Протокол родительского всеобуча на тему " для чего необходимо развивать познаватеные способности детей"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Протокол родительского всеобуча
Тема «Для чего необходимо развивать познавательные способности детей»
Цель: раскрыть важность развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Способствовать приобретению родителями знаний и навыков по развитию познавательной активности детей.
2.Дать представление о роли родителей в развитии познавательной активности детей.
3.Познакомить родителей с практическими заданиями для развития познавательной активности у дошкольников.
Ход собрания:
По первому вопросу выступила воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет № 2 Мерзликина Н.В.
-Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и активности.
Формирование познавательных способностей необходимо начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностей ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также является необходимым условием готовности детей к школе. Развитие познавательных способностей детей, становление образных форм – это основная линия умственного развития дошкольников.
Психологи: Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому нужно максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Самый эффективный способ ускорить развитие личности – это поддержание у детей дошкольного возраста искреннего интереса к миру, который будет проявляться в познавательной активности, желании постоянно и с удовольствием чему – то учиться.
Каждый малыш появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за счёт неё, у ребёнка получается адаптироваться в незнакомых условиях внешнего мира. По мере роста и развития ребёнка познавательная направленность перерождается в познавательную активность и ребёнок внутренне готовиться к ведению активной познавательной деятельности. Чем старше становиться ребёнок, тем активнее становится его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.
Ранний дошкольный возраст.
На этом этапе жизни дети уже имеют определённый жизненный опыт, часто основанный на не связанных между собой представлениях и знаниях. Именно в этот период малыш учится эстетическому восприятию окружающей среды, у него совершенствуется развитие основных познавательных способностей, среди которых восприятие и ощущения.
Середина дошкольного возраста.
В этом возрасте развитие познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, отчасти благодаря совершенствованию речевых навыков. Дети не только лучше доносят информацию, они её лучше понимают, усваивают и анализируют.
Старший дошкольный возраст.
На этом этапе жизни развитие познавательных интересов дошкольника связано с познанием мира взрослых. Дети начинают проявлять такие качества, как заботливость, сочувствие, доброта. Также проявляются способности классифицировать информацию, делать сложные логические заключения, сравнивать, анализировать, обобщать.
Чтобы поддерживать интерес у детей дошкольного возраста на стабильно высоком уровне, необходимо:
1.Создавать положительное отношение к деятельности на базе положительных эмоций к процессу, объекту, а также с помощью поощрения, одобрения, веры в силы ребёнка. Чем больше новая деятельность будет перекликаться с уже устоявшимися интересами, тем проще будет положительно настроить дошкольника по отношению к ней.
2.Создать положительное отношение к деятельности того или иного рода за счёт формирования понимания её значимости, как в личном плане, так и в общественном. Рассказы взрослых о том насколько важной является та или иная деятельность, с демонстрацией её результатов помогут ребёнку заинтересоваться ей по настоящему.
По второму вопросу выступила воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет № 2 Иванько О.А.
- Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребёнка. Кто как не родители, бабушки, дедушки наблюдают ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить к чему у ребёнка интерес, к какому виду деятельности ребёнок проявляет склонность. В семьях уделяющих большое внимание развитию познавательных способностей детей, дети всегда заняты любимым делом. Это вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление сделать, что то хорошее и приятное своим родным. Для того, чтобы дети не останавливались на каком то уровне и двигались дальше, необходима помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии ребёнка. В семьях где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, как правило предоставлены сами себе. Они не совершенствуют свои знания, навыки и умения, полученные в дошкольном учреждении, поэтому умственные и познавательные способности ребёнка угасают. Такой ребёнок вырастает не уверенный в своих силах, не способный творчески подходить к решению той или иной задачи, соответственно итогом может быть неуспеваемость в обучении в школе.
Воспитание познавательного интереса в отрыве от воспитания всей личности невозможно. Для формирования познавательного интереса у ребёнка необходима «почва», которую должны подготовить в первую очередь родители с раннего детства у своих детей.
Во первых - родители должны организовать жизнь ребёнка;
Во вторых – создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребёнка, создать своего рода режим дня.
Познавательный интерес нужно постоянно воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.
Важно понимать, что на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста влияет постоянное желание контактировать с окружающей средой, получать новые впечатления, решать интересные задачи. Развитию ребёнка в этой сфере будет способствовать предоставление ему возможности активного изучения окружающего мира с воздействием на него.
Показателями познавательной деятельности являются:
-особое внимание к тому или иному предмету;
-эмоциональное к нему отношение;
-направленные на изучение предмета действия, которые помогают понимать особенности предмета;
-стремление к предмету даже в его отсутствие.
Для того, чтобы познавательные способности детей развивались систематизировано и имели прочную платформу для дальнейшего развития позвольте дать вам несколько советов.
1.Учить детей самостоятельной работе без подсказок и памяток.
2.Поощрять инициативу ребёнка.
3.Не пытаться делать за детей их работу, которая им под силу.
4.Не судить строго и поспешно.
5.Стимулировать желание детей решать проблемы без помощи взрослых.
6.Помогать детям выявлять связи между явлениями, предметами и событиями.
7.Учить детей управлять информацией, анализируя, классифицируя, синтезируя и обобщая данные.
По третьему вопросу выступила воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет №2 Мерзликина Н.В.
- И в завершении нашей встречи разрешите предложить вам несколько заданий для развития познавательного интереса у детей, которые вы можете провести с ребёнком дома.
1.Пусть ребёнок посмотрит на картинку с животными, изображёнными в паре с детёнышами. Задание – найти животное, у которого не будет детёныша, дорисовать его после выяснения информации об изображённых на картинке животных.
2.На картинке изображены объекты, которые ребёнку нужно будет рассмотреть и сравнить с геометрическими фигурами, на которые они больше всего похожи. Так например озеро- круг, гора – треугольник и т. д.
3.Для развития фантазии ребёнку предлагают из рисунков с предметами и животными выбрать один, после чего представить себя предметом или животным с этого рисунка и описать один день из жизни этого объекта в подробностях.
4.На рисунке изображены объекты: насекомые, птицы, рыбы, предметы, растения. Задание – выделить все живые и неживые объекты, после чего разбить их на подгруппы.
В заключении отметим, что на развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте сильно влияет поддержка и похвала взрослых. Адекватная похвала подкрепит мотивацию ребёнка. В последующей жизни такой ребёнок будет смело использовать полученные знания, получая удовольствие от процесса.
Протокол родительского всеобуча
на тему
«Для чего необходимо развивать познавательные способности детей»
Подготовили воспитатели:
Мерзликина Н.В.
Иванько О.А.
г. Оренбург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»
Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...
«Для чего нужно развивать художественные способности детей»
laquo;Для чего нужно развиватьхудожественные способности детей»...
памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»
памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...
Родительское собрание на тему: «Игровые приемы в развитии коммуникативных способностей детей старшего возраста».
Многие из детей испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, за...
Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание в нетрадиционной форме Тема: «Сенсорика – как с...
Родительский клуб на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положен...
Консультация "Для чего нужно развивать художественные способности детей"
Творческие способности – это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы....