Сообщение для воспитателей "Гендерный подход к воспитанию дошкольников"
консультация

Негуляева Марина Викторовна

Консультация для воспитателей на тему: "Гендерный подход к воспитанию дошкольников"

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

 

Необходимость гендерной социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. По словам Т. Н. Дороновой, под "гендером" понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_ped._sovete_gendernoe_razvitie.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Сообщение для воспитателей на тему:

«Гендерный подход к воспитанию дошкольников»

Выполнила воспитатель разновозрастной

группы № 11 «Слоники»

Негуляева Марина Викторовна

 

г. Москва, г. Троицк

Сентябрь 2014

Гендерный подход к воспитанию дошкольников

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Необходимость гендерной социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. По словам Т. Н. Дороновой, под "гендером" понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в период дошкольного детства. К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия "мальчик" и "девочка". С 4х до 7-ми лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка

Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Однако не дифференцированный подход приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Президент Санкт-петербургской Ассоциации гуманистической психологии, доктор медицинских наук В. Е. Каган, считает: если у ребенка регулярно в поведении проявляются в различных сочетаниях следующие признаки:

- предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

- стремление быть с взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

- активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

- рассказы о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

- стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола и т.п. - это свидетельствует о том, что у данного ребенка не сформирована гендерная идентичность. В результате воспитывается "усредненное" существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов "маскулинности и феминности", а в изучении потенциала партнерских взаимоотношениях между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания.

Педагогическая работа по решению проблем воспитания детей с учетом половых различий должна способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Содержание воспитания и образования должно быть ориентировано не только на возрастные и психологические особенности детей, но и на половые различия мальчиков и девочек того или иного возраста:

- в физическом развитии и социальном поведении;

- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

- в проявлении агрессии и многом другом

Главным направлением при внедрении гендерного подхода в дошкольном образовательном образовательном учреждении является дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. А именно:

- в овладении культурой в сфере взаимоотношении полов;

- формирование адекватной полу модели поведения;

- правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе.

Отсюда - формирование у детей адекватного эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины и женщины).

Определяются следующие задачи

1. Повысить культуру поведения у детей через правильное моделирование гендерной принадлежности.

2. Расширить кругозор детей о социальных ролях мужчин и женщин.

3. Закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнении, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования. Формировать адекватную полу модель поведения.

4. Углублять знания детей о содержании понятий "мальчик", "девочка", деление всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

5. Формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношения лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.

6. Повысить творческий потенциал, профессиональный уровень и квалификацию педагогов.

7. Дать родителям дополнительные знания о воспитательных процессах по гендерному воспитанию дошкольников.

Учитываются следующие принципы

1. Учет личностной ориентации (дифференцированный подход в игровой, образовательной, трудовой деятельности, музыкальном и физическом воспитании).

2. Научное построение (дает теоретическое обоснование проблемы, определяет цели, условия и содержание проекта).

3. Дополнительность (дифференциация педагогического процесса, учет биологических, физических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности).

4. Взаимосвязь социально-общественных институтов (ведется работа с родителями по воспитанию мальчиков и девочек)

В процессе работы используются: беседы, игровые упражнения, дидактические игры, сюжетные игры, словесные игры, народные подвижные игры, драматизация народных сказок, игры - инсценировки, наблюдения, театрализованная деятельность, интегрированная образовательная деятельность, работа в подгруппах, парах, решение проблемных ситуаций, индивидуальная работа.

В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщенность между ними, организуются совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, принцесса и т. д.). В игре происходит воспитание ребенка как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки: девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, мальчики - шумные, наполненные движением игры.

Интерес к гендерному воспитанию поддерживается созданием в групповом помещении детского сада предметно-развивающей среды. Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - девочка, а он - мальчик. В работе с детьми 5-7 лет целесообразно использовать следующие маркеры гендерных различий.

1. Дифференцировать метки для девочек и мальчиков на шкафах одежды.

2. Подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, чехлы на индивидуальные стульчики.

3. Дифференцировать метки для девочек и мальчиков на спортивной форме и т. д.

Подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели должны уделять особое внимание.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей следует обратить внимание:

- На привлекательность игрового материала и игровой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов мужского и женского поведения;

- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери.

- Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

По ходу проводимой работы целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми в соответствии с полом, удовлетворение потребности в признании, формирования личности ребёнка: я – мужчина, я – женщина, завоевании личностного статуса

Дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек предполагает включение разных видов деятельности. Например, в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений педагог может предложить мальчикам использовать для порядкового и количественного счёта солдатиков, кораблики, флажки, танки, придумать и решить задачи о военных, охотниках, средствах передвижения, а девочкам — посчитать бантики, цветочки, куколок и решить задачки о принцессах, игрушках, растениях и животных.

Выполнение заданий при организации трудовой деятельности предлагает И. П. Шелухина

В музыкально-образовательной деятельности руководитель следит за внешним видом девочек (юбки), мальчиков (шорты, брючки), подбирает певческий материал соответственно гендерной принадлежности.

В физкультурно-образовательной деятельности и подвижных играх также соблюдается полоролевой подход. Структура образовательной деятельности обычна, а вот содержание имеет различия и отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость.

Этот подход осуществляется на деление детей на две подгруппы. Методические приёмы имеют различия в подборе упражнений, в продолжительности, оборудовании, роли в подвижных играх, в оценке детей, акцентировании внимания детей на мужских и женских видах спорта.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности – как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери. Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Поэтому педагогам следует заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада.

Очень важно донести до родителей, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он достиг результата в чём-то конкретном – научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретённый навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики – и наоборот!

Чтобы партнёрские отношения с родителями были по-настоящему действенными, необходимо создать информационный уголок по гендерному воспитанию, куда будут выставляться памятки, методические рекомендации, папки-передвижки, фотовыставки

Основная цель взаимодействия с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Для определения итогов воспитательно-образовательного процесса по внедрению гендерного подхода проводится мониторинг уровня знаний и представлений. Индивидуальные беседы с детьми по вопросам (серии вопросов 1-4) проводятся дважды в год: в начале учебного года (сентябрь) и конец (май). На их основании делается выводы об эффективности или неэффективности проводимых мероприятий

Из поведения мальчиков и девочек в обществе детей разных полов становится очевидно, что девочки социально активнее, они в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей более замкнуты, ведут себя тихо, девочки адаптируются быстрее.

Специфика прогресса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Чтобы совместная работа по гендерному воспитанию имела свои плоды, требуются высококвалифицированная подготовка педагогов и педагогическое просвещение родителей.

В заключение хочется подчеркнуть, что определяющим фактором в воспитании детей является семья.

Литература

Волошина И. А. /Артикуляционная гимнастика для мальчиков.- СПБ ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО"ДЕТСТВО". 2011

Волошина И. А./ Артикуляционная гимнастика для девочек.- СПБ ООО "ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС". 2011

Еремеева В. Д. , Хризман Т. П./ Мальчики и девочки-два разных мира.- М.: Линка-Пресс, 1998

Еремеева В. Д./ Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному.-М.: Учебная литература, 2008.

Захарова И. В./ Роль родителей в гендерной социализации ребенка/И. В. Захарова // Молодой ученый.- 2011.

Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И. С. Клециной.- СПБ.: Питер , 2003.

Шелухина И. П. / Мальчики и девочки : Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста.- М.: ТЦ "Сфера" , 2008

Щетинина А. М. /Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ "Сфера", 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"...

Сообщение на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»....

Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников"...

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"...

Сообщение для родителей «Духовно-нравственного воспитания дошкольников»

рассказать родителям о кружковой работе по духовно-нравтсвенному воспитанию детей в группе...

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...