План работы психолога на межаттестационный период
рабочая программа на тему
Целью дошкольного психолога является создание условий для гармоничного развития детей в процессе дошкольного воспитания. В этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо детского сада, влияют семья из которой ребенка изъяли и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_na_attestats.period.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
педагога-психолога
Макловой Натальи Александровны
г. Альметьевск
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….
2. Перспективный план работы на 2013 - 2017 учебный год …………………………..
2.1. Психодиагностическая работа.
2.2. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.
2.3. Консультационная и просветительская работа.
2.3.1. Работа с воспитателями.
2.3.2. Работа с родителями.
2.4. Организационно-методическая работа.
2.5. Методическая активность.
3. Список используемой литературы.
1. Пояснительная записка.
Психологическая служба образования соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей детского сада и современной жизни вообще.
Именно взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования, а следовательно, и основного его исполнителя – практического психолога.
В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.
Л.С. Выгодский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни.
Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности (А.Н. Леонтьев). На каждом возрастном этапе ведущей деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности. Основными признаками ведущей деятельности являются следующие.
1.Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности.
2.В процессе ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы.
3.Ведущая деятельность – это деятельность, от которой зависят основные для данного периода развития психологические изменения личности ребенка.
Органы, системы и психологические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Согласно положениям в онтогенетическом развитии существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называются сензитивными.
Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений детского сада. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в ДОУ, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации дошкольников. Есть и другие точки зрения.
Я считаю, что целью дошкольного психолога является создание условий для гармоничного развития детей в процессе дошкольного воспитания. В этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо детского сада, влияют семья из которой ребенка изъяли и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением (главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие – это:
- наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
- возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
- наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
- сформированность основных возрастных новообразований;
- возможность полноценного функционирования.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе дошкольного психолога.
В качестве главных критериев психологического здоровья, можно выделить следующие:
- позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
- высокий уровень развития рефлексии;
- наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
- успешное прохождение возрастных кризисов;
- адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные роли.
Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2013г. по 2017 г.) следующие направления работы:
1.Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, круглые столы, родительские клубы
2. Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
• по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем;
• по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
• по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
3. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
• раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
• определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
4. Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
2. Перспективный план работы на 2013-2017 учебный год.
2.1. Психодиагностическая работа.
№ | Мероприятие | Цель | Сроки проведения |
1. | Психологическое сопровождение на этапе адаптации к ДОУ | Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ. Оказать ему эмоциональную поддержку. Обеспечить безболезненное приспособление к новым условиям. Формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения. Оказать воспитателям помощь в налаживании контакта с каждым ребенком. Выявление детей, у которых возникают трудности в процессе адаптации к ДОУ | В начале и в конце каждого учебного года |
2. | Мониторинг готовности детей к школьному обучению в подготовительных группах | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе с целью проведения психологической коррекции и разработка рекомендаций для родителей | В начале и в конце каждого учебного года |
3. | Скрининг общего и речевого развития детей младших групп | Изучение детско-родительских взаимоотношений путем различных диагностических средств, разработка психолого-педагогических рекомендаций по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка | В начале каждого учебного года |
4. | Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы. | Осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, всестороннее гармоничное развитие его личности. | Три раза в течение каждого учебного года |
5. | Оценка нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста. | Выявление уровня нервно-психического развития детей и его соответствие возрастным нормам. | Три раза в течение каждого учебного года |
6. | Исследование познавательных процессов, личностных особенностей детей (по запросу) | Выявление уровня развития познавательных процессов, личностных особенностей детей. | В течение межаттестационного периода |
6. | Диагностика по запросам родителей, воспитателей. | Нервно-психическое развитие, страхи, СДВГ – Синдром дефицита внимание гиперактивности и т.д. | В течение межаттестационного периода |
2.2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.
№ | Мероприятие | Цель | Сроки проведения |
1. | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации к ДОУ. | Способствовать формированию у детей позитивного отношения к ДОУ, организация оптимального индивидуального режима пребывания детей в группе в период адаптации. | В течение межаттестационного периода |
2. | Работа с детьми, имеющими низкие показатели готовности к обучению в школе. | Развитие познавательных процессов и волевой саморегуляции. | В течение межаттестационного периода |
3. | Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы | Способствовать развитию эмоционально-личностных проблем детей через игры и упражнения. | В течение межаттестационного периода |
4. | Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа с детьми с особенностями в поведении (гиперактивными (СДВГ), агрессивные, импульсивные и др.) | Помочь детям с особенностями в поведении. Создать у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением. | В течение межаттестационного периода |
2.3 Консультационная и просветительская работа.
2.3.1 Работа с педагогами
№ | Мероприятие | Цель | Сроки проведения |
1. | Консультации, семинары-практикумы для воспитателей подготовительных групп | Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. | В течение межаттестационного периода |
2. | Анализ результатов диагностики готовности детей к школе. | Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации по устранению трудностей. Использовать в работе развивающие игры. | В течение межаттестационного периода |
3. | Консультации, семинары - практикумы для воспитателей | Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ | В течение межаттестационного периода |
4. | Анализ результатов диагностики нервно- психического развития (НПР) детей раннего возраста. | Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации. | В течение межаттестационного периода |
5. | Тренинги для воспитателей | Профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов. | В течение межаттестационного периода |
6. | Индивидуальные консультация для воспитателей | Закрепить и уточнить знания воспитателей. | В течение межаттестационного периода |
7. | По заявке воспитателей круглые тематические столы. | Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. Обсуждение вопросов и текущих проблем. | В течение межаттестационного периода |
2.3.2. Работа с родителями
№№ | Мероприятия | Цель | Сроки |
1. | Групповая консультация для родителей подготовительной группы. | Формировать у родителей потребность в психологических знаниях. Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. | В течение межаттестационного периода |
2. | Индивидуальная консультация с родителями подготовительной группы по результатам диагностики. | Разработка конкретных рекомендаций для родителей в вопросах воспитания, обучения, развития. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем. | В течение межаттестационного периода |
3. | Заседание клуба “Мамина школа”: «Я сам!» | Познакомить родителей с эффективными способами преодоления трудностей в поведении детей. | В течение межаттестационного периода |
4. | Заседание клуба “Счастливая семья”: «Роль эмоций в жизни ребёнка» | Помочь родителям в решении проблем в жизни ребенка. | В течение межаттестационного периода |
5. | Индивидуальная консультация для родителей по вопросам воспитания. | Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем. | В течение межаттестационного периода |
6. | Групповая консультация для родителей подготовительной группы «У школьного порога». | Разработка конкретных рекомендаций для родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. | В течение межаттестационного периода |
7. | Групповое консультирование (общие и групповые собрания). | Формировать у родителей потребность в психологических знаниях. | В течение межаттестационного периода |
8. | Семинар – практикумы, тренинги, деловые игры. | Актуализировать проблемы воспитания и развития детей. Повысить педагогическую культуру родителей. | В течение межаттестационного периода |
2.4.Организационно-методическая работа.
№ | Мероприятие | Сроки проведения |
1. | Изучение и анализ научной и практической литературы, новых печатных изданий. | В течение межаттестационного периода |
2. | Освоение новых методик диагностики и коррекции, их внедрение в практику. | В течение межаттестационного периода |
3. | Оформление кабинета психолога: • Продумать оформление оборудования кабинета. • Приобрести материал для изготовления оборудования кабинета психолога. • Сделать оборудование для оформления кабинета. | В течение межаттестационного периода |
4. | Изготовление методических пособий: • Приобрести материал для изготовления мягких пуфиков для релаксации. • Сделать мягкие пуфики для релаксации. • Сделать схему-чертеж для изготовления настольной песочницы. • Приобрести материал для изготовления настольной песочницы. • Сделать настольную песочницу. • Сделать схему-чертеж для изготовления светового стола для рисования песком. • Приобрести материал для изготовления светового стола. • Сделать световой стол для рисования песком | В течение межаттестационного периода |
2.5. Методическая активность.
№ | Мероприятие | Сроки проведения |
1. | Участие в совещаниях, семинарах, мероприятиях детского сада и муниципального района. | В течение межаттестационного периода |
2. | Участие в межрегиональных, республиканских, Всероссийских конкурсах | В течение межаттестационного периода |
3. | Публикация статей, методических разработок в периодической печати, на различных сайтах | В течение межаттестационного периода |
4. | Участие в конкурсах профессионального мастерства | В течение межаттестационного периода |
5. | Прохождение курсов повышения квалификации | 2015 г. |
6. | Подготовка материала для авторской разработки | 2012 г. |
7. | Разработка авторского пособия | 2012 г. |
8. | Апробация авторского пособия | 2013 г. |
9. | Рецензирование и утверждение авторского пособия | 2014 г. |
10. | Внедрение в практику работы по авторскому пособию | 2015 г. |
11. | Распространение опыта работы по авторскому пособию | 2016 г. |
3. Список использованной литературы.
Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2011.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 64с. (для занятий с детьми 5 – 7 лет)
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 80с.
Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
Веракса А. Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 80с
Концепция модернизации Российского коррекционно-развивающего образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2015.
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет ...
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня Шиляевой Резеды Ринатовны, воспитателя второй младшей группы «Солнышко»МБДОУ – детский сад «Алёнушка»...
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет...
Примерный индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет «с 2015 по 2020 гг)
Примерный индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет «с 2015 по 2020 гг)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 2 «Золотая рыбка» п ...
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет.
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет....
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет Бадертдиновой Гульназ Юнусовны
Индивидуальный план работы педагогав межаттестационный период на пять летБадертдиновой Гульназ Юнусовны...