«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
консультация по математике по теме
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь,
с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».
Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – дошкольного детства.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития.
Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем самостоятельного исследования, формирование математических представлений возможно только при условии целенаправленных занятий взрослых с ребенком.
Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.
Работа проводится:
- в течение дня;
- индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек;
- кратковременно(5 – 7 мин);
- ежедневно – в группе или во время прогулки;
- в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года индивидуально по каждому ребенку.
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.
- Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами содействует формированию элементарных математических представлений. Для занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
Широкие возможности для формирования математических представлений представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Произведения фольклора широко используются в работе с детьми как прием, побуждающий к приобретению знаний: при знакомстве с новым материалом(числом, величиной и др.)как прием обостряющий наблюдательность: при закреплении определенного знания, умения; как занимательный игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Например, количество и счет.
Для того чтобы усвоение чисел и цифр прошло не механически, а осознанно, необходимо познакомить с ними ребенка сразу после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Можно предложить дошкольнику положить на стол, например, кубик и спросить: «Сколько кубиков на столе?» Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает количество предметов – один кубик.
Я, ребята, единица!
Очень тонкая, как спица!
Похожа я немного на крючок,
А может на обломанный сучок.
От меня ведется счет,
И за это мне почет!
Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно познакомить детей со следующим стихотворением:
«Считать умею» З.Нури
Мне целый день считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день –
Чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна,
А овечек – две,
Три котенка у окна,
Четвертый на траве.
Девочки идут гулять –
Две и три, а вместе – пять.
Десять нам яиц снесла
Курица рябая…
Считать я больше не смогла –
Устала я, считая.
Чтобы так не уставать,
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу –
В школу я скорей хочу
Большие возможности для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета имеют считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений.
Раз — волнушка, два — волнушка,
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
Раз — волнушка, два — волнушка,
Ждёт вас новая кадушка. —
Начинаем новый кон,
А поганка, выйди вон!
Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки. Их содержание позволит закрепить количественный счет.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.
Дети очень любят играть с пальчиками своих рук. Эти игры проводятся с помощью потешек, песенок и стихов и помогают усвоению порядкового и количественного счета.
Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)
В процессе изучения нумерации чисел также следует широко использовать скороговорки. Их можно разучивать как на занятии по математике, так и в свободное время. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с числами. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Так при знакомстве с числами первого десятка полезно использовать следующие скороговорки:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три – ещё позавчера.
Для формирования математических представлений на занятиях по математике и в режимных моментах полезно использовать пословицы и поговорки:
ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1
Один про Фому, другой про Ерёму.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Один блин и то пополам ломай.
Один ум хорошо, а два – лучше.
Один гусь травы не вытопчет.
Один вор – всему миру разорение.
Одно зерно горсть даёт.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию мышления, сообразительности, наблюдательности и воображения ребенка, что является основой для формирования у него элементарных математических представлений. Загадки помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, проникнуться красотой давно знакомых повседневных предметов и явлений.
В загадках математического содержания предмет анализируется с различных точек зрения: количественной, пространственной и временной, в них подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Во-первых, загадка может являться исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями(числом, отношением, величиной и т.д.)
На горе-горушке
Стоят две старушки,
Если охнут,
Люди глохнут. (Пушки)
Эту загадку можно использовать для знакомства с цифрой 3. Во-вторых, этаже загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний детей о числах, величинах и отношениях. Можно также предложить дошкольникам вспомнить различные загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Особый интерес у детей вызывают арифметические задачи, представленные в виде стихов, сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия такой задачи, дети должны быть очень внимательными, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы и сообразить, что конкретно требуется им найти.
Огромную радость доставляют детям задачи в стихах. Начинать лучше всего с более простых стихов, которые по мере освоения материала можно постепенно усложнять.
1.” Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал –
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?
2.” Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей У обоих малышей?
3.” На поляне у дубка
Еж увидел два грибка.
А подальше, у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько еж нашел грибов?
«Величина» и «ориентировка во времени» При ознакомлении с такими величинами, как длина, высота, масса, можно предложить детям загадки:
Кто становится выше, когда садится? (Собака)
Сама короткая, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)
Что становится легче, когда его надувают? (Воздушный шар)
У кого рога длиннее хвоста? (У козы)
Детям очень важно уже в дошкольном возрасте научиться самим ориентироваться во времени, правильно обозначая в речи временные отрезки; чувствовать его длительность для регулирования и планирования своей деятельности; менять темп и ритм своих действий в зависимости от временного интервала. Для образного представления данных временных отношений полезно использовать малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, скороговорки, связанные с частями суток, календарем.
Знакомство детей с неделей как единицей измерения времени и названиями дней недели вызывает у них не только интерес, но и некоторые трудности: дети путаются в последовательности дней недели, они могут вторнику дать название четверг, а пятницу назвать субботой. Поэтому целесообразно сначала предложить им послушать стихотворение Ю. Мориц
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Данное стихотворение также показывает связь между названиями дней неделе и порядком их следования. Для запоминания дней недели также можно использовать стихи, считалки и физкультминутки, например:
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
При ознакомлении дошкольников с календарем закрепляются и углубляются представления о сутках, а также осуществляется работа над такими понятиями, как времена года, название и последовательность месяцев в году, дней в неделе:
Стоит дуб.
На дубу двенадцать гнёзд,
В каждом гнезде по четыре синицы.
У каждой синицы по четырнадцать яиц -
Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)
«Геометрические фигуры» и «Ориентировка в пространстве» В процессе формирования у детей пространственных представлений полезно также использовать малые фольклорные формы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, которые могут содержать пространственную терминологию.
- Игры на математическое развитие дошкольников
Игры с природным материалом и бытовыми предметами.
Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.) позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой, маленький стаканы”, “Печем куличики".
Игры с песком и другими сыпучим материалом могут различаться приёмами выполнения игровых действий: по подражанию и образцу, самостоятельные действия детей в соответствии с собственным замыслом и др.
Основная цель проведения игр с песком - формирование у детей представлений об особенностях сухого и влажного песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается или накладывается: сухой песок не сохраняет форму, его объем можно измерить с помощью какого либо сосуда; его можно пересыпать совком, руками; влажный песок может сохранять форму того предмета, в который он помещён и после того, как он будут из него извлечен. Во время проведения занятий дошкольникам предлагается моделировать условия для решения различных проблемных ситуаций, требующих определенного уровня сформированности представлений о форме, количестве, величине и пространстве.
Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом, фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления об объеме воды, сыпучего материала, о сохранении количества не зависело от формы и объема емкости и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.
В процессе формирования математических представлений следует использовать игровые упражнения с бытовыми предметами, которые способствуют формирования элементарных представлений. В качестве бытовых предметов могут применятся пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки различного размера, пробки от них, прищепки, нетолстая бельевая веревка, а также пуговицы.
Использование логических, конструктивных игр и моделирования
Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению предвидеть результаты действий.
- Организация экскурсий математической направленности
Цель организации экскурсии математической направленности:
- Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);
- Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве;
- С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года, и т.п.
Во время экскурсии дети также могут знакомится с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу (пространственные представления и алгоритмическая деятельность), строители возводят дома, используя разные по высоте подъемные краны (представление о величине), и т.п. В ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и растений в разное время суток и года.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры, количество объектов и пр.); мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности и др.); воображения и творческих способностей.
Используемая литература:
- «Знакомим дошкольников с математикой» Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова (Библиотека Воспитателя(9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».
Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития. Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах. Работа проводится: в течение дня; индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек; кратковременно(5 – 7 мин); ежедневно – в группе или во время прогулки; в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года индивидуально по каждому ребенку.
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.
1. Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами содействует формированию элементарных математических представлений. Для занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
Я, ребята, единица! Очень тонкая, как спица! Похожа я немного на крючок, А может на обломанный сучок. От меня ведется счет, И за это мне почет!
«Считать умею» З.Нури Мне целый день считать не лень: Спешу скорее встать, Потом ищу я целый день – Чего бы сосчитать? Корова во дворе одна, А овечек – две, Три котенка у окна, Четвертый на траве. Девочки идут гулять – Две и три, а вместе – пять. Десять нам яиц снесла Курица рябая… Считать я больше не смогла – Устала я, считая. Чтобы так не уставать, Надо больше чисел знать. Я все числа изучу – В школу я скорей хочу
Раз — волнушка, два - волнушка, По грибы пошла старушка. Целый день в лесу ходила И волнушкам говорила: Раз — волнушка, два - волнушка, Ждёт вас новая кадушка. Начинаем новый кон, А поганка, выйди вон!
Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре , Мыши дёрнули за гири. Тут раздался страшный звон — Разбежались мыши вон.
Раз, два, три, четыре! (скользящие удары ладонями друг о друга) В нашем доме кошки жили (поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую) Кошки с мячиком играли, (соединяют пальцы рук) Кошки молоко лакали, (подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание ) Кошки коготки точили, (легко царапают колени) Мышек сереньких ловили. (хлопок ладошками)
Три сороки – три трещотки Потеряли по три щетки: Три – сегодня, три – вчера, Три – ещё позавчера.
ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1 Один про Фому, другой про Ерёму. Один рубит, а другой в дудку трубит. Одно сегодня лучше двух завтра. Один блин и то пополам ломай. Один ум хорошо, а два – лучше. Один гусь травы не вытопчет. Один вор – всему миру разорение. Одно зерно горсть даёт. Одна голова хорошо, а две лучше.
На горе-горушке Стоят две старушки, Если охнут, Люди глохнут. (Пушки)
Задачи в стихах 1.” Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал – От товарищей отстал. А теперь ответ найди, Сколько мишек впереди? 2.” Карандаш один у Миши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей? 3.” На поляне у дубка Еж увидел два грибка. А подальше, у осин Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько еж нашел грибов?
«Ориентировка во времени» Вот неделька, в ней семь дней. Поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК. ВТОРНИК — это день второй, Он стоит перед средой. Серединочка СРЕДА Третьим днем всегда была. А ЧЕТВЕРГ, четвертый день, Шапку носит набекрень. Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица, Очень модная девица. А в СУББОТУ, день шестой Отдыхаем всей гурьбой И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, Назначаем днем веселья.
В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. Стоит дуб. На дубу двенадцать гнёзд, В каждом гнезде по четыре синицы. У каждой синицы по четырнадцать яиц - Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)
2. Игры на математическое развитие дошкольников Игры с природным материалом и бытовыми предметами. Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.) позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой, маленький стаканы”, “Печем куличики".
Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом, фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления об объеме воды, сыпучего материала, о сохранении количества не зависело от формы и объема емкости и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.
Использование логических, конструктивных игр и моделирования Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению предвидеть результаты действий.
3. Организация экскурсий математической направленности Цель организации экскурсии математической направленности: Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов); Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве; С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года, и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существен...
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельности »
Наша задача- дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия и, но и общие закономерности...
Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...
Консультация для педагогов: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельности"
Консультация для воспитателей...
Консультации для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультации для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений удошкольников в различных видах детской деятельности»...
Консультация для воспитателей по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности».
Консультация для воспитателейпо теме«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»....