«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» план по самообразованию 2014-2017
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 99 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Кадырова Фанзия Ильдусовна
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
(название темы)
2014
(Начало изучения темы)
2017
(Окончание изучения темы)
Казань
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Кадырова Фанзия Ильдусовна
Дата рождения 26 октября 1986 года
Стаж работы в должности 5лет
Образование (название учебного заведения и год окончания) среднее специальное, Казански й механико-технологический техникум пищевой промышленности, квалификация техник, по специальности «Технология молока и молочных продуктов», 2006г.
ПереподготовкаПриволжскиймежрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по программе «Дошкольное образование» (Педагогика и методика дошкольного образования) в объёме 680 часов, 2013г.
Курсы повышения квалификации Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволожский) федеральный университет» по программе «Современные подходы к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования», в объёме 64 часов, 2017г.
Содержание работы по самообразованию
Этапы | Деятельность воспитателя |
1 2014г. | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию.
|
2 2015г. | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) |
3 2016-2017гг.. | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) Подведение итогов самообразования |
Задачи:
– Способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре татарского народа, его духовным, материальным ценностям;
- Знакомство с народными играми татарской национальности;
- Разучивание фольклорных песен, танцев, игр татарского народа;
- Создать условия для ознакомления детей и родителей с национальными праздниками, формирования нравственных ценностей и духовных традиций татарского народа;
– Систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.
Основные вопросы для изучения:
- Изучение культурного наследия татарского народа, которое содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
- Отбор эффективных средств национальной культуры.
- Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Творческое сотрудничество по теме самообразования:
Музыкальный руководитель: Тухватуллина Алия Атласовна
Воспитатель по обучению татарскому языку: Галиева Альбина Габдулхановна
Деятельность педагога в области самообразования: Приобщение детей дошкольного возраста к национальной татарской культуре через народные игры.
Практический выход:
- Анкета для родителей: «Приобщение детей к татарской национальной культуре».
- ОД для педагогов ДОУ, района, слушателей курсов повышения квалификации;
- разработка конспектов ОД, развлечений, игр для детей.
Мероприятия, сроки проведения: Сезонные утренники, национальный праздник«Нэуруз», «Сомбелэбэйрэме».
Вывод по окончанию работы:
Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Условиями эффективной реализации приобщения дошкольников к истокам национальной культуры являются следующие:
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования
- целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
План работы на 2016г.
Тема | Цель | Содержание работы |
Моя семья Семейное дерево | Ознакомление с предметным миром. | История женской и мужской одежды. Быт и основное занятие татар. Формировать представление о себе, национальности родителей; Формировать представление о семье и своей принадлежности к ее членам; о значимости и красоте обычаев, праздников, семейных традиций. Воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям. |
Моя семья Семейное дерево | Ознакомление с предметным миром Сюжетно-ролевая игра | Национальный праздник с родителями.«Дом - начало всех начал: любви, добра, труда и света!» Экскурсия в мини музей. Мастерим печь. Знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка); учить отгадывать загадки о предметах быта; продолжать знакомство с профессиями (строитель, печник). Познакомить детей с жилищем татарского народа: дать представление о строительстве татарской избы; о профессии плотника, инструментах плотника. |
Устное народное творчество | Ознакомление с предметным миром Устное народное творчество | Вечер загадок и отгадок Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и семью. Вызвать интерес детей к театрализованной деятельности, создать условия для ее показа, учить выражать характер героев сказки; развивать речь детей. |
Коллективная лепка из соленого теста | Ознакомление с предметным миром | Коллективная лепка из соленого теста. Татарская подвижная игра. Продолжить развивать интерес к лепке из соленого теста, лепке национальных блюд; стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла; развивать творчество инициативу |
Декоративно-прикладное искусство | Ознакомление с предметным миром Декоративно-прикладное искусство | Музыкальный фольклор Разучивание колыбельной. Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус. Продолжить знакомство детей с элементами национальной культуры; поощрять детскую инициативу, самостоятельность, умение начатое дело доводить до конца. Формировать представление о колыбели, как о предмете русского народного быта. Продолжать знакомить детей с малыми устными фольклорными формами (колыбельные песни) Формировать эстетический вкус, интерес к устному народному творчеству; умение имитировать выразительные движения - укачивание куклы. Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры |
Декоративно-прикладное исусство Устное народное творчество | Ознакомление с предметным миром | Загадки об игрушках Минлебай Развлечение «Вечер подвижных игр». Закрепить и уточнить знания детей об игрушках; проявлять интерес к малым фольклорным жанрам; развивать память. Познакомить с татарскими народными играми; развивать в подвижных играх такие двигательные качества как ловкость, быстрота, общая выносливость. Закреплять использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию игры татар; развивать в подвижных двигательную активность; развивать интерес к народным играм. |
Музыкальной фольклор Музыкальный фольклор Совместная деятельность с родителями Устное народноое творчество | Ознакомление с предметным миром | Хороводная игра. Познакомить детей с татарским народным творчеством; расширить представление детей о природных явлениях, временах года; расширить словарный запас слов. Продолжить знакомство детей с татарским народным творчеством; развивать умение петь на родном языке; развивать артистические способности. |
Ознакомление с предметным миром | Рисование полотенца. Способствовать творческому применениюсформированных умений и навыков по декоративному искусству на предметах быта (полотенце); разнообразию используемых элементов национального орнамента. Познакомить с загадками татарского народа; формировать у детей интереса к живой и неживой природе; развивать и обогащение образной памяти, логического мышления, развивать такие качества, как благородство, сострадание, доброта Рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них. | |
Устное народное творчество Декоративно прикладное искусство | Самостоятельная деятельность. Татарская народная сказка «Глупый волк». Изготовление бус из глины. Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.).Продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности татарских сказок; побуждать рассказыванию о восприятии поступка сказочного героя,помогать понять скрытые мотивы поведения. Приобщать детей к декоративной деятельности: показать способы рисования. |
План работы на 2017г.
Тема | Цель | Содержание работы |
Народные костюмы | Ознакомление с предметным миром. | Познакомить детей с историей народного костюма, его элементами, с особенностями внешнего вида татарского народного костюма; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к татарской народной культуре. Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей; расширять представление об истории татарского народа, учить описывать, делать элементарные умозаключения, вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну. |
Наша дружная семья | Ознакомление с предметным миром Сюжетно-ролевая игра | Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры (роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья). Продолжить знакомство детей с традициями татарского народа; развивать интерес к татарской музыке, поддерживать желание ее слушать; создать веселое настроение у детей и родителей. |
Устное народное творчество | Вечер загадок и отгадок. Познакомить основными признаками сказки; развивать стремление понять прочитанное, оценить действия и поступки героев сказки, придумать свои версии происходящего. Вызвать интерес детей к театрализованной деятельности, создать условия для ее показа, учить выражать характер героев сказки; развивать речь детей. | |
Коллективная лепка из соленого теста | Ознакомление с татарскими народными играми | Познакомить с татарскими народными играми; развивать умение соблюдать правила игры, развивать речь детей. Приобщать к устному народному творчеству, формировать запас литературных впечатлений; продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности сказок |
Декоративно-прикладное искусство | Ознакомление с предметным миром, декоративно-прикладным искусством | Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры. |
Декоративно-прикладное искусство | Ознакомление с предметным миром | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. |
Музыкальный фольклор. Совместная деятельность с родителями. Устное народное творчество | Ознакомление с предметным миром | Представить дошкольникам особенности народных праздников; воспроизвести яркие обрядовые моменты праздника; воспитывать гуманизм, человеческое достоинство, гражданскую позицию. Вызвать удетей интерес к небольшим фольклорным произведениям: закличкам; развивать интерес к татарскому языку; заложить основы правильного звукопроизношения. |
Ознакомление с предметным миром | Продолжать знакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа. Развивать интерес к национальному быту и культуре татарского народа. Воспитывать толератность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...
План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...
план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...
План по самообразованию по теме: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
В плане представлены мероприятия на год по данной теме....
план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"
план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...