«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
консультация по математике по теме

Барыкова Лариса Павловна

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Каждый дошкольник – маленький исследователь,

с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в  дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – дошкольного детства.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития.

Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем самостоятельного исследования, формирование математических представлений возможно только при условии целенаправленных занятий взрослых с ребенком.

Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.

Работа проводится:

  • в течение дня;
  • индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек;
  • кратковременно(5 – 7 мин);
  • ежедневно – в группе или во время прогулки;
  • в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года индивидуально по каждому ребенку.

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.

  1. Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами содействует формированию элементарных математических представлений. Для занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

Широкие возможности для формирования математических представлений представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Произведения фольклора широко используются в работе с детьми как прием, побуждающий к приобретению знаний: при знакомстве с новым материалом(числом, величиной и др.)как прием обостряющий наблюдательность: при закреплении определенного знания, умения; как занимательный игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Например, количество и счет.

Для того чтобы усвоение чисел и цифр прошло не механически, а осознанно, необходимо познакомить с ними ребенка сразу после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Можно предложить дошкольнику положить на стол, например, кубик и спросить: «Сколько кубиков на столе?» Количество  предметов обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает количество предметов – один кубик.

Я, ребята, единица!

Очень тонкая, как спица!

Похожа я немного на крючок,

А может на обломанный сучок.

От меня ведется счет,

И за это мне почет!

Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно познакомить детей со следующим стихотворением:

«Считать умею» З.Нури
Мне целый день считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день – 
Чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна,
А овечек – две,
Три котенка у окна,
Четвертый на траве.
Девочки идут гулять – 
Две и три, а вместе – пять.
Десять нам яиц снесла
Курица рябая…
Считать я больше не смогла – 
Устала я, считая.
Чтобы так не уставать, 
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу –
В школу я скорей хочу

Большие возможности для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета имеют считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений.

Раз — волнушка, два — волнушка,
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
Раз — волнушка, два — волнушка,
Ждёт вас новая кадушка. —
Начинаем новый кон,
А поганка, выйди вон!

Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки. Их содержание позволит закрепить количественный счет.

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.

Дети очень любят играть  с пальчиками своих рук. Эти игры проводятся с помощью потешек, песенок и стихов и помогают усвоению порядкового и количественного счета.

Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)

В процессе изучения нумерации чисел также следует широко использовать скороговорки. Их можно разучивать как на занятии по математике, так и в свободное время. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с числами. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Так при знакомстве с числами первого десятка полезно использовать следующие скороговорки:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три – ещё позавчера.

     Для формирования математических представлений на занятиях по математике и в режимных моментах полезно использовать пословицы и поговорки:

ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1

Один про Фому, другой про Ерёму.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Один блин и то пополам ломай.
Один ум хорошо, а два – лучше.
Один гусь травы не вытопчет.
Один вор – всему миру разорение.
Одно зерно горсть даёт.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию мышления, сообразительности, наблюдательности и воображения ребенка, что является основой для формирования у него элементарных математических представлений. Загадки помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, проникнуться красотой давно знакомых повседневных предметов и явлений.

В загадках математического содержания предмет анализируется с различных точек зрения: количественной, пространственной и временной, в них подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

Во-первых, загадка может являться исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями(числом, отношением, величиной и т.д.)

На горе-горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди глохнут. (Пушки)

Эту загадку можно использовать для знакомства с цифрой 3. Во-вторых, этаже загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний детей о числах, величинах и отношениях. Можно также предложить дошкольникам вспомнить различные загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Особый интерес у детей вызывают арифметические задачи, представленные в виде стихов, сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия такой задачи, дети должны быть очень внимательными, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы и сообразить, что конкретно требуется им найти.

Огромную радость доставляют детям задачи в стихах. Начинать лучше всего с более простых стихов, которые по мере освоения материала можно постепенно усложнять.

1.” Шесть веселых медвежат 

За малиной в лес спешат. 

Но один малыш устал –

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?

2.” Карандаш один у Миши, 

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей У обоих малышей?

3.” На поляне у дубка 

Еж увидел два грибка.

А подальше, у осин

Он нашел еще один. 

Кто ответить нам готов, 

Сколько еж нашел грибов? 

«Величина» и «ориентировка во времени» При ознакомлении с такими величинами, как длина, высота, масса, можно предложить детям загадки:

Кто становится выше, когда садится? (Собака)

Сама короткая, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)

Что становится легче, когда его надувают? (Воздушный шар)

У кого рога длиннее хвоста? (У козы)

Детям очень важно уже в дошкольном возрасте научиться самим ориентироваться во времени, правильно обозначая в речи временные отрезки; чувствовать его длительность для регулирования и планирования своей деятельности; менять темп и ритм своих действий в зависимости от временного интервала. Для образного представления данных временных отношений полезно использовать малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, скороговорки, связанные с частями суток, календарем.

Знакомство детей с неделей как единицей измерения времени и названиями дней недели вызывает у них не только интерес, но и некоторые трудности: дети путаются в последовательности дней недели, они могут вторнику дать название четверг, а пятницу назвать субботой. Поэтому целесообразно сначала предложить им послушать стихотворение Ю. Мориц

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 
Назначаем днем веселья.

Данное стихотворение также показывает связь между названиями дней неделе и порядком их следования. Для запоминания дней недели также можно использовать стихи, считалки и физкультминутки, например:

В понедельник я стирала,

 Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

При ознакомлении дошкольников с календарем закрепляются и углубляются представления о сутках, а также осуществляется работа над такими понятиями, как времена года, название и последовательность месяцев в году, дней в неделе:

Стоит дуб. 
На дубу двенадцать гнёзд, 
В каждом гнезде по четыре синицы. 
У каждой синицы по четырнадцать яиц - 
Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

«Геометрические фигуры» и «Ориентировка в пространстве» В процессе формирования у детей пространственных представлений полезно также использовать малые фольклорные формы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, которые могут содержать пространственную терминологию.

  1. Игры на математическое развитие дошкольников

Игры с природным материалом и бытовыми предметами.

Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.) позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой, маленький стаканы”, “Печем куличики".

Игры с песком и другими сыпучим материалом могут различаться приёмами выполнения игровых действий: по подражанию и образцу, самостоятельные действия детей в соответствии с собственным замыслом и др.

Основная цель проведения игр с песком - формирование у детей представлений об особенностях сухого и влажного песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается или накладывается: сухой песок не сохраняет форму, его объем можно измерить с помощью какого либо сосуда; его можно пересыпать совком, руками; влажный песок может сохранять форму того предмета, в который он помещён и после того, как он будут из него извлечен. Во время проведения занятий дошкольникам предлагается моделировать условия для решения различных проблемных ситуаций, требующих определенного уровня сформированности представлений о форме, количестве, величине и пространстве.

Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом, фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления об объеме воды, сыпучего материала, о сохранении количества не зависело от формы и объема емкости и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.

В процессе формирования математических представлений следует использовать игровые упражнения с бытовыми предметами, которые способствуют формирования элементарных представлений. В качестве бытовых предметов могут применятся пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки различного размера, пробки от них, прищепки, нетолстая бельевая веревка, а также пуговицы.

Использование логических, конструктивных игр и моделирования

Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению предвидеть результаты действий.

  1. Организация экскурсий математической направленности

Цель организации экскурсии математической направленности:

  • Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);
  • Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве;
  • С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года, и т.п.

      Во время экскурсии дети также могут знакомится с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу (пространственные представления и алгоритмическая деятельность), строители возводят дома, используя разные по высоте подъемные краны (представление о величине), и т.п. В ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и растений в разное время суток и года.

      Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры, количество объектов и пр.); мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности и др.); воображения и творческих способностей.

Используемая литература:

  • «Знакомим дошкольников с математикой» Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова (Библиотека Воспитателя(9)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Слайд 2

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Слайд 3

Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития. Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах. Работа проводится: в течение дня; индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек; кратковременно(5 – 7 мин); ежедневно – в группе или во время прогулки; в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года индивидуально по каждому ребенку.

Слайд 4

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.

Слайд 5

1. Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами содействует формированию элементарных математических представлений. Для занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

Слайд 6

Я, ребята, единица! Очень тонкая, как спица! Похожа я немного на крючок, А может на обломанный сучок. От меня ведется счет, И за это мне почет!

Слайд 7

«Считать умею» З.Нури Мне целый день считать не лень: Спешу скорее встать, Потом ищу я целый день – Чего бы сосчитать? Корова во дворе одна, А овечек – две, Три котенка у окна, Четвертый на траве. Девочки идут гулять – Две и три, а вместе – пять. Десять нам яиц снесла Курица рябая… Считать я больше не смогла – Устала я, считая. Чтобы так не уставать, Надо больше чисел знать. Я все числа изучу – В школу я скорей хочу

Слайд 8

Раз — волнушка, два - волнушка, По грибы пошла старушка. Целый день в лесу ходила И волнушкам говорила: Раз — волнушка, два - волнушка, Ждёт вас новая кадушка. Начинаем новый кон, А поганка, выйди вон!

Слайд 9

Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре , Мыши дёрнули за гири. Тут раздался страшный звон — Разбежались мыши вон.

Слайд 10

Раз, два, три, четыре! (скользящие удары ладонями друг о друга) В нашем доме кошки жили (поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую) Кошки с мячиком играли, (соединяют пальцы рук) Кошки молоко лакали, (подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание ) Кошки коготки точили, (легко царапают колени) Мышек сереньких ловили. (хлопок ладошками)

Слайд 11

Три сороки – три трещотки Потеряли по три щетки: Три – сегодня, три – вчера, Три – ещё позавчера.

Слайд 12

ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1 Один про Фому, другой про Ерёму. Один рубит, а другой в дудку трубит. Одно сегодня лучше двух завтра. Один блин и то пополам ломай. Один ум хорошо, а два – лучше. Один гусь травы не вытопчет. Один вор – всему миру разорение. Одно зерно горсть даёт. Одна голова хорошо, а две лучше.

Слайд 13

На горе-горушке Стоят две старушки, Если охнут, Люди глохнут. (Пушки)

Слайд 14

Задачи в стихах 1.” Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал – От товарищей отстал. А теперь ответ найди, Сколько мишек впереди? 2.” Карандаш один у Миши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей? 3.” На поляне у дубка Еж увидел два грибка. А подальше, у осин Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько еж нашел грибов?

Слайд 15

«Ориентировка во времени» Вот неделька, в ней семь дней. Поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК. ВТОРНИК — это день второй, Он стоит перед средой. Серединочка СРЕДА Третьим днем всегда была. А ЧЕТВЕРГ, четвертый день, Шапку носит набекрень. Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица, Очень модная девица. А в СУББОТУ, день шестой Отдыхаем всей гурьбой И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, Назначаем днем веселья.

Слайд 16

В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. Стоит дуб. На дубу двенадцать гнёзд, В каждом гнезде по четыре синицы. У каждой синицы по четырнадцать яиц - Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

Слайд 17

2. Игры на математическое развитие дошкольников Игры с природным материалом и бытовыми предметами. Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.) позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой, маленький стаканы”, “Печем куличики".

Слайд 18

Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом, фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления об объеме воды, сыпучего материала, о сохранении количества не зависело от формы и объема емкости и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.

Слайд 19

Использование логических, конструктивных игр и моделирования Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению предвидеть результаты действий.

Слайд 20

3. Организация экскурсий математической направленности Цель организации экскурсии математической направленности: Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов); Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве; С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года, и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников.  Приобретение этих представлений имеет существен...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельности »

Наша задача- дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия и, но и общие закономерности...

Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...

Консультации для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Консультации для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений удошкольников в различных видах детской деятельности»...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»....