Шпаргалка для самых заботливых родителей.
консультация по теме

Дмитренко Елена Алексеевна

В пособии представлены задачи из комплексной «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой для дошкольников старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\7\Pictures\kkg2.jpg

C:\Users\7\Pictures\background-grass.jpg

ЗАДАЧИ

«Познавательно-речевого развития».

Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в самостоятельной деятельности детей, побуждать их использовать речевые и неречевые средства коммуникации;

- учить детей пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);

- расширять и уточнять представления детей о занятиях и труде взрослых;

- продолжать формировать у детей социальные представления о безопасном образе жизни (о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту) с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов;

- развивать внимание детей к различным видам социальных отношений, учить передавать их в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;

- развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

- расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;

- продолжать формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в человеческом, животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- формировать представления о Родине: о городах России, ее столице, государственной символике, гимне страны;

- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.);

- расширять и уточнять представления детей о макро-социальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.);

- углублять и расширять представления детей о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях;

- продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с потребительской, природоохранной, восстановительной функциями человека в природе;

- развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- расширять представления детей о праздниках (Новый год, день рождения, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День учителя, День защитника Отечества, День города, День Победы, спортивные праздники и др.);

- расширять представления детей о художественных промыслах (различные росписи, народные игрушки и др.);

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

- учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина — следствие, часть — целое, род — вид).

Содержание и формы коррекционно-развивающей работы.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

Я, мои игрушки и игры. Продолжаем формировать интерес детей к играм с детскими конструкторами, полифункциональными наборами, настольно-печатными играми.

Знакомим детей с простыми словесными играми (далее они включаются в различные разделы программы).

Расширяем представления детей о поделках-игрушках из различного природного и бросового материала. Знакомим детей со старинными игрушками, сравнивая их с современными. Продолжаем развивать умения детей составлять короткие связные рассказы об игрушках, игрушках-самоделках.        

Вместе с детьми готовим игровые атрибуты, подбираем необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр.

Организуем игровую предметно-развивающую среду, побуждающую детей дополнять предложенные педагогом игры, а также самостоятельно разворачивать игры в игровом уголке: с незначительной помощью взрослого и самостоятельно строить автобус, пожарную машину, корабль, поезд, различные здания из игровых и бытовых предметов (см. разд. « Конструирование »).

Знакомим детей с играми детей в разные исторические периоды. Читаем детскую литературу по этой тематике (Л. Толстой, Ю. Насветова, К. Ушинский и др.), рассматриваем иллюстрации книг, картины художников, проводим беседы по ним. Расширяем круг рассматриваемых и обыгрываемых старинных и современных игрушек. Предлагаем родителям вместе с детьми посетить музей игрушек, этнографический музей и т. п.

Я и моя семья. Рассматриваем фотографии членов семьи в разных возрастах (мама — маленькая девочка, взрослая женщина, мама на работе), проводим беседы о семье ребенка, о ее членах и их отношениях, о ближайших родственниках. Рассказываем детям семейные истории и стимулируем желание детей на элементарном уровне рассказать о своей семье, нарисовать членов семьи в разных ситуациях («Рисунок семьи», «Мои папа и мама едут в автомобиле», Мой брат идет в школу», «Мой дедушка — герой»).

Стимулируем желание детей играть в сюжетно-ролевые игры по теме «Семья», брать на себя разные роли, вести их до конца, оречевляя действия по ходу игры.

Проводим с детьми:

- беседы и игры о содержании домашней хозяйственной деятельности взрослых в семье;

- беседы о посильной помощи ребенка в семье с использованием фотографий, картинного материала;

- беседы о труде родителей, о ценности их труда (по ходу рассматривания фотографий о труде родителей);

- беседы, игры по содержанию общих праздников в семье (Новый год, Рождество, дни рождения, Пасха, Женский день и др.).

Просим родителей оформить небольшой семейный альбом. Рассматриваем альбомы детей и беседуем по ним. Читаем детям художественную литературу по теме раздела.

Я и мой дом. В различных ситуациях и играх уточняем знание детьми своего домашнего адреса, правил безопасного поведения в быту. Проводим сюжетно-ролевые игры, отражающие уход за жилищем, занятия родителей с детьми дома, правила безопасного поведения детей и взрослых в квартире, на даче и т. п.

Расширяем представления детей о предметах быта и убранстве дома (посуда, мебель, бытовые приборы, предметы народного творчества). Знакомим детей с еще неизвестными им предметами домашнего обихода и расширяем представления детей об известных. Беседуем с детьми о занятиях и играх дома с родными.

Вместе с детьми рассматриваем картинки, фотографии, просматриваем видеофильмы о поведении детей в подъезде, в лифте, на балконе, на игровой площадке у дома. Проводим беседы по ним.

Я в детском саду. Расширяем представления детей о помещениях детского учреждения, о труде его сотрудников.

Беседуем с детьми о правилах поведения во время прогулок: нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнакомые предметы, рвать и пробовать на вкус растения и т. д.

В сюжетно-ролевой игре «Детский сад» проигрываем различные сюжеты из жизни детей в разные временные отрезки в детском саду.

Предлагаем детям образовательные ситуации, требующие активного общения по телефону по поводу игр, занятий в детском саду (используются стационарные и мобильные детские телефоны). Помогаем детям сформулировать вопросы, поддержать беседу по телефону.

Привлекаем детей к активному участию в праздниках, играх и развлечениях в детском саду (детском доме): дни рождения,  День дошкольного работника, праздник проводов осени, спортивные праздники и др.

Стимулируем желание мальчиков и девочек играть в игры исходя из тендерного принципа. Вместе с детьми рассматриваем фотографии, просматриваем видеофильмы о совместных играх, досугах, прогулках, праздниках и развлечениях, общих и различных интересах и занятиях мальчиков и девочек.

Продолжаем привлекать детей к активному участию в праздниках, играх и развлечениях в детском саду (детском доме): дни рождения, Новый год, спортивные праздники и др.

Уточняем и расширяем представления детей о труде взрослых в детском учреждении, о том, какую помощь, могут оказать им дети, например, на участке детского сада в разное время года. Рассказываем детям о субботниках и их роли в благоустройстве территории. Стимулируем желание детей рассказывать (по вопросному плану) о наиболее ярких изменениях, происходящих на участке детского сада в разное время года.

Мир взрослых и сверстников. По фотографиям проводим с детьми беседы об их жизни (прогулках, играх, занятиях, труде и т. д.).

Вместе с детьми выполняем рисунки, аппликации на темы, отражающие процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений, игровое партнерство, наблюдения и впечатления, полученные на прогулке, в повседневной жизни, отношение к окружающему.

Рассматриваем друг друга в зеркале, побуждая детей к различным эмоциональным выражениям. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации (картинки, фотографии) об эмоциональном состоянии детей и взрослых в разных ситуациях (радуется, печалится, плачет). Пытаемся установить связь между настроением взрослых, сверстников и собственным поведением.

Читаем детям художественную литературу, разучиваем с ними стихотворения, организуем театрализованные, сюжетно-ролевые и дидактические игры о жизнедеятельности детей и взрослых в разное время года (игры, труд и отдых в разное время года).

Мир животных. Продолжаем знакомить детей с миром животных: наблюдаем повадки домашних животных, беседуем о домашних и диких животных, обращая внимание на общее и различное в их жизни, читаем художественную литературу о домашних и диких животных и их детенышах. Знакомим детей с животными Северного и Южного полушарий.

Вместе с детьми наблюдаем за птицами, проводим беседы, читаем литературу о птицах. Формируем у детей общие представления о зимующих и перелетных птицах: об их многообразии в природном мире, местах обитания.

В беседах с детьми подводим их к выводу о том, что надо заботиться о животных и птицах.

Знакомим детей с элементарными краеведческими сведениями о животных и птицах родного края. Формируем у детей представления о потребностях конкретных животных в природных условиях (свет, воздух, благоприятная температура, пища, места обитания, приспособляемость к сезонным изменениям и т. п.).

Знакомим детей с многообразием насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Рассказываем о том, как ведут себя насекомые зимой и летом, о среде обитания различных насекомых. Читаем детям рассказы, сказки, стихотворения о насекомых, загадываем загадки.

Играем с детьми в настольно-печатные игры на зоологические темы, стимулируя желание детей играть в них самостоятельно (при организующей роли взрослого).

Расширяем представления детей об особенностях человеческой семьи и семьи животного, полученные на втором этапе обучения.

Если есть возможность, организуем с детьми экскурсии в зоологический и краеведческий музеи, в зоопарк. Проводим беседы, читаем литературные произведения о жизни животных в зоопарке, обращаем особое внимание на необходимость правильного ухода за животными в зоопарке и заботы о них.

Организуем с детьми театрализованные игры, персонажами которых становятся животные, птицы, насекомые.

Уточняем и расширяем представления детей о рыбах (см. второй этап обучения). Формируем представления детей о рыбах, обитающих в озерах, реках, морях и океанах. Систематически наблюдаем и ухаживаем за аквариумными рыбками. Стимулируем желание детей рассказывать взрослым и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строении рыбок.

Мир растений. В процессе наблюдений, в специально созданных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах расширяем представления детей о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы. Проводим экспериментирование, опыты и наблюдения, формируя у детей представления о том, что растения — живые организмы. Рассматриваем натуральные плоды разных растений и их изображения, соотносим с соответствующими растениями.

Стимулируем интерес детей к наблюдениям за ростом растений дома, на улице, в природном уголке. Наблюдаем за трудом взрослых в природе, привлекаем детей к выполнению трудовых поручений по уходу за растениями.

Продолжаем знакомить детей с растениями родного края: их названиями, характерными признаками и т. п.

Расширяем и уточняем представления детей о комнатных растениях, их характерных признаках. В уголке природы в групповой комнате или в специально оборудованном помещении организуем экспериментирование (посадка лука и луковичных растений, укропа, наблюдение за их ростом и т. п.).

В беседах с детьми раскрываем значение растений в жизни человека (например, использование в питании, в изготовлении предметов, необходимых в быту). Проводим с детьми игры с игрушками из дерева. Вместе с детьми изготавливаем простейшие деревянные игрушки.

Расширяем круг детского чтения о растениях. Рассматриваем пейзажи о природе. Привлекаем детей к рисованию, лепке, аппликации, отражающим представления детей о растительном мире.

Мир природных материалов. Продолжаем вовлекать детей в экспериментирование с наиболее известными природными материалами (песком, солью, камешками, глиной). Учим детей соотносить различные состояния песка, глины. Читаем рассказы, стихотворения, рассматриваем иллюстрации, беседуем на доступном для восприятия детей уровне о пустынях, горах, песчаных бурях, соляных озерах, о пресной и соленой воде, о пищевых свойствах соли и ее значении для жизни человека и животных.

Стимулируем желание детей выполнять рисунки по данной тематике (горы, пустыни, озера и реки, соляные озера), лепные поделки из глины, пата. Привлекаем детей к составлению коротких рассказов по сюжетам собственных рисунков и поделок.

Мир профессий. Проводим с детьми (возможно с участием родителей) экскурсии и на их основе организуем сюжетно-ролевые и дидактические игры, в которых уточняем представления детей о местах общественного питания, отдыха, о магазинах (универсам, гипермаркет, супермаркет, кондитерская, булочная и др.).

В ходе экскурсий, бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр о труде взрослых, орудиях труда формируем представления детей об особенностях труда людей разных профессий. Читаем детям литературные произведения о труде взрослых. Учим детей пересказывать их. Разыгрываем с детьми ситуации по прочитанным произведениям.

Знакомим детей с транспортными средствами (наземными, подземными, воздушными, водными), старинными и современными (по два-три транспортных средства), с профессиями людей, работающих на транспорте (на уровне импрессивного словаря). Предлагаем детям игры, позволяющие рассматривать костюмы людей различных профессий (дидактические куклы, настольно-печатные игры) и т. п. Читаем детям рассказы, стихотворения, рассматриваем иллюстрации, проводим беседы о транспорте, который дети могут наблюдать в реальности, по видеофильмам и иллюстрациям. Конструируем транспортные средства из настольных и напольных строительных наборов и обыгрываем их в сюжетно-ролевых играх.

Мир цвета и звуков. Продолжаем формировать эмоционально-эстетический интерес детей к разнообразию звуков природы и рукотворных предметов.

Эту работу осуществляем:

- в разнообразных музыкально-дидактические играх с народными музыкальными игрушками (свистульки, барабан, триола и др.), с самодельными музыкальными инструментами (элементы системы К. Орфа);

- в играх и игровых упражнениях, в экспериментированиях с цветом (основные цвета и оттенки природы);

- в дидактических играх на развитие представлений об основных цветах времен года, цветах, присущих природе, одежде, окружающим предметам, об использовании различных цветов в живописи, в изготовлении тканей для одежды людей;

- в наблюдениях, в рассматривании натуральных объектов, картин и фотографий, с целью формирования представлений о цвете, как признаке растений, об окраске животных и растений в зависимости от времени года.

Обращаем внимание детей на выбор цвета человеком как характеристику его настроения (психолог, исходя из цветовых характеристик состояний человека по тестам Люшера, на элементарном уровне поясняет зависимость выбора человеком определенного цвета от его настроения в настоящий момент). Беседуем с детьми и рассматриваем иллюстрации о цвете одежды для разных событий.

Знакомим детей с национальным флагом России и формируем у них представления о его цвете.

Читаем детям литературные произведения и беседуем с ними об использовании цвета для образного обозначения явлений природы, состояния человека, животных, растений.

Космический мир. Погода и природа. Расширяем круг чтения для детей, углубляем содержание бесед об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека. Систематически наблюдаем за природой и погодой, ведем календарь природы и погоды, развивая представления детей о временных и погодных явлениях.

В беседах с детьми, в театрализованных играх, в процессе прослушивания литературных произведений подводим детей к выводу о необходимости осторожного поведения на воде и обращения с огнем.

В ходе рассматривания и практического экспериментирования с землей (вскапывание, рыхление, полив), в цветочном горшке уточняем представления детей о свойствах земли.

Вместе с детьми наблюдаем за ветром, организуем различные игры и экспериментирования для определения направления и скорости ветра.

Учим детей называть явления природы, связанные с четырьмя стихиями (землей, водой, огнем и воздухом).

Привлекаем детей к участию в различных видах деятельности (этюды, пантомимы, рисование, лепка и др.), отражающих погодные явления. Учим детей составлять короткие рассказы о погодных явлениях и их изменениях по картинному плану, по пиктограммам.

Читаем, разучиваем с детьми потешки, песенки, стихотворения, сказки, проигрываем народные игры о явлениях природы, о небесных светилах.

В разных видах детской деятельности (слушание литературных произведений, рассматривание картинного материала, объемных и плоскостных наглядных моделей: глобуса, звездной карты, карты мира) формируем начальные понятия детей о планете Земля, планетах Солнечной системы. Для этого проводим:

- наблюдения за движением светил в течение суток;

- наглядное моделирование с использованием плоскостных и объемных моделей светил;

- экспериментирование для уточнения представлений о значении солнца в жизни растений;

- рассматривание картин художников, прослушивание музыкальных произведений, в которых отражаются различные состояния, даются образные (зрительные и аудиальные картины) огня, воды, воздуха, земли;

- составление вместе с детьми коротких рассказов об их впечатлениях о разных явлениях природы.

Мир техники. Расширяем и уточняем представления о технических приборах, знакомых детям, знакомим их с новыми.

Проводим с детьми беседы, рассматриваем и демонстрируем детям принцип работы (с соблюдением техники безопасности) реальных объектов и их игровых аналогов:

- часы (механические, электронные, кварцевые; настенные, напольные, будильник и др.);

- телевизор, аудио- и видеомагнитофон, DVD;

- стиральная машина;

- электрический чайник, электрический самовар, кофеварка;

- швейная машинка, утюг, гладильная доска;

- светильники;

- средства телекоммуникации: телефон (стационарный, сотовый), компьютер.

Уточняем представления детей о старинных и современных приборах:

- проводим экскурсии в музеи, на выставки, в отделы магазинов, где продают разные технические средства;

- беседуем с детьми об использовании технических бытовых приборов дома, в детском саду и других местах;

- организуем с детьми игры с правилами (дидактические и подвижные) по рассматриваемой тематике;

- читаем детям литературные произведения (загадки, сказки, рассказы, стихи), беседуем по ним, выучиваем наизусть стихи, загадки, пословицы;

- выполняем рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного и бросового материала, создавая игровые образцы технических приборов;

- стимулируем интерес детей к театрализованным и сюжетно-ролевым играм, в которых используются детские бытовые приборы (игрушечные аналоги);

- проигрываем ситуации, в которых нужно следовать правилам безопасного обращения с бытовыми приборами.

Моя страна. На доступном детскому восприятию уровне формируем представления о родном крае, родине, России, столице России — Москве.

В этот период основное внимание обращаем на формирование представлений о родном крае (мой город, мой поселок, моя деревня). Рассматриваем иллюстрации (фотографии и картины), на которых изображены главные достопримечательности населенного пункта, в котором живет ребенок. Знакомимся с этими достопримечательностями в ходе экскурсий (при участии родителей). Уточняем с детьми названия улиц города (поселка), где расположен детский сад, ближайших или самых известных достопримечательностей (парка, сквера, памятника и др.).

Знакомим детей с понятиями: Президент России, Флаг России, Гимн России. Систематически рассматриваем эту символику, слушаем гимн России.

Во все периоды обучения на этом этапе вместе с детьми реализуем тематические проекты: день рождения Российской Армии, день рождения страны, День города, День Победы и т. п.

Продолжаем проводить с детьми игры и праздники по ознакомлению с культурой разных народов (танцы, костюмы, традиции).

Проводим фольклорные праздники, знакомя детей с истоками народной культуры (костюмы, музыка, изобразительное искусство).

Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире, развивать произвольное внимание, зрительную и слухоречевую память, мышление;

- совершенствовать навыки сотрудничества детей в группе, умения слушать друг друга;

- пополнять и активизировать словарный запас;

- развивать дифференцированно-целостное смысловое восприятие и понимание текстов;

- закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм слов;

- развивать способности самостоятельно составлять цельное и связное высказывание на основе овладения детьми пересказом, рассказом;

- развивать планирующую и обобщающую функции речи путем стимулирования детей к вербальному программированию предстоящих действий и оценке ее результатов;

- усиливать организующую роль речи в поведении детей и расширять их поведенческий репертуар с помощью обучения рассказыванию о новых знаниях и новом опыте, о результате поступков и действий, развивая навыки произвольного поведения, подчинения правилам и следования инструкции и образцу;

- развивать общие речевые навыки детей, в том числе автоматизацию в речи правильного произношения звуков, способности правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;

- стимулировать речемыслительную деятельность детей путем:

  • развития навыков обобщения, способности сравнивать предметы и явления, выделять различные и сходные признаки;
  • развития способности определять понятия на основе предметно-содержательных изображений;
  • формирования способности выделять существенные признаки различных понятий;

развития способности устанавливать временные последовательности, словесно выражать причинно-следственные зависимости;

  • формирования навыков осознанного анализа речи и языковых единиц, навыков произвольного оперирования с единицами языка;
  • развития фразовой речи в ходе бесед по рисункам, аппликациям поделкам детей;
  • обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- продолжать знакомить детей с рассказами, историями, сказками, разыгрывать их содержание по ролям;

- учить детей понимать содержание литературных произведений (прозаических и стихотворных), характер персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения, отражать это понимание в речи;

- учить детей при рассказывании сказок и других литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым;

- стимулировать желание детей самостоятельно устанавливать последовательность основных смысловых компонентов речи, учить их оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания;

- продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению;

- стимулировать детей к дифференцированным эмоциональным проявлениям, формируя навыки эмоциональной сдержанности, умения соотносить собственное поведение, достижения и неудачи с социальными нормами и правилами, развивая самооценку;

- развивать у детей чувства эмоционального удовлетворения от выполненной деятельности, формировать познавательные эмоции, интерес к миру человеческих взаимоотношений, личностную и социально-психологическую готовность к школьному обучению.

Содержание и формы коррекционно-развивающей работы

Развитие навыков общения и связной речи.

Мир детского чтения. Читаем с детьми литературные произведения и беседуем о здоровье, о правильном и неправильном поведении в разных ситуациях, приводящих к болезни, о родном крае, о труде взрослых, о праздниках и т. д.

Учим детей рассказывать сказки, короткие рассказы и истории с помощью театральных кукол, картинок, наглядных моделей, символических средств (на основе использования иллюстративного плана). Разучиваем стихотворения, используя графические схемы, наглядные опоры и игры, предполагающие драматизацию стихотворного текста. Учимся рисовать картинный план литературного произведения. Совершенствуем интонационное оформление речи в ходе рассказывания стихотворений, в играх-драматизациях по содержанию произведений.

Стимулируем детей к словесному выражению эмоционально-оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений.

Читаем детям художественные произведения:

- о домашних и диких животных и их детенышах, животных Северного и Южного полушарий;

- о птицах, зимующих и перелетных, о многообразии птиц в природном мире;

- о праздниках Рождества, Нового года, Дня защитника Отечества, о труде взрослых и др.

Знакомим детей со сказками, стихами, короткими рассказами, включающими элементарные краеведческие сведения о родном крае, о России и ее столице Москве, о Петербурге.

Продолжаем проигрывать ситуации литературных произведений с использованием различных знаково-символических средств. Разучиваем стихи, используя графические схемы, наглядные опоры и игры, предполагающие театрализацию стихотворного текста, рисование картинного плана и т. д. Совершенствуем  театрализованные игры.

Продолжаем развивать способности детей словесно выражать эмоционально-оценочные отношения к героям художественных произведений.

Обучаем детей осмысленному, полному, последовательному и связному пересказу сказок и рассказов.

Закрепляем навыки использования в речи детей сложных предложений.

Продолжаем развивать способности детей к рассказыванию о собственных впечатлениях.

Расширяем круг детского чтения и тематику бесед с детьми за счет литературных произведений:

- об играх мальчиков и девочек, общих и различных интересах и занятиях мужчин и женщин;

- о космосе, о космонавтах, о спасателях, о чрезвычайных и стандартно опасных ситуациях;

- об использовании цвета для образного обозначения явлений природы, состояния человека, животного, растений;

- об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека;

о современных и старинных приборах.

Разучиваем стихи по данной тематике, также используя знаково-символические средства выражения. Особое внимание детей обращаем на интонационное оформление их речи.

Знакомим детей с литературными произведениями, играми детей в разные исторические периоды, в разных странах. Рассматриваем иллюстрации старинных игр, детских костюмов в художественных альбомах, на картинах и т. п.

Знакомим детей с короткими рассказами, стихотворениями, в которых рассказывается о настроении детей и взрослых.

Продолжаем развивать у детей навыки цельного и связного рассказывания повествовательного характера (по плану, самостоятельно), включая в повествование описание действующих лиц, природы, диалогов героев.

Стимулируем интерес детей к рассуждениям в беседах по содержанию литературных произведений, в процессе рассматривания картинок, при объяснении смысла пословиц, при оценке поступков и действий людей, в процессе объяснения отвлеченных понятий, сравнения понятий. Создаем условия для реализации этого интереса в самостоятельных рассуждениях.

Учим детей рассказыванию на основе воображения (придумать продолжение и завершение рассказа, составить рассказ на предложенный сюжет с опорой на вопросы).

В процессе занятий, бесед, игр, образовательных и бытовых ситуаций совершенствуем правильное грамматическое оформление речи детей, обращаем внимание на соблюдение ими орфоэпических норм языка в самостоятельных высказываниях.

Мир изобразительного искусства (картины, иллюстрации в детских книгах и т. п.). Рассматриваем картины художников с доступной детям тематикой: по сказкам, об игровых ситуациях, о природе, о животных, о прогулках в зависимости от времени года и т. д. Разыгрываем ситуации, изображенные на картинах, акцентируя внимание на социальных отношениях между персонажами.

Составляем с детьми:

- рассказы по темам картин (фиксация изображения);

- рассказы с выходом за пределы наглядно данного (по воображению: «Что было до...?», «Что будет после...?»);

- рассказы-описания конкретного объекта (по предметной картине или фрагменту изображения);

- рассказы по фотографиям, изображающим процесс или результат символико-моделирующей деятельности детей («Как мы играем»);

- рассказы-сравнения по картинам и собственному житейскому и игровому опыту («Дети играют, и мы играем»);

- рассказы по рисункам: собственным или коллективным («Художник рисует, и я нарисовал»).

В специально созданных ситуациях вовлекаем детей в активное общение между собой по поводу содержания картины на основе приема «разговор по телефону».

Знакомим детей с картинами о городе (поселке), улицах города (поселка), парках, скверах, памятных местах города (поселка), в котором живут дети. Составляем рассказы по картинам местных художников (региональный компонент) с использованием символико-моделирующих видов деятельности.

Учим детей рассказыванию повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картин (по вопросам, по образцу, по плану), развивая способности к установлению временных последовательностей, к передаче причинно-следственных связей.

Знакомим детей с понятием «художественный музей». Организуем экскурсии в художественные музеи, на выставки (совместно с родителями). Знакомим детей с трудом людей искусства (художники).

В ходе изобразительной деятельности создаем диорамы по сюжетам картин (см. разд. «Изобразительная деятельность») с последующим рассказыванием по ним.

Проводим экскурсии в картинные мини-галереи детского учреждения, поощряем желание детей выступать в роли экскурсовода.

Вместе с детьми рассматриваем картины художников: по сказкам, о жизни детей и взрослых, о природе, о животных Северного и Южного полушарий, о зимующих и перелетных птицах, о праздниках Рождества, Нового года, Дня защитника Отечества, о труде взрослых и др.

Разыгрываем ситуации, изображенные на картинах, акцентируя внимание на социальных отношениях между персонажами. Составляем рассказы по картинному материалу.

Продолжаем учить детей рассказыванию повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картин. Побуждаем детей включать в повествование описание действующих лиц, передавать временные последовательности, причинно-следственные связи. Формируем в процессе обучения рассказыванию представления о композиции повествовательного рассказа.

Вместе с детьми составляем различные типы текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) по содержанию картин с соблюдением цельности и связности высказывания.

Привлекаем детей к рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений по содержанию картин и ранее усвоенных знаний.

В ходе рассказывания по картине или серии картин формируем у детей умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.

Выполняем с детьми этюды, отражающие различные эмоциональные состояния людей, рассматриваем иллюстрации (картинки, фотографии), на которых изображены дети в разных эмоциональных ситуациях (радуется, печалится, плачет), предлагаем детям составить рассказ по этим иллюстрациям (по вопросному плану или самостоятельно).

Рассматриваем с детьми картины, изображающие огонь, воду, воздух, землю; слушаем музыкальные произведения, в которых отражаются образы (аудиальные) огня, воды, воздуха, земли. В ходе бесед с детьми сравниваем произведения изобразительного искусства и музыкальные произведения. Выясняем, что между ними общего и чем они различаются.

Вместе с детьми составляем короткие рассказы по собственным впечатлениям о разных явлениях природы, изображенных на сюжетных картинах, на натюрмортах.

В обучающих играх и упражнениях формируем осознанное восприятие детьми (на элементарном уровне) общей структуры текста (начало, середина, конец), предъявленного с помощью символических средств (различных условно-графических изображений, планов-схем).

Предлагаем детям речевые упражнения на осмысление содержания картины: назвать предмет, изображенный на картине, ориентируясь на указанный цвет, назначение, материал, из которого он сделан; назвать действия, выполняемые персонажами картины; закончить предложение, начатое логопедом; узнать предмет или объект, изображенный на картине, по их описанию; составить предложения, различные по семантико-синтаксической структуре; описать отдельные предметы или объекты, изображенные на картине, по различным специально разработанным графическим схемам, по вопросному плану, самостоятельно; сравнить предметы или объекты по существенным признакам.

Используем прием записи рассказов по картинам на аудио- или видеоносители для последующего анализа их вместе с детьми (обращается внимание детей на смысловое соответствие и возможность дополнения содержания).

Вводим самостоятельное рассказывание по картине на основе принятия ребенком роли рассказчика в коммуникативной ситуации «рассказывание — слушание».

Формирование элементарных математических представлений.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- расширять представления детей о свойствах и отношениях объектов, используя многообразие игр на классификацию, образование множеств из однородный и разнородных предметов, игрушек, их изображений, группируя предметы в множества по форме, по величине, по количеству (в пределах семи—десяти);

- совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей;

- разнообразить способы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы, протяженности, удаленности объектов с помощью пантомимических, знаково-символических, графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования объектов и их моделей;

- развивать ориентировочные действия детей, закрепляя их умение предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции форму, величину, количество предметов в окружающем пространстве, в игровой ситуации, на картинке;

- продолжать учить детей образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;

- совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- знакомить детей с количеством в пределах пяти—десяти (возможный предел освоения детьми чисел определяется, исходя из уровня их математического развития на этапе готовности к школьному обучению);

- учить детей узнавать цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;

- обучать детей возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, пата, пластилина;

- формировать у детей умение называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом;

- решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал и символические изображения (палочки, геометрические фигуры), в пределах пяти—десяти и включать сформированные представления в предметно-практическую и игровую деятельность;

- учить детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, пользоваться стрелкой-вектором и другими символами, указывающими отношения между величиной и направлениями объектов;

- учить детей перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции взрослого и самостоятельно);

- соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки, структурные элементы геометрических фигур: вершины, углы, стороны;

- формировать у детей представления об окружности и круге, учить их пользоваться детским циркулем для вычерчивания окружности;

- формировать представления детей о внутренней и внешней части геометрической фигуры, ее границах, закреплять эти представления в практических видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании);

- знакомить детей с понятиями «точка», «кривая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия», закрепляя в практической деятельности представления детей о взаимоотношении точек и линий, моделируя линии из различных материалов (шнуров, ниток, мягкой цветной проволоки, лент, геометрических фигур);

- продолжать формирование представлений о времени: учить детей по наиболее характерным признакам узнавать (в природе, на картинках) и называть реальные явления и их изображения: времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

- развивать речевые умения детей, необходимые для отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку (форма, величина, количество), используя в своей речи математические термины, обозначающие эти признаки, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, которые им не присущи (с использованием отрицания «не»).

Содержание и формы коррекционно-развивающей работы.

Количественные представления. Продолжаем практические упражнения с детьми на сравнение двух-трех групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей (в пределах десяти) путем пересчета с использованием способов проверки (приложение и наложение).

Продолжаем развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя...». Учим детей употреблять в речи числительные.

Продолжаем развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного, согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже.

Для формирования представлений о сохранении количества непрерывных множеств выполняем с детьми практические действия (два сосуда разной формы с одинаковым количеством воды; два сосуда одинаковой формы с одинаковым количеством воды, но с различным расположением ее относительно плоскости: один сосуд стоит на донышке, другой перевернут и стоит на крышке). В ходе экспериментирования совместно с детьми выявляем связи и зависимости между количеством, величиной и внешними свойствами предметов (форма различных емкостей, их величина, способ расположения относительно поверхности).

Знакомим детей с количеством 5. Учим детей составлять это количество из двух групп множеств (4 и 1, 3 и 2). Знакомим детей с порядковым счетом в пределах пяти с опорой на наглядный материал.

Формируем представления детей об обратном счете на наглядном материале, предлагая различные игровые упражнения на счет количеств в прямом и обратном порядке.

Знакомим детей с цифрами 5, 6. Проводим практические) упражнения на выкладывание цифр 5, 6 из разных материалов (см. работу с цифрами на предыдущих этапах).

Знакомим детей с порядковым счетом в пределах пяти с опорой на наглядный материал.

Читаем, разучиваем с детьми стихи, рассматриваем картины, организуем театрализованные и сюжетно-ролевые игры, в которых представлены количественные отношения.

Продолжаем учить детей решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации, увеличивая количество объектов в задаче с открытым (в пределах пяти) и закрытым (в пределах трех) результатом на сложение и вычитание. Предлагаем детям решать задачи в ходе сюжетно-дидактических игр («Магазин» и др.).

Знакомя детей с арифметическими выражениями, продолжаем учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме.

Расширяем представления детей о сравнении количеств прерывных и непрерывных множеств, о составе числа, о счете на основе ауди- ального, тактильного и зрительного восприятия.

Учим детей (индивидуально) вырезать определенное количество фигур по заданию взрослого или по результатам пересчета предметов предъявленного множества («Сделай столько же, сколько...»).

Знакомим детей с количеством 6, 7. Учим детей составлять это количество из двух групп множеств.

Знакомим детей с цифрами 7, 8. Выкладываем эти цифры из разных материалов (см. работу с цифрами на предыдущих этапах), проводим игры с различными абаками.

Продолжаем решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с открытым (в пределах шести—семи) и закрытым (в пределах четырех) результатом, используя разнообразный счетный материал и ситуации, отражающие интересы и игры детей. Учим детей понимать условие задачи и ее вопрос, сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия.

Знакомим детей с калькулятором и отображением цифр на нем. На индивидуальных занятиях учим детей определять количество объектов, представленных на мониторе компьютера, для чего в памяти компьютера формируем специальный банк картинок. Обучаем детей элементарным правилам техники безопасности при использовании технических средств. Вместе с детьми играем в компьютерные игры с математическим содержанием: «Планета чисел для малышей», «Развиваем реакцию», «Учимся считать» и др.

Расширяем ассортимент игр и игровых упражнений на развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия количества с использованием различных музыкальных инструментов.

Знакомим детей с количеством 9—10. Учим детей составлять это количество из двух групп множеств.

Знакомим детей с цифрами 9, 10. Проводим практические упражнения по выкладыванию цифр из разных материалов в том числе с напольным ковриком-пазлами «Цифры».

Учим детей составлять арифметические задачи на основе предварительной символико-моделирующей деятельности, соответствующей содержанию задачи. Вместе с детьми придумываем рассказы и составляем по ним простые арифметические задачи. Учим детей словесно выражать отличия рассказа от задачи.

В практических действиях и в ходе моделирования формируем представления детей об отношениях равенства и неравенства, знакомим с обозначением этих отношений знаками. Проводим с детьми счетные операции с использованием «записи» решения примеров, задач с помощью цифр и математических символов +, -, =.

Продолжаем знакомить детей с калькулятором, выводя на его дисплей различные цифры. Знакомим детей с часами (циферблат, стрелки): на циферблате с арабскими цифрами определяем время до 10 часов (без минут) и на циферблате с римскими цифрами — до V часов.

Развиваем интерес детей к математическим компьютерным играм.

Представления о форме. Вовлекаем детей в игры и игровые упражнения с различными строительными наборами. Предлагаем детям выполнять конструкции по образцу, по словесной инструкции или выкладывать фигуры по рисунку-образцу.

В ходе различных игровых упражнений, настольно-печатных игр обращаем внимание детей на характерные свойства геометрических фигур.

Привлекаем детей к практическим действиям по созданию и преобразованию плоскостных фигур и пространственных тел с использованием различного конструктивного материала (настольный и напольный деревянный и пластмассовый строительный материал, модульные полифункциональные наборы и др.).

Уточняем представления детей о прямой и извилистой линии, предлагая им различные игровые и практические упражнения.

Знакомим детей с «кривой» и «ломаной» линией, упражняя их в выкладывании этих линий из лент, веревок, а также в рисовании линий и сравнении их друг с другом. Продолжаем формировать словарь детей, побуждая называть и показывать разные линии в ходе продуктивной деятельности.

Предлагаем детям:

- конструировать геометрические фигуры из палочек (счетные палочки, палочки Кюинзенера и др.);

- считать количество палочек, необходимых для различных конструкций;

- изменять фигуры путем перемещения палочек.

В играх и игровых упражнениях уточняем представления детей о многоугольнике, о его свойствах и свойствах других геометрических фигур.

Учим детей соотносить стороны фигуры, внутреннюю и внешнюю области фигуры.

Знакомим детей с понятием «угол», вводим словесное определение частей фигуры: сторона, угол и т. д.

Продолжаем упражнения на обозначение точки, различных линий на бумаге, на доске, на песке и т. п.

Знакомим детей с понятием «замкнутая» и «незамкнутая» линия.

Предлагаем детям упражнения на моделирование линий из различных материалов (шнурки, нитки, ленты, геометрические фигуры), рисование их на бумаге, песке, на грифельной доске.

Для закрепления представлений детей о форме используем компьютерные развивающие игры.

Используя настольно-печатные игры, учим детей узнавать форму геометрических фигур в различных объектах.

Вместе с детьми играем в развивающие игры на компьютере (Lego, «Пятачок и разные звери» и др.).

Развиваем практические навыки детей в строительно - конструктивных играх: возведение пирамид; измерение участков (стола, комнаты), имеющих форму квадрата, треугольника, прямоугольника; строительство домов круглой, квадратной формы. Читаем детям художественную и познавательную литературу о первых геометрических постройках и их назначении.

Знакомим детей со способами деления простейших геометрических фигур на две и четыре равные части, формируем представления об отношениях между целым и частью.

Представления о величине. 

Вовлекаем детей в самостоятельную практическую деятельность, направленную на сравнение и упорядочивание объектов по величине.

Закрепляем представления детей о свойствах величины, используя настольно-печатные игры.

Вместе с детьми рассматриваем картины, картинки, фотографии, контурные изображения, вовлекаем детей в предметную деятельность по созданию изображений и конструкций разной величины. Побуждаем детей называть величину предметов и изображений.

В практических упражнениях с использованием условных мерок (полоски бумаги, ленточки, тесемки) закрепляем представления детей об измерении длины и ширины, о соотнесении объектов по этим параметрам.

Закрепляем представления детей о предметах разной величины и приемах проверки (наложение и приложение): длинный — короткий, длиннее — короче, широкий — узкий, шире — уже, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, толще — тоньше. Расширяем словарный запас детей за счет слов, обозначающих величинные представления, и побуждаем детей использовать их в речи.

Предлагаем детям закрашивать, штриховать, рисовать изображения разной величины.

Учим детей словесному обозначению предметов на основе барического чувства (веса), зрительного соотнесения объемов, длины, ширины, высоты. В совместных с детьми опытах-исследованиях подводим их к пониманию принципа сохранения количества вещества, не зависящего от величины сосуда, в котором оно находится. Предлагаем детям выполнять различные практические действия, направленные на развитие их способностей выделять свойства объекта, определять величину пути перемещения объектов на плоскости.

В процессе предметно-практической и игровой деятельности формируем у детей представления об относительности величины.

В процессе различных игр и упражнений, чтения познавательной литературы и в беседах знакомим детей с историей возникновения мер для измерения величины: «лапоть», «локоть», «ладонь».

Включаем в практическую деятельность детей упражнения с различными измерительными приборами: линейкой, рулеткой, сантиметром и др.

В ходе практических действий с объектами развиваем способности детей выделять свойства объектов, определять величину пути перемещения объектов на плоскости.

В процессе рассматривания картин, фотографий, изобразительной и конструктивной деятельности продолжаем - формировать представления детей об относительности величины.

Пространственные представления. В играх и игровых упражнениях продолжаем развивать представления детей о пространственных отношениях. Уточняем умение детей ориентироваться в сторонах относительно себя и другого объекта (предмета): верх, низ, право, лево (показ сторон).

Проводим с детьми:

- упражнения на определение своего местоположения среди окружающих объектов;

- упражнения, подвижные игры на перемещение в пространстве с изменением направлении движения, отношений между предметами (объектами);

- игры и игровые упражнения на дифференциацию слов, обозначающих направления движения (вверх — вниз, вперед — назад);

- игры и игровые упражнения, в которых нужно выполнить действия по инструкциям, включающим предложные конструкции.

Учим детей закрашивать и штриховать изображения объектов различной величины и конфигурации вертикальными, горизонтальными, косыми линиями, обводить изображения по опорным точкам.

Выполняем с детьми игровые упражнения на моделирование движений в разных плоскостях. Проводим словесные игры на обозначение паропротивоположных направлений.

Стимулируем желание детей играть в компьютерные игры, развивающие пространственное мышление («Веселые картинки», Lego и др.), и создаем условия для таких игр.

В практических упражнениях и играх уточняем представления детей о назначении стрелок-векторов. Выкладываем различные предметы (геометрические фигуры, картинки, палочки) на плоскости листа по стрелкам-векторам и другим символам.

Проводим с детьми игры и игровые упражнения на дифференциацию слов, обозначающих направления движения (вверх — вниз, вперед — назад), побуждаем детей к выполнению действий по инструкциям, включающим эти слова.

Продолжаем осваивать компьютер и играть с детьми в компьютерные игры, развивающие пространственное мышление.

Знакомим детей с первоначальными сведениями из истории представлений о пространстве: стрелка-вектор у древних охотников; ориентировка людей по солнцу, по звездам; ориентировка путешественников в пустыне и тундре; ориентировка охотников в горах и на равнинах. Проигрываем ситуации в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Вместе с детьми рассматриваем картины и из объемного и плоскостного игрового материала создаем диорамы в соответствии с пространственным расположением объектов на картине.

Обогащаем словарь детей за счет дифференциации слов, обозначающих направления движения (вверх — вниз, вперед — назад), побуждаем детей выполнять действия по словесным инструкциям.

Временные представления. 

Разнообразим круг наблюдений сезонных изменений в природе, бесед, литературных произведений, творческих игр и игр с правилами, используя иллюстративный материал, продукты детского творчества.

Знакомим детей с днями недели, их символическим изображением. Рассматриваем различные календари («Детский календарь», перекидные иллюстрированные календари, календари-сувениры и др.), проводим беседы и занятия на темы календарей. Привлекаем детей к настольно-печатным играм и игровым упражнениям с использованием знаково- символических средств для обозначения дней недели, рабочих и выходных дней: неделя — пирамида из семи колец, неделя — флажки, неделя в цифрах и т. п.

Знакомим детей с расположением изображений частей суток в виде круговой модели.

Вовлекаем детей в проектную деятельность, отражающую временные представления: «Разноцветные краски и звуки осени», «Провожаем осень богатым урожаем», «Как готовятся к зиме люди, животные и птицы» и т. п.

Расширяем круг представлений детей о природных и погодных явлениях. Стимулируем детей активно использовать в речи слова, обозначающие различные временные понятия.

Разнообразим круг детского чтения, тематику бесед, расширяем перечень рассматриваемых картин и предметного моделирования по ним, содержание изобразительной деятельности, отражающей времена года и части суток. Предлагаем детям настольно-печатные и словесные игры, в которых необходимо назвать основные признаки, характерные для времен и месяцев года, частей суток.

Формируя представления о днях недели, проводим игры на определение места одного из дней недели среди других. Включаем эти представления в театрализованные и сюжетно- ролевые игры.

Учим детей воспроизводить ритмический рисунок последовательности времен года, месяцев, частей суток, дней недели в рисовании, в настольно-печатных играх, в ходе совместного изготовления различных календарей-самоделок и т. п. Проводим игры и упражнения с опорой на наглядность в виде моделей суток (линейной, круговой).

В процессе рисования, совместного изготовления календарей-самоделок учим детей воспроизводить ритмический рисунок последовательности времен года, месяцев, частей суток, дней недели и т. п.

Стимулируем интерес детей к играм и игровым упражнениям на основе содержания сказок, стихотворений, настольно-печатных игр, картин, видеофильмов и желание активно участвовать в них, используя знаково-символические средства, характеризующие времена и месяцы года, части суток, дни недели. Учим детей отгадывать загадки и объяснять названия месяцев года в современном календаре и в календаре славян: декабрь — «стужайло», апрель — «снегогон», сентябрь — «хмурень», октябрь — «грязник» и т. д. Вместе с детьми занимаемся словотворчеством по называнию месяцев года, исходя из их характерных признаков.

Развиваем мыслительную деятельность детей, определяя противоположные части суток, предшествующие друг другу и следующие друг за другом. Организуем словесные игры на называние основных признаков, характерных для частей суток (цвета, положение небесных светил, погодные явления и т. д.).

Продолжаем формировать и уточнять представления детей о различных календарях.

Беседуем с детьми о необратимости времени. Упражняем детей в определении времени по часам. Рассказываем детям о многообразии часов и объясняем семантику слов, обозначающих вид часов: настольные, наручные, напольные, башенные, песочные, механические, электронные, солнечные. Предлагаем детям настольно-печатные игры, упражнения с настоящими и игрушечными часами по определению времени с точностью до одного часа (в пределах десяти).

Проводим с детьми игры, экскурсии, беседы, читаем литературу о зависимости образа жизни наших предков и современных людей от смены времен года.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- побуждать детей использовать в реальных ситуациях и играх знания об основных правилах безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

- стимулировать интерес детей к творческим играм, желание играть в новые игры с сюжетами, расширяющими и уточняющими их представления о способах поведения в чрезвычайных ситуациях и в ситуациях, потенциально опасных для жизни и здоровья детей и взрослых, учить детей наполнять знакомую игру новым содержанием;

- формировать представления детей о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник милиции и ГИБДД (регулировщик, постовой милиционер), водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п.;

- в индивидуальных занятиях учить детей называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями детей);

- расширять и дополнять представления детей о действиях с игровыми материалами по правилам безопасности жизнедеятельности, по ориентировке в окружающем пространстве: сборка игровых конструкций (установка на штативах светофоров, знаков дорожного движения, знаков безопасности, расстановка макетов шлагбаумов, домов, деревьев и т. д.) в соответствии с правилами игры;

- формировать элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде: умение включить телевизор для просмотра конкретной передачи, допустимая продолжительность просмотра телевизионной передачи, включение компьютера и продолжительность занятий на нем, необходимость согласовывать свои действия со взрослыми);

- учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию на тему безопасного поведения в социальном и природном мире, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя эмоциональные и поведенческие реакции по ходу игры;

- закреплять кооперативные умения детей в процессе игр и образовательных ситуаций, проявляя отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки в ходе проигрывания ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности;

- поощрять проявления осмотрительности и осторожности у детей в нестандартных и потенциально опасных ситуациях;

- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира (загрязнение мест отдыха, неосторожные действия, наносящие вред природе, опасные природные явления: гроза, наводнение, землетрясение, извержение вулканов и т. п.);

- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о безопасном для окружающей природы поведении, учить их выполнять правила без напоминания взрослых (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, разводить огонь только в присутствии взрослого и в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом и т. д.);

- формировать умения детей обращаться к окружающим с напоминаниями о необходимости выполнять правила безопасной жизнедеятельности.

Содержание и формы коррекционно-развивающей работы.

Продолжаем работу по формированию у детей представлений о безопасности жизнедеятельности и правилах безопасного поведения в разных пространственных средах:

- в процессе бесед и игрового экспериментирования расширяем представления детей об особенностях различных материалов и технических средств, необходимых для организации игр по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и поведения в окружающем социальном и природном мире;

- в играх и игровых упражнениях формируем представления детей об алгоритме поведения на проезжей части дороги (например, при переходе улицы, при поездке на велосипеде по тротуару, по велосипедной дорожке, в непосредственной близости от опасных участков дороги), на железной дороге, в метрополитене (например, при переходе железнодорожных путей, при поездке в электричке, в поезде дальнего следования) и др.;

- в дидактических играх развиваем представления детей о труде взрослых: водитель транспортного средства, сотрудник МЧС и ГИБДД, лесничий и т. п.;

- расширяем объем словаря детей, объясняем семантику слов и словосочетаний пешеход, светофор, правила дорожного движения, регулировщик, пожарная машина, машина скорой помощи, телефон службы спасения и др.

Читаем детям детскую литературу, в которой рассказывается об источниках опасности для детей в доме, на улице, на природе, сообщаются элементарные правила безопасного для детей и окружающей среды поведения, разучиваем стихи о правилах безопасности.

Вместе с детьми просматриваем видео- и мультипликационные фильмы, проигрываем ситуации по картинкам, отражающим выполнение (или невыполнение) правил дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в природной среде, в транспортных средствах, в доме и т. п.

Создаем условия для предметно-практической (сюжетное рисование, аппликация, лепка) и игровой (театрализованные, сюжетно-ролевые, сюжетные подвижные игры) деятельности, в которой дети (самостоятельно или вместе со взрослыми) отражают сформированные представления о безопасности жизнедеятельности.

Знакомим детей с литературными произведениями, освещающими темы, связанные с историей ГИБДД, пожарной службы, с правилами дорожной и пожарной безопасности, рассказывающими о подвигах и трудовых буднях пожарных, сотрудников милиции, спасателей, лесничих и др. Разучиваем наизусть стихи по данной тематике. Знакомим детей с загадками и пословицами, объясняем их смысл.

Совместно с детьми моделируем ситуации, в которых требуется соблюдение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, правил поведения в быту, в общественных помещениях и на природе. В специально созданных образовательных ситуациях знакомим детей с трудом сотрудников милиции, ГИБДД, МЧС, службы спасения на воде и т. п. Стимулируем желание детей принимать на себя роли вышеперечисленных специалистов и обыгрывать их в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Продолжаем игры и игровые упражнения на уточнение ранее сформированных у детей представлений о цветовых сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), о величине, цвете и форме знаков безопасности (предупреждающих, информационных, запрещающих, знаках пожарной безопасности).

Знакомим детей с новыми знаками.

В игровых этюдах, театрализованных, сюжетно-ролевых и дидактических играх, моделирующих возможные ситуации на улице, в природе, на железной дороге, в квартире, в лифте, стимулируем желание детей выполнять игровые и речевые действия в рамках образа (пассажир, машинист поезда, начальник поезда, проводник вагона, ребенок дома, пешеход, регулировщик, водитель транспортного средства, пожарный). Вместе с детьми разыгрываем сюжеты рассказов, сказок, стихотворений, картин с использованием детских игровых комплектов по основам безопасности жизнедеятельности («Азбуки безопасности»).

Предлагаем детям упражнения на моделирование ситуаций по картинкам-нелепицам и просим оценить правильность или ошибочность действий их персонажей (участников дорожного движения, людей на вокзале, в метрополитене, во время возгорания предметов и объектов и т. п.).

Предлагаем детям игровые ситуации, в которых возникает необходимость менять сюжетную линию в определенных условиях, задаваемых взрослым или кем-то из детей по рекомендации взрослого.

Побуждаем детей к рисованию, аппликации, изготовлению поделок, книжек-самоделок, раскрашиванию рисунков в альбомах для раскрашивания, дорисовыванию, вырезанию, склеиванию и изготовлению настольно-печатных игр.

«Пишем» по трафаретам и развешиваем в доступных для детей местах информационные стенды с телефонами службы спасения, скорой помощи, пожарной службы, милиции.

Знакомим детей с фильмами о правилах дорожного движения, правилах пожарной безопасности, чрезвычайных ситуациях в природе и т. п.

C:\Users\7\Pictures\background-grass.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы самым заботливым и любящим родителям

как организовать художественно - изобразительную деятельность ребёнка дома...

Советы самым заботливым и любящим родителям:Руки тренируем – развиваем речь

Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются  почти у всех народов мира. Неслучайно считаются самы...

Советы самым заботливым и любящим родителям: как организовать художественно - изобразительную деятельность ребёнка дома.

1. Дорогие мамы и папы, самое прекрасное в вашей жизни – это ваши дети! Вы заботитесь о них, воспитываете, прививаете им лучшее, а вместе с вами и мы – педагоги, участвуем в этом нелёгком п...

Рекомендации для заботливых родителей: "Занимательные игры с показом и называнием для самых маленьких"

Материал рекомендован родителям детей младшего возраста. В материале предлагаются занимательные игры для детей самого младшего возраста, используя которые, родители могут научить малыша сосредоточению...

Шпаргалка для заботливых родителей "Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью"

Материал подскажет за какими явлениями   можно наблюдать в различное время года...