Организация оздоровительной работы в ДОУ через здоровьесберегающие технологии
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида
Районная педагогическая конференция “ Реализация ФГОС в ДОУ; проблемы и пути их решения.”
Сообщение из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Кулинцевой Галины Александровны МК ДОУ детский сад № 18 по теме: “Организация оздоровительной работы в ДОУ через здоровьесберегающие технологии с учетом ФГОС.”
г. Россошь
2014 – 2015 учебный год
План
1. Физическое развитие и здоровье детей.
2. Оздоровительная работа с учетом требований ФГОС.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. Взаимосотрудничество семьи и детского сада.
5. Результативность педагогического опыта.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по оздоровлению и здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.
Наше дошкольное учреждение является видом комбинированной направленности. Наряду с обычными детьми, воспитываются часто болеющие дети, дети с нарушениями речи. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма- вот главная наша цель. В соответствии с ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155 в достижении своей цели, приоритетной для себя определили физкультурно-оздоровительную работу.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
Проанализировав состояние здоровья детей, особенности их развития, мною был определен комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологиий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни.
Изучив методическую литературу, материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии,я поставила перед собой ряд задач:
Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе.
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Для успешного выполнения этих задач мы используем программу развития и воспитания детей " Детство" В. И. Логиновой, парциальную программу "Здравствуй!" М. Л. Лазаревой, ряд мероприятий с детьми, педагогами и родителями.
Мною был составлен план физкультурно-оздоровительной работы в нашей группе.
Материально - техническая база
1. Медицинский блок( медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор)
2. Спортивный зал, музыкальный зал.
3. Кабинеты учителей - логопедов.
4. Министадион.
5. Прогулочные участки.
Двигательно-образовательная деятельность
1. Утренняя гимнастика.
2. Подвижные игры.
3. Недели здоровья.
4. Спортивные праздники.
5. Хореографический кружок.
6. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений.
Профилактика
1. Точечный массаж.
2. Комплексы по профилактике нарушений осанки, плоскостопия, зрения.
3. Гимнастика после сна.
4. Снятие умственной усталости во время проведения НОД ( релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин).
5. Прогулки( утренние и вечерние).
6. Закаливание.
7. Оптимальный двигательный режим.
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппом и ОРЗ
1. Употребление в пищу лука и чеснока.
2. Прогулки.
3. Организация теплового и воздушного режима помещений.
4. Рациональная одежда детей.
5. Прием витаминов.
Закаливание
1. Обширное умывание.
2. Сон без маечек.
3. Босохождение.
4. Рациональная одежда детей.
5. Сон с доступом воздуха.
6. Оздоровительный бег.
7. Прогулки при любой погоде.
8. Гимнастики: утренняя, после сна, дыхательная.
9. Воздушные и солнечные ванны.
Физкультурно-оздоровительная работа тесно связана с применением здоровьесберегающих технологий.
К современным здоровьесберегающим технологиям относятся:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, ритмопластика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, коммуникативные игры, занятия из серии "Здоровье", самомассаж, точечный массаж.
3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика.
Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического камфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни в нашей группе ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки – передвижки, где представлены рекомендации по оздоровлению, закаливанию, режиму дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы.
Уровень заболеваемости снизился на 5,2 %, значительно снизилось количество пропусков по болезни. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 11 % и составляет 46 %. Появилось качество в технике выполнения движений и выразителбность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, азарт, интерес.Воспитатели стали замечать, что у детей появилась выносливость, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали более внимательны.
В процессе работы нами был собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, создана здоровьесберегающая среда, усовершенствована предметно – развивающая среда в группе( приобретено спортивное оборудование, атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной и пальчиковой гимнастики, коррекции плоскостопия.)
В дальнейшем, учитывая ФГОС дошкольного образования, нами будет продолжена работа по одному из основных направлений деятельности педагога – воспитание навыков здорового образа жизни у детей и дальнейшее развитие здоровьесберегающей среды.
Использованная литература:
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с ., -М.:Просвещение,1986
ЕмельяноваВ.Н.,из опыта работына тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
Икова В.В.Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников, госуд.изд-во мед литерат.,Ленинград,1963
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Интернет-ресурсы:
http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
http://pedmir.ru/ (занятие по валеологии) Масагутова И. З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий"
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовател...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы
Для ребёнка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять факторам неблагоприятной внешней среды....
Опыт работы по теме:«Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе»
Опыт работы ст. воспитателя Тояковой Л.П. по теме: "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"...
Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе
Базовая модель обобщённого педагогического опыта...
Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"
Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...