Освоение дошкольниками представлений о Санкт – Петербурге в различных видах детской деятельности.
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….
(А. С. Пушкин)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sankt_-peterburg.docx | 62.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Освоение дошкольниками представлений о Санкт – Петербурге в различных видах детской деятельности.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….4
- Цель…………………………………………………………………………4
- Задачи………………………………………………………………………5
- Возрастные особенности детей 4 - 5 лет…………………………..…….5
- Возрастные особенности детей 5 – 6 лет………………………………..6
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………8
2.1. Виды детской деятельности в формирование представлений о Санкт – Петербурге у дошкольников…………………………………………………….8
2.2. Проектирование программы по освоению дошкольниками представлений о Санкт – Петербурге на 2016 – 2017 год …………………………………….9
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………….12
3.1. Создание развивающей предметно – пространственной среды………..12
3.2. Работа с детьми 4 – 5 лет, и 5 – 6 лет…………………………………….16
3.3. Взаимодействие с родителями……………………………………….…….31
Заключение………………………………………………………………….…..32
Введение
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….
(А. С. Пушкин)
Санкт- Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивого города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. С малых лет должны чувствовать себя настоящими петербуржцами: добрыми, воспитанными, внимательными.
Не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частичкой этого города. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Дети дошкольники, зачастую называют главной улицей города ближайший проспект (в нашем районе это проспект Металлистов и проспект Пискаревский).
Исходя, из этого основная нагрузка в получении знаний будет опираться на играх – путешествиях посредствам интерактивного оборудования, на работу в группе на активный, непрерывный контакт и, конечно же работу с родителями. Закрепление знаний проходит на экскурсиях. В процессе работы в детском саду формируются чувства уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице) представления о разных видах домов, транспорта, с разными профессиями, воспитываем культуру общения со сверстниками и взрослыми. С помощью родителей знакомим детей с ближайшим окружением (городом) и с историческим центром. При посещении достопримечательностей ребенок получает много знаний , испытывает массу эмоций.
Вместе с детьми составляем фотоальбом : «Мой любимый город», «Интересные музеи», «Самые маленькие памятники», «Мой Калининский район» и т. д.
Планируя свою работу, я использовала различные методы и технологии по данной теме.
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Цель
Санкт – Петербург один из красивейших городов мира, культурная столица России. Люди которые живут в Санкт – Петербурге совсем не случайны, их город принимает, очаровывает и окутывает своей необычной атмосферой доброты и комфорта. Дети которые живут в Санкт – Петербурге должны быть воспитаны в лучших традиция культурного общества. Кто эти люди, живущие в красивейшем городе мира?! Это петербуржцы, они знают и любят свой город, каждый уголок, каждую улочку со своей историей. У любого петербуржца найдется не мало красивейших любимых мест в городе, о которых он будет говорить, говорить, говорить и с каждым разом открывать для себя, что то новое неизведанное, быть может, даже тайное в столь знакомом и уютном месте любимого города. Мир истории, архитектуры, памятников, искусства Санкт – Петербурга (поистине уникального города – памятника!) велик и многообразен. Приобщение детей к формированию представлений о Санкт – Петербурге нужно начинать со средней группы группы детского сада. Так же необходимо очень тесное и хорошо отлаженное сотрудничество с родителями.
Целью данной выпускной квалификационной работы является:
- Воспитание любви и интереса к родному городу;
- Воспитание желания узнать свой город, познакомится с ним ближе;
- Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им;
- Формирование начальных знаний о родном городе;
- Осознание ценности памятников культуры и искусства;
- Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- Изучать историю города через судьбу замечательных петербуржцев;
- Углубить знания и представления детей о родном городе;
- Продолжить формирование у детей навыков коллективного взаимодействия, сопричастности к общему делу.
- Задачи
Задача данной работы:
- Продолжать развивать внимание, память, мышление детей, умение сравнивать,
- Продолжать развивать связанную речь детей,
- Продолжить обогащение словарного запаса детей,
- Продолжать развитие навыков ненасильственного взаимодействия детей друг с другом,
- Продолжать воспитание патриотических и гражданских чувств дошкольников,
- Продолжать воспитание любви к родному городу Санкт-Петербургу.
- Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.
Усложняется конструирование. Формируются навыки конструировать по собственному замыслу, а так же планирование последовательности действий.
Двигательная активность ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.
Начинает развиваться образное мышление: Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Продолжает развивать воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания.
Речь становится предметом активности детей. Они имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают появляться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа ребенка, его детализации.
- Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли.
Развивается изобразительная деятельность детей, этот возраст наиболее активного рисования. В течении года дети способны создать более двух тысяч рисунков. В рисунках отображаются самые разные жизненные ситуации это могут быть жизненные впечатления, воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам и книгам.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы , по замыслу и по условиям.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины строения предметов, систематизируются представления детей, образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления.
Продолжает совершенствоваться речь, совершенствуется и грамматический строй речи. Развивается связная речь, дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Развиваются умения обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Виды детской деятельности в формирование представлений о Санкт – Петербурге у дошкольников
Виды детской деятельности детей от 4 до 7 лет:
- Игровая включая сюжетно – ролевую игру с правилами и другие виды игр; (подразумевает под собой творческие игры - режиссерские по мотивам литературных произведений, и сюжетам самостоятельно придуманным детьми. Сюда относятся и сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, театрализация, игры фантазирование, дидактические, музыкальные, развивающие, компьютерные – обучающие).
- Коммуникативное (общение со взрослыми и сверстниками); (ситуативно – деловая, внеситуативно – познавательная, внеситуативно – личностная, эмоционально – практическая).
- Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экперементирования с ними); (Экспериментирование, исследование, моделирование,
- Восприятие художественной литературы и фольклора; (Чтение – слушание, обсуждение – рассуждение, рассказывание – пересказывание, декламация, разучивание, ситуативный разговор).
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); (труд в природе, ручной труд).
- Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу природный и иной материал;
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- Музыкальное восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмичные движения, игра на детских музыкальных инструментах;
- Двигательная (овладение основными движениями) (ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, строевые упражнения, танцевальные упражнения, катание на самокате, коньках,санках велосипеде, ходьба на лыжах).
Схема развития любого вида деятельности
2.2. Проектирование программы по освоению дошкольниками представлений о Санкт – Петербурге на 2016 – 2017 год
№ | Месяц | Тема | Содержание работы |
1 | Сентябрь 2016 | Архитектура Санкт - Петерурга | Расширение представлений детей о крепостях, соборах и церквях Санкт - Петерурга |
2 | Октябрь 2016 | Мосты Санкт – Петербурга Литейный, Троицкий, Дворцовый, цветные мосты Санкт – Петербурга и т. д. | Расширять знания о многочисленных мостах Санкт – Петербурга. Особенности и истории мостов. |
3 | Ноябрь 2016 | Реки и каналы Санкт – Петербурга. Ладожское озеро. | Расширять представление детей о водных артериях родного города. |
4 | Декабрь 2016 | Острова Санкт – Петербурга. Аптекарьский, Петровский, Васильевский, Заячий, Крестовский, Елагин и т. д. | Расширять знания детей о островах города СПб, находящихся на них архитектурных памятников и достопримечательностях. Исторические названия островов СПб. |
5 | Январь 2017 | Блокада Ленинграда, Памятники победы, Памятники Блокады, Памятники замечательны людям, мини памятники, памятники животным. | Воспитание дошкольников в духе патриотизма. Любви к Родине. Расширение знаний о ВОВ, о героях ВОВ, о Победе нашей страны в войне. |
6 | Февраль 2017 | Сады и парки Санкт - Петербурга | Расширять представление детей о родном городе. Знакомство с крупными садовыми и парковыми ансамблями Санкт – Петербурга и области. |
7 | Март 2017 | Символы Санкт - Петербурга | Углубленное знакомство с историей России, гербом, флагом, гимном. Углубленное знакомство с историей района в котором мы живем. Воспитание любви и гордости за свой город, страну. |
8 | Апрель 2017 | Решетки и ограды Санкт - Петербурга | Знакомство со знаменитыми решетками и оградами Санкт – Петербурга. |
9 | Май 2017 | 27 мая «День города», Необычные музеи Санкт – Петербурга. | Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города. Праздник «Ден города» , познакомить детей и музеями, интересными и необычными местами Санкт – Петербурга. |
В рамках проекта планируется:
- Пешеходные прогулки (с воспитателем);
- Автобусные (заказные, платные);
- Работа в кабинете петербурговедения;
- Занятия путешествия;
- Игры;
- Тематические вечера;
Работа с родителями:
- Экскурсии, прогулки;
- Практические задания;
- Информация для родителей
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно – пространственная среда очень важна для маленького человека в изучении им нового неизведанного, интересного материала. Чем богаче и насыщеннее эта среда, тем лучше будет протекать процесс познания. Маленькие дети в большинстве своем относятся к визуалам реже к аудиалам и кинестетикам, и совсем редко к дискретам.
Визуалы – это те дети, которые лучше воспринимают информацию посредством органов зрения.
Аудиалы - лучше воспринимают информацию на слух.
Кинестетики - для них более важными органами чувств являются осязание и обоняние.
Дискреты - для усвоения информации используют логическое мышление, какие либо условные знаки и обозначения.
Таким образом, предлагается обустроить в группах развивающую среду таким образом, чтобы дети моги свободно использовать в своей деятельности те или иные материалы.
Для предметно пространственной среды по изучению Санкт – Петербурга предлагается:
- Иллюстрации и плакаты, картинки различного вида, настенные календари с видами Санкт – Петербурга.
- Разрезные картинки, пазлы по теме.
- Символы Санкт – Петербурга: Герб города, флаг города, Покровители Санкт – Петербурга (агелы города), львы, сфинксы и т. д. (картинки и фигурки вырезанные из дерева, склеенные из картона, сделанные в технике скульптура из пластилина)
- Настольные игры: (Мой город, мой район, карточки «Мемори», «Настольный Петербург», Лото «Памятники СПб»,
- Конструкторы мелкий и средний деревянный с прилагающимися карточками схемами для постройки зданий Санкт – Петербурга»
При подборе материала были изучены и использованы многочисленные источники: программы Г. Ветель « Взрослеем вместе с городом», Л. Махинько « Я- Петербуржец», Л. Ермолаевой « Чудесный город», Н. Смирновой «Знакомство с Санкт- Петербургом для детей 6-7 лет», Н. Федотовой «Родной город как среда» Г. Алифановой «Первые шаги».
В группе создана развивающая среда в соответствии с тематикой. Имеется уголок Петербурговедения, где собраны игры, альбомы, иллюстрации, книги по петербургской тематике. Все это спланировано поквартально в соответствии с возрастными особенностями.
Работу с детьми я начала с четвертого года жизни. В каждой группе ставятся конкретные задачи. В младшей группе (4 г.ж.) поставлены 2 основные задачи: воспитание любви и интереса к родному городу и воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним поближе.
К концу 4 г.ж. дети получают культурно- гигиенические навыки, навыки самообслуживания самостоятельность, уверенность в себе, навыки правил поведения на улице. Все это- основа для дальнейшего воспитания маленького горожанина, петербуржца.
Прогулки и экскурсии дадут основу для умения воспринимать материал в старшем возрасте. А, составление альбомов «Мой город», «Моя семья», «Где, мы были», «Калининский район» и конечно же, обзорно- вводные занятия в музеях Санкт- Петербурга все это вызывает у детей интерес и желание узнавать свой город, продолжать знакомиться все ближе.
Уже в средней группе появляются 3 основные цели: воспитание любви к родному городу, гордость к нему(Я Петербуржец) .У детей этого возраста возрастает познавательный интерес к городу, восхищением им, формируются начальные знания о родном городе. Дети учат стихи о Петербурге его достопримечательностях, рассматривают картины великих мастеров: Саврасова, Васнецова, Коровина. Все это по себе закладывает основу для восприятия красоты, приобщения к культуре.
Дети должны уже знать не только свое имя, фамилию, домашний адрес, но и в каком городе живут, назначение домов, центральную улицу города, своего района, главную реку города.
Кроме культурно- гигиенических навыков у детей формируется культура поведения, доброта и внимательность к окружающим, развивается умение видеть доброту вокруг.
В группе учитывая пройденный материал, вывешиваются фотографии и выкладываются, рассматриваются альбомы. Обязательно выставляется
рекомендации для родителей. К концу 5 года жизни дети должны, знать в каком городе они живут, главную реку, улицу, площадь, крепость, основные знания о своем районе, о блокадном прошлом городе героя.
Ребята начинают, осознавать в каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть все своими глазами.
В старшей группе появляется осознание ценности памятников культуры и искусства, воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры. Здесь уже идет работа с сознательным человеком. При помощи художественной литературы, рассматривание картин великих мастеров мы стараемся воспитать человека, который любит свою семь, русскую природу , свой город, свою Родину, свой народ.
Эти разделы перекликаются с разделом художественно- творческой деятельностью. Здесь народно- прикладное творчество и темы связанное с изучением и познанием своего города.
В разделе познания и умения дети различают, сравнивают городские и деревенские дома их архитектуру. Могут объяснить, что такое улица? И что, такое площадь? Знакомятся с картой, глобусом. Также идет знакомство с другими городами России, с символами: флаг России, герб России, флаг и герб Санкт- Петербурга.
Знакомятся с основателем города Санкт- Петербурга Петром Первым
Узнают такие понятия как: царь, памятник, собор, символ.
В «ситуациях» и в общении больше внимание уделяется вопросам:
«Как поступить?, «Кем быть?, «Какой, я?», т.е дети учатся мыслить и рассуждать о событиях самостоятельно.
Также включаются автобусные экскурсии , где экскурсовод рассказывает о городе, а дети видят , то о чем говорилось в группе, музеях Санкт- Петербурга, видели на иллюстрациях и слайдах.
Поскольку знаний о городе уже накопилось, чтобы их закрепить включаются игры тематического характера.: «архитектурная мозаика», «Что лишнее?», «Что правильно, что не правильно?» и другие.
К подготовительной группе запас знаний у детей достаточно большой , поэтому и в «основных целях» добавляются моменты развития духовного кругозора личности. Дети должны уметь осмыслить историю и культуру Санкт- Петербурга через знания о замечательных и выдающихся людей живших и живущих в Петербурге. Так у детей формируется гражданская позиция. В художественно- творческой деятельности дети рисуют уже Петропавловскую крепость, мосты города и самые знаменитые достопримечательности Санкт – Петербурга. Я учу детей понимать «образ» дома: злой, добрый, старый, больной. Они так учатся не только любить свой город, но и понимать его, беречь. Также включаю много бесед: «Мои мысли», «Мои чувства», «Мои поступки», т. е ребенок учится оценивать себя «изнутри». В «ситуациях» обыгрывается умение общаться: «разговор по телефону», правильно подари или прими подарок». Также, используется много тематики по Санкт- Петербургу, которая позволяет детям в повседневном общении закреплять (обыгрывая) пройденный материал( «заповедные места, «Особенности архитектуры Санкт- Петербурга», «Владыка морей – Васильевский» и другие.) Также, в играх использую и современную тематику, которая поможет детям в дальнейшем легко адаптироваться в бурной жизни мегаполиса( «Я беру интервью», «Путешествие по Санкт- Петербургу», «Мы, заблудились»)
3.2. Работа с детьми 4 – 5 лет, и 5 – 6 лет.
В своей работе с детьми 4 – 6 лет, я использую все доступные средства, для того чтобы заинтересовать детей и показать им красоту, величие, многогранность уникальность родного города Санкт – Петербурга.
Используя интерактивное оборудование можно побывать на великолепных интерактивных экскурсиях в Эрмитаже и Русском музее, прогуляться по мостам Санкт – Петербурга, рассмотреть великолепие многочисленных парковых ансамблей, таких как: Петергоф, Пушкин, Павловск, Ораниенбаум, Летний сад, Таврический сад и т. д.
Так же дети регулярно посещают разнообразные экскурсии, театры, как с родителями, так и с воспитателями.
Регулярно проводятся разнообразные викторины, праздники и досуги посвященные городу Санкт - Петербургу среди воспитанников ДОУ.
В практике применятся огромное количество дидактических игр, таких как:
Закончи предложение.
Подготовьте для игры:
набор открыток с видами города (1-12), мяч или клубок ниток.
Правила игры.
Дети садятся в круг. Посередине раскладываются картинки. Ведущий начинает предложение и бросает мяч (клубок) игроку, поймавший заканчивает предложение и находит открытку, соответствующую тексту.
Примерные предложения
В Летнем саду ша дорожках шуршат …
Александровская колонна стоит на …
Петропавловская крепость построена на …
Статуя сфинкса установлена на…
Продолжи название.
Подготовьте для игры:
набор картинок с видами города (1-12) мяч или клубок ниток.
Правила игры.
В игре участвует любое количество игроков. Ведущий называет прилагательное и бросает клубок игроку. Поймавший заканчивает фразу, при правильном ответе получает жетон или картинку с соответствующим изображением.
Примерный набор слов
Летний…
Медный…
Зимний…
Львиный…
Александровская…
Дворцовая…
Исаакиевский…
Полслова.
Подготовьте для игры: мяч.
Правила игры.
Игроки становятся в круг. Каждый задумывает «петербургское слово» первый игрок произносит половину слова и передает мячик соседу, тот продолжает начатое слово и говорит половину нового. Например: «Нева», «Мой-ка» и т. д. Выигрывает тот, кто, не задержав мяча, вспомнит больше слов.
Найди лишнюю картинку.
Подготовьте для игры: карточки с изображением не менее трех городских видов или памятников на каждой, одно из изображений, по логике, - лишнее (например: две из картинок площади, а третья- памятник или собор, жетоны).
Правила игры.
Количество игроков от 2 и более (по количеству карточек). Ведущий открывает карточки и предлагает найти на них лишнюю картинку. Кто первый догадался, тот объясняет свое решение и получает жетон за обоснованный ответ. Набравший, по итогам игры большее количество жетонов, объявляется победителем.
Домино «Петербург»
Приготовьте для игры: карточки, поделенные на две части: на одной части – изображение достопримечательности Санкт-Петербурга, на другой - название достопримечательности города, не соответствующее изображению помещенному рядом.
Правила игры. Играть могут двое и более детей. Карточки раздаются игрокам, после чего начинает игрок, у которого карточка с изображением Петропавловской крепости. Следующим может сделать ход игрок, у которого есть карточка с изображением, соответствующим надписи на карточке первого игрока. Карточка накладывается картинкой на название и т. д.
Выигрывает тот, кто быстрее выставит свои все карточки.
Петербургское лото.
Подготовьте для игры: большие карточки, разделенные на шесть частей (игровые поля) с изображением видов Санкт-Петербурга по темам «Пригороды Петербурга», «Мосты Петербурга», «Храмы Петербурга», «Памятники Петербурга»; маленькие карточки с теми же изображениями видов нашего города.
Правила игры.
В игре участвуют 2-4 детей. Игрокам раздаются большие карточки, ведущий показывает по одной карточке. Узнав изображение и увидев такое же у себя на большой карточке, игрок называет его и, получив эту карточку у ведущего, закрывает соответствующую картинку. Победитель быстрее других закрывает все части большой карточки.
Варианты игры.
Тематику игры можно расширить, включив в игру и другие картинки, имеющиеся в комплекте.
Черный ящик.
Подготовьте для игры: пустую коробку, карточки с изображением различных предметов, имеющих отношение к какому-либо месту нашего города (это могут быть и реальные предметы) .
Возможный набор изображений
1. Белое перо птицы, тяжелая цепь, кусок кирпичной стены, заяц, пушка, часовой циферблат с указанным временем 12 часов (ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ)
2. Ваза, лев, «сказочный дворец», кружева картина в старинной раме, вятская игрушка (РУССКИЙ МУЗЕЙ)
3. Лебедь, рыба, фонтан, скульптура, дерево, кофейная чашка. (ЛЕТНИЙ САД)
Правила игры.
Играть может любое количество детей. Ведущий вкладывает в «чёр-ный ящик» набор карточек. Затем они вынимаются по одной, дети называют изображённые на них предметы и высказывают предположение о том, к какому месту нашего города они могут иметь отношение. Выигрывает тот, кто первым назовёт уголок нашего города, о котором рассказывают все предметы из набора, и объяснит, как он догадался.
Силуэты города
Приготовьте для игры: контурные изображения архитектурных памятников города, чистые листы бумаги, карандаши мелки, фломастеры, копировальную бумагу.
Правила игры: участвовать может любое количество детей. Важно обеспечить им выбор, поэтому рисунки могут повторяться, но по количеству их должно быть больше, чем игроков. При необходимости изображения можно скопировать с образцов. Дети обводят рисунки (заштриховывают или раскрашивают). Выигрывает тот, кто использовал большее количество изображений и смог их узнать, назвать, скопировать и раскрасить.
Лабиринты.
Приготовьте для игры: игровое поле с изображенными по краям достопримечательностями Санкт-Петербурга и различными видами городского транспорта. Транспортные маршруты представляют собой запутанные линии.
Правила игры. Играет чётное количество детей. Один игрок выбирает вид транспорта и заказывает маршрут, другой - водитель - ищет дорогу по маршруту в лабиринте. Путь закончен, если водитель сопровождал поездку словесными объяснениями (влево, вправо, вверх, вниз) .
Задача заключается в том, чтобы правильно выбрать нужный вид транспорта к указанному пункту. Затем дети меняются ролями. Выигрывает пара, совершившая большее количество поездок за отведённое время. Каждая поездка отмечается жетоном.
Узнай картинку по её части.
Приготовьте для игры: листы (игровые поля №65-67) с видами Санкт-Петербурга, к игровому полю – шесть карточек с цифрами от 1 до 6.
Правила игры.
Играют 2-6 детей. Ведущий закрывает лист карточками с цифрами. Дети могут играть парами: один называет номер карточки, другой снимает её. Игрок по фрагменту старается узнать и назвать всё изображение. Если информации недостаточно, он открывает последовательно вторую, третью и другие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее и по меньшему количеству открытых фрагментов узнает целое изображение.
Варианты игры:
1. Карточки могут быть чистыми, без цифр, но снимает их ведущий только тогда, когда игрок называет место положения фрагмента: «Карточка расположена в верхнем ряду, третья слева. »
2. Вместо цифровых номеров для каждой карточки готовится арифметический пример. Решив его, игрок узнает номер карточки, которую следует открыть (1+2=3; 5-4=1 и т. д.)
Дидактическая игра "Прогулка по Петербургу".
Цель игры: Познакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Развивать эмоциональное и бережное отношение к родным местам. Умение детей ориентироваться по плану города.
Материал к игре: карта центра города, схемы маршрутов, маленькие картинки достопримечательностей города, фишки, тексты к картинкам. Перед тем как начинать игру надо познакомить детей с картой города, рассмотреть её.
Ход игры: Выбирается один из маршрутов путешествия по городу. Перед ведущим раскладываются карточки. Он начинает зачитывать соответствующий текст к определённой картинке. Победителем становится тот, кто наберёт большее число карточек.
Приблизительный текст к карточкам:
1 На берегу Невы стоит памятник : всадник на коне словно взлетел на каменную глыбу и простёр руку вдаль. Под копытами коня извивается змея. Этот памятник описал в поэме А. С. Пушкин. Назовите его. Под какой цифрой он находится на схеме?
2 Раньше это здание было мазанкой. Это величественное здание, увенчанное одним из самых узнаваемых символом-корабликом на шпиле.
3 Это место было специально создано для культурного отдыха горожан. Здесь находятся скульптуры, которые специально были привезены из Италии.
4 Это здание самое грандиозное строение, которое является старейшим зданием на самой главной площади Санкт-Петербурга, сооружённое в стиле барокко.
5 Это место и есть самое сердце Петербурга. Отсюда началось строительство города. Здесь находится знаменитая пушка, которая стреляет ровно в полдень, отмечая время.
6 Это огромная площадь в центре города, целиком посвящена истории войн и сражений. Здесь установлен памятник Суворову. В самом центре здесь находится Вечный огонь. Вы догадались, что это за место?
7 Одн из первых общественных мест, построеное из камня. Здесь выступают акробаты, клоуны, жонглёры. Идут представления с животными.
8 Это центральное здание на стрелке Васильевского острова. По своей форме напоминает древнегреческий храм. Его фасад украшает скульптура Нептуна с двумя реками. С 1940 года - это Центральный военно-морской музей.
9 Этот собор назван в честь Казанской Божией матери. У полукруглой колоннады располагается сквер с фонтаном.
10 Внутреннее убранство этого храма - позолота и камень: лазурит, малахит, мрамор. Впечатляет купольная роспись, воссоздающая библейские темы.
В поддержку речевого развития используются разнообразные загадки и стихи о Санкт – Петербурге, а так же рассказы о родном городе, истории Санкт – Петербурга и его достопримечательностях.
Загадки о Санкт-Петербурге В болоте родился, Три раза крестился. (Петербург, Петроград, Ленинград.) Я – город-герой, Стою над Невой. (Санкт-Петербург.) Летнее чудо! Как же тут спать? Праздником надо те ночи назвать. Можно читать, можно играть, Можно совсем не ложиться в кровать… Если ты знаешь тот город, мой друг, Мне подскажи. Это – ... (Санкт-Петербург) Площадь эта главная, Площадь эта славная. Побывать на ней все рады: Тут проводятся парады, Проходят демонстранты, Играют оркестранты. Бывают здесь гуляния, На лошадях катания. Хоть она и старая, Но выглядит, как новая, Площадь наша главная По имени … (Дворцовая.) Есть в Петербурге чудо – сад Украшен кружевом оград Дворец в нём есть царя Петра И статуи, как божества. В тени аллей, возле оград, Скажите, что это за сад? (Летний сад.) Памятник из бронзы: Честь царю, хвала! Мчится, словно ветер, Конь, Тянет удила. На коне сидит герой, Он красивый, молодой. Это – память в честь Петра, Много сделал он добра. Скачет воин в будни, В праздник, А зовётся … (Медный всадник.)
| Триста лет тому назад Был заложен этот град. В Невской дельте, средь болот. Здесь рождался русский флот. (Санкт-Петербург.) Как явь впились в твои туманы Виденья трехсотлетних снов, О, самый призрачный и стройный Из всех российских городов! И майской ночью в белом дыме, И в завыванье зимних пург – Ты всех прекрасней, – несравнимый, Блистательный … (Санкт-Петербург.) На площади Дворцовой Стоит он много лет… Все им восхищаются Здесь равнодушных нет. Из разных стран художники Картины привезли, Чтоб их полотна дивные Увидеть все могли. И чего здесь только нету: Знаменитостей портреты, Удивительные вазы, Украшения в алмазах… Раньше был он для царей, А теперь тут стал музей. Это наш, это ваш Петербургский … (Эрмитаж) Зимний дворец у Невы, посмотри! Жили когда-то в нём наши цари. Ну а сейчас в нём огромный музей, Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж.) Пётр диковинки любил, Собирал их и копил. Из причуды царской сей Первый создан был музей. (Кунсткамера.) |
Стихи о Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург Он царя Петра творенье, Город славы, город-сад. Кораблей заморских флаги, Вдоль Невы дворцов парад. Моему городу Среди болот, дорог и вьюг, Как исполин из сказки, Явился миру Петербург, Волной любви обласкан! Его скульптуры и дворцы, Фонтаны, скверы, парки, Его ограды и мосты, Кораблик на Фонтанке, Его кресты, его гранит – Веков узор так прочен! – Все восхищает и пленит В сиянье белой ночи. Люблю тебя я, город мой, Не знаю краше места! Мне жизнь, единая с тобой, Дарована в наследство! Петропавловская крепость Ветра вой и волн свирепость, Всё видала, всё снесла Петропавловская крепость, Тучи рвущая игла..... Как хитро придумал кто-то В недалёкой старине: В синем небе позолота, Казематы в глубине. Исаакиевский собор На площадке смотровой Продувает ветер. Небо вровень с головой, Видно – все на свете: Медный всадник, Летний сад, Площади, проспекты, Эрмитаж и зоосад, Скверы, монументы! Если встать на колоннаде, Город видно, как на карте!
Золотой кораблик Плывёт в высоком небе Кораблик золотой, Плывёт он днём и ночью Над царственной Невой. На шпиль Адмиралтейства Кораблик водружён. И всем ветрам и бурям Всегда послушен он. Кораблик Адмиралтейства Над грохотом и пылью, Над шумной суетой Плывет на тонком шпиле Кораблик золотой. Летают рядом чайки, Звезда горит вдали. Он бы и рад причалить, Да в небе нет земли. Кораблик Адмиралтейства Маленький кораблик В городе огромном, В небе над Невою Синем и просторном. Маленький кораблик Высоко плывёт – Это символ города, Здесь рождался флот. Лебяжья канавка Лебяжья канавка, Где много людей, Лебяжья канавка, Где нет лебедей. Они улетели. Куда же, куда?.. Нам не сказала Об этом вода. Летний сад В этот сильный снегопад Ну куда нам деться? Мы, наверно, в Летний сад Побежим погреться. Но зимою Летний сад Сам погреться был бы рад. Дедушкин рассказ Расскажу тебе, родной, Про кораблик золотой… Тот кораблик – непростой: Высоко над головой, Раздувая паруса, Он несется в небесах. Полетать он так мечтает! Жалко, шпиль ему мешает: Не пуская никуда. Вертит им туда-сюда. Догадайся, для чего Люди сделали его? Чтобы помнить о морях Да о славных кораблях: Тех, что много воевали И победы одержали; И о тех, что груз везут В близкий и далёкий путь; И о старых моряках – Будет слава им в веках! Помни это, мой внучок, Синеглазый морячок! Ночью на Невском Город спит, и Невский стройный Уплывает в темноту. Только кони неспокойны Страшно мне: Рванутся кони! Кто таких коней догонит? Наводненье Ну и ветер жмёт с залива! Дождик хлещет всё сильней, И насквозь промокли гривы Старых клодтовских коней. Ветер гулко завывает! Что же сделалось с Невой? Львов гранитных заливает, Накрывает с головой. Ветер волны все разгонит, Разобьёт их о гранит. На ветру обсохнут кони, Наводненье отгремит. Петербуржцев разозлив, Ветер спать уйдет в залив В нашем городе В нашем городе портовом Ровно в полдень пушка бьёт. В нашем городе «Аврора» Знаменитая живёт. Залп её победной песней Был в семнадцатом году. Из легенды этот крейсер, В гости я к нему иду. Каждый день, в любую пору, Крейсер ждет своих друзей. Приходите на «Аврору» – Вверх по трапу – и в музей Прекрасный Летний сад На свете много есть чудес. Но вот прекрасный сад: С деревьями в одном ряду Скульптуры там стоят. А вдалеке, по глади вод, Вокруг пруда большого, Два белых лебедя плывут, Приветствуя любого. Дорожки чинно нас ведут Вдоль мраморных богов. В тенистом чудном уголке Сидит поэт Крылов. Фонари Сергей Скаченков Весь год они без устали горят. За это вот, наверное, в награду, Когда июнь идёт по Ленинграду, Каникулы им дарит Ленинград. | Наш город Мы очень любим город свой. Сияет солнце над Невой, Или дожди стучат в окно – Его мы любим все равно. Мы в этом городе живём. И он растёт, и мы растём Каменный цветок На болотах топких и опасных Шумные столицы не растут. Но наш город, как цветок прекрасный, Словно в сказке, появился тут. Сколько мастера над ним не спали: Украшали, укрепляли град. Ангел осенил его крылами! Тысячи врагов поумирали У его заговоренных врат! Кунсткамера Царь диковинки любил, Собирал их и копил. Из причуды царской сей Первый создан был музей. Эрмитаж Во дворце, где у царских семей Зимнее было становище, Теперь Эрмитаж – так зовется музей, В котором хранятся сокровища. Чтоб обойти эти груды добра, Не хватит, пожалуй, и месяца. Посуда из чистого серебра, Хрустальные люстры светятся, Картины предыдущих веков, Гобелены и статуи, Знамена, отбитые у врагов, Звездные, полосатые... Из малахита и лазурита Вазы, колонны, столики – Всё это доступно, всё это открыто И школьнику и историку!..
Эрмитаж Зимний дворец у Невы, посмотри! Жили когда-то в нем наши цари. Ну а сейчас в нём огромный музей. Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей. Сфинксы Века несчетные прошли, Но не сомкнули свои веки На северном краю Земли Те львы с глазами человека. На гордых берегах Невы Они останутся навечно – Те полулюди, полульвы, Пленённые бесчеловечно. Им наводненья не страшны, Ничто волненья и страданья. И дремлют на брегах Невы Египта мудрого созданья. Петровская баллада Корабль — над городом плывёт По облакам, через столетья, И в парусах грохочет ветер, Лохматя синь балтийских вод. Тверда петровская рука, Она умела в бурю править… … О наша быль, о наша память – Фрегат – связующий века! Корабль — над городом плывет И видит нас внизу, в пучине. По этой, может быть, причине К нему мы рвемся, в небосвод. Прогулка Одеты не по-зимнему – Уже совсем по-летнему, Проходим мимо Зимнего, Идем мы к саду Летнему. Туда идем, где невскою Волной гранит исхлестан, Потом пойдем по Невскому И погуляем просто. Львы Петербурга В молочной сырости тумана, Где тонут мысли и слова, Вдруг выплыли четыре льва, Четыре белых истукана И, опершись на парапет, Держали берега канала. Вдруг солнце из-за облаков Взошло и вылилось на крыши. И дворник, подметая мост, Метлой случайно тронул хвост, И огрызнулся лев неслышно. Наша Нева Есть в нашем городе река, Ее зовут Нева. И широка, и глубока Речная синева. Нева волною в берег бьет, Нева к заливу лед несет, Плывут на льду, полны воды, От чьих-то валенок следы, Следы от лыж и от коньков, От снежных баб и от снежков. Когда от ладожского льда Освобождается вода, То в эту воду с высоты Глядят, как в зеркало, мосты. В наш город парков и дворцов Спускается десант скворцов. Мы в сад над самою Невой Уже снесли скворечник свой: – Летите, скворушки, домой.
Знаменитая Нева У красавицы Невы Ожерелье из листвы Из гранитов самых лучших Сшито платье на века. Но совсем не белоручка Знаменитая река: Баржи, лодки, пароходы На себе несет Нева. И в трубе водопроводной Тоже плещется Нева.
Над Невой Открылась мне в ночную пору Дворцов и шпилей красота, Когда я на великий город Смотрел с Литейного моста. В широкой глади отражала Нева сияние огней. И ни одна река планеты Не выдержит сравненья с ней Чугунное кружево А это что за кружева Видны там впереди? К решетке-чуду поскорей Поближе подойди. Как в сказке замерли цветы. Волшебник, кто же он? Давным-давно все это сплел Из чугуна Фельтон. Праздник на Неве Как вода прохладой дразнит В этот жаркий летний час. На Неве сегодня праздник Корабли в гостях у нас. Кораблям Нева знакома. Позади штормят моря. На Неве они, как дома, Здесь отдали якоря. Посмотри – проносит быстро Катер невская вода! Наш Исакий шлем начистил И горит как никогда. Он – солдат поры военной И морскую славу чтит – Так сияет вдохновенно, Так он празднично блестит! Ветры Балтики прохладны, Ветры флаги теребят. Вид Невы такой нарядный – Даже львы – и те не спят. «Иоанновский мост» Е.Ефимовский Стоит у крепости мосток. В нем (первом!) всех мостов исток. Был назван в честь Петра когда-то, А после в честь Петрова брата. |
Литература для детей:
«Санкт-Петербург. Три века архитектуры» И. С. Храбрый;
«Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;
«Санкт-Петербург» В. Воскобойников.
«Город - сказка, город быль» О. В. Солнцева.
«Азбука Санкт – Петербурга» Т. Кудрявцева
Серия книг для малышей о Санкт – Петербурге В. К. Дмитриев
«Детям о реках и мостах Санкт – Петербурга» Н. А. Гурьева
«Детям о Санкт – Петербурге» Н. А. Гурьева и т. д.
Подвижные игры:
«Бегемотик – обормотик»
Бегемотик - обормотик,
У него болит животик.
Он от доктора сбежал
И в Фонтанку упал. (Дети идут по кругу.)
Бегемотик в речку - бух!( Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)
А вода из речки - плюх!( Расширяют круг и поднимают руки вверх)
Бегемотик испугался,
К речке Мойке он помчался. (Дети идут по кругу.)
Бегемотик в Мойку - плюх! (Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)
А вода из Мойки - бух! !( Расширяют круг и поднимают руки вверх)
Бегемот перепугался
И к реке Неве помчался. (Идут по кругу)
Бегемотик в речку - бух! !( Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)
А вода из речки - плюх! !( Расширяют круг и поднимают руки вверх)
Началось тут наводненье,
Вся вода пришла в движенье!(Бегут по кругу)
Тут вода, и там вода!
Разбегайтесь, кто куда! (Разбегаются в разные стороны или забираются на стульчики, скамейку и т.д.)
«Каменный лев»
Перед игрой дети выбирают водящего с помощью считалки "Грифоны"
Как на Банковском мосту
Есть грифоны на посту.
Я грифонов не боюсь,
По мосту сто раз пройдусь.
Как пойду стопервый раз,
Оживут грифоны враз:
-Ты нам очень надоел,
Лучше б дома посидел!
Перед нами не мелькай
И на туче полетай!
Вчетвером меня схватили
Да на тучу посадили.
Кто не верит - выходи
И на небо погляди!
Лев из камня любит спать. (дети, взявшись за руки, идут по кругу, «лев» в центре круга на стульчике)
Будем годы мы считать:
Год – спит, два – спит,
Двадцать лет подряд храпит!
Как пройдёт сто пятьдесят, (Дети на цыпочках подходят ко льву)
Переловит всех ребят! (Дети грозят пальцем)
Раз, два, берегись,
В лапы льву не попадись! (Дети убегают ; «Лев» ловит убегающих детей; пойманные дети «окаменевают»)
Пойманные дети становятся в середину круга и "лев "говорит:
-Я тебя не отпущу, в камень твердый превращу!
По болоту Петр шел
По болоту Пётр шёл (идут по кругу),
Остров Заячий нашел (останавливаются, смотрят из под руки-козырьком),
Он созвал рабочий люд ( созывают правой и левой рукой),
И построил крепость тут (Руки, согнутые в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы "строят"),
Крепость новая стоит (руками показывают "крышу" над головой),
Пушками врагам грозит (грозят кулаками над головой),
Бам, бам, бам, бам (пальцами как бы барабанные палочки),
Не осталось зайцев там (разводят руками),
Зайцы пушек испугались, по кусточкам разбежались (бегут по кругу на носочках)
Ой! (после ой, присесть на корточки и замереть).
Предварительно выбранный водящий, изображает Петра во время игры, а потом отбирает пошевелившихся "зайчиков").
Художественно – эстетическое развитие
- Песня «Гордая белая птица» (прослушивание и изучение)
- Песня «Город наш Санкт – Петербург» (гимн города) – Олег Кваша
- Песня «Калининский район» Анатолий Тукиш
- Гимн России
- Песня разучивание «Островитяни»
- Песня разучивание «У моей России»
3.3. Взаимодействие с родителями
Очень важно чтобы родители принимали активное участие в жизни своих детей. Для этого предлагается совместное творчество детей и родителей.
- Мастер – классы (лепка и роспись скульптур из пластилина)
- Круглые столы (викторины, КВН)
- Открытые занятия
- Консультации для родителей (литература, памятники архитектуры, детские театры, интересные места, куда пойти с ребенком в Санкт – Петербурге, Музеи города и т. д.).
- Папки передвижки
- Совместное творчество детей и родителей: Создание мини – альбомов «Мой любимый город», «Интересные музеи», «Самые маленькие памятники» и т. д.
- Оформление выставок детей и их родителей «Санкт – Петербург любимый город на земле»
Заключение
Знакомство с Санкт- Петербургом с его историей, культурной , архитектурной- это тот стержень на который нанизано сообщение знаний, формирование навыков, умений через разные виды детской деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим, изобразительной и т.д.
Все это в едином, реализует принцип комплексности знаний.
Содержание работы подобрано таким образом, что реализовывается поставленная задача воспитания маленького петербуржца. Ведь главная цель – воспитание современного, культурного маленького человечка – жителя нашей Родины России, который любил свою страну, и город в котором живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)
Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существен...
Освоение дошкольниками представлений о Санкт-Петербурге в различных видах детской деятельности
Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали и каким бы с...
Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультация для педагогов: «Общие представления о формировании первичных математических представлений дошкольников в различных видах детской деятельности»...
Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...
"Формирование математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности"
Консультация для педагогов...