План самообразования на 2023-2027гг.
методическая разработка
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2023-2027.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2023- 2027 гг.
Воспитатель: Чернова Ирина Евгеньевна
Тема: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Цель:
Повысить уровня компетентности и профессионализма путём изучения необходимой литературы, посещения методических объединений и мероприятий районного, городского и республиканского уровня, путем участия в конкурсах по данной теме.
Актуальность:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Я считаю, что развитие речевой активности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть активной речью, использовать все вербальные и невербальные средства общения.
Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:
- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);
- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;
- соблюдение норм литературного языка;
- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.
Необходимо организовать деятельность с ребенком таким образом, чтобы она была направлена на речевую самостоятельность и инициативность. Именно поэтому я уделяю особое внимание:
- формированию у детей умения играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
-развитию способности дошкольников объединяться на основе интереса к деятельности;
- педагогической поддержке различных видов деятельности детей.
Для развития активной речи я использую следующие формы взаимодействия:
- предлагаю дидактические игры, проблемные ситуации, развивающие упражнения;
- применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и развитие речи;
- вовлекаю воспитанников в различные виды детской деятельности.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я считаю тему по самообразованию актуальной.
Задачи:
•Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
•Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.
•Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
•Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
•Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.
•Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
•Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
•Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.
•Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.
1 этап
Установочный (2023 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.
- Анализ собственных профессиональных проблем.
- Определение приоритетного направления в организации самообразования.
- Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
2 этап
Теоретический (2024 год)
1.Работа с детьми
- Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
- Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».
2.Работа с родителями
- Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию театрализованной деятельности дошкольников (родительское собрание)
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация театрализованных игр, в соответствии с возрастными возможностями
3 этап
Практическое решение проблемы (2025-2027 год)
- Разработка тематического планирования.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На данном этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических, подвижных игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми профессиональными навыками и умениями.
Создание развивающей предметно-пространственной среды:
- оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности: «Центр красивой речи», «Юные исследователи», «Волшебный театр», «Юные сказочники», «Здравствуй, книжка»;
- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным речевым играм;
- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:
подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме.
- Разработка программно-методического обеспечения по теме самообразования:
Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- картотеку «Коммуникативные игры»;
- сенсорные игры «Отгадай, что звучит», «Кто больше услышит?», «Угадай, кто позвал?», «Волшебные картинки» и др.;
- сюжетно-ролевые игры «Поездка в автобусе», «В магазине», «Телефон» и др.;
- дидактические игры и игровые упражнения «Покажи картинку», «Глухой телефон», «Эхо», «Подбери слово», «Кто больше назовет слов со звуком», «Где звук?». «Цепочка слов (звуковое домино)» и др.;
- образовательные ситуации «Как мы провели праздник», «Что мы видели на экскурсии», «Мой лучший друг», «Как мы заботимся о малышах», «Как мы трудимся на участке детского сада» и др.;
- подвижные речевые игры «Цепи кованые», «Краски», «Гуси-гуси» и др.;
- развивающие игры «Игра в слова», «Интервью», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Скажи иначе», «А если бы …» и др.;
- театрализованные игры-спектакли «Как цыпленок хотел вырасти большим», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Репка» и др.;
- конспекты НОД «Волшебные словечки», «Разговор по телефону» и др.;
- развлечения, праздники «В гостях у Азбуки», «Раз словечко, два словечко»;
- рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Развивающие игры с картинками», «Что такое сюжетно-ролевая игра?» и др.;
- буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребенка», «Развиваю игры для детей на кухне».
- Проектирование образовательной деятельности:
- разработка проектов «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста», «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей», «Путешествие по сказкам», «Пальчиковые игры, как средство развития разговорной речи» «Плоскостное торцевание», «Огород на подоконнике», «Этот удивительный космос», «Генеалогическое древо», Мы читаем Маршака;
- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.
Мониторинг деятельности по теме:
- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
- обработка полученных данных;
- отслеживание промежуточных результатов;
- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования:
проведение совместно с родителями и для родителей:
- образовательных мероприятий «Речевые игры», «Учимся правильно говорить», «Педагогическая мастерская», мастер-класс «Поговори со мной мама!», «Развивающие речевые игры»;
- развлечений и досугов «Незнайкины друзья», «Книжкин праздник» и др.
Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования:
подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:
- с библиотекой: «Мы читаем Маршака», «В мир сказок и приключений»;
- с Домом культуры: «Путешествие в мир музыки и слов», «Поэзия детства».
Описание и обобщение деятельности по теме самообразования:
Представление опыта в форме:
- проектов «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста», «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей», «Путешествие по сказкам», «Пальчиковые игры, как средство развития разговорной речи» «Плоскостное торцевание», «Огород на подоконнике», «Этот удивительный космос», «Генеалогическое древо», Мы читаем Маршака;
- презентаций «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста», «Дидактические игры по развитию речи дошкольников»;
- выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей дошкольного возраста», «Организация речевой предметно-пространственной среды в группе»;
- проведения открытой образовательной деятельности для родителей и педагогов;
- публикаций «Развитие речевого творчества воспитанников посредством сочинения сказок», «Эффективные методы взаимодействия по развитию речевой активности дошкольников» и др.
Научная и методическая литература:
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016.
- Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / Л.В. Трубайчук, Л.Н.Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.
- Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.:РГГУ, 2013.
- Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- ТРИЗ-технология И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!» / Мурашковска И.Н. «Сказка, отворись». http://www.trizminsk.org
- Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012.
- Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.
- Цветкова Т. Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
- Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения / Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. № 8, 2012.
- Чурилова Е.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2023 - 2027гг
План самообразования на 2023 - 2027гг...
План самообразования на 2023 - 2027гг
План самообразования на 2023 - 2027гг...
План самообразования на 2023 - 2027гг
План самообразования на 2023 - 2027гг...
Индивидуальный план работы педагога на межаттестационный период 2023-2027гг.
Цели: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации ФГОС....
План самообразования на 2023-2027гг
План самообразования на 2023-2027гг...
План самообразования на 2023-2027гг
План самообразования на 2023-2027гг...
План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг
Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников....