Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx144.2 КБ

Предварительный просмотр:

http://rodobogie.org/uploads/files/2015/04/21._3.jpg

Экологическое воспитание дошкольников

                                                         


Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании  экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к  окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм  и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка  эмоционально - нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.
Мои  целевые установки заключается в создании условий для формирования  экологической культуры  детей    дошкольного возраста.  Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности. 
Для достижения поставленной  цели педагогической деятельности я решаю следующие 
задачи:
1. Создание  экологической развивающей среды.

2 .Формирование системы элементарных научных экологических знаний, 
доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход. 
3. Развитие познавательного интереса к миру природы. 
4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями. 
5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. 
6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. 
В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:
Методика  моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы     на чувства ребёнка –  удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающей  природной средой. Содержание работы по экологическому образованию дошкольников строю  по следующим блокам:  Я и природа. Вода. Воздух. Песок, глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.
В своей работе по экологическому воспитанию детей использую  разнообразные  формы и методы в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые необходимо решить  воспитателю. 
Формы организации экологического образования детей:
• Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция), дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или враги? », «Чем опасны  грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т.д.
В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает мне  в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. 
Экологический  уголок - одно из любимых мест детей в нашей классе. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями,  «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп  и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал.

Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т.д.
Организованные формы образовательной деятельности  по экологии включают в себя теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка  интереса и положительного отношения к объектам природы используются различные методы:
- самостоятельная работа с раздаточным материалом;
- дидактические игры и игровые упражнения: « Кто лишний?», « Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку» и т.д.
- индивидуальная работа;
- наблюдения на прогулке;
- экспериментирование.
Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения. Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями человека и состоянием природы.
Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как  следствие:
- -формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;
- развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических проблемах родного города;
- уточнение,  систематизация  и углубление  представлений  о живой и неживой природе;
- понимание  причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с особенностями жизни животных,  взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;
- умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
- ответственное  и бережное  отношение  к домашним животным, растительному богатству нашего края;
- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное  отношение к традициям своего народа;
- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность –   прямая  обязанность человека;
- охрана и укрепление здоровья детей,  их  правильное  взаимодействие с природой; 
- формирование представлений о том, что состояние здоровья  человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.
В заключение хочется отметить, что 
формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных  понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.

Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства"....

Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».

Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов  уже с ранних лет у детей формировать п...

Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают  в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...

Сообщение из опыта работы. " Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе."

в сообщение излагаю основные задачи и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонтисекой стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка....

Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до по...