«Система работы по формированию графических навыков детей дошкольного возраста"
презентация
Наиболее, важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskie_navyki_-_odin_iz_klyuchevyh_navykov_mpo.pptx | 1.83 МБ |
doklad_po_prezentatsii.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графические навыки – один из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узора по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т.п.).
Формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе. Другим важным аспектом, который влияет на успешность обучения ребенка, является его мотивация к графической деятельности.
процесс определения ведущей руки согласно представлениям современной детской нейропсихологии до пяти лет ребенок может использовать то одну, то другую руку, колебаться в выборе ведущей руки – это входит в вариант нормативного возрастного развития. Если колебания в выборе руки происходят после пяти лет – это тревожный сигнал для родителей и педагогов, требующий дополнительного внимания. Скорее всего, такой ребенок без специальной помощи будет испытывать трудности в автоматизации графических навыков и при обучении письму.
В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил: следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким осуществлять с детьми отработку контуров
проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» - это является одним из этапов подготовки к работе в строке) рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие
Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками:
Младший дошкольный возраст Ребенок рисует линии по образцу и по устной инструкции взрослого: в заданном направлении (вертикальные, горизонтальные, наклонные), сплошные и пунктирные, волнистые разной конфигурации, длинные спирали, петли, ломаные линии Рисует круг, треугольник, квадрат (с образцом или без образца), а также несложные сочетания этих фигур по образцу (композиция из 2-3 фигур) Может обвести контуры изображения пальцем, карандашом с небольшими отклонениями
Средний дошкольный возраст: Ребенок опознает «зашумленные» контуры (например, пунктирный среди точек) и может обвести изображение по контуру Закрашивает изображение, практически не выходя за контуры Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 10 точек)
Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (ручку кружки, рога у козочки и т.п.) Умеет копировать простые изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу Рисует человека со всеми основными частями тела и лица, относительно пропорционально. Рисует простые изображения и предметы, практически без деталей (домик, рыбка, машина, дерево, цветок)
Старший дошкольный возраст: Ребенок рисует сплошные линии-узоры с чередованием элементов (например, узкая петелька – широкая петелька, петелька вверх – петелька вниз, полукруг – «зубец»). Важно, чтобы линии рисовались без отрыва руки, одним движением и того размера, который удобен ребенку Рисует линии-узоры в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см)
Рисует геометрические орнаменты в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см) Рисует элементы письменных букв в строчках: петелька вверх, петелька вниз, крючочек, наклонная палочка, овал (ширина строчек 0,7-1,5 см). На занятиях элементы рисуются сначала отдельно, потом как единый узор, без отрыва руки (в разных сочетаниях)
Подготовительный дошкольный возраст: Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал (с образцом или без образца), а также сочетания этих фигур по образцу (композиция из 5-7 фигур) Опознает более сложные «зашумленные» контуры и обводит изображение по контуру Выполняет мелкую штриховку в среднем (4-5 см) и мелком (2-3 см) контуре. Доступна штриховка заданной конфигурации (волнистая, зигзагообразная, пунктирная)
Проводит линию в лабиринтах средней и высокой сложности (ширина «дорожек» 0,4-0,7 см) Дорисовывает недостающую половину изображения зеркально по клеточкам Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (более сложные варианты)
Рисует цифры в крупных клетках (1х1 см и 0,7х0,7 см) по образцу и устной инструкции взрослого. По образцу рисует основные печатные буквы, пишет свое имя Умеет копировать сложные изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу, выполняет «графический диктант» на клеточках Ориентируется на листе (может назвать углы и стороны, например «правый верхний угол» и т.д.), соотносит размер рисунка и листа, планирует, как расположить предметы, которые собирается нарисовать
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Доклад по презентации на тему: «Система работы по формированию графических навыков детей дошкольного возраста»
Слайд №1:
титульный
Слайд №2:
Наиболее, важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.
Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – один из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узора по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т.п.).
Слайд №3:
Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т.д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:
• развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
• развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
• сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
• общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
• развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
• сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.
Слайд №4:
Формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе. На всех возрастных этапах дети могут испытывать трудности в их овладении. Наиболее распространенными причинами, которые вызывают эти трудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.
Другим важным аспектом, который влияет на успешность обучения ребенка, является его мотивация к графической деятельности. Если взрослые с уважением относятся к инициативе и творческому подходу дошкольника, а также поощряют его усилия, мотивация возрастает.
Слайд №5:
В дошкольном возрасте процесс определения ведущей руки у разных детей протекает по-разному. В целом согласно представлениям современной детской нейропсихологии, до пяти лет ребенок может использовать то одну, то другую руку, колебаться в выборе ведущей руки – это входит в вариант нормативного возрастного развития. Если колебания в выборе руки происходят после пяти лет – это тревожный сигнал для родителей и педагогов, требующий дополнительного внимания. Скорее всего, такой ребенок без специальной помощи будет испытывать трудности в автоматизации графических навыков и при обучении письму.
Слайд №6:
В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:
• следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;
• начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);
• осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т.д.);
Слайд №7:
• проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» - это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
• учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
• рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
• использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т.д.).
Слайд №8: Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками:
Слайд №9:
Младший дошкольный возраст
- Ребенок рисует линии по образцу и по устной инструкции взрослого: в заданном направлении (вертикальные, горизонтальные, наклонные), сплошные и пунктирные, волнистые разной конфигурации, длинные спирали, петли, ломаные линии
- Рисует круг, треугольник, квадрат (с образцом или без образца), а также несложные сочетания этих фигур по образцу (композиция из 2-3 фигур)
- Может обвести контуры изображения пальцем, карандашом с небольшими отклонениями
Слайд №10:
Средний дошкольный возраст:
- Ребенок опознает «зашумленные» контуры (например, пунктирный среди точек) и может обвести изображение по контуру
- Закрашивает изображение, практически не выходя за контуры
- Выполняет крупную штриховку в крупном (более 6 см) или среднем (4-5 см) контуре. Доступна штриховка в заданном направлении (вертикальная, горизонтальная, наклонная)
- Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 10 точек)
Слайд №11:
• Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (ручку кружки, рога у козочки и т.п.)
• Рисует человека со всеми основными частями тела и лица, относительно пропорционально. Рисует простые изображения и предметы, практически без деталей (домик, рыбка, машина, дерево, цветок)
• По образцу рисует цифры в крупных клетках (3х3, 2х2, 1х1 см). По образцу рисует наиболее распространенные печатные буквы, буквы своего имени
• Умеет копировать простые изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу
• Ориентируется на листе (знает, где углы, стороны, середина), располагает рисунок гармонично, примерно в центре листа. Соотносит размер рисунка и листа, не выходя за его края.
Слайд №12:
Старший дошкольный возраст:
• Ребенок рисует сплошные линии-узоры с чередованием элементов (например, узкая петелька – широкая петелька, петелька вверх – петелька вниз, полукруг – «зубец»). Важно, чтобы линии рисовались без отрыва руки, одним движением и того размера, который удобен ребенку
• Рисует линии-узоры в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см)
Слайд №13:
• Рисует геометрические орнаменты в широких строчках (3-5 см и 1,5-3 см)
• Рисует элементы письменных букв в строчках: петелька вверх, петелька вниз, крючочек, наклонная палочка, овал (ширина строчек 0,7-1,5 см). На занятиях элементы рисуются сначала отдельно, потом как единый узор, без отрыва руки (в разных сочетаниях)
Слайд №14:
Подготовительный дошкольный возраст:
• Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал (с образцом или без образца), а также сочетания этих фигур по образцу (композиция из 5-7 фигур)
• Может обвести контуры изображения карандашом, практически без отклонений. Обводит пунктирный контур. Размеры изображения не менее 2-3 см
• Опознает более сложные «зашумленные» контуры и обводит изображение по контуру
• Закрашивает изображение, не выходя за контуры. Размеры изображения не менее 0,5 см
• Выполняет мелкую штриховку в среднем (4-5 см) и мелком (2-3 см) контуре. Доступна штриховка заданной конфигурации (волнистая, зигзагообразная, пунктирная)
• Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 20 точек). Соединяет точки, ориентируясь по цифрам (до 10)
Слайд №15:
• Проводит линию в лабиринтах средней и высокой сложности (ширина «дорожек» 0,4-0,7 см)
• Дорисовывает недостающую половину изображения зеркально по клеточкам
• Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (более сложные варианты)
• Рисует человека пропорционально, с одеждой и ее детализацией, а также с мелкими частями тела и лица (например, брови, ресницы, ногти). Рисует сложные изображения и предметы с детализацией (индивидуально, зависит от интереса ребенка к рисованию и художественных способностей)
• Рисует цифры в крупных клетках (1х1 см и 0,7х0,7 см) по образцу и устной инструкции взрослого. По образцу рисует основные печатные буквы, пишет свое имя
• Умеет копировать сложные изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу, выполняет «графический диктант» на клеточках
• Ориентируется на листе (может назвать углы и стороны, например, «правый верхний угол» и т.д.), соотносит размер рисунка и листа, планирует, как расположить предметы, которые собирается нарисовать.
Слайд №16:
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию графических навыков с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми ...
Презентация из опыта работы: Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой
Общение с природой – важный фактор формирования коммуникативных навыков. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблю...
Трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте
Формирование графических навыков – важный этап подготовки ребенка к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется...
Рабочая тетрадь для развития графических навыков детей дошкольного возраста
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дош...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
План работы по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам технологий игрового обучения»
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой. (доклад из опыта работы)
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высши...