Проект "Читаем вместе"
проект (старшая группа) по теме

Гаврилкина Екатерина Александровна

Семейный проект

 «Читаем вместе»

«Есть талант писателя, а есть талант читателя»

                                                         С. Я. Маршак

 

Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.

В семьях, где родители любят читать у ребенка скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение-это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.

Актуальность проекта.

К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей. Снизился интерес к книге.

Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если      рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.  Многие считают, что компьютер намного важнее книги.

Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает беспокойство у родителей, учителей, воспитателей, библиотекарей…

Без чтения у детей почти не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество.

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

 

 

 

Цели проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.

Задачи проекта:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки;

- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

Реализация проекта:

- совместная деятельность родителей и детей;

- взаимодействие педагога с родителями;

- взаимодействие педагога с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги-дети-родители.

Перед запуском этого проекта было проведено анкетирование родителей. В анкете представлены вопросы-

 

-Как часто читают ребенку?

- Записан ли ваш ребенок в библиотеку?

- Выписываете ли вы ребенку периодическую литературу?

- Какие произведения предпочитает ребенок?

 

Анализ анкет «Что читают родители» показал, что:

- художественную литературу читают 40%, и лишь 10% из них читают классику.

Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку"

- каждый день – 60%;

- 2-3 раза в неделю -27%;

- не часто – 13%;

- редко -3%.

Опрос детей в группах выявил, что:

- 60% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;

- 15% - большую часть времени смотрят телевизор;

- только 25% детей назвали чтение любимым занятием.

Несколько детей записаны в детскую библиотеку, только двум детям выписывают детскую периодику. Теперь очевидно, почему я обратилась именно к данной образовательной области, так как считаю ее одной из самых сложных в реализации. Работа с детьми ведется в нескольких направлениях. В течение нескольких месяцев ребята вместе со мной будут (да и уже знакомятся) знакомится с творчеством современных писателей. В детском саду проводятся праздники, посвящённые дню рождения Маршака, Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова… В группе оформлен литературный центр с портретом писателя и его книгами. Кроме того, в раздевалке группы размещается тематический стенд «Читаем вместе», который оформляется и для детей, и для взрослых. Моя группа после чтения стихов и сказок писателя готовят к ним детские иллюстрации, лучшие из которых размещались на этом стенде. Также проводятся конкурсы чтецов, а родители выступают в качестве жюри.

Осуществляется сотрудничество с детскими библиотеками им. Гайдара и Волошина.. Это дает возможность проводить экскурсии и тематические занятия. Также даны рекомендации для родителей «Читаем, обсуждаем, рассказываем вместе с ребенком».

 

Паспорт акции «Читаем вместе»

 

Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.

Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного. А так как это семейная акция, то работа направлена на то, чтобы участвовали и дети и их родители.

Методический паспорт работы

1. Название акции «Читаем вместе».

2. Тип акции: коллективный, творческий, совместно с родителями.

3. Длительность работы – 1 год.

4. Цель акции:

- увлечь детей и родителей книгой, развивать познавательные интересы, формировать речь детей;

- обогащение детско-родительских отношений совместным чтением;

- сплочение семьи, формирование открытых доверительных отношений;

- стимулирование творческой активности детей в речевой и продуктивной деятельности;

- познакомить детей с тем, как «рождается книга».

5. Этапы работы:

I. Этап (подготовительный)

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме акции.

3. Составление плана работы над акцией.

4. Консультация для родителей воспитанников о содержании акции.

5. Анкетирование родителей и детей

6. Экскурсия в библиотеки им. Гайдара и Волошина.

7. Составление конспектов, планов, сценариев мероприятий.

8. Изготовление наглядного материала, галереи, совместно с родителями.

II. Этап (основной)

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.

III. Этап (заключительный)

В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжка.

Что делали:

- тематическое планирование различных форм работы.

- пешеходная экскурсия в библиотеки им. Волошина и Гайдара.

- беседа " Как рождается книга".

- анкетирование и опрос родителей.

- проведена выставка-галерея по произведениям А. Барто и С. Есенина.

- вечер поэзии по теме " Русский поэт С. Есенин".( Совместно с музыкальным работником).

- обсуждение с родителями вопросов приобщения ребенка к чтению.

- составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.

 

- старшие дошкольники – малышам: инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».

-  совместные чтение с родителями любимых книг

- викторина по сказкам

- совместная деятельность с детьми «Мастерская по «лечению» книг»

- изготовление стенда «Давайте почитаем!».

- конкурс чтецов по произведениям А. Барто и С. Есенина.

- подведение итогов акции.

 

Ожидаемые результаты:

- повышение активности родителей в жизни ребёнка и группы.

- повышение уровня развития речи детей; обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

- создание галереи, стендов, выставок. Пополнение мето-предметной среды.

- осознание каждым родителем ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания.

- увеличение количества посещений в библиотеки.

- популяризация семейного чтения, как источника формирования интереса к книге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon semeynaya_aktsiya1_2.pdf262.76 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...