Осень и А. С. Пушкин
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №3 "Светлячок"
Развлечение
Осень и А.С. Пушкин
Музыкальный руководитель:
Журавлева Н.Л.
Мальчики одеты в гусарские костюмы, девочки в бальные платья.
В зале стоят детские диваны и кресла, столики, на которых расположены веера, подсвечники со свечами, книги. У центральной стены стоит выставка книг по сказкам Пушкина А.С. его портрет.
Звучит вальс. Мальчики проводят девочек на места.
Ведущий: Сегодня мы собрались поговорить о замечательном русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Солнцем русской поэзии называют его. Великий русский поэт родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый -певучий, говорила она окая. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково мамушкой. А вы, дети , помните, как ее звали-величали.
Дети: Арина Родионовна.
Ведущий: Хотите познакомиться с Ариной Родионовной и услышать ее сказки? Тогда давайте позовем ее в гости.
Девочка и мальчик, выбранные заранее, идут в коридор и выводят Арину Родионовну. Воспитатель в старинном костюме: душегрея, длинной широкой юбке, чепце. Она усаживает этих детей возле маленького стола, кланяется всем собравшимся и начинает рассказ.
Арина Родионовна: Здравствуйте детушки мои разлюбезные. Живете вы недалеко от большого красивого города, от Москвы. Расскажу я вам о Москве стародавней, о тех временах, когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким дитятей. Жили тогда Пушкины в Немецкой слободе. А почему слобода так называлась, знаете?
Дети: Нет.
Арина Родионовна: А вот почему. В слободе той издавна селились чужестранцы: германцы, французы, англичане. По-русски они совсем плохо говорили. Что у них не спросишь, они в ответ глазами хлоп да хлоп, лепечут бог знает что. В старину всех иностранцев называли немцами. Поэтому слободу прозвали –Немецкою. Улица, на которой стоял дом, гвардии майора Пушкина, тоже был немецкой. По ней ездили на лошадях: богатые люди – в каретах, а бедные на телегах. Была я недавно на этой самой улице. От прежнего ее вида и следа не осталось. Хотела улицу перейти, да куда там! Так они и снуют, ездят туда, сюда, как называются –то, забыла!
Дети: Трамваи, автобусы, автомобили.
Арина Родионовна: Дыму, шуму от них,- ну прямо беда!
А в старые времена Москва совсем другая была. Улочки тихие, и куда не взглянешь, сады да огороды. Поведу, бывало, Александра Сергеевича в сад князя Юсупова, да о каждом деревце, о каждой птичке ему рассказываю, радуюсь вместе с ним, какая кругом красота: в тенистых аллеях старинные статуи стоят, фонтаны журчат.
Помню, веду я его как-то по улице, а дворовые мальчишки из ворот выскочили, и давай кричать: «Арапчонок идет!» Ох, я им пострелятам! А мой Александр Сергеевич нисколько не обиделся. Даже напротив, улыбался в ответ.
И правду скажу, лицом он был смугловатым, волосы кучерявые светлые, а глаза большие карие.
Очень он был похож на свою матушку Надежду Осиповну. Отец Александра Сергеевича Сергей Львович любил свою жену за необычную красоту, ум, дарил ей подарки, часто бывал с нею на балах. Говорили они между собой только по - французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли.
А все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказки сказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить.
Ведущий: Нянюшка, расскажите сказку!
Арина Родионовна: Сказку рассказать! Ну что же, слушайте!
Арина Родионовна: Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой. А вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. А царица, тем временем, разрешилась чудесным мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц. Послали известить о том царя: мачеха задержала гонца на дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в ком написала, что царица разрешилась. Не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда для законного решенья. Мачеха опять подменила письмо и написала повеление, чтобы царицу с сыном посадить в бочку и бросить в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в засмоляной бочке.
Звучит фрагмент «Море»
из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Выходит мальчик и начинает читать стихи.
Мальчик: День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна, моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли-
Не губи ты нашу душу
Выплесни ты нас на сушу!»
Звучит фрагмент «Море»
из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Девочка: И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мальчик: Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Поднатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать!»-молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Арина Родионовна: Обручи лопнули, и они вышли на землю. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город. И стали они жить в нем да поживать.
Звучит фрагмент «Город леденец»
из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Арина Родионовна: Много чудес было в том городе. Помните стихи про белку?
Дети: (хором) Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Зажигается свет в зале. Свечу гасят.
Звучит песенка Белки на р.н.м. «Во саду ли в огороде»
из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Арина Родионовна: Ай да белка! Чудо, да и только! А что за песню она поет, знаете?
Дети: Русскую народную песню «Во саду ли в огороде».
Оркестр детей исполняет р. н. п. «Во саду ли в огороде».
Арина Родионовна: Спасибо вам за музыку! Любо слушать.
А все ли чудеса из этой сказки вы вспомнили?
Дети называют чудеса, которые происходят в сказке.
Арина Родионовна: Ой, да вы сказку то мою хорошо знаете. Мне и рассказывать тут нечего. Да и пора мне. В следующий раз другую сказку расскажу. До свидания.
Арина Родионовна уходит.
Ведущий: У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом…
Этими словам Александр Сергеевич Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни: «Некоторый царь задумал жениться»; «Поискал работника», «Царевна заблудилась в лесу» и др. На основе их он создал свои сказки. Которые вы знаете. Назовите их.
Дети называют знакомые сказки А.С. Пушкина.
Ведущий: Удивительные сказки писал А.С. Пушкин: добрые, веселые. А сколько еще стихов, поэм и повестей им создано. И все они наполнены красотой и вдохновением. Особый подъем творческих сил поэт испытывал с наступлением своего любимого времени года.
Звучит «Осенняя песнь» Чайковского (фрагмент)
Ведущий: Вы догадались, какое это время года?
Дети: Осень!
1 ребенок: Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
2 ребенок: В их сенях ветра шум и свежее дыханье,-
И мглой тенистою покрыты небеса
И редкий солнца луч и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущий: Стихи Пушкина звучат как прекрасная музыка. Давайте споем песню об осени.
Исполняется песня «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл.Е Авдиенко
Ведущий: Давайте еще послушаем стихи об осени.
Выходят четверо детей
1 ребенок: Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
2 ребенок: Его почуя, конь дорожный,
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
3 ребенок: На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
4 ребенок: В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Выходит один ребенок
1 ребенок: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась
Ложится на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий: И Пушкин вспоминает о перелетных птицах в своих стихах. Давайте и мы споем про скворушку.
Исполняется песня «Скворушка прощается»
музыка Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен
Ведущий: Русь всегда славилась замечательными поэтами, но все эти поэты преклонялись перед творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Например, Сергей Есенин. Предлагаю вам послушать замечательные стихи Сергея Есенина положенные на музыку.
Романс «Отговорила роща золотая»
муз. Пономаренко (исполняют взрослые)
Ведущий: Ну, вот и подходит к концу и наш вечер.
Прозвучали стихи Александра Сергеевича Пушкина – великого поэта, которого знают и любят всем мире.
Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".
Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира), чтение художественно...
" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).
Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта....
Музыкально -литературная композиция "Пушкин и Осень"
Музыкально - литературная композиция "Пушкин и Осень." Сценарий подготовлен для детей подготовительной к школе группы. Использованы песни, танцы, игры, не требующие особой подготовки, дост...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И РИСОВАНИЕ» «ЗНАКОМСТВО С ОТРЫВКОМ ИЗ ПОЭМЫ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»
Разработка интегрированного занятия «Культура речи и рисование» предназначено для детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Занятие на...
Конспект НОД "Образ осени в поэзии Пушкина"
Цели занятия:Создать у детей поэтический образ осени посредством искусства (живопись, поэзия);Воспитывать любовь к природе;Учить чувствовать красоту поэзии;Развивать умение выражать свои чувства и эмо...
Поговорим об осени. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Она бывает очень разная. Для кого-то осень - унылая пора, с моросящими дождями, грустная, тоскливая. Для многих осень — это возможность пойти в лес за грибами, прошуршать листьями...