Семинар- практикум с элементами тренинга
методическая разработка на тему
Тема: «Психологическая помощь, детям находящихся в кризисной ситуации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_s_elementami_treninga.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум с элементами тренинга.
Тема: «Психологическая помощь, детям находящихся в кризисной ситуации»
Цель: Составить алгоритм психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации
Оборудование: листы бумаги, бланки к тесту, карандаши на каждого участника, маркерная доска, маркер.
План:
- Приветствие: вступительное слово – цель, задачи.
- Упражнение «Поза Наполеона»
- Упражнение «Паровозик».
- Работа в группах «Мозговой штурм: Кризис, кризисные ситуации, травматические ситуации, виды кризисов.
- Вопрос- ответ.
- Презентация- Кризис потери.
- Мини-Лекция: «Жестокое обращение с детьми».
8. Упражнение «Как проявляются травмы прошлого».
9.Упражнение «Что если….».
- Презентация Методы работы, используемые в работе с детьми.
- Общий алгоритм работы.
- Проблемные ситуации и пути их преодоления. Презентация.
- Тест: Ваши действия в критической ситуации.
- Заключение. Рефлексия. Буклет.
Ход занятия
- Вводное слово: Уважаемые коллеги! Добрый день! Рада вас видеть!
Нашу сегодняшнюю встречу хочу начать с притчи о горчичном зерне.
Однажды Богу повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из–за своей нелегкой жизни и просила его ей помочь. Бог пообещал помочь, если она принесет ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободренная его словами, женщина начала поиски, а Бог отправился своим путем. Много позже он встретил ее опять – женщина полоскала белье на речке и напевала. Бог подошел к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором всегда была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет позже, а пока ей необходимо помочь постирать белье людям, у которых горе тяжелее ее собственного.
На сегодняшней нашей встрече мы:
- Рассмотрим ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка.
- Разберём приемы психологической помощи пострадавшему непосредственно после трагического события.
- Постараемся описать признаки посттравматического синдрома.
- А для начала познакомимся поближе.
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показываются три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое нравиться). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показало одинаковое движение.
Комментарии ведущего: Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессию, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
3.Упражнение «Паровозик»
Цель: развитие доверия и сплоченности в коллективе.
Участники встают друг за другом и держатся за талию впереди стоящего. Все кроме первого в колонне человека закрывают глаза. Задача первого человека провести паровозик по комнате через препятствия, задача остальных – довериться главному вагону.
Обсуждение:Как вы себя чувствовали в роли вагона? Какие ощущения испытывали?
Можно сравнить наше движение с закрытыми глазами с ощущениями ребенка, попавшего в трудную ситуацию. Важно во время найти человека, который сможет поддержать в трудную минуту и дать верное направление в преодолении жизненных трудностей и препятствий.
4.Работа в группах «Мозговой штурм: «Кризисные ситуации, что это?»
Одна из групп получает определение кризиса или его разновидность, задача второй определить вид кризисной ситуации или его разновидность. (Одна из групп зачитывает определение, вторая дает название).
Презентация (Слайд).
Кризисные ситуации - это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни. Это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представления о себе, о мире за короткий промежуток времени.
Кризисные ситуации разнообразны, как сама жизнь человека.
Работа в группах.
5.Вопрос- ответ.
Как помочь ребёнку пережить развод родителей.
При разводе психологическая помощь нужна всем членам семьи: ребёнку и обоим родителям. Сложность для родителей в том, что нужно справиться не только со своим стрессом, но и психологическим состоянием ребёнка: поддержать, успокоить и ответить на все возникающие у него вопросы.
Предлагаем вам ответить на более часто возникающие вопросы родителей, переживающих развод.
Мы с супругом развелись, и дочь агрессивно относится к нашему разводу. Насколько необходимо отцу приходить к нам в дом, чтобы пообщаться с ребёнком?
Визиты папы необходимы для девочки, чтобы восстановить и сохранить доверие к мужчинам вообще. Оно необходимо ей для будущей взрослой жизни, в которой она сможет довериться своему избраннику, а не ожидать от него, что он может придать и уйти, как когда-то сделал отец. В этом состоит суть психологического «наследования» развода. Девочка, получившая урок предательства со стороны главного Мужчины её жизни – отца, уже не может безоглядно доверять любимому человеку.
Мы с супругом, то разводимся, то «сходимся». Я переживаю, что такие отношения тоже травмируют ребёнка.
Ситуация «хронического развода», когда родители то разводятся, то сходятся вновь наиболее травмирующая для ребенка. При этом нарушается стабильность жизни, так необходимая ребенку дошкольного возраста (и чем младше ребенок, тем он больше нуждается в стабильности семейных отношений).
Что же менее травмирует ребенка — нестабильность семейных отношений с конфликтами (скрытыми или явными) или развод родителей?
На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку бесконечные семейные конфликты могут повредить отношения в семье настолько, что развод будет представляться единственным решением во благо ребёнка. С другой стороны, развод является сильнейшим потрясением для малыша, и не случайно развод стоит по шкале стресса на втором месте, означая смерть семьи.
Говорить или лучше не говорить ребёнку о разводе родителей?
Говорить надо. При умалчивании об этом событии малыш будет пребывать в состоянии напряженности и тревоги. Дело в том, что дети дошкольного возраста остро воспринимают эмоциональное состояние взрослых и способны изменить малейшие изменения в их взаимоотношениях. Для этого не надо слов, ребёнку достаточно посмотреть на маму или прижаться к папе для того, чтобы понять, что с мамой и папой что- то случилось. Сокрытие факта развода может порождать у ребёнка тревогу, опасения, страхи, болезненные фантазии.
6. Кризис утраты.
Условно можно выделить несколько стадий переживания утраты. Сейчас мы совместно постараемся последовательно их воспроизвести(таблички на магнитную доску).
Первая стадия. Шок.
Характеризуется тотальным эмоциональным отрицанием, часто неправильно понимаемым теми, кто пытается помочь ребенку справиться с горем.
Вторая стадия. Злость и ощущение несправедливости.
На этой стадии человека мучает вопрос: почему это произошло именно со мной?
Третья стадия. Печаль и сожаление.
Эта стадия характеризуется ощущением одиночества и депрессией; может возникать компульсивная потребность вернуть прошлое как способ отрицания произошедшего.
Четвертая стадия. Восстановление.
Жизнь начинает постепенно входить в свою колею, и к концу первого года можно уже надеяться на восстановление.
7.Травматический кризис.
Мини-Лекция: «Жестокое обращение с детьми». Остановимся на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.
Задание группам.
Назовите признаки физического насилия.
Назовите признаки психологического насилия.
8.Упражнение «Как проявляются травмы прошлого».
Цели:
Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.
• Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»
• Отведите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального». Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».
• Пригласите в круг первого «воспитателя» и первого «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным.
• Пригласите в круг второго «воспитателя» и второго «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным
• Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.
Рефлексия:
• Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
• Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
• Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.
• Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».
Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.
9.Упражнение «Что если….».
Ведущий семинара: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.
Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:
Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?
Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?
Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?
Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?
10. Презентация Методы работы, используемые в работе с детьми.
11. Общий алгоритм работы. Презентация (Слайд).
Задание в группах (карточки). Ознакомьтесь с ситуацией, описанной на карточке, обсудите в группе и составьте план ваших действий в данной ситуации.
Ведущий. Дальнейшее психолого- педагогическое сопровождение ребенка, попавшего в трудную кризисную ситуацию, предполагает формирование у него ресурсов для преодоления подобных ситуаций в будущем. Одним из методов работы - является личный пример педагога.
12. Тест «Ваши действия в критической ситуации».
7.Заключение. Рефлексия. Буклет.
- Кто внимательно слушал – притроньтесь к ушам.
- Кто сегодня плодотворно поработал – погладьте себя по голове.
- Кому было интересно – постучите себя по груди.
- Кому была информация полезная – похлопайте в ладоши.
Спасибо за внимание, до следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...
семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".
Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность. Наше занятие направлено на форм...
Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)
Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...
Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...
Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников».
повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей...
Семинар-практикум с элементами тренинга: «Синдром эмоционального выгорания педагогов».
Направлен на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья....
Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...