"Детский совет"-эффективная форма взаимодействия с воспитанниками группы
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моё педагогическое кредо: Относись к детям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Девиз в работе: Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример!
Живя в современном, интересном и быстроизменяющемся мире государство и общество в целом ориентировано на воспитание, инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Целевые ориентиры дошкольного образования: Инициативность и самостоятельность Способность к выбору Фантазия, воображение, творчество Умение подчиняться правилам и социальным нормам Любознательность, наблюдательность Способность к экспериментированию Способность к принятию собственных решений
Реализуя основную образовательную программу дошкольного образования, в нашей группе большое внимание уделяется созданию условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности воспитанников. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что – либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
На развитие инициативности детей существенное влияние оказывает развивающая предметно-пространственная среда, которую мы организовываем таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение мебели, оборудования позволяет детям свободно изменять игровое пространство в соответствии с замыслом.
Важно наличие партнёрской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех детей.
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы в нашей группе является «Детский совет».
Что такое «Детский совет»?
Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования.
« Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений . Каждый ребенок может учится участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят.
Задачи «детского совета» формировать доброжелательные отношения между детьми; создавать атмосферу поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми; создавать общий положительный эмоциональный фон, ощущение психологического комфорта; обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях; выявление детских интересов; формировать мотивацию к предстоящей деятельности; представлять информацию о материалах в центрах активности на текущий день и планировать деятельности в центрах;
Как работает «детский совет» в нашей группе?
Однозначно закрепленной структуры нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К ним мы относим: Ритуал (это место сбора, сигнал сбора, правила поведения при обсуждении), все это позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину; Беседа на свободную тему. Это очень важная часть. В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение; Совместное планирование дня, события, прогулки.
Планирование – одна из ведущих составляющих детского совета. Планируя работу вместе с детьми, я как педагог, получаю самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая. Д ети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню или событию определенность и продуманность.
«23 февраля» Во время «детского совета» идет бурное обсуждение будущих подарков для пап, дедушек и братьев. Сначала дети выбирают заинтересовавшие их работы а затем с помощью голосования делают свой выбор.
В детском совете активное участие принимают узкие специалисты. На кануне спортивного развлечения «Мой папа самый ловкий» ребята высказывают свое мнение и пожелание Ольги Владимировне (физ. инструктором) по поводу предстоящих конкурсов.
«Планирование прогулки» Прогулка пройдет интересней и эффективней если дети сами решат, кто и за что сегодня будет отвечать (порядок на участке, вынос игрового материала, отметить погоду);выберут подвижную игру; решат что на данный момент им наиболее интересно в поисково - исследовательской деятельности (сегодня выпал первый снег, был первый заморозок и т. д.).
Все предложенное записывается в тетрадь и фиксируется для детей на доске выбора с помощью эмблем. Дети сами вписывают свои имена (если ребенок не умеет писать- ему помогает друг). После прогулки педагоги с детьми обсуждают, что нового и интересного сегодня узнали, проводят рефлексию.
По дороге в детский сад ребят заинтересовал заморозок. Юные следопыты решили его исследовать. Дидактическое упражнение «Следы заморозка»
Дети исследуют первый снег, изучая его свойства.
Выполняют взятые на себя обязанности по трудовой деятельности «Навести порядок в домике и на корабле» «Покормить птиц »
С удовольствием играют в выбранные ими игры.
В рамках тематической недели «Улицы моего города» детьми было решено обозначить и назвать улицы на своем участке. Детскую идею охотно поддержали работники по хозяйственной части.
На «Детском совете» было принято решение измерить и записать высоту саженцев посаженых детьми, родителями и педагогами летом.
Дети решают какие игрушки им не нужны в данный момент на улице.
Во время проекта «Путаница в природе» ребята выступили инициаторами нужности обломанной ветки дерева, определив ее роль в пространстве группы, тем самым наделив ее новой жизнью.
В нашей группе с помощью детского совета решаются как текущие так и образовательные вопросы: - Какой выносной материал ,по сезону, целесообразней взять для прогулки; - Какие шторы повесить в группе; - Где и какой разместить центр активности (или если нужно заменить); - Какие песни и танцы приготовить к предстоящему празднику; - Как и чем украсить группу или лестницу в детском саду; - Чем интересным можно заняться в рамках тематической недели; - Какая тема будет у нового проекта и т. д.
Детский совет – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы. Работая с дошкольниками не перестаешь удивляться насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями и умозаключениями поступками поставить нелегкую задачу перед тобой.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...

«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....

«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Тема: Детское телевидение-новая форма взаимодействия с воспитанниками и родителями в ДОУ»
Мы живем в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование ИКТ расширяет возможности и способствует интеллектуальному развитию ребенка, создает условия для обогащения е...

Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...

Опыт работы по теме «Экологическая газета в детском саду как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
Экологическое воспитание - одно из важных составляющих в воспитании человека, который является частью природы и неразрывно с ней связанного. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только...
Конспект эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников «Гость группы»: «Медсестра скорой помощи в гостях у воспитанников детского сада» (старшая группа).
quot;Гость группы" - одна из эффективных форм взаимодействия с родителями ....