Сообщение на тему: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму"
статья (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сообщение
на тему:
«Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму»
Подготовила воспитатель:
Малькова Н.Н.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Одной из важных задач при подготовке детей к школе является развитие мелкой моторики.
Хочется начать свое выступление со слов В. А. Сухомлинского, который считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках и пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для того взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.
Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Как подготовить ребенка к школе?
Один из «практических» ответов на этот вопрос: «Как подготовить ребенка к школе» – является развитие мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук (по мнению И. Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Развитие мелкой моторики рук очень важно для подготовки детей к школьному обучению.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита, чем больше пишет, интервалы не соблюдает.
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.
Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе часто дети испытывают затруднение с письмом, быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированностью зрительно - двигательной координацией.
Я поставила перед собой цель подобрать максимально актуальные способы, методы и средства для развития мелкой моторики.
Организация развивающей среды,
направленной на развитие мелкой моторики рук
В нашей группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Игры и упражнения, которые мы используем в своей работе.
Слайд
Игры – шнуровки
Слайд
Игры с крупой и семенами
Мешочки с крупой
· развивают мелкую моторику;
· развивают внимание;
Упражнения с прищепками
Слайд
Упражнения с бусинами.
Слайд
Выкладывание фигур с помощью бусин.
книжки-раскраски
Игры с конструктором, мозаикой
Слайд
Занятия рукоделием.
Подарки на 8 Марта, вышивка, плетение
Слайд.
Графические диктанты (рисование по клеточкам)
- (Штриховка)
Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;
Занятия продуктивной деятельностью.
Для родителей были подготовлены консультации по темам (Приложение 5):
• «Зачем нужна мелкая моторика?»,
• «Приемы развития мелкой моторики»,
• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».
В заключении, хочется отметить, что
только кропотливая работа, терпеливое отношение, одобрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов для развития мелкой моторики рук при подготовке детей к письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...
Совершенствование функций речи в процессе развития мелкой моторики и подготовки руки к письму
Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества.Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека Исключительно велико. Однако письмо может стать п...
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.В.М.Бехтерев. Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. О том, что движение паль...
Практикум для родителей: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму".
Цель данного практикума - донести до родителей то, что одной из важнейших задач подготовительной к школе группы является подготовка руки дошкольника к письму. Рассказать о проблемах при обучении письм...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...
Мелкая моторика - раскраски, подготовка руки к письму.
Многие родители интересуются: "Зачем детям раскраски", "Как раскраски влияют на подготовку руки к письму?" Руки развивают голову, пальчика, мышления....
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...