«Повышение культуры родителей. Формы и методы работы».
статья (подготовительная группа) на тему
Разнообразные формы и методы работы помогут сделать общения с родителями более эффективным и продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Повышение культуры родителей. Формы и методы работы». | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразные формы и методы работы помогут сделать общение с родителями более эффективным и продуктивным.
Выступление на педсовете.
Тема: « Повышение педагогической культуры
родителей. Формы и методы работы».
Сообщение подготовила:
воспитатель МАДОУ «Сказка» Вельская Н.Г.
В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразно решать в коллективе с родителями. К ним относятся вопросы, которые интересуют их всех, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи.
Известно, положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества с родителями, при активном включении их в работу с детским коллективом.
Формы работы с родителями, повышающие их педагогическую культуру, разнообразны. Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.
К традиционным формам работы относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы».
Нетрадиционным формам работы относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
В настоящее время актуальным остается индивидуальная работа с семьей. Посещение семьи ребенка много дает для изучения, для установления контакта с ребенком, его родителями. Прийти к ребенку, значит прийти в гости, следовательно, надо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным. Следует забыть о жалобах и замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни. Советы единичные давать тактично ненавязчиво.
В посещение семьи можно включить вопросы:
1. Как вы отмечаете семейные праздники?
2. существуют ли семейные традиции?
3.Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
4.Любит ли ребенок делать дела с взрослыми, какие дела вы можно ем доверить?
После этих вопросов можно посмотреть уголок с игрушками, предложить поиграть. Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания на родительском собрании, конференции или поместить материал в папке передвижке.
День открытых дверей, является достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно- образовательной работы, заинтересовать их и привлечь к участию.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель:
- что необходимо выяснить,
- в чем хотели помочь.
Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседника к высказыванию. Участники беседы должны уметь не только говорить, но и слушать, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или с подгруппой родителей.
Целью консультаций является усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь в решении проблемных вопросов.
Формы проведения консультаций различны:
- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
-обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными;
-практическое занятие. Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны:
-квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
-обсуждение стать, заранее прочитанной всеми приглашенными;
-практическое занятие.
Например, консультация для родителей на тему: «Индивидуальный подход к ребенку».
Семинар- практикум. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:
-как читать книгу;
-рассматривать иллюстрации;
-готовить руку к письму
-упражнять артикуляционный аппарат и др.
Например, семинар- практикум «Развиваем мелкую моторику».
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год, на них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца Ежегодно одно собрание следует посвятить обсуждению опыта семейного воспитания детей. выбирается теме злободневная для группы, например, «Как воспитать любовь к книге», «телевизор друг или враг в воспитании детей», «игра- это серьезно» и т. п.
Родительские конференции. Основная цель – обмен опытом семейного воспитания. Важно определить актуальную тему для конференции, подготовить выставку педагогической литературы, выставку детских работ, материалов , отражающих работу дошкольного учреждения и т. д. Завершить конференцию можно совместно концертом детей, членов семьи и сотрудников детского сада.
Деловая игра - максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически венных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Темой деловой игры могут быть разные конфликтные ситуации. Нет конкретной узконаправленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки родителей.
Примерная структура игры такова:
- подготовительный этап, который включает в себя определенные цели, задачи, организационные правила, регламентирующие игру, выбор действующих лиц, подготовка необходимого наглядного материала и оборудования.
- Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
- Итог игры, выражающийся в анализе ее результата.
- Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. Роль вечеров в вооружении родителей педагогическими знаниями не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное. Равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Встречи за «круглым столом». Такая форма общения расширяет воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов. Встречи для родителей и других членов семьи, нося тематический характер. Темы различные, например, «Ребенок и природа», «Мир прекрасного»и т. д., художественное выступления самих родителей.
Значительным подспорьем в работе с родителями является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. За этим, конечно, должны следить педагоги. Делать подбор специальной литературы, следить за своевременным обменом. Следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Учитывая занятость родителей, используется и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является библиотека игр.
Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает общаться с ребенком. Если традиция современных домашних игр прививается, то в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Таким образом, взаимодействие с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей. А разнообразные формы работы только помогут сделать это общение наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы и методы работы, направленные на повышение уровня мотивации к профессиональному развитию педагога ДОУ»
В связи с последними изменениями в образовании у меня, как старшего воспитателя, возникают вопросы – как и что сделать, чтобы каждый педагог стал педагогом с большой буквы? Как избавиться ...
Мастер - класс «Формы и методы работы с детьми и родителями по обучению детей культуре безопасности»
Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребёнка как процесса индивидуального развития, основанного на усвоение социальн...
Формы и методы работы, направленные на повышение качества образования в группе.
В данной презентации в сжатой форме представленны основне форм и методы работы с детьми, направленные на повышение качества образования в группе....
«Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей.Целью моей педагогической деятельности, как...
Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»
.«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А если эти главные люди будут работать в тесном контакте друг с друго...
Повышение педагогической культуры родителей. Формы и методы работы».
Опыт работы с семьями дошкольников показывает, что имеются такие проблемы, которые целесообразно решать в коллективе с родителями. Необходимо выработать общий подход к решению проблем воспитания, пере...