Методика мнемотехники
статья на тему

Исаева Марина Владимировна

Что такое мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx704.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Методика мнемотехники.

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —

 он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти. Мнемотехника позволяет делать процесс запоминания более простым, интересным и творческим, но не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание наизусть.

Мнемотехника представляет собой комплекс мероприятий по развитию навыков запоминания детьми любого типа информации, совершенствованию восприятия (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), управлению вниманием  с целью развития памяти для обеспечения эффективного запоминания и припоминания (воспроизведения) информации. Активация слухового и зрительного внимания помогает ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности и информативности в воспроизведении текста. Ребенок учится самоконтролю при построении собственных высказываний.

Включать в занятия методы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребенком накоплен основной словарный запас.

Методы мнемотехники

  • метод крокирования — рисуночное письмо (чертеж, схема, набросок) для понятий, загадок, пословиц, поговорок, стихов
  • образное мышление (эйдетизм или эйдотехника)
  • ассоциативные цепочки (метод «чепухи»)
  • метод трансформации (превращения)
  • метод Цицерона (увязка информации в пространстве — локусы)
  • метод опор (число-буквенный метод).

Мнемотехника в детском саду:
— рифмовки,
— составление сюжетных рассказов,
— мнемонические предложение,
— игра мемори (парочки), «Снежный ком» и др.

Особенность мнемотехники — применение не изображений предметов, а символов, которые максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных и птиц используют символ дома, а для диких (лесных) — елка.

Символы мнемотехники

  • геометрические фигуры, знаки
  • силуэты
  • пиктограммы
  • планы и условные обозначения
  • контрастная рамка — прием фрагментарного рассказа.
    Контрастная рамка

Дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Структура мнемотехники

Мнемоквадрат

Мнемодорожка

Мнемотаблица

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-300805-1447665091.jpg

http://etoru.ru/wp-content/uploads/2017/09/309.png

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-300805-1447665153.jpg

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, переходить на мнемодорожки и позже к мнемотаблицами.

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.
http://etoru.ru/wp-content/uploads/2017/08/p1.jpg

Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы должны быть цветными (создание образов-ассоциаций, например, лиса-рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, петушок-золотой гребешок, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и т.п.). Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Позже заменяют картинки и изображают персонажи в графическом виде.

Рекомендуется вводить цветовые буквенные обозначения для времен года: зима — голубая буква «З»,  весна — зеленая «В», лето — красная «Л», осень — оранжевая «О». Для основных явлений времен года можно использовать следующие ключи:


http://etoru.ru/wp-content/uploads/2017/09/t3-595x84.png

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить информацию (особенно обучающую, новую) через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки, которые несут небольшой объем информации. Для работы с мнемодорожками используют приемы наложения и приложения, исключая на первых порах зарисовки.

Типы мнемодорожек и мнемотаблиц

Развивающие

Обучающие

https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/v1506456111/m1_b0goqo.jpg

Развитие фантазии, соединение картинок в сюжет.

https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/v1506456110/m2_kclpht.jpg

Освоение и закрепление определенных знаний о предмете, теме.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения, развивает основные психические процессы (память, внимание, мышление), учит перекодированию информации (символ — образ).

Как работать с мнемотаблицей

Этапы работы с мнемотаблицей рассмотрим на примере сказки «Теремок».

  1. Рассмотрим таблицу и разберем изображения (символы) на ней.
    http://etoru.ru/wp-content/uploads/2017/09/t1.png
  2. Перекодируем информацию (символы в образы), т.е. расшифруем, например:
    http://etoru.ru/wp-content/uploads/2017/09/t2-595x84.png

Что у нас получилось: домик, мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, крыша, развалился.

  1. Перекодируем сказку по образам (дополнительно происходит отработка методов запоминания), например:

Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок. Теремок развалился.

  1. Зарисуем мнемотаблицу. Опорными в таблице являются изображения персонажей (главных героев), через которых происходит осознание происходящего в сказке, понимание самой сказки. Также можно изобразить явления природы, некоторые действия.
  2. Воспроизведем сказку по таблице. Можно задать вопросы к сказке, например:
    Какая сказка спряталась в таблице?
    Про кого сказка?
    Кто является главным героем сказки?

Размеры мнемотаблицы

  • для младших школьников — 4 клетки (2х2), 9 клеток (3х3),
  • для дошкольников среднего возраста — 9 клеток (3х3), 16 клеток (4х4),
  • для дошкольников старшего возраста — 16 клеток (4х4), 25 клеток (5х5).

Учим сказки

Можно составить альбом сказок. Размещать иллюстрации к сказкам в альбоме следуют друг за другом слева направо. Одна сказка занимает 1-2 листа А4.

Сказка «Курочка-ряба»

https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/v1506367664/o1_bfjajr.png https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/c_scale,h_253/v1506626691/f787c517d585_rrp8ze.jpg

Жили-были дед и бала, и была у них курочка Ряба, снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка Ряба говорит: «Не плачьте, снесу я вам яичко не золотое, а простое.

Сказка «Рукавичка»

https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/c_scale,h_220/v1506611468/s6_txlgjb.jpg

Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.

 Учим стихотворения (загадки, потешки)

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. На начальном этапе предлагают готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений

  • Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.
  • Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.
  • Разобрать непонятные слова и определения.
  • Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог.
  • Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Рассказать стихотворение.

Почему медведь спит зимой (В. Орлов)

        — Мишка, мишка!
Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
— Потому, что снег и лёд —
Не малина и не мёд!
https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/v1506455532/s1_cvpwzk.jpg


Наши игрушки (Н. Найденова)

        Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, —
Все у нас общее в детском саду.
https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/v1506456819/m4_gc3ln8.jpg


Загадка

        Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок — белые реснички
https://res.cloudinary.com/ele-kh/image/upload/v1506459559/s3_nfr8rx.jpg

(Ромашки)


Учим текст. Последовательность работы с мнемотаблицей

Особенностью составления описательного рассказа для ребенка является трудность анализа (осознания предмета или действия), т.к. дети не располагают всеми необходимыми знаниями. Поэтому важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета: цвет, форма, размер, материал, части и элементы, действия, — т.е. составить план рассказа, опорную схему.

Например, составление рассказов-описаний по теме «Игрушки»

Какого цвета игрушка?
Какой она формы?
Какого размера игрушка?
Назови ее детали
Из какого материала сделана игрушка?
Как с этой игрушкой можно играть?

Тема «Домашние животные»

Кто это?
Какого цвета?
Назови части тела
Какие покровы?
Какой голос?
Чем питается?
Где живет?
Какие детеныши?
Какая польза человеку?

Тема «Домашние птицы»

Кто это?
Летают или нет?
Какого цвета?
Чем питаются?
Как кричат?
Где живут?
Какие детеныши?
Какая польза человеку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Использование методики мнемотехника для развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Использование мнемотехники для дошкол...

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

методика мнемотехники

Важнейшая задача данной методики-научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Методика обучения дошкольников на основе мнемотехники дает возможность одновременно развиват...

Заучивание стихотворения про одежду по методике "Мнемотехника"

Очень часто от родителей можно услышать жалобы о том, что дети плохо запоминают., особенно стихи, не могут пересказать услышанный текст. Дело в том, что существует несколько видов памяти: зрительная, ...