Юный исследователь
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Пояснительная записка
- Педагогическое обоснование……………………………….3
- Направленность рабочей программы
- Актуальность и педагогическая целесообразность
- Новизна и оригинальность
- 1.2. Цели и задачи программы…………………………………………….4
- 1.3. Возрастные особенности детей……………………………………….4
- 1.4. Условия реализации программы………………………………………5
- 1.4.1. Сроки реализации программы
- 1.4.2. Режим работы
- 1.4.3. Наполняемость группы
- 1.4.4. Формы занятий и способы их организации
- 1.4.5. Методы и технологии обучения.
- 1.5. Заключительный раздел………………………………………………7
- 1.5.1. Ожидаемые результаты
- 1.5.2. Методики выявления ожидаемых результатов.
- 2. Учебно-тематический план …………………………………..11
- 3. Методическое сопровождение программы…………………20
- Пояснительная записка
- 1.1 Педагогическое обоснование
- Направленность программы.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности
3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
- 1.2. Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
1.1.3.Новизна
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира
1.2.Цель программы
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи программы
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
1.3..Возрастные особенности детей.
Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.
В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.
Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.
Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.
Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.
В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по-правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.
Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.
Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.
К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.
Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.
Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач.
Возраст 6-7лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет- это рождение социального Я ребенка.
Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.
У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.
Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.
Ребенок может придерживаться установленных правил.
Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.
Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.
- Условия реализации программы.
1.4.1. Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы:
- 1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
- 2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
1.4.2. Режим работы
Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут.
- Наполняемость группы.
В кружке занимаются все воспитанники группы – 26 человек.
Занятия проводятся по подгруппам по 10-12 детей
- Формы занятий и способы их организации.
Экспериментирование осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
К познавательной форме экспериментирования относятся фронтальные занятия, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения, КВН.
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Состав группы одновременно работающих детей может меняться .
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все участники кружковой деятельности имею свои личные журналы юного исследователя, где собирают зарисовки своей опытно-экспериментальной деятельности и фиксируют результат эксперимента.
Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта
Работа кружка «Юный исследователь» основана на нормативных документах, в том числе:
- Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»;
- Устав МДОУ.
. Преемственность
Программа кружка предполагает:
- Сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
- Сформированность личности ребенка;
- Основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
- приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
- разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
- специальную одежду (халаты, фартуки, защитные очки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
- индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом
Основные направления работы, формы и способы их реализации.
№ | Основные направления работы | Способы и формы их реализации |
| Создание предметно-развивающей среды |
|
| Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности |
|
| Взаимодействие с семьей |
|
- Методы и технологии.
Метод проектов;
Метод развивающего обучения;
Исследовательские и проблемные методы обучения;;
Технологии коллективного способа обучения;
Технология ИКТ;
Технология игровая.
1.5.Заключительный раздел
1.5.1. Ожидаемые результаты
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование основ экологической культуры.
Формы проведения итогов реализации программы
- Открытые занятия по экспериментированию на базе ДОУ;
- Разработка проекта «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»;
- Участие в конкурсах детских исследовательских проектов;
- Открытое занятие по экспериментированию на базе района.
1.5.2. Методики выявления ожидаемых результатов
В начале работы исследовали предпочитаемый вид деятельности детьми, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Для этого использовали методику «Выбор деятельности», разработанную кандидатом педагогических наук Л.Н. Прохоровой.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- –игровая;
- –чтение книг;
- –изобразительная;
- Детское экспериментирование;
- –труд в Уголке природы;
- –конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу: по сумме выборов в целом по группе.
Таблица 2 – Выбор деятельности
№ | Фамилия, имя ребенка | Выбор деятельности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни | Отношение к эксперимен-тальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. | Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации
Высокий уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Средний уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейщие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
- Учебно-тематический план.
МАГНИТ | |||
Задачи: объяснить, какие материалы притягиваются к магниту, помочь выявить особенности действия магнитных сил. | |||
Чтение литературы: 1. Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983. «Про магниты», «Волшебный гвоздик». 2. «Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002, с. 40-42. | |||
тема | оборудование | проведение опыта | вывод |
«Волшебные магниты»
| 1. Магнит. 2. Лист бумаги. 3. Ластик. 4. Металлические предметы: скрепки, гвозди, монетки и др. 5. Деревянная ложка. 6. Пластмассовая игрушка. | Предложить детям определить какие предметы притягиваются к магниту, а какие не испытывают его притяжения. Результат зафиксировать в карточках наблюдения. | Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы, но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. |
«Волшебная скрепка» | 1. Магнит. 2. Стакан с водой. 3. Скрепка. | Ребенку дается стакан с водой, на дне которого лежит металлический предмет - гвоздик. Рядом на столе лежат другие предметы – магнитик, карандаш, лист бумаги, ластик. Перед ребенком ставится задача: достать гвоздь, не вылив воду и не замочив рук. | Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
|
«Магнитные куклы» | 1. Магнит. 2. Картинки с изображением людей. 3. Скрепки. 4. Пустая коробка. 5. Скотч. | Вырежьте из журналов картинки с изображением людей и приклейте на картон. Согните нижний край и прикрепите к нему скрепку. Установите таких куколок на коробку. Скотчем прикрепите магнит к карандашу. Поводите магнитом под коробкой и куклы будут двигаться.
| Сила магнита действует через картон и бумагу.
|
«Летающие бабочки» | 1. Силуэты бабочек. 2. Скрепки. 3. Нить 10 см. 4. Магнит. | Вырежьте из ткани бабочек и прикрепите к силуэту скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки, другой конец нитки закрепите к краю стола или стула. Попробуйте заставить бабочку летать, не касаясь магнитом скрепки.
| Сила магнита действует через ткань. |
«Рыболовы» | 1. Магнит. 2. Нитка. 3. Силуэты рыбок. 4. Скрепки.
| К силуэтам рыбок прикрепите скрепки, опустите их в коробку, к каждому магниту привяжите нитку. Суть игры – соревнования заключается в том, чтобы игроки поймали как можно больше рыбок. | Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.
|
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
| |||
Задачи: познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток». Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством; подвести к пониманию того, как проявляется статическое электричество. | |||
Чтение литературы: 1. Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд.Педагогика, 1983. «Как добыть немного электричества», «Лампочки на елке». 2. «Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002, с. 44-46. 3. «Большая детская энциклопедия» М., «РОСМЭН», 2003, с. 226. | |||
тема | оборудование | проведение опыта | вывод |
«Волшебный шарик» | 1. Воздушный шарик. 2. Шерстяной свитер. | Надуйте шарик. Хорошо потрите его о свой свитер или волосы. Приставьте его на некоторое время к свитеру или волосам. Упадет ли шарик? | Во время трения шарик и свитер заряжаются электричеством. Шарик заряжается отрицательным зарядом, а свитер – положительным. |
«Шарики поссорились» | 1. Два воздушных шарика. 2. Две нейлоновые нитки одинаковой длины. 3. Скотч. 4. Кусок шерстяной ткани. | Возьмите две нейлоновые нитки и прикрепите их к дверному косяку на расстоянии 2,5 см одну от другой. К обеим ниткам привяжи по шарику так, чтобы они оказались на одном уровне. Они должны касаться друг друга. Шерстяной тряпочкой потри сначала один шарик, а потом другой, чтобы они зарядились электричеством. Отпусти их. Шарики оттолкнутся друг от друга, и не будут соприкасаться. | Вещи, сделанные из одного и того же материала, всегда приобретают одинаковые заряды, поэтому шарики разойдутся на некоторое расстояние. |
«Миниатюрная молния» | 1. Большой противень. 2. Пластилин. 3. Большой полиэтиленовый пакет. 4. Монетка. | На середину противня положи большой кусок пластилина. Прижми его посильней, чтобы он хорошо прилип. Взяв противень за пластилиновую «ручку», потри его о полиэтиленовый пакет примерно с полминуты. Держась только за «ручку», подними противень. Возьми монетку и поднеси к краю противня. С противня в крышку ударит искра. Если этот опыт проделать в затемненной комнате, он будет выглядеть очень эффективно.
| Противень, потертый о полиэтилен, приобрел отрицательный заряд. При соприкосновении заряд перескакивает с противня на монетку и в воздухе видна вспышка. |
«Зажги лампу» | 1. Батарейка на 4,5 В. 2. Изолированный провод. 3. Небольшая лампочка с патроном. 4. Скотч. 5. Предметы для испытания: фольга, стакан, скрепка, монета, упаковочная резинка, карандаш. | Собери цепь из батарейки, лампочки и трех проводов. Свободные концы проводов прикладывай по очереди к каждому из испытуемых предметов. | Лампочка загорается только тогда, когда ты включаешь в цепь какой-нибудь проводник. Хорошим проводником является металл. Пластик, стекло и резина – изоляторы, поэтому, когда ты присоединяешь к ним провода, лампочка не загорается. |
«Волшебный лимон» | 1. Лимон. 2. Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2 – 0,5 толщиной и примерно 10 см длиной. 3. Скрепка. 4. Лампочка от карманного фонарика. | Вставь в лимон скрепку, прикрути к ней конец одной из проволочек. Воткни в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала проткни лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
|
|
«Магнит для конфетти» | Пластиковая палочка или трубочка, конфетти, кусок шерстяной ткани | Насыпь на стол немного конфетти. Если у тебя нет конфетти, можешь нарезать салфетку на мелкие кусочки или опорожнить дырокол. Энергично натри пластиковую палочку шерстяной тряпочкой или шалью. Теперь поднеси палочку к конфетти. Как по волшебству, конфетти начнут подпрыгивать и прилипать к палочке.
|
|
СВЕТ | |||
Задачи: Рассказать о значении света для жизни на Земле. Объяснить, как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света), почему происходит смена дня и ночи. | |||
Чтение литературы: 1. Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983. «Солнечные часы», «Фокус с зеркалами», «Солнечные зайчики», «Первобытный фотоаппарат». 2. «Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002, с. 66. | |||
тема | оборудование | проведение опыта | вывод |
«Эффект радуги»
| 1. Необходимое условие - ясный солнечный день. 2. Миска с водой. 3. Лист белого картона. 4. Маленькое зеркало. | Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». | Свет кажется прозрачным, но на самом деле он состоит из разных цветов. Свет движется по прямым линиям, которые называются лучами. Попадая в воду, лучи света преломляются. |
«Солнце греет краски» | 1. Листы бумаги разных цветов. | Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой лист стал самым холодным? | Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого! |
«Ломающиеся лучи» | 1. Прямоугольный аквариум. 2. Вода. 3. Лист бумаги. 4. Толстая книга. 5. Фонарик. | Этот опыт лучше делать в темноте. Аквариум установите на книгу. С одной стороны подставьте лист бумаги. Включите фонарик и направьте луч света прямо на аквариум. Пучок света должен выйти с другой стороны. А теперь измените угол наклона фонарика. Пучок света выйдет не прямо, а под углом. Чтобы пучок света было видно лучше, добавьте в воду молока. Затем свети фонариком сквозь аквариум под разными углами, чтобы понаблюдать, как пучок света меняет направление. | Когда световой пучок входит в воду, он движется по прямой линии. Поверхность воды действует как зеркало и отражает свет под тем же углом, под которым он на нее падает. |
«Может ли светить отключенная лампа» | 1. Шерстяной свитер. 2. Флуоресцентная лампа. | В темной комнате быстро потрите флуоресцентную лампу об шерстяной свитер. Можно заметить небольшое свечение лампочки. | Трение создает статический заряд достаточно сильный, чтобы заставить газ внутри трубки светиться. |
«Льющийся свет» | 1. Прозрачная пластиковая бутылка. 2. Ножницы. 3. Вода. 4. Фонарик. 5. Миска. | Концом ножниц аккуратно сделайте маленькую дырочку в пластмассовой бутылке. Заткните дырочку пальцем и налейте в бутылку воды. Выключите сет в комнате. Отпустите палец, и пусть вода выливается через дырочку в миску. Теперь посветите фонариком сначала с обратной стороны, а потом с разных сторон. Яркость льющейся струи будет меняться. | Когда светишь фонариком в «тыл» струе воды, весь свет от фонарика движется внутри изогнутой струи воды. Когда струя воды блекнет, это значит, что часть света от фонарика отклоняется в сторону. |
«Волшебные зеркала» | 1. Два зеркала. 2. Свеча. | Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол поставьте одну свечу. | Чемменьше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов. |
ЗВУК. | |||
Задачи: Познакомить детей с понятием «звук», «эхо». С органами, воспринимающими звук – ухо. Сформировать представление о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности. Развивать умение сравнивать различные звуки. | |||
Чтение литературы: 1. Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983. «Спичечный коробок», «О дрожалках и пищалках», «Зачем зайцу длинные уши», «Как аукнется, так и откликнется». 2.»Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002. с. 28. | |||
тема | оборудование | проведение опыта | вывод |
«Усилитель звука из воздушного шара» | 1. Воздушный шарик. | Надуйте воздушный шар. | Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик, вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас. |
«Путешествие звука» | 1. Пластиковая бутылка. 2. Полиэтиленовый пакет. 3. Круглая упаковочная резинка. 3. Ножницы. 4. Небольшая свечка. | У пластиковой бутылки срежьте нижнюю часть. Затем отрежьте от пакета кусок пленки, чтобы закрыть нижний конец бутылки. Пленку натяните на открытую часть бутылки, плотно прижми и закрепи резинкой. Зажгите свечу. Подвиньте горлышко бутылки на расстояние 2.5 см от огня. Теперь кончиками пальцев резко стукните по натянутой пленке. | Ударяя по натянутой пленке, вы вызываете сотрясение частиц воздуха, находящихся возле пленки внутри бутылки. Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя. |
«Говорящая веревочка» | 1. Кусок бечевки не менее 10 м в длину. 2. Два пластмассовых стаканчика. | Проделайте по небольшому отверстию в донышках обоих стаканчиков. Пропустите концы бечевки в эти отверстия и завяжите узелки. Вместе с другом натяните бечевку потуже. Убедитесь, что она не касается других предметов. Приставьте стаканчик к уху, а друг пусть что-нибудь скажет в свой стаканчик шепотом. Потом поменяйтесь ролями. | Голос можно услышать издали потому, что он передается по твердой бечевке. По твердым телам звуки проходят лучше и быстрее. |
Есть ли голос у деревянной линейки? | 1. Деревянная линейка. | Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется). Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). |
|
«Звенящая вода» | 1. Два бокала с водой. 2. Палочка с шариком на конце. | Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче? Предлагается из одного стакана отлить воду, а в другой добавить. Постучите по стаканам палочкой с шариком на конце. Одинаковые ли звуки мы слышим? Что влияет на звон?
| На звон влияет количество воды, звуки получаются разные. |
«Усилитель звука» | 1. Расческа с крупными редкими зубьями. 2. Расческа с мелкими частыми зубьями. 3. Пластмассовая линейка. 4. Лист картона. 5. Скотч. | Проведите пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок. Одинаковый ли вы слышите звук? От чего зависит частота звука? У расчесок с крупными, редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий. У расчесок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий. Как можно усилить звук, если он плохо слышен? (Динамик, микрофон.) А если у нас нет этих предметов? Для этого нам нужен рупор. Изготовить его можно быстро самим. | В трубе звуковые волны не рассеиваются, поэтому |
Перечень опытов и экспериментов физических явлений
Объект | Старший дошкольный возраст |
Светообразование |
|
Магнетизм |
|
Электричество |
|
Звук |
|
- Методическое обеспечение программы:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
7. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Проект "Юный исследователь"
Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Юные исследователи» Старшая группа.
Конспект НОД по математике....
Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.
Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...
- Мне нравится (1)