Проект "Хлеб всему голова!"
проект (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hleb-vsemu_golova.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Школа 2088 Грайвороново
________________________________________________________________
Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3
телефон: 8 (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08
ПРОЕКТ
«Хлеб – всему голова!»
(запланировано проведение на октябрь 2017 года для старшего дошкольного возраста в подготовительной к школе группе)
воспитатель высшей
квалификационной категории
Титова
Викторина Николаевна
Москва, 2017 г.
Тема проекта: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Длительность: среднесрочный.
Вид проекта: информационный по доминирующей деятельности познавательное и речевое развитие.
По характеру содержания: творческий, художественно-эстетическое направление.
По количеству участников: коллективный.
Участники: дети подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели, родители.
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя.
Цель проекта: формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
Задачи проекта:
Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
Обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
Закреплять словообразования, употребление относительных прилагательных, словообразование родственных слов от слова хлеб;
Развивать связную монологическую и диалогическую речь;
Приобщать детей к культуре и традициям русского народа;
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе;
Совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом.
Актуальность проекта:
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Согласно славянскому обычаю гостеприимства, круглый хлеб с солонкой посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце — рушнике. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить можно!
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами в подготовительной к школе группе надо проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Проект делится на два этапа:
- Подготовительный.
- Реализация проекта.
I. Этап. Подбор художественно-иллюстрационного материала (с участием детей и родителей). Разработка конспектов занятий и бесед. Создание презентаций на тему «Как хлеб на стол попал».
Для того чтобы сформировать целостное представление у детей о том, как хлеб пришел к нам на стол, проведение следующих мероприятий:
- Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь».
- Беседы «Как хлеб на стол попал», «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда к нам хлеб пришел».
- Чтение рассказов о хлебе М. Пришвина «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», А. Митяев «Мешок овсянки». Чтение сказки «Колосок». Заучивание пословиц, загадок, стихотворений.
- Выставка рисунков, аппликаций, фигурок из соленого теста.
- Работы с родителями. Конкурс «Вот он – хлебушек душистый!»
Предложить родителям испечь вместе с детьми любые изделия из теста.
Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел»
II.Этап.
Реализация проекта
Образов. Деят-ть | Совместная деятельность | Самостоятельная деят-ть | Работа с Родителями |
Социально-коммуникативное развитие (социализация, труд, безопасность) | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье) Организация чаепития с домашней выпечкой. | ИКТ –экскурсия «Как хлеб попал на стол», с/р игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»), «Семья», «Ярмарка» | Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел». Замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка «Вот он хлебушек душистый». |
Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка) | Аппликация «На мельницу» Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба» | Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена | Подбор иллюстраций о хлебе, составление газеты «Хлеб- всему голова», |
Познавательное и речевое развитие (коммуникативное познание, чтение) | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», опыт с вертушкой «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), Икт – экскурсия «Как хлеб на стол попал», опыт «Как готовить тесто» Д/и «откуда хлеб пришел», «родственные слова», Опыт «Перетирание и перемалывание зерен», чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» | Заучивание загадок, подбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия в булочную. Экскурсия в Культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово» Музей хлеба. |
Физическое развитие (здоровье, физкультура) | Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки | Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи | Составление кулинарной книги -Рецепты бабушек и мам «Колобок» |
План работы на неделю
Понедельник
Образовательная деятельность в режимные моменты
Утро. Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья).
Задачи: Воспитывать осторожное обращение с засушенными колосьями.
Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур. Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…» Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра. Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»
Непосредственно образовательная деятельность.
Познавательное развитие. Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие. Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.
Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе. Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий. Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб. Чтение стихотворения С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…» Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл».
Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке). Игра «Хорошо –плохо» (правила обращения с хлебом).
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация из цветной бумаги «На мельнице».
Задачи: Закрепить умение детей вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, развивать зрительный контроль за действием рук. Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Прививать художественный вкус, учить красиво располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.
Вечер. Загадки о хлебе.
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать умение дослушивать загадку до конца. Учить понимать иносказательный смысл загадок. Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Работа с родителями. Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел».
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на стол попал».
Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.
Непосредственно образовательная деятельность.
Логопедическое занятие. Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».
Музыка. Пение русской народной песни «Блины» в обработке А. Абрамского.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Колосья».
Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с натурой и образом. Расширять представления о натюрморте. Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу.
Вечер. Сюжетно ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»), «Семья», «Ярмарка». Словесная игра «Образуй словечко». Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т.д.) Опытная деятельность «Как получается мука?» Словесная игра «Продолжи пословицу». Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка». Игра «Угадай на вкус». Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т.п.)
Хороводная игра «Каравай». Чтение сказки «Колосок»
Непосредственно образовательная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка изделий из солёного теста по образцам.
Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать воображение, творчество. Продолжать учить детей начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища..
Вечер. Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»
Задачи; Продолжать развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами, а так же интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.
Подвижная игра «Скажи и покажи». Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.) Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет». Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство». Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Рассказывание стихотворения по «цепочке», хором и индивидуально.
Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос». Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Четверг
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. .Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе». Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе. Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе. Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок».
Непосредственно образовательная деятельность.
Логопедическое занятие. Тема: Пересказ русско-народной сказки по картинкам «Колосок».
Вечер. Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному. Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент. Вспомните пословицы о хлебе. Раскрашивание изделий из соленого теста.
Пятница
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. Организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!». Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей. Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.
Непосредственно образовательная деятельность.
Логопедическое занятие. Хлеб. Образование родственных слов.
Пальчиковые игры. «Испечем пирожки и плюшки».
Познавательное развитие. Конструирование из конструктора «Мельница», «Хлебозавод»
Задачи: Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Продолжать учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.
Вечер. Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).
Чаепитие с домашней выпечкой.
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему недели. Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".Автор: Емельянова Э. Л.
11. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л. 12. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб".Автор: Емельянова Э. Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Здоровье всему голова»
Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...
Хлеб всему голова
Дети сами работают с тестом....
"Хлеб- всему голова"
Интегрированное занятие....
проект "Хлеб-всему голова"
прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....
Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"
img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...