Шпаргалка для заботливых родителей "Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Материал подскажет за какими явлениями можно наблюдать в различное время года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_roditeley_uchimsya_nablyudat_za_izmenniyami_v_prirode_osenyu.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОЛИТЕЛЕЙ
«УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ
ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ»
Рекомендации для наблюдений с детьми 4-5 лет
На прогулке с ребенком отмечайте изменения, происходящие в природе осенью:
* небо все чаще становится серым, пасмурным; небо плотно закрыто тучами;
* часто идут осенние моросящие дожди;
* листья меняют цвет - становятся желтыми, оранжевыми, красными;
* часто дует сильный ветер, который срывает листья с деревьев;
* листья кружатся в воздухе и ложатся на землю.
Собирайте листочки в букеты и называйте их цвет (зеленые, желтые, красные,багряные). Угадывайте, с какого дерева упали листочки. Определяйте их названия, давая ребенку речевой образец - березовый лист (лист с березы), дубовый лист (лист с дуба), кленовый лист (лист с клена), рябиновый лист (лист с рябины), липовый лист (лист с липы) и пр.
Было бы хорошо заприметить вместе с ребенком какое-нибудь одно деревце недалеко от дома (пусть он сам выберет то, которое ему больше по душе) и наблюдать за ним. Если подходить к дереву во время ежедневных прогулок, то изменения будут не особо заметны. А если прийти после недельного перерыва, можно будет увидеть, как изменился цвет листвы и обнаружить под деревом множество опавших листьев.
Поздней осенью посмотрите на дерево и вместе с ребенком охарактеризуйте изменения (все листья опали, ветки голые). Расскажите ребенку, почему деревья сбрасывают листву (если листья останутся на дереве, то когда выпадет снег, веткам будет тяжело и они сломаются, а дерево может погибнуть).
Если недалеко от вашего дома растут дубы или каштаны - интересное занятие во время прогулки вам обеспечено. Кто же из малышни не любит собирать желуди, каштаны? А их вон уже сколько нападало! Хорошо бы захватить с собой из дома небольшую корзиночку или детское ведерко специально для того, чтобы набрать для поделок и игры желуди и каштаны. Из них получатся славные человечки, зверушки, птички, если проявить чуть-чуть фантазии. Желудь побольше - это туловище. Другой, поменьше, в "шапочке" - голова. Соединяем их с помощью кусочка спички, добавляем ручки-ножки из веточек или зубочисток, для устойчивости надеваем на "ножки" ботинки из желудевых "шапочек" - и лесной человечек готов. Замечательные поделки получатся, если сочетать разные природные материалы: каштаны, шишки, кусочки коры и мха, целые орешки и скорлупу, листья, ягоды, птичьи перья, семена и др. Подобное творчество - замечательное осеннее занятие. Когда на улице сухо, отправляемся на сбор "запчастей", а если погода испортилась - мастерим дома веселые фигурки.
Чем заняты птицы и насекомые в осеннее время года, особенности их поведения. Расскажите, что все звери и насекомые делают запасы на зиму. Например, белка запасает на зиму орехи и прячет их в дупле или закапывает в землю.
Расскажите о птицах. Перелетные птицы готовятся отправиться в теплые места (ласточка, жаворонок, скворец, зяблик, стриж, соловей). Некоторые птицы никуда не улетают, а остаются зимовать в наших краях (ворона, синица, воробей, голубь).
Расширяйте знания об овощах и фруктах. Осенняя пора это время сбора урожая. Расскажите, какие овощи вы вырастили на своем огороде или огороде бабушки.
В ноябре, когда уже начнутся первые заморозки, ведя ребенка в детский сад,
обратите внимание на иней, который покрывает по утрам всю землю и траву.
Остановитесь около лужицы покрытой коркой льда. Детям очень нравится раскалывать на них лёд.
Не забывайте указывать на взаимосвязь между живой и не живой природой.
Заметьте, какую одежду одевают люди осенью, сравните ее с летней одеждой
Рекомендации для наблюдений с детьми 5-6 лет
Сентябрь
Постарайтесь использовать прогулки на свежем воздухе для общения с ребёнком и развивающих занятий. Учите наблюдениям за изменениями в природе. Обратите внимание ребёнка на то, что с наступлением осени стало прохладнее, солнце уже не так ярко, исчезли бабочки и другие насекомые, начался отлёт птиц в тёплые края, на многих деревьях и кустарниках пожелтели или покраснели листья, отцвели цветы, засыхает трава, часто дует холодный ветер, идут моросящие дожди.
В парке или сквере найдите и рассмотрите ель, берёзу, липу, клён, дуб, рябину.
Обратите внимание ребёнка на характерные особенности коры, листьев, плодов
семян этих деревьев. Предложите собрать из опавших листьев осенний букет.
Дома
поставьте букет в вазу. Пусть ребёнок попробует обвести и раскрасить отдельные листочки, а потом вместе с ним нарисуйте натюрморт с букетом из листьев.
Октябрь
Погода становится все хуже. Стало холодно, ветрено. Небо все чаще затягивают облака, сеет мелкий дождь. Но вы ежедневно гуляете с ребёнком во дворе, в сквере или парке. И не случайно медики говорят, что не бывает плохой погоды, бывает неправильная одежда. В такую погоду выручат непромокаемый комбинезон или куртка с капюшоном и резиновые сапожки с теплым меховым вкладышем. Вы оделись по погоде и теперь можете провести с ребёнком на воздухе положенные два часа. За эти два часа так много можно успеть!
Посчитаёте разноцветные листья в лужах, на дорожке. Потренируйте ребёнка в количественном и порядковом счёте. (Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев. Первый лист, второй лист, третий лист, четвёртый лист, пятый лист.)
Предложите ребёнку вспомнить названия деревьев и сначала перечислить короткие названия (дуб, клён, вяз, ель), а потом длинные (берёза, осина, рябина).
Наберите семена репейника и объясните ребёнку, что зимой вы насыплете их в кормушку для птиц. Острыми палочками порисуйте на песке, попишите буквы и цифры, поиграйте в игру «Дорисуй картинку».
Если есть возможность, понаблюдайте с ребёнком за стаями улетающих на юг птиц. Расскажите, какие птицы улетают в тёплые края (ласточки, стрижи, соловьи, скворцы, грачи, гуси, утки, лебеди), а какие остаются зимовать (воробьи, голуби, вороны, сороки, галки). Знает ли ваш ребёнок, что улетающих птиц называют перелётными, а остающихся – зимующими?
Ноябрь
Стоит поздняя осень. Самая грустная пора. Но вы продолжаете свои ежедневные прогулки с ребёнком на свежем воздухе и наблюдения за погодой и природой. Обратите его внимание на серое небо, низкие и тяжёлые облака, голые и прозрачные парки и скверы. Они стали тихими и пустыми. Последние птицы забились под крыши. Не слышно ни весёлых трелей, ни звонкого чирикания. Только в редкие погожие дни можно увидеть на рябинах стаи готовящихся к отлёту и лакомящихся ягодами дроздов. Так же тихо и в лесах. Уже впали в спячку ежи, готовится залечь в берлогу медведь.
Рекомендации для наблюдений с детьми 6-7 лет
Сентябрь
* Во время прогулок в парке или сквере продолжайте вместе с ребёнком наблюдать за изменениями в природе. Обратите его внимание на то, что стало меньше цветов, сохнет трава, начали изменять окраску листья деревьев, исчезают насекомые, собираются в стаи и готовятся к отлёту птицы. Поговорите о том, что с наступлением осени становится прохладнее, все чаще идут холодные дожди, дует сильный ветер.
* Проверьте, знает ли ваш ребёнок названия и очередность осенних месяцев:
* сентябрь, октябрь, ноябрь.
* Познакомьте будущего первоклассника с поговорками об осени и с народными приметами:
o В сентябре лето кончается, осень начинается.
o От осени к лету поворота нету.
o В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая.
Расскажите ребёнку, что осенью в лесу поспевает последняя ягода – клюква.
Выясните, знает ли ребёнок:
- какие изменения происходят осенью в жизни диких животных (линька,
- подготовка к зимовке);
- кто из них готовится к спячке (медведь, ёж);
- кто готовит на зиму запасы съестного (белка, бурундук).
Октябрь
Обратите внимание ребёнка на то, что начались первые заморозки. Идя в детский сад ранним утром, рассмотрите иней, покрывающий траву. Пусть ребёнок потрогает его. Объясните, что иней нестоек, он растает, как только появится солнце, и вместо инея на траве заблестят капельки росы.
Привлеките внимание ребёнка к осеннему карнавалу листьев. Расскажите, что начало октября называют золотой осенью. Спросите у ребёнка, как он думает, почему. (Листья на деревьях стали золотыми, алыми, багряными. Леса и парки кажутся золотыми.)
Рассмотрите вместе листья и плоды разных растений: каштана, дуба, рябины, клёна, ясеня, шиповника, калины. Побеседуйте о том, какие они разные. Соберите и для поделок и подкормки птиц зимой.
В дождливый день побеседуйте с ребёнком об осенних дождях. Расскажите, что осенью дождь не похож на летний. Он холодный, моросящий, может сыпать маленькими капельками и день, и два, и неделю подряд.
Обратите внимание ребёнка и на то, что исчезло большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, другие забрались под кору или зарылись в землю и уснули.
Выясните, понимает ли ребёнок, почему осенью начинается массовый отлёт птиц. (стало холодно, исчезли насекомые, которыми питались птицы.) Понаблюдайте за стаями, которые летят над вашим населённым пунктом. Расскажите, что в октябре из наших краёв улетают скворцы, утки, гуси, журавли.
Если есть такая возможность, понаблюдайте за белками в осеннем парке. Белки заняты сейчас не только заготовками еды на зиму, но и утеплением жилья. Можно увидеть белочку, которая тащит в своё дупло увядшую траву или мох.
Ноябрь
Обратите внимание ребёнка на то, что в ноябре заметно сократилась продолжительность светового дня, ночи стали длиннее, а дни короче; всё реже светит солнце, небо плотно закрыто низкими тучами, и иногда нудный осенний дождь сменяется мокрым снегом; в ясные дни по утрам лужи покрываются льдом; засохла трава, отцвели последние цветы; окончательно исчезли насекомые, улетели перелётные птицы. Всё это –приметы поздней осени.
Расскажите сыну или дочери о том, что звери в лесах уже поменяли редкий летний мех на зимний – густой и тёплый. В пушистую ярко-рыжую шубку нарядилась лисица. Перелиняла и белка, её зимний мех серого цвета. Белый зимний наряд уже надел заяц-беляк. В сугробах, которые скоро появятся в лесу, его ни за что не увидишь. Медведь выбрал себе место для берлоги, нагрёб туда мху, опавшей листвы, мелких веточек ели. Когда пойдёт первый снег, медведь будет уже в своём зимнем доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребёнка"
консультация поможет наблюдать изменения в природе, видеть красоту, развивать речь....
Консультация «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью»
Консультация «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью»...
Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью.
Консультация для родителей....
Консультация для родителей и педагогов. Учимся наблюдать за изменениями в природе ОСЕНЬЮ.
Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 4-5 летНа прогулке с ребенком отмечайте изменения, происходящие в природе осенью:• небо все чаще становится серым, пасмурным; небо плотно закрыто ту...
Консультация для родителей «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью"
Консультация для родителей «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью"...
Консультация "Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью"
Консультация "Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью"...