Проекты
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pptx | 1.04 МБ |
gukova_sotsializatsiya.docx | 87.33 КБ |
gukova_proekt.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : приобретение опыта социальных отношений через приемлемые формы поведения детей, сотрудничества с окружающими людьми.
Задачи проекта : - Формирование представлений о родном посёлке, воспитывать любовь к своей малой родине - Знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка. - Развитие навыков общения - Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы.
Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели, педагоги учреждения. Возраст детей: 4-7 лет
Ожидаемые результаты: Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.
Этапы реализации проекта 1 Информационный этап (изучение и планирование экскурсий, целевых прогулок, заключение договоров) 2 Организационный этап 3 Рефлексивный (подведение итогов о проделанной работе)
Используемые ресурсы : http://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png http://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png 1 . «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004 2. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 3. Абашина , В.В. Шайбакова С.Г. « Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом» 4. Азбука краеведения «Край родной» 5. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006. 6. Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. 7. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009. 8. Кондрыкинской . Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) М.: ТЦ «Сфера», 2005. 9. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» 10. Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80. 11. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. 12. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета заведующий МКДОУ
протокол № ___от «__»_____20__г. детский сад «Радуга»
_________Синельникова О.В.
«В мире социальных взаимоотношений дошкольника»
проект по развитию социальных навыков детей старшего дошкольного возраста
на 2015-2016 учебный год
Гукова М.В.,
воспитатель старшей группы «Знайки»
Тазовский
2015
Содержание
1. Информационная карта проекта
2. План проведения мероприятий
3. План проведения бесед
4. Перспективный план сюжетно-ролевых игр
5. Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта. Функции участников образовательного процесса
6. Структура взаимодействия с организациями сельского поселения «Солнечный»
7. Материал, используемый для осуществления проекта
8. Используемая литература
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «В мире социальных взаимоотношений дошкольника».
1. Автор: Гукова Марина Викторовна
2. Кадры: воспитатель
3. Район, город представивший проект: п. Тазовский Тазовского района ЯНАО
4. Адрес организации: 629350 микрорайон Геолог, д.15, п. Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,
5. Телефон: 8 (349-40) 2 - 24 -72
6. Вид, тип проекта: долгосрочный комплексный, образовательный проект
7. Цель: приобретение опыта социальных отношений через приемлемые формы поведения детей, сотрудничества с окружающими людьми.
8. Задачи проекта:
- Формирование представлений о родном посёлке,воспитывать любовь к своей малой родине
- Знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка.
- Развитие навыков общения
- Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;
9. Место проведения:Тазовский район п Тазовский
10. Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.
11. Возраст детей: 4-7 лет
12. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения).
13. Ожидаемые результаты:
Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.
Актуальность темы.В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним из важных компонентов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Ведь дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Ямал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Для детей, впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.
Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.
Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.
Цель проекта:проектирование социальных ситуаций развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, через экскурсии, игру, общение и другие формы активности.
Объект исследования - процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования - условия социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель проекта решается через следующие задачи:
1. определить роль дошкольного учреждения в социализации ребенка-дошкольника;
2. выделить условия социализации детей дошкольного возраста;
3. проверить эффективность условий социализации детей старшего дошкольного возраста.
План проведения мероприятий
(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации) по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.
Месяц | Социальная сфера | Объект, цель, группы участники | Ответственные |
Сентябрь | Посёлок и его жители, детский сад | Детский сад:Экскурсиипо детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. (кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.) (дети средних групп) «Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности. (старшие группы)
«Мой посёлок» Экскурсии по посёлку: формирование знаний детей о родном посёлке, его истории (подготовительные группы) Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк посёлка. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего посёлка. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что посёлок наш общий дом. Школа:Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (подготовительные группы) | Соц.педагог, воспитатели, методист
соц.педагог,воспитатели,родители
соц.педагог, воспитатели, родители психолог, методист, соц.педагог, воспитатели |
Октябрь | Достопримечательности и природа | Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду: знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы) Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу (презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с поликлиникой в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог) (старшие группы) Целевая экскурсия в социальный центр «Забота»поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста.(подготовительные группы)
Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы. (средние группы). | соц.педагог,воспитатели
соц.педагог,воспитатели, родители соц. педагог,психолог, методист,воспитатели
соц. педагог, эколог, |
Ноябрь. | Органы власти и управления. | Знакомство с помещениями детского сада: Методический кабинет: знакомство с профессиональной деятельностью заместителя заведующего, методиста и старшего воспитателя. (старшие группы) Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (подготовительные группы) Посёлок: Экскурсия в администрацию сельского поселения Тазовский. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка в процессе экскурсий (подготовительные группы). | методист, соц.педагог
методист, соц. педагог |
Культура и искусство | Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культуры. (средний и старший дошкольный возраст в течение года) Экскурсия в РДМ и РЦНК: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями. (старшие группы) Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей о музыкальном искусстве.(подготовительные группы) Экскурсия в музыкальную школу посёлка: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (старшие и подготовительные группы) | соц.педагог,методист, музыканты,хореограф
соц. педагог, воспитатели музыкальные руководители, соц. педагог, воспитатели | |
Декабрь | Библиотека | Книжный мир в детском саду:Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы) Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (старшие группы) | методист, соц. педагог, воспитатели |
Январь | Сфера услуг | Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду (кабинет заместителя по АХЧ, кухня) Знакомство с трудом работников прачечной и кухни (средняя группа) Общение: показ видеоролика о работниках отделения связи. (если не возможна экскурсия) Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, ателье, мастерской по ремонту обуви; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика) (старший дошкольный возраст) | соц.педагог,воспитатели соц.педагог,воспитатели
соц. педагог, воспитатели |
Февраль | Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств. (старший дошкольный возраст) | соц. педагог, методист, родители | |
Март | Органы правопорядка и ГИБДД | Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, (старший дошкольный возраст) Наши встречи: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних п Тазовский.Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка (старший дошкольный возраст) | методист, соц. педагог, соц.педагог |
Апрель | Физкультура и спорт. | Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья. (средний возраст) Экскурсия в спортивный комплекс «Спортшкола» и «Орион»: знакомство с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст) | соц.педагог, инструктор физ. воспитания
соц.педагог, инструктор физ. воспитания, методист |
Май | Пожарная часть | Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (средний дошкольный возраст) Экскурсия в пожарную часть посёлка: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части. (старший дошкольный возраст) | соц.педагог, методист, воспитатели, |
Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.
Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.
План проведения бесед
по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.
Беседы по ознакомлению с профессиями. | Цель | Месяц |
Воспитатель | 1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; | Сентябрь |
Учитель | Сентябрь | |
Повар | Сентябрь | |
Швея - кастелянша | Сентябрь | |
Прачка | Октябрь | |
Медсестра детского сада | Октябрь | |
Врач в поликлинике | Октябрь | |
Фармацевт | Октябрь | |
Актёр | Ноябрь | |
Режиссер | Ноябрь | |
Библиотекарь | Декабрь | |
Повар в детском саду | Январь | |
Военнослужащий | Февраль | |
Спасатель | Март | |
Тренер | Апрель | |
Пожарный | Май |
Перспективный план сюжетно-ролевых игр
Месяц | Название сюжетно – ролевой игры | Цели |
Сентябрь | Школа детский сад Салон красоты | Старший дошкольный возраст 1. Научить развертывать в игре разнообразные сюжеты, показать, что роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. 2. Развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать умения договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, готовить игровую обстановку. 3. Расширять и углублять знания детей об изображаемых событиях и явлениях. 4. Закреплять умения качественно исполнять отдельные роли. |
Октябрь | Больница(Поликлиника) Аптека | |
Ноябрь | Театр Телевиденье (журналист, фотокорреспондент) | |
Декабрь | Библиотекарь | |
Январь | Столовая Кафе | |
Февраль | Игры на военную тематику: Пограничники, солдаты и т.п. | |
Март | Спасатели | |
Апрель | Детский сад Физкультурный руководитель | |
Май | Пожарные Спасатели |
Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта
«В мире социальных взаимоотношений дошкольника».
Воспитатель
Педагог – психолог
Социальный педагог
Заместитель заведующего
Инструктор по физо
Музыкальный руководитель
Хореограф
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.
- социальный педагог – организует образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения в процессе ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения;
- зам.заведующего - руководит процессом ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения, обеспечивает безопасный выход детей за территорию учреждения;
- воспитатель – проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;
- педагог психолог – создание условий для формирования учебной мотивации, путём ознакомления детей со школьными принадлежностями, помещением школы;
- инструктор по физическому воспитанию – знакомит с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада и спортивный комплекс посёлка;
- хореограф, музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;
- родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;
Модель взаимодействия МКДОУ д/с «Радуга» с социальными партнерами
Материал используемый для осуществления проекта.
I раздел. Информационно-методический материал.
1. Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество», «Правовое воспитание, модель социализации ребёнка в обществе».
2. Конспекты занятий «Социальный мир»
3. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
4. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»,
5. Демонстрационный материал
Серия картин:
- «Как поступают друзья»
- «Семья»
- «Эмоции»
- «Профессии»
- «Символика всех стран»
- «Транспорт»
- «Россия на карте»
- «Что нас окружает»
- «Наши чувства и эмоции»
- «Безопасность»
- «Мир вокруг нас»
- «Я познаю мир»
II раздел. Мультимедийные презентации.
1. «Презентация о профессиях – представителей социальных сфер п. «Тазовский»
2. «Все профессии важны»
3. «Кто работает в поликлинике»
4. «Все профессии»
5. «Чем пахнут ремёсла?»
6. «О профессиях»
7. «Профессии»
8. «Огонь друг или враг?»
9. «Клип о ветеранах»
10. «Кто служит в армии?»
Используемая литература:
1. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
2. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
3. Абашина, В.В. Шайбакова С.Г. «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»
4. Азбука краеведения «Край родной»
5. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
6. Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
7. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.
8. Кондрыкинской. Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»
10. Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона - ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.
11. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
12. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета заведующий МКДОУ
протокол № ___от «__»_____20__г. детский сад «Радуга»
_________ Синельникова О.В.
«Творческая мастерская родителя»
проект по повышению компетентности родителей в вопросах формирования готовности детей к школе
на 2016-2017 учебный год
Гукова М.В. воспитатель
Тазовский
2016
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала.
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят: "Иди к доске", -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
(А. Барто)
Актуальность Поступление ребенка в школу — серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей семьи — к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становится учеником, основная деятельность которого — получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребенок может оказаться не готов к обучению в школе, родители часто стараются увеличить объем занятий в старшем дошкольном возрасте. В результате знаний ребенок получает немного, зато приобретает психологические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности.
Таким образом, проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей принимаемых детей в первый класс, но и педагогов, на которых лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе. В связи с изученной проблемой возникла необходимость создания проекта «Творческая мастерская родителей», который позволит родителям приобрести необходимые педагогические знания, узнать особенности физического и психического развития ребенка предшкольного возраста, ознакомить их с практическими методами работы по подготовке детей к школе.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах формирования готовности детей к школе.
Задачи:
- Оказать квалифицированную консультативную помощь родителям детей предшкольного возраста;
- Создать и подкрепить мотивацию родителей детей предшкольного возраста на объединение усилий по развитию интеллектуально – творческого потенциала детей.
- Формировать учебную мотивацию детей.
- Развивать любознательность детей предшкольного возраста
Участники реализации проекта:
- Педагоги и специалисты МБДОУ детский сад «Радуга»;
- Дети подготовительной группы «Знайки»;
- Родители детей подготовительной группы.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017 года.
Этапы:
- Подготовительный. Срок: сентябрь 2016 г.
Цель: Изучение понятия готовности к школьному обучению, методов диагностики, оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
Виды деятельности:
- Обзор имеющейся литературы по проблеме готовности детей к школьному обучению.
- Изучение инновационных технологий, теоретических основ.
- Подбор практических методических материалов.
- Подготовка педагогов к реализации проекта.
- Аналитико – диагностический.Срок: октябрь 2016 года.
Цель:систематизация материалов по диагностике детей предшкольного возраста, изучение готовности родителей и педагогов к сотрудничеству.
Виды деятельности:
- Тест для родителей «Определение родительского отношения к детям»
- Систематизация материалов о развитии психолого – педагогических особенностей дошкольника;
- Разработка коррекционно – развивающей программы сопровождения дошкольника;
- Анкетирование педагогов. Оценка готовности педагогов к работе в инновационном режиме, изучение профессионального развития личности педагога.
- Информационный.Срок: ноябрь 2016 года
Цель: повышение психолого – педагогической компетенции участников педагогического процесса в вопросе сопровождения и развития интеллектуально – творческого потенциала детей.
Виды деятельности:
- Освоение современных педагогических технологий работы с детьми предшкольного возраста через систему методических мероприятий ДОУ;
- Семинар для родителей «Я готов учиться в школе»
- Занятия «Творческой мастерской» в подготовительной группе;
- Психолого – педагогический мониторинг детей старшего школьного возраста;
- Оформление фотовыставки по работе «Творческой мастерской родителей»
- Подготовка материалов по теме «Роль семейного микроклимата в развитии детско – родительских отношений»
- Презентация проекта «Творческая мастерская родителей»
Итог этапа:
- Разработка коррекционно – развивающей программы работы с детьми предшкольного возраста;
- Создание банка данных информационных и методических материалов по психолого – педагогическому сопровождению детей.
- Аналитический отчет по результатам диагностического исследования.
- Развивающий.Срок: декабрь 2016 – январь 2017 года
Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей
Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Виды деятельности:
- Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Умники и умницы»
- Занятия по развитию эмоционального мира ребенка;
- Семинары – практикумы для родителей;
- Педагогические гостиные в подготовительной группе.
Итог этапа:
- Составление сборника по психолого – педагогическому сопровождению родителей
- Рефлексивно – диагностический.Срок: февраль – март 2017года
Цель:трансляция накопленного опыта компетентности родителей в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению.
Виды деятельности:
1.Обобщение и распространение педагогического опыта работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по проекту «Творческая мастерская родителей»
- Организация и проведение круглого стола
- Тестирование педагогов
- Применение рефлексивных техник
- Оценка качества работы
- Мониторинг эффективности работы с детьми в рамках проекта
Итог этапа:
- Систематизация материаловпо психолого – педагогическому сопровождению, поддержке и развитию компетентности родителей для реализации возможностей детей, сохранениюпсихологического и физического здоровья
- Итоговый.Срок реализации апрель – май 2017 года
Цель: оценка качества реализации проекта
- годовой отчет о проделанной работе
- отчет о работе по проекту «Творческая мастерская родителей»
Ожидаемые результаты:
- На уровне ребенка:
- Успешность на следующей ступени образования.
- Психологический комфорт и защищенность ребенка.
- Высокая учебная мотивация, познавательная активность ребенка.
- На уровне педагогов:
- Совершенствование профессионального мастерства педагогов, овладение современными педагогическими технологиями сопровождения и развития детей старшего дошкольного возраста.
- Презентация педагогического опыта.
- На уровне семьи:
- Рост педагогической компетенции родителей.
- Повышение уровня включенности родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
- Удовлетворенность образовательной деятельностью ДОУ.
План работы клуба для родителей «Творческая мастерская родителя»
№ | Тема встречи | Форма проведения | Дата встречи | Ответственные |
1. | Часть 1. Знакомство участников группы. Часть 2. «Мудрость родительской любви» | Диалог взаимных ожиданий. Консультация. Практикум. Тестирование. | ноябрь | Педагог- психолог, воспитатели |
2. | «Сделай себя счастливым!» | Игротренинг | Декабрь | Педагог- психолог, воспитатели |
3. | «От личности родителя – к личности ребенка» | Игротренинг | Январь | Педагог- психолог, воспитатели |
4. | «Искусство быть родителем» | Игротенинг | Февраль | Педагог- психолог, воспитатели |
5. | «Осознание психологических установок» | Игротренинг | Март | Педагог- психолог, воспитатели |
6. | Подведение итогов | Круглый стол | апрель | Педагог- психолог, воспитатели |
Используемая литература
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО Издательство ACT, 2000.
- Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы — занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М: Мозаика Синтез, 2000
- Калинина Р. Р.Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.
- Клюева Н. В., Косаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
- Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых (работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми). СПб: Речь 2002.
- Семенака СИ. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2002.
- Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.
- Шишова Т. Страхи — это серьезно. М: Искатель, 1997.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: «Валери СПД», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...