Проект "Под сенью храмов Балахны"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Соловьева Марина Алексеевна

В рамках реализации духовно просветительского проекта «Балахнинский Благовест» в детском саду № 2 города Балахны состоялся семинар в котором приняли участие руководители дошкольных образовательных учреждений. Тема семинара «Опыт ресурсного центра «Детский сад № 2» в реализации программ и проектов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в практике дошкольного образовательных учреждений". Одним из разработанных проектов является мой проект "Под сенью храмов Балахны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Под сенью храмов Балахны"157.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/с №2»

Проектная деятельность по

духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет в ДОУ.

C:\Users\Паша\Desktop\00899_20140427_073004.jpg

                                                                           Автор: в-ль Соловьева М.А.

г. Балахна, 2016г.

Актуальность проекта.

На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли большие  изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В жизни детей книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в окружающий мир  ребенка  входит поток негативной, искажённой информации, чуждой нашей русской духовной культуре. Материальные ценности возвысились над духовными и как следствие этого у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.. Институт семьи в обществе стал носить характер  необязательного жизненного явления.  В обществе  идёт разрушение традиционных, исконно русских ценностей. 

Смещение акцентов в развитии дошкольников в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в ежегодном послании федеральному собранию сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.»

Данный проект позволит родителям и детям  расставить ценностные приоритеты в своей жизни, воспитать в себе и своих детях нравственное и духовное начало.

Цель проекта: 

Духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание личности дошкольника, через познание основ православной культуры, истории и традиций русского народа.

Задачи:

Воспитательские задачи:

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям своего родного края.

- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;

- формирование эмоционально-положительного взаимодействия и отношения;

- Познакомить детей с православной религиозной культурой, с внешним видом и устройством православных храмов, с произведениями изобразительного искусства (иконопись).

- Закрепить правила поведения в храме.

- Продолжать знакомить детей с храмовой архитектурой Балахны. Закрепить знания детей о своём городе.

- Обобщать и систематизировать ранее полученные знания о достопримечательностях Балахны.

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;  

- ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей, формировать представление о формах семейного уклада.

Развивающие задачи:

- Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать и анализировать.

-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

- способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с миром иконографии;

- знакомство с   православными святыми;

- знакомство с наиболее значимыми православными праздниками;

- изучение  народных традиций, фольклора, обрядов, обычаев, связанных с православными праздниками;

- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал  каждого ребенка;

- расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном  творчестве (сказках).

 Психологические задачи:

- активизация познавательной деятельности детей;

- развитие псих. процессов;

- развитие коммуникативных навыков.

Участники:

Дети подготовительных групп, воспитатели, музыкальный руководитель.

Срок реализации:

Долгосрочный;

Тип проекта: Групповой

Вид проекта: Ознакомительно-информационный;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Формы сотрудничества с родителями

- Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта;

- Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

- Разработка консультаций, информационных стендов;

Роль родителей в реализации проекта:

- Беседы со своим ребенком по основам  духовности  народа и традиции  уклада жизни, а также об особенностях  подготовки и проведения праздничных дней.

- Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога.

 -Познакомить с правилами поведения в храме.

- Проведение акции  «Мое родословное древо»;

- Совместные народные праздники и развлечения и др.

- Участие родителей в православных праздниках;

- Участие в тематических выставках, конкурсах;

- Организация выставки фотографий.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

- Довести до участников проекта важность данной темы;

- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;

- Составить перспективный план мероприятий.

  1. Исследовательский этап:

 - Экскурсия в Никольский храм. Адрес: пр. Революции.  

- Экскурсия в Спасскую церковь. Адрес: ул. Туполева, 33.  Рассказ священника об истории создания Храма, некоторых иконах.

- Экскурсия в храм Рождества Христова на Рождество. Адрес: ул. Энгельса.

- Экскурсия в Знаменский храм, где узнали об истории возникновения храма.

- Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением икон и картин художников.

- Знакомство с убранством храма, строением храма, церковной утварью.

- Экскурсия в детскую библиотеку, где дети прослушали лекцию «История храмов Балахны».

- Посещение краеведческого музея.

- Беседа: «Милосердие, душевная чуткость – добродетели людские».

- Беседа: «Ознакомление детей с правилами поведения в Храме».

- Беседа: «Что такое церковь?», «Для чего нужны свечи в церкви».

- Беседа: «Православные праздники».

- Чтение «Детская Библия».

- Обсуждение библейских рассказов.

- Слушание духовной музыки, звона колоколов Храма.

- Разучивание стихов и песен к православным праздникам.

- Рассмотрение фотоальбома-презентации «Золотые купола Балахны».

- Д/игры: «Юный архитектор» - построй храм с целью познакомить с названием частей храма; «Найди два одинаковых храма», «Найди какая тень подходит к храму» с целью развития внимания.

- Изготовление макета «Рождественский вертеп» (совместно с детьми).

- История о Великом Потопе (мультфильм).

- Знакомство с православными пословицами и их значениями.

- Прослушивание аудиозаписей песнопений;

- Конструирование из бумаги «Наши храмы» (коллективная работа).

- Знакомство с Заповедями Божьими.

- Рисование храмов нашего города.

- Выставка рисунков, выполненных с родителями «Храмы нашего города», «Красота Божьего мира».

- Участие в конкурсе «Мама мой ангел».

  1. Итоговый этап:

- Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Православный храм».

- Праздник «Пасха - светлый праздник»

Результат

Что дети знали до проекта:

- что в городе есть церкви;

- люди ходят в церкви на праздники;

- слышали колокольный звон по праздникам;

- знали праздник Пасхи и Рождество;

- немногие из детей группы были в церкви.

Что дети узнали в результате реализации проекта:

- познакомились с православной культурой города;

- посетили близлежащие храмы города (пять);

- узнали что такое иконы;

- познакомились с убранством храмов и назначении предметов;

- познакомились с традициями православных праздников;

- познакомились с «Детской Библией»;

- узнали, что балахнинцы - православные люди (посещают церковь, крестят своих детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-викторина : «Дом наш – храм. Храм – наш дом »

Цель: раскрыть значение дома, как храма в русской культуре  и храма, как дома для верующих людей....

Духовно-нравственное воспитание. Проект "Дорога к храму"

Я спокоен и уверен – Встанет солнце в свете дня. И тернистая дорога К Храму выведет меня. К Храму воли, к Храму духа, К Храму истины святой, К Храму разума и света, Что венчает мир земной. ...

детский проект "Путешествие в храм"

Приобщение детей к православным традициям. Знакомство с храмом в селе Демьям Бедный.Познакомиться с жизнью монастыря и его традициями....

Проект «Дорога к храму»

Цель: приобщение дошкольников к нравственным и духовным ценностям Православной культуры....

Проект "Православные храмы города Ессентуки. Храм Святого Николая Чудотворца"

Церковь Святого Николая Чудотворца в Ессентуках — старейшее здание города, которому посчастливилось сохраниться до наших дней.Никольская церковь была заложена волжскими казаками в...

Индивидуальный проект "Травка зеленеет, солнышко блестит, а ласточка с весною в сени к нам летит"

Данный проек позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания  по теме «Перелетные птицы». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительн...

Партитура шумового оркестра "Ах, вы сени мои, сени"

Интерактивная партитура шумового оркестра для развлечения "Русская сторонка" https://disk.yandex.ru/i/bsVccxyoRIgSpw...