Теоретические аспекты исследования развития понимания эмоций у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Понятие эмоционального интеллекта
Понятие «эмоциональный интеллект» подразумевает умение человека воспринимать информацию, передаваемую ему из окружающей среды, а также им самим, посредством распознавания эмоций.
За последние годы иностранными и отечественными психоаналитиками было проведено достаточно исследований с целью анализа и проработки определения эмоционального интеллекта.
«Эмоциональный интеллект» определяется способностью индивида:
1) к распознаванию и выражению эмоций;
2) к пониманию собственных эмоций;
3)к использованию полученной эмоциональной информации в мышлении и собственной деятельности.
Каждый тип способностей, состоит из ряда компонентов.
Способность к распознаванию и выражению эмоций подразделяется на 2 вида. Распознаванию подвергаются свои и чужие эмоции
Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций.
Способность к использованию полученной эмоциональной информации в мышлении и собственной деятельности включает в себя разделы: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации.
Учёные П. Сэловей и Дж. Мэйер изучили и определили четыре главных аспекта, которые входят в состав эмоционального интеллекта.
Использование эмоций для улучшения эффективности мышления и деятельности представляют собой возможность использования эмоционального выражения для акцентирования внимания на важных событиях, способствующих вызову эмоций, которые предшествуют решению деятельностных задач (например, использовать позитивное настроение для аккумуляции творческих идей), использовать нестабильность настроения для анализирования возникающих трудностей с различных сторон [4].
Понимание эмоций - способность интерпретировать и осознавать эмоции в совокупности, отмечать связи между выдаваемыми эмоциями, выделять переход от одной эмоции к другой, причины возникновения эмоций, вербальную информацию о демонстрируемых эмоциях.
Управление эмоциями - способность к контролю эмоционального состояния, сознательному снижению интенсивности проявления отрицательных эмоций, выделению собственных эмоций, в том числе и негативных, способность к разрешению эмоциональной нагрузки, связанной с возникающей проблемой, без подавления отрицательных эмоций.
«Эмоциональный интеллект» является, на наш взгляд, очень широким понятием Хотелось бы выделить следующее. Эмоциональный интеллект рассматривается многими психологами как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни.
Умение ребенка устанавливать и поддерживать успешную коммуникационную связь со взрослыми и сверстниками, разрешать возникающие конфликты во взаимодействии с другими детьми, организовывать позитивную игру. Данные аспекты очень важны для всестороннего развития ребёнка.
Ребёнок в дошкольном возрасте проходит важные жизненные этапы, которые отражаются на самоидентификации. Понимание эмоций – это очень важный этап данного процесса личностного становления.
Многие научные исследования констатируют, что эмоциональная компетентность является критическим компонентом эмоционального развития в формировании успешных отношений в социальных контекстах, а эмоциональная компетентность существует в центре социальных отношений. Р. Парке (1994) подчеркивает, что успешное взаимодействие детей с другими зависит от понимания эмоциональных ситуаций и придания соответствующих реакций эмоциональным стимулам. Исследования о раннем детстве указывают на концепцию, при которой, навыки и поведение детей, тесно связаны с эмоциями, такими как выражение, осознание, маркировка и понимание эмоций зависит от эмоциональных выражений лица и контекстных подсказок (Denham, 1998; Saarni, 1999). Кроме того, исследования подчеркивают необходимость использования эмоциональной компетентности для прогнозирования позитивных приобретений, таких как адаптация к школе, развитие позитивного отношения, академического успеха, привязанности, адекватного поведения и дружеских отношений (Eisenberg & Spinrad, 2004; Garner & Estep, 2001).
К таким компонентам относятся (S. A. Denham, 2007): первоначальная оценка аффективной информации, передаваемая другими людьми; интерпретация воспринятого сообщения другого индивида; принятие эмоциональной информации в рамках ограничений правил отображения эмоций и ситуативном контексте; использование навыков понимания эмоций в ходе социального взаимодействия.
Например, в модели эмоционального интеллекта (J. D. Mayer & P. Salovey,1997) выделяется компонент понимания и анализа эмоциональной информации, который включает в себя набор способностей, ведущих к пониманию связи разных эмоций, осознанию их причин и последствий, интерпретации сложных эмоций (смешанных и амбивалентных эмоциональных состояний), пониманию и прогнозированию вероятных переходов между эмоциями.
S. A. Denham предложил структуру эмоциональной компетентности, в которой на передний план выносится понимание эмоций, как способность распознавать и словесно обозначать собственные эмоции и эмоциональные состояния других людей, привязывать их к соответствующим ситуациям и понимать причины возникновения эмоций.
Первым этапом в развитии понимания эмоций у детей старшего дошкольного возраста можно считать понимание общих социальных аспектов эмоций: способов их выражения, ситуативных причин их возникновения и влияния внешних напоминаний.
Восприятие эмоций и их идентификация – является способностью выявлять и интерпретировать эмоции по лицам, изображениям, голосу и т.д. – представляет собой основной аспект эмоционального интеллекта. Именно на основе восприятия эмоций осуществляется последующая обработка информации. Умение распознавать эмоции других людей по ситуативным и экспрессивным сигналам также входит в структуру эмоциональной компетентности детей.
Переменные «эмоционального интеллекта», изучаемые в дошкольном детстве, обычно можно разделить на две основные области эмоциональных процессов.
Первое - это эмоциональное знание, которое включает переменные, помеченные как эмоциональное знание, эмоциональная маркировка и эмоциональное признание.
Вторая важная область - это эмоциональная регуляция, которая относится к управлению эмоциональными состояниями и стратегиям.
Эти две широкие категории способностей «эмоционального интеллекта» параллельны тому, что вышеупомянутые ученые называют соответственно опытными и стратегическими способностями «эмоционального интеллекта».
Первое относится к вводу эмоциональной информации (то есть к распознаванию чувств в себе и к другим), а второе относится к стратегиям или действиям, предпринимаемым в ответ на информацию об эмоциях (то есть к контролю и выражению чувств).
Дошкольное образование имеет жизненно важное значение для развития всех процессов в жизни ребёнка, а эмоции выступают в роли «проводника», связующего эти процессы. Многочисленные исследования подтверждают связь между социально-эмоциональным развитием дошкольников и последующим академическим и социальным функционированием индивида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_stati_ns.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты исследования развития понимания эмоций у детей дошкольного возраста
Понятие эмоционального интеллекта
Понятие «эмоциональный интеллект» подразумевает умение человека воспринимать информацию, передаваемую ему из окружающей среды, а также им самим, посредством распознавания эмоций.
За последние годы иностранными и отечественными психоаналитиками было проведено достаточно исследований с целью анализа и проработки определения эмоционального интеллекта.
«Эмоциональный интеллект» определяется способностью индивида:
1) к распознаванию и выражению эмоций;
2) к пониманию собственных эмоций;
3)к использованию полученной эмоциональной информации в мышлении и собственной деятельности.
Каждый тип способностей, состоит из ряда компонентов.
Способность к распознаванию и выражению эмоций подразделяется на 2 вида. Распознаванию подвергаются свои и чужие эмоции
Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций.
Способность к использованию полученной эмоциональной информации в мышлении и собственной деятельности включает в себя разделы: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации.
Учёные П. Сэловей и Дж. Мэйер изучили и определили четыре главных аспекта, которые входят в состав эмоционального интеллекта.
Использование эмоций для улучшения эффективности мышления и деятельности представляют собой возможность использования эмоционального выражения для акцентирования внимания на важных событиях, способствующих вызову эмоций, которые предшествуют решению деятельностных задач (например, использовать позитивное настроение для аккумуляции творческих идей), использовать нестабильность настроения для анализирования возникающих трудностей с различных сторон [4].
Понимание эмоций - способность интерпретировать и осознавать эмоции в совокупности, отмечать связи между выдаваемыми эмоциями, выделять переход от одной эмоции к другой, причины возникновения эмоций, вербальную информацию о демонстрируемых эмоциях.
Управление эмоциями - способность к контролю эмоционального состояния, сознательному снижению интенсивности проявления отрицательных эмоций, выделению собственных эмоций, в том числе и негативных, способность к разрешению эмоциональной нагрузки, связанной с возникающей проблемой, без подавления отрицательных эмоций.
«Эмоциональный интеллект» является, на наш взгляд, очень широким понятием Хотелось бы выделить следующее. Эмоциональный интеллект рассматривается многими психологами как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни.
Умение ребенка устанавливать и поддерживать успешную коммуникационную связь со взрослыми и сверстниками, разрешать возникающие конфликты во взаимодействии с другими детьми, организовывать позитивную игру. Данные аспекты очень важны для всестороннего развития ребёнка.
Ребёнок в дошкольном возрасте проходит важные жизненные этапы, которые отражаются на самоидентификации. Понимание эмоций – это очень важный этап данного процесса личностного становления.
Многие научные исследования констатируют, что эмоциональная компетентность является критическим компонентом эмоционального развития в формировании успешных отношений в социальных контекстах, а эмоциональная компетентность существует в центре социальных отношений. Р. Парке (1994) подчеркивает, что успешное взаимодействие детей с другими зависит от понимания эмоциональных ситуаций и придания соответствующих реакций эмоциональным стимулам. Исследования о раннем детстве указывают на концепцию, при которой, навыки и поведение детей, тесно связаны с эмоциями, такими как выражение, осознание, маркировка и понимание эмоций зависит от эмоциональных выражений лица и контекстных подсказок (Denham, 1998; Saarni, 1999). Кроме того, исследования подчеркивают необходимость использования эмоциональной компетентности для прогнозирования позитивных приобретений, таких как адаптация к школе, развитие позитивного отношения, академического успеха, привязанности, адекватного поведения и дружеских отношений (Eisenberg & Spinrad, 2004; Garner & Estep, 2001).
К таким компонентам относятся (S. A. Denham, 2007): первоначальная оценка аффективной информации, передаваемая другими людьми; интерпретация воспринятого сообщения другого индивида; принятие эмоциональной информации в рамках ограничений правил отображения эмоций и ситуативном контексте; использование навыков понимания эмоций в ходе социального взаимодействия.
Например, в модели эмоционального интеллекта (J. D. Mayer & P. Salovey,1997) выделяется компонент понимания и анализа эмоциональной информации, который включает в себя набор способностей, ведущих к пониманию связи разных эмоций, осознанию их причин и последствий, интерпретации сложных эмоций (смешанных и амбивалентных эмоциональных состояний), пониманию и прогнозированию вероятных переходов между эмоциями.
S. A. Denham предложил структуру эмоциональной компетентности, в которой на передний план выносится понимание эмоций, как способность распознавать и словесно обозначать собственные эмоции и эмоциональные состояния других людей, привязывать их к соответствующим ситуациям и понимать причины возникновения эмоций.
Первым этапом в развитии понимания эмоций у детей старшего дошкольного возраста можно считать понимание общих социальных аспектов эмоций: способов их выражения, ситуативных причин их возникновения и влияния внешних напоминаний.
Восприятие эмоций и их идентификация – является способностью выявлять и интерпретировать эмоции по лицам, изображениям, голосу и т.д. – представляет собой основной аспект эмоционального интеллекта. Именно на основе восприятия эмоций осуществляется последующая обработка информации. Умение распознавать эмоции других людей по ситуативным и экспрессивным сигналам также входит в структуру эмоциональной компетентности детей.
Переменные «эмоционального интеллекта», изучаемые в дошкольном детстве, обычно можно разделить на две основные области эмоциональных процессов.
Первое - это эмоциональное знание, которое включает переменные, помеченные как эмоциональное знание, эмоциональная маркировка и эмоциональное признание.
Вторая важная область - это эмоциональная регуляция, которая относится к управлению эмоциональными состояниями и стратегиям.
Эти две широкие категории способностей «эмоционального интеллекта» параллельны тому, что вышеупомянутые ученые называют соответственно опытными и стратегическими способностями «эмоционального интеллекта».
Первое относится к вводу эмоциональной информации (то есть к распознаванию чувств в себе и к другим), а второе относится к стратегиям или действиям, предпринимаемым в ответ на информацию об эмоциях (то есть к контролю и выражению чувств).
Дошкольное образование имеет жизненно важное значение для развития всех процессов в жизни ребёнка, а эмоции выступают в роли «проводника», связующего эти процессы. Многочисленные исследования подтверждают связь между социально-эмоциональным развитием дошкольников и последующим академическим и социальным функционированием индивида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические и психологические аспекты развития художественно-художественных способностей детей дошкольного возраста»
«Педагогические и психологические аспекты развития художественно-художественных способностей детей дошкольного возраста»...
. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов
Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология....
Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье проанализирован опыт экспериментальной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: исследователь, экспериментирование, поисково – познавательная деятельность, умо...
Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...
Консультация «Теоретические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»
Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников...