помощь кукол. Но, тем не менее, создавая оберег, мы вкладываем в куклу частицу своей души, своего характера, заряжаем его своей энергией. А то, что создано с любовью, не может нести ничего, кроме позитива.

Ремесленного производства игрушек в России не существовало до достаточно позднего времени. Однако постепенно на Руси стали возникать и целые ремесленные центры по производству игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История игрушек"

В презентации рассказывается об этапах развития игрушки....

История игрушек.

Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы. Всех героев исполняли дети....

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей "История игрушек"

Данный образовательный маршрут разработан для организации совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях. Может использоваться родителями в полном объеме  или частично, на основе д...

Презентация "История игрушек"

Презентация для дошкольников. на 12 слайдах. Рассказывает об истории создания игрушек. Автор Пухова О.А. воспитатель МБДОУ 158 г.Иваново...

Комплексно - тематическое планирование по теме "История игрушек" в подготовительной группе

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе....

Презентация " История игрушек"

quot; История игрушек"...