Проект по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
проект (подготовительная группа) на тему

Познякова Ирина Петровна

Проект воспитателя детского сада "Радуга" Позняковой И.П. по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki_-_poznyakova.docx75.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Радуга»

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

в подготовительной к школе группе «Неваляшки»

на 2017-2018 учебный год

по познавательному и речевому развитию

Воспитатель: Познякова И.П.

Проект «Волшебные пальчики»

 (подготовка руки к письму)

В подготовительной к школе группе «Неваляшки», мы усиливаем направления по познавательному и речевому развитию. Будет вестись работа по подготовке руки к письму.

Срок реализации проекта - 2017-2018 учебный год (1 год)

Возраст детей 6-7 лет

Количество детей  - 21  человек

Учебный план

 

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36

 

Продолжительность занятия:

Занятия проводятся по 25-30 минут


                                                                                                                           «Истоки способностей и дарований детей –
                                                                                                                                                          на кончиках их пальцев»

                                                                                                                                                          В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

    Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

      На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

     Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

     Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.


Проблема

Дети неуверенно держат ручку (карандаш). Слабо развита фантазия и мелкая мускулатура пальцев рук.

Идея

Создать условия, при которых дети приобретут уверенность в своих силах, выстроив эффективную модель системы подготовки руки к письму.

Технологии опыта
Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры.


   Цель работы: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

 

- Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие слухового внимания.

- Развитие графического воспроизведения.

 

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации Воспитательные: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

 

Проект рассчитан на 9 месяцев (подготовительная группа). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организуется во время совместной деятельности с детьми, после обеденного сна.

Структура занятий

 

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

 пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

 2 часть - Рисование, аппликация, лепка.

 3 часть - Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

 4 часть - Итог.

     Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

      На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

      В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.

      Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

      Все знания и умения, полученные на занятиях, дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек. Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

 

Мероприятия по реализации проекта:

Подготовка руки к письму.

 

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

 

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

 

Пальчиковая гимнастика.

 

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

 

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

 

Графические упражнения. Штриховка.

 

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

 

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

 

Правила штриховки:

 

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

 

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

 

Вырезывание ножницами.

 

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

 

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

 

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Предполагаемый результат:

 

     К концу года дети должны знать и уметь:

 

         Знать гигиенические правила письма     

         Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

 

         Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.          

         уметь правильно держать ручку, карандаш.

 

         Знать правила штриховки.

         Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

 

         Знать правила работы с тетрадью.

         Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

 

         Знать правила работы с ножницами.       

         Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

           

         Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

           

         Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

 

         Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

 

Работа с родителями: Семинар – практикум «Готовим руку к письму», папки-передвижки: «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка»; «Весёлые дорожки или я умею красиво писать» (Упражнения по подготовке руки к письму).

Методические рекомендации.

Для формирования моторных функций необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка и перебирание мелких деталей, склеивание мелких деталей, нанизывание пуговиц, бусин на нитку, раскрашивание небольших поверхностей картинок.

На занятиях объединения «Волшебные пальчики» этой цели служат игротренинги, пальчиковая гимнастика и самомассаж кистей и пальцев рук, сопровождаемые стихами.

Педагог объясняет детям, что если ребенок чувствует усталость, напряжение во время выполнения задания, он может встряхнуть кисти, покатать карандаш между ладонями. В дальнейшем дети самостоятельно прибегают к данным приемам снятия напряжения с мышц рук.

Выполнение двигательного акта письма (т.е. выполнение сложноскоординированных моторных движений) во многом зависит не только от степени развития моторных функций, но и от особенностей зрительном восприятия, пространственного восприятия, зрительно - моторной координации.

Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное письмо». Основная причина его - недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв, связанных с понятиями «правое - левое». С целью предупреждения подобных нарушений в течение всего курса занятий должно уделяться достаточное внимание развитию ориентировки в пространстве. При обучении написанию букв ребенку необходимо не только целостное восприятие буквы, но и анализ составляющих элементов, их соотношения и пространственного расположения, подробный разбор направления движений.

Гигиена письма

Успешность формирования навыка письма во много зависят от того, соблюдаются ли при письме гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах. Научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку - задача не из легких, тем более, что многие дети к началу занятий уже имеют навык неправильной посадки и неправильного держания ручки. Поэтому направленное внимание педагога к этим вопросам, причем не эпизодическое, а постоянное, а также специальная работа с родителями дают свои положительные результаты.

Еще в 1879 году французское медицинское общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые сохранили свое значение и сейчас.

Вот эти правила:

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  3. Придерживать тетрадь левой рукой (для пишущих правой рукой).
  4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

При правильной посадке ребенок должен сидеть прямо, так как такое положение тела с небольшим наклоном в право наименее утомительно; грудь не должна касаться стола, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступнею на пол или подставку для ног. Руки должны лежать так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища.

Первое правило письма заключается в том, чтобы пишущая рука двигалась совершенно свободно. Кроме того, нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные движения; и постепенно, по мере заполнения строчки, передвигалось вправо предплечье.

Тетрадь при письме должна располагаться под углом 65 градусов. При этом то, что пишет ребенок, находится напротив груди (ориентиром может быть угол страницы, находящийся напротив середины груди). По мере заполнения тетради, она продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Ручку нужно держать под углом 50 - 60 градусов тремя пальцами: большим, указательным и средним - большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху. Держат ручку свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца ведет к мышечному напряжению и быстрому утомлению. Расстояние от кончика пера до указательного пальца должно быть около 2 см. Не очень удобны, особенно для тех, кто сильно сжимает ручку, ребристые грани ручки.

     Продолжительность непрерывного письма без утомления в начале занятия - около 3 минут, в середине занятия - 2 минуты, в конце - 1 минута.

Календарно - тематический план на 2017-2018 учебный год

Тема занятий

Кол-во часов

1

Урок-знакомство.

1

2

Ознакомительная беседа. Значение письма в жизни людей. История возникновения письма.

1

3

Осенние приметы, загадки об осени. Правила правильной посадки при письме. Правила

 работы с карандашом, с ручкой. Правила работы в тетради

2

4

Ориентировка в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо.

1

5

Ориентировка в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо.

1

6

Знакомство с видами штриховки.

1

7

Клеточка. Квадрат. Графический диктант.

2

8

Орнамент. Элементы орнамента. Ритмичность выполнения орнамента.

2

9

Красавица зима. Буквы гласных звуков.

2

10

Элементы печатных букв. Занимательные ребусы с буквами.

1

11

Моя любимая игрушка. Буквы сонорных согласных звуков.

2

12

Элементы печатных букв. Занимательные ребусы с буквами.

1

13

Выкладывание гласных букв Яя, Ёё, Ее, Юю. (Палочки Кюизенера)

2

14

День Российской Армии. Работа с трафаретами «транспорт».

1

15

Знакомство с тетрадью в косую линию. Рабочая строка, широкая строка.

2

16

Фольклор. Буквы, парных согласных звуков.

3

17

 Знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Прямоугольник в рабочей строке.

2

18

Работа с предложением. Линия с закруглением, с одной стороны.

2

19

«Весна – красна …». Буквы Чч, Щщ. Линия с закруглением с двух сторон.

2

20

Буква Цц, Хх. Страна, в которой я живу. Линия с петлёй сверху, снизу.

2

21

Элементы печатных букв. Занимательные ребусы с буквами.

1

22

Буква ь, ъ. Плавная линия. Овал, полуовал.

1

23

Подведение итогов работы в тетрадях.

1

Итого:

36 часов


В повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из пластилина и соленого теста.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов и трафаретов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
  • Вырезание ножницами.

Эффективность данного проекта можно отследить через следующие методики.

Диагностическая карта выявления уровня развития у детей зрительно-моторной координации, восприятия, произвольной регуляции движений.

Методика: рисование простых узоров.

Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения элементов.

Материалы: лист бумаги, карандаш.

Инструкция:

  1. Обведи предмет по рамке внутри его контура.
  2. Заштрихуй этот предмет, следуя изученным правилам.
  3. Скопируй рисунок.
  4. Продолжи рисовать узоры, не отрывая карандаш от бумаги. (Начальную часть узора рисует обследующий, а ребёнок продолжает. Узоры не должны отклоняться от горизонтальной линии).

Образцы узоров:

Тестирование проводится с детьми в группе.

Диагностическая карта.

ФИО ребенка

Произвольная координация движений

Обведение предмета внутри его контура

Штриховка предмета внутри его контура

Копирование рисунка

Дорисовывание фигуры

Высокий уровень: без ошибок

        Средний уровень: с ошибками.

Низкий уровень: ребёнок не смог продолжить выполнить заданий.

Диагностическая карта

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение правильно держать в руке ручку

Умение ориентироваться в пространстве

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

баллы

%

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

Литература:

  1. Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе./ «Логопед», №6, 2004.
  2. Безруких М. М., Хохлова Т. Е. Как писать буквы.- М.:МП «Новая школа», 1994.
  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. .- М.:МП «Новая школа», 1994.
  4. Дмитриева В.Г., Д53 Волшебные клеточки и точки для девочек / В.Г. Дмитриева. — М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010. — 32 с.: ил. — (Маленькие гении).
  5. Коррекция нарушений речи. /Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи./ Автор - сост. Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009.
  6. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - С.-П.: Издательство «Союз», 2001.
  7. Потапова Е. Н., М., Радость познания.  Просвещение, 1999 г.
  8. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  9. Монтессори М. - Мой метод - М.: Астрель: АСТ, 2006
  10. Интернет ресурсы.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

  • Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384с.
  • Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму.- М.: Мозаика – Синтез, 2006. -64с.
  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
  • Крупенчук О.И. «Графические диктанты для девочек 6-7 лет» - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игровой самомассаж.

 Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

Растирание ладони.

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки - ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стал горячо.

Мы как древние индейцы

добываем огонек:

сильно палочку покрутим -

и огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобка, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

будем маме помогать.

Растирание пальцев.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх - вниз.

Ножик должен острым быть.     Чтобы чистил нам морковку

Будем мы его точить,                 и картошку на готовку.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно -

Очень толстое оно.

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кист к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, -выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем                Мы сперва ее растянем,

длинную и крепкую.                      а затем обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Вышли гуси на луга,

щиплют травку: - Га - га- - га!

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

 «Вышли пальчики гулять»

 

Вышли пальчики гулять,               Пальцы обеих рук сжаты в кулаки,

                                                         большие пальцы опущены вниз

а вторые - догонять,                       как бы прыжками двигаются по столу.

                                                         Далее - движения указательными,

третьи пальчики - бегом,                быстрые движения средними,

                                                            

а четвертые - пешком.                    медленные движения безымянными

                                                          пальцами.

Пятый пальчик поскакал                

и в конце пути упал.                        Хлопок обеими ладонями.

 «Веселые пальчики»

 Этот пальчик мой танцует,

этот вот - кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

словно легкий - легкий мячик,

а мизинчик мой, малышка,

ноготком скребет, как мышка,

а большой мой толстячок -

тот улегся на бочок.

«Тик - так»

 Тик - так, тик - так,                    Ладони на столе. Каждый палец

вставай, толстяк.                      поочередно стучит по столу.

не спи, вставай,                        Большой палец лежит без движения.

играть давай.

Встает толстяк,                         Большой палец стучит в ритме стиха.

стучит толстяк:

- Тук - так, тук = так,

тук - так, тук - так.

«Зайчата» 

Зацы белые сидят

и ушами шевелят:

Вот так, вот так,

и ушами шевелят.

«Пальчик - пальчик»

- Пальчик - пальчик,                    Ладонь - ребром, движения большим

где ты был?                                  пальцем.

- С этим братцем                         Поочередное касание большим пальцем

в лес ходил,                                 остальных пальцев.

с этим братцем

щи варил,

с этим братцем

кашу ел,

с этим братцем

песню пел!

«Замок»

На двери висит замок.              Ритмичные быстрые соединения пальцев

Кто его открыть бы смог?          двух рук в замок.

 

Потянули,                                   Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в

                                                    разные стороны.

Покрутили,                                 Движения сцепленными пальцами от

                                                    себя, к себе.

Постучали                                  Основания ладоней стучат друг о друга.

 

и открыли.                                  Пальцы расцепляются.

«Скакалка»

Целый день, целый день           Руки стоят на локтях. Большие пальцы

крутится скакалка.                       вращаются.

Целый день, целый день

скачет наша Галка.

Правой - скок,                              Указательный и средний пальцы по

левой - скок,                                очереди стучат по столу.

сразу обе ножки                          Оба пальца вместе стучат по столу.

то назад, то вперед

скачут по дорожке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Совершенствование функций речи в процессе развития мелкой моторики и подготовки руки к письму

Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества.Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека Исключительно велико. Однако письмо может стать п...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.В.М.Бехтерев. Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. О том, что движение паль...

Практикум для родителей: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму".

Цель данного практикума - донести до родителей то, что одной из важнейших задач подготовительной к школе группы является подготовка руки дошкольника к письму. Рассказать о проблемах при обучении письм...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...

Сообщение на тему: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму"

Несколько советов, как подготовить руку к письму...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...