Перспективный план игр - экспериментирований с водой, песком и камня
методическая разработка на тему
Игры – экспериментирования с водой «Волшебница вода», Игры – экспериментирования с песком «Песочные сказки», Игры – экспериментирования с камнями «Дружные камешки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukyanova_l.a._perspektivnyy_plan._igry_s_peskom_i_vodoy.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИГР - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ И КАМНЯМИ
(группа раннего возраста)
Месяц | Название игры | Задачи | Методы и приемы | Материал | |
Игры – экспериментирования с водой «Волшебница вода» | |||||
Сентябрь: Ознакомление со свойствами воды | 1.«Познакомимся с водой» | 1. Познакомить детей со свойствами воды (теплая, холодная, прозрачная, льется). 2. Развивать любознательность в процессе игры-экспериментирования с водой. 3. Воспитывать интерес к играм с водой. | Игровая ситуация, показ, практические действия детей, игра - экспериментирование, вопросы, худ. слово | Центр «Песок – вода», вода теплая и холодная, мелкие предметы, стеклянный кувшин, низкий контейнер, губки, тазик, кукла, фартуки по количеству детей. | |
2.. «Поиграем с водичкой» | 1. Продолжать знакомить со свойствами воды и действиями с ней. 2. Развивать мелкую моторику рук через манипуляции с водой без предметов (закручивать воронку рукой в воде, стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды). 3. Воспитывать аккуратность в играх с водой. | Игровая ситуация, показ, практические действия детей, игра-экспериментирование, вопросы, худ. слово | Центр «Песок – вода», вода теплая и холодная, мелкие предметы, лейки, емкости для переливания, губки, фартуки по количеству детей. | ||
3.. «Водичка дырочку найдет» | 1. Продолжать знакомить со свойствами воды (течет, льется, утекает, выливается). 2. Развивать любознательность, активность в процессе игры-экспериментирования. 3. Воспитывать интерес к играм с водой и предметами. | Обследование предметов, сравнение, вопросы, игра-экспериментирование, поощрение. | Центр «Песок – вода», емкости для воды с разными отверстиями, сито, воронка, лейка, кувшин, фартуки по количеству детей. | ||
4. «Много-мало» | 1. Учить детей практически определять, в каком сосуде больше (меньше) воды. 2. Развивать умение устанавливать простейшие связи и зависимости. 3. Воспитывать интерес к несложным экспериментам. | Игровая ситуация, игра-экспериментирование, вопросы, худ. слово. обобщение воспитателем, поощрение. | Центр «Песок – вода», емкости для воды 2-х размеров, ложки, мерный стакан, игрушка, фартуки по количеству детей. | ||
Октябрь: Овладение разнообразными практическими действиями с водой | 1. «Переливалочки» | 1. Учить переливать воду из одной емкости в другую разными способами (лейкой, ложкой, крышкой, банкой, губкой) 2. Развивать координацию движений в процессе выполнения разнообразных предметно-практические действий. 3. Воспитывать желание участвовать в организованной взрослым деятельности. | Игровая ситуация, игра-экспериментирование, вопросы, худ. слово. обобщение воспитателем, поощрение. | Центр «Песок – вода», вода, мелкие предметы, лейки, емкости для переливания, губки, лейки, крышки, банки. фартуки по количеству детей. | |
2. «Варим компот» | 1. Познакомить детей со свойствами плавающих игрушек. 2. Развивать координацию движений, умение вылавливать из воды шарики при помощи черпачков. 3. Воспитывать интерес к играм – экспериментированиям с водой. | Создание игровой ситуации, рассказ воспитателя, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», мелкие плавающие игрушки, черпачки, ведерки, фартуки по количеству детей. | ||
3. «Достань ракушку или камешек» | 1. Учить детей находить и доставать из воды конкретно заданный объект. 2.Развивать умение выполнять речевую инструкцию взрослого. 3. Воспитывать чувство радости от положительной оценки взрослого. | Игровая ситуация, рассматривание ракушек, рассказ воспитателя, практические действия детей, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», ракушки, камушки, черпачки, ведерки, фартуки по количеству детей. | ||
4. «Забавные зверушки» | 1. Познакомить детей с заводными игрушками, плавающими в воде с разной скоростью. 2. Развивать активную речь: умение применять в речи слова – наречия (быстро-медленно). 3.Воспитывать чувство радости от совместной деятельности. | Создание игровой ситуации, художественное слово, рассматривание игрушек, игровая деятельность детей с игрушками. | Центр «Песок – вода», заводные плавающие игрушки по количеству детей, фартуки по количеству детей. | ||
Ноябрь: Преобразование, взаимодействие объектов неживой природы | 1. «Волшебница вода» | 1. Познакомить со свойством воды: объекты, погруженные в нее, намокают. 2. Развивать умение замечать необычное, новое в свойствах объектов. 3. Воспитывать аккуратность в действиях с предметами. | Игровая ситуация, рассматривание ракушек, рассказ воспитателя, практические действия детей, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», игрушки по количеству детей, губки, платочки, фартуки по количеству детей. | |
2. «Плавает - тонет» | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов, обогащать речь детей словами, обозначающими качества и свойства предметов. 2. Развивать умение самостоятельно или с помощью взрослого устанавливать предметные характеристики объектов. 3. Воспитывать интерес к элементарной исследовательской деятельности. | Игровая ситуация, игра – экспериментирование, рассказ (комментирование) воспитателя, вопросы к детям. | Центр «Песок – вода», предметы, изготовленные из разных материалов (дерева, пластмассы, металла, ткани и др.), ведерки, фартуки по количеству детей | ||
3. «Цветная водичка» | 1.Познакомить со свойством воды – окрашиваться в любой цвет. 2. Развивать сенсорные способности, закрепить знание основных цветов. 3. Воспитывать интерес к экспериментированию. | Сюрпризный момент, рассказ воспитателя, показ, вопросы к детям, практические действия детей по окрашиванию воды, поощрение, индивидуальная помощь. | Центр «Песок – вода», прозрачные емкости, краски гуашь основных цветов, кисточки, фартуки по количеству детей. | ||
4. «Льдинки» | 1. Познакомить со свойствами воды (замерзание, таяние). 2. Развивать любознательность в процессе ознакомления с новыми свойствами воды. 3. Воспитывать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. | Игровая ситуация, наблюдение, рассказ воспитателя, художественное слово, опытническая деятельность, вопросы к детям. | Центр «Песок – вода», льдинки, поднос, фартуки по количеству детей. | ||
Игры – экспериментирования с песком «Песочные сказки» | |||||
Декабрь: Ознакомление со свойствами песка | 1.«Вот какой песочек!» | 1.Познакомить детей со свойствами песка (сухой, сырой). 2. Развивать любознательность при ознакомлении с объектом неживой природы – песком. 3. Воспитывать интерес к играм с песком. | Игровая ситуация, рассказ воспитателя, показ, игра-экспериментирование. Вопросы.. поощрение | Центр «Песок – вода», песок сухой, лейка с водой, формочки, игрушка зайчик, фартуки по количеству детей. | |
2. «Поиграем с песком» | 1. Показать детям различные действия с песком (насыпать, пересыпать, высыпать). 2. Развивать активность в процессе манипулирования с песком. 3. Воспитывать интерес к экспериментированию с песком. | Создание игровой ситуации, рассказ воспитателя, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», совочки, ведерки, воронки, фартуки по количеству детей. | ||
3.«Учимся пересыпать» | 1. Продолжать знакомить детей с действиями с песком (насыпать, пересыпать, высыпать). 2.Развивать мелкую моторику, глазомер. Активизировать в речи детей слова – действия. 3. Воспитывать интерес к совместным со сверстниками играм с песком. | Игровая ситуация, рассказ воспитателя, показ воспитателя, практические действия детей, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», две емкости с широким отверстием, формочки, совочки., фартуки по количеству детей. | ||
4. «Сквозь сито» | 1. Продолжать знакомить со свойствами сухого и сырого песка. 2. Развивать умение устанавливать простейшие связи и зависимости. 3. Воспитывать желание активно сотрудничать со взрослым и сверстниками. | Игровая ситуация, практическая деятельность – экспериментирование, рассказ – комментарий воспитателя, вопросы к детям, поощрение. | Центр «Песок – вода», сито, совочки, прозрачные емкости, кувшин с водой, фартуки по количеству детей | ||
Январь: Овладение разнообразными практическими действиями с песком | 1. «Картинки на песке» | 1. Учить детей рисовать на песке (пальцем, палочкой). 2. Развивать мелкую моторику, умение выполнять несложные инструкции. 3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе деятельности. | Игровой момент. художественное слово, показ воспитателя, практическая деятельность детей, поощрение. | Центр «Песок – вода», сухой песок (насыпан небольшим слоем), цветные счетные палочки, фартуки по количеству детей. | |
2. «Вот какой узор» | 1. Учить детей выкладывать узор по контуру рисунка. 2. Развивать умение принимать задачу взрослого создать что-то определенное. 3. Воспитывать бережное отношение к результату своего труда. | Игровая ситуация, сюрпризный момент, практическая деятельность, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», влажный песок, бросовый и природный материал (палочки, колпачки, крышки, шишки, камушки) для выкладывания, фартуки по количеству детей. | ||
3. «Тяжелый - легкий» | 1. Познакомить со свойствами песка – влажность и вес. 2. Развивать тактильные ощущения при сравнении объектов по влажности и весу, умение устанавливать простейшие связи и зависимости. 3.Воспитывать интерес к познавательным играм. | Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, практическая деятельность детей, вопросы к детям, поощрение. | Центр «Песок – вода», совочки, кувшин с водой, лейка, разные по размеру формочки, весы. фартуки по количеству детей. | ||
4. «Шли, шли – формочки нашли» | 1. Продолжать учить детей определять и называть цвет и форму формочек для песка. 2. Развивать умение ставить и достигать предметно-практические цели. 3. Воспитывать желание активно сотрудничать со сверстниками. | Сюрпризный момент, обследование объектов, игра – экспериментирование, вопросы детям, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, художественное слово, поощрение. | Сюрпризная коробка, центр «Песок – вода», сухой песок, кувшин с водой, лейка, формочки, совочки, фартуки по количеству детей, фигурное печенье в корзинке. | ||
Февраль: Преобразование, взаимодействие объектов неживой природы | 1. «Я пеку, пеку, пеку…» | 1. Продолжать учить детей делать постройки из сырого песка. 2.Развивать самостоятельность, умение называть выполняемые действия. 3.Воспитывать желание помочь игровому персонажу. | Введение игрового персонажа, вопросы к детям, практические действия детей, художественное слово, поощрение. | Центр «Песок – вода», влажный песок, формочки (круг, квадрат, треугольник), совочки, фартуки по количеству детей. | |
2. «Норки для мышки» | 1. Познакомить детей с новым способом создания построек из песка - выкапыванием. 2. Развивать любознательность, активность в процессе деятельности. 3. Воспитывать умение соблюдать правила поведения в процессе игр с песком. | Создание игровой ситуации, введение игрового персонажа, вопросы к детям, практические действия детей, художественное слово, поощрение. | Центр «Песок – вода», сухой песок, лейки с водой, совочки, игрушки – мышки, фартуки по количеству детей. | ||
3. «Заборчики» | 1.Познакомить детей со свойствами влажного песка – из него можно строить заборчик. 2. Развивать целенаправленность, умение принять задачу помочь игровому персонажу. 3. Воспитывать чувство радости от полученного результата. | Создание игровой ситуации, показ, вопросы к детям, практические действия детей, поощрение, индивидуальная помощь. | Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, лейка с водой, мелкие игрушки для обыгрывания, фартуки по количеству детей. | ||
4. «Гараж для машины» | 1.Продолжать учить детей строить заборчики из песка. 2. Развивать координацию движений, умение последовательно выполнять постройку. 3. Воспитывать потребность в речевом высказывании. | Создание игровой ситуации, показ, практические действия детей, поощрение, индивидуальная помощь. | Центр «Песок – вода», влажный песок, машинки, фартуки по количеству детей. | ||
Игры – экспериментирования с камнями «Дружные камешки» | |||||
Март: Ознакомление со свойствами камней | 1. «Вот какие камешки» | 1.Познакомить детей со свойствами камней (большие, маленькие, разноцветные). 2. Развивать умение обследовать объекты, используя знакомые перцептивные действия. 3. Воспитывать интерес и стремление экспериментировать с новыми объектами. | Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, практическая деятельность, вопросы, рассказ воспитателя. | Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера и цвета, фартуки по количеству детей. | |
2. «Гладкие и шершавые камешки» | 1. Познакомить детей со свойствами камней: отличаются по рельефу. 2. Развивать тактильные ощущения, умение устанавливать предметные характеристики объектов. 3. Воспитывать желание участвовать в играх-экспериментах, организованных взрослым. | Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, экспериментирование, вопросы, поощрение. | Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера, цвета и рельефа, фартуки по количеству детей. | ||
3. «Большой – маленький, тяжелый – легкий». | 1. Продолжать учить определять и различать свойства камней – размер и вес. 2. Развивать активность в процессе выполнения предметно-практических действий. 3. Воспитывать познавательный интерес. | Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, предметно-практическая деятельность, вопросы, рассказ воспитателя. | Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера и веса, весы, фартуки по количеству детей. | ||
4. «Сколько камешков?» | 1. Формировать умение различать количество камешков: много-один. 2. Развивать любознательность в процессе несложного экспериментирования. 3. Воспитывать радость от совместной со сверстниками деятельности. | Введение игрового персонажа, вопросы к детям, практические действия детей, художественное слово, поощрение. | Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера и веса, цветные мисочки, фартуки по количеству детей. | ||
Апрель: Овладение разнообразными практическими действиями с камнями | 1. «Достань камешек» | 1. Упражнять детей в вылавливании предметов с заданными свойствами разными способами. 2. Развивать умение соотносить предметы по цвету. 3.Воспитывать положительную самооценку. | Сюрпризный момент, рассказ воспитателя, вопросы к детям, игра-экспериментирование, поощрение. | Центр «Песок – вода», разноцветные камешки (4 цвета), черпачки, ситечки, ложки, цветные тарелочки (4 цвета), игрушки для обыгрывания, фартуки по количеству детей. | |
2. «Дорожка для зайчика» | 1. Учить детей выкладывать дорожки из камешков. 2. Развивать активность, мелкую моторику, координацию движений. 3. Воспитывать желание помочь игровому персонажу. | Создание игровой ситуации, введение игрового персонажа, практические действия детей, вопросы к детям, художественное слово, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – зайчики, разные по размеру камешки, фартуки по количеству детей. | ||
3. «Узкие и широкие дорожки» | 1. Упражнять детей в выкладывании разных по ширине дорожек из камешков. 2. Развивать активность, мелкую моторику, координацию движений. 3. Воспитывать желание помочь игровому персонажу. | Игровая ситуация, введение игрового персонажа, практические действия детей, вопросы к детям, художественное слово, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – зайчики и мишки, разные по размеру камешки, фартуки по количеству детей. | ||
4. «Цветочки на лугу» | 1. Упражнять детей в выкладывании цветочков из камешков. 2. Развивать активность в процессе выполнения предметно-практических действий. 3. Воспитывать радость от совместной со сверстниками деятельности. | Игровая ситуация, введение игрового персонажа, практические действия детей, вопросы к детям, художественное слово, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – пчелки. Разные по размеру и цвету камешки, фартуки по количеству детей. | ||
Май: Преобразование, взаимодействие объектов неживой природы | 1. «Секретики» | .1. Упражнять детей в отыскивании предмета в песке. 2. Развивать тактильные ощущения, умение устанавливать предметные характеристики объектов. 3. Воспитывать эмоциональный отклик на положительный результат в процессе игр – экспериментирований. | Игровая ситуация, введение игрового персонажа, самостоятельные практические действия детей, рассматривание объектов, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», сухой песок, мелкие игрушки. Разные по размеру и цвету камешки, фартуки по количеству детей. | |
2. «Пирожки для мишки и мышки» | 1.Упражнять детей в действиях с сырым песком разными способами. 2. Развивать творчество в использовании разных материалов. 3. Воспитывать чувство радости от полученного результата. | Игровая проблемная ситуация, введение игровых персонажей, самостоятельная работа с разными материалами, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – Мишка и Мышка. Игрушки для обыгрывания. Разные по размеру и цвету камешки, палочки, крышки, шарики, фартуки по количеству детей. | ||
3. «Веселый рыболов» | 1. Упражнять детей в вылавливании плавающих игрушек с помощью подручных материалов. 2. Развивать любознательность и активность. 3. Воспитывать интерес к играм – экспериментированиям с водой. | Игровая ситуация, введение игрового персонажа - Кота, самостоятельные практические действия детей, художественное слово, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. | Центр «Песок – вода», вода, плавающие игрушки – рыбки. Разные по размеру и цвету ложки, сачки, черпачки, ведерки, фартуки по количеству детей. | ||
4. «Море» | 1.Упражнять детей в действиях со знакомыми объектами. 2. Развивать любознательность и активность. 3. Воспитывать радость от совместной со сверстниками деятельности. | Игровая проблемная ситуация, самостоятельные практические действия детей, рассматривание объектов, вопросы к детям, поощрение. | Центр «Песок – вода», песок, вода, камни, ракушки, игрушки – рыбки, кораблики. Разные по размеру и цвету камешки, фартуки по количеству детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры с водой, песком, камнями, бросовым материалом».
Лето - самое благодатное время года. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения! Игра неразрывно связана с обучением. Чему можно учить детей на прогулке? Например, матема...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СРАВНЕНИЕ ПЕСКА, ГЛИНЫ, КАМНЕЙ»
Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяЦель: Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.Интеграция образовательных областей: «Познани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Приморского района Санкт-ПетербургКонспект непосредственно образовательной деятельност...
Конспект познавательного занятия «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»
Конспект познавательного занятия«Домик из песка и камней для черепашки Агашки»...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....
«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»
В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...
Перспективный план игр - экспериментирований с водой, песком и камнями
Перспективный план игр - экспериментирований с водой, песком и камнями...