Сообщение на тему: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму"
статья (подготовительная группа) на тему

Несколько советов, как подготовить руку к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

на тему:

«Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму»

Подготовила  воспитатель:

                                                                      Малькова Н.Н.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

          Одной из важных задач при подготовке детей к школе является развитие мелкой моторики.                                                                                                                                                                                                                          

        Хочется начать свое выступление со слов В. А. Сухомлинского, который считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках и пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для того взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

        Речь является важнейшей психической функцией человека.     Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

         Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

          Как подготовить ребенка к школе?

         Один из «практических» ответов на этот вопрос: «Как подготовить ребенка к школе» – является развитие  мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени  

сформированности  тонких  движений пальцев рук (по мнению  И. Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

          Развитие мелкой моторики рук очень важно для подготовки детей к школьному обучению.

        Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

       Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита, чем больше пишет, интервалы не соблюдает.        

       Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление.  Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.

       Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой.  Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

      Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе часто дети испытывают затруднение с письмом, быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированностью зрительно - двигательной координацией.

Я поставила перед собой цель подобрать максимально актуальные способы, методы и средства для развития мелкой моторики.

Организация развивающей среды,
направленной на развитие мелкой моторики рук

          В нашей группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

         Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы  она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

        Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики:  от  простого  к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

        Игры и упражнения, которые мы используем в своей работе.

Слайд

Игры – шнуровки

    Слайд

Игры с крупой и семенами

Мешочки с крупой

·          развивают мелкую моторику;

·          развивают внимание;

Упражнения с прищепками

Слайд

Упражнения с бусинами.

Слайд

Выкладывание фигур с помощью бусин.

книжки-раскраски

Игры с конструктором, мозаикой

Слайд

Занятия рукоделием.

Подарки на 8 Марта, вышивка,  плетение  

Слайд.

Графические диктанты (рисование по клеточкам)

- (Штриховка)

Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;

Занятия продуктивной деятельностью.

Для родителей были подготовлены консультации по темам (Приложение 5):

• «Зачем нужна мелкая моторика?»,

• «Приемы развития мелкой моторики»,

• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».

В заключении, хочется отметить, что

только кропотливая работа, терпеливое отношение, одобрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов для развития мелкой моторики рук  при подготовке детей к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Совершенствование функций речи в процессе развития мелкой моторики и подготовки руки к письму

Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества.Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека Исключительно велико. Однако письмо может стать п...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.В.М.Бехтерев. Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. О том, что движение паль...

Практикум для родителей: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму".

Цель данного практикума - донести до родителей то, что одной из важнейших задач подготовительной к школе группы является подготовка руки дошкольника к письму. Рассказать о проблемах при обучении письм...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...

Мелкая моторика - раскраски, подготовка руки к письму.

Многие родители интересуются: "Зачем детям раскраски", "Как раскраски влияют на подготовку руки к письму?" Руки развивают голову, пальчика, мышления....

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...