Контрольная работа по психологии
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
План
1. Самосознание и самооценка.
2. Вклад Д. Б. Эльконина в развитие возрастной психологии.
3. Способы психологической адаптации ребенка к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная контрольная работа актуальна для воспитателей, психологов, студентов. | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский педагогический колледж»
Контрольная работа
МДК 02.04 Психология
Студент Арефьева В. Ф.
Группа 21
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Преподаватель Кныш Е. Г.
|
Дата регистрации работы
в учебной части:
Курган 2017
План
- Самосознание и самооценка.
- Вклад Д. Б. Эльконина в развитие возрастной психологии.
- Способы психологической адаптации ребенка к детскому саду.
- Самосознание и самооценка.
Самосознание
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе, складывается в мысленный образ Я.
Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самоооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, формировать образ Я и того, что окружает личность (образ «не Я»). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущение, самовосприятие) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия). Самосознание определяет все поведение человека.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития личности. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются не только все его стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, происходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Лишь в процессе образования этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова. Осознать себя – это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего, как трудящегося, как семьянина, как отца, воспитателя, как часть коллектива.
Самосознание – это сложная психологическая структура, как считает В. С. Мерлин, включающая в себя в качестве особых компонентов:
- Во-первых, осознание своей тождественности.
- Во-вторых, осознание своего собственного Я, как активного деятельного начала.
- В третьих, осознание своих психических свойств и качеств.
- В четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.
Самосознание является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделить себя в этом мире, познать свой внутренний мир: переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться собой.
Уровни развития самосознания:
1 уровень – самочувствие;
2 уровень – связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу;
3 уровень – самый высокий – возникновение сознания Я как совершенства особого образования, похожего на других людей, могущих совершать свободные поступки и нести за них ответственность.
В структуру самосознания входят три компонента:
- Когнитивный – познавательный – это знание о себе самом, складывающееся в определенный образ Я. Образ Я включает три составляющих, одна из которых может преобладать:
- Реальное;
- Идеальное – каким должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать нормам (под влиянием литературы, кино);
- Фантастическое Я - каким человек желал бы стать, если бы это оказалось возможным.
- Оценочный или самоотношение – это отношение к тому, что человек знает о себе, то есть оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.
- Поведенческий или самореализация. Человек строит свое поведение, опираясь на знание о себе, отношение к себе. В зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному.
Самосознание – есть сознание, направленное на самого себя; это сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Эта специфика определяется тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект) и сознание, которое познается (объект).
Сущность и содержание самосознания и образа Я
- Самосознание и образ Я
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное.
- Образ Я в подростковом и юношеском возрасте - усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими.
- Образ Я - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
Образ Я включает в себя 3 компонента:
- Образ Я - представление о себе;
- Самооценка;
- Потенциальную поведенческую реакцию.
Самооценка
Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Самооценка – это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов, одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
Способность к самооценке формируется в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявление своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому во время самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не от своего имени, а как бы от лица других, можно сказать: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве собственного поведения, то есть собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб.
Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей; такие качества личности, как неуверенность, сдержанность, общительность и замкнутость, напрямую зависит от самооценки.
Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. Каких результатов сможет достичь ребенок, напрямую зависит от самооценки.
Самооценка начинает формироваться в самом раннем детстве, поэтому для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Чтобы сформировать положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
В одной и той же ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя по-разному, предпримут разные действия, по-разному будут действовать на развитие событий.
Заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ставят перед собой более низкие цели, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком придирчивы к себе, они очень ранимы и все это приводит к комплексу неполноценности. У людей с заниженной самооценкой могут проявляться такие характеристики:
- сверхчувствительность к критике, сопровождаемая возмущением и обидой на критику и чувством, что на него нападают;
- хроническая неуверенность и чрезмерная боязнь допустить ошибку на виду людей, особенно, если среди них есть его друзья, он будет бояться потерять их;
- идеализм;
- невротическое чувство вины, возникшее из-за неправильного восприятия прошлых ошибок;
- страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чем то попросит;
- пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение;
- постоянная враждебность;
- отношение к временным неудачам, как к постоянным и недопустимым и т.д.
Если дать человеку с низкой самооценкой отрицательную связь, велика вероятность, что он воспримет ее близко к сердцу и будет сокрушен ею, ему кажется, что уровень любви окружающих к нему будет возрастать по мере его успехов, а в случае неудачи, окружающие попросту отвернутся от него.
Причиной такой самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека рождать чувство неполноценности, а оно формирует основу для низкой самооценки.
Как повысить самооценку?
Психологи советуют начать концентрироваться на своих достоинствах и задавать себе вопрос: «Почему я достойна большего?» Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают, необходимо следить за собой, своим внешним видом, одеваться так, чтобы чувствовать себя комфортно, уверенно среди других людей. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное – не сдаваться и верить, что все получится и все будет хорошо.
Что приводит к завышенной самооценке?
В первую очередь – это неправильное воспитание, когда родители во всем потакают, ни в чем не ограничивают, готовы выполнить по первой просьбе его желание, у него формируется мнение, что самый главный человек в мире – он, и все должны его боготворить и поклоняться ему.
Как адекватно оценивать себя?
Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее, необходимо приложить нереальные усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно.
Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению, такой человек более энергичен, активен, оптимистичен.
Формирование и развитие позитивной самооценки – это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, позволяя же негативным схемам доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов.
2. Вклад Д. Б. Эльконина в развитие возрастной психологии.
Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 г. в Полтавской губернии, там окончил гимназию, поступил в Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена.
Сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики.
Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.
Д. Б. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, он показал фундаментальную роль непосредственно эмоционального общения младенца с взрослыми в присвоении им самой потребности человеческого общения, общей ориентации в мире. Исследуя содержание и строение предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника, он обнаружил и описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих предметно-двигательных и познавательных способностей: воображения, мышления, речи, символической функции, ориентации в общих смыслах человеческих отношений. Присвоение ребенком богатств человеческой культуры посредством его целенаправленного обучения и воспитания появляется довольно поздно.
По мнению Д. Б. Эльконина все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Характеризуя соотношение обучения и развития ребенка, Д. Б. Эльконин писал: «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта, деятельность самого ребенка». При экспериментальном изучении этого вопроса он опирался на идею Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что «развитие из обучения» является основным фактом педагогической деятельности. Его понимание развития ребенка позволяет сформулировать свое их решение, которое выглядит следующим образом:
а) условия (развития) — рост и созревание организма;
б) источники — среда, идеальные формы, т. е. то, к чему развитие должно прийти в конце;
в) форма — усвоение;
г) движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия;
д) детское развитие подчиняется не биологическим и общественно-историческим законам, то есть происходит благодаря усвоению исторически выработанных форм и способов деятельности.
Теория психического развития ребенка, созданная Д. Б. Элькониным, во-первых, существенно конкретизировала и уточнила общее его понимание, сложившееся в трудах Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, во-вторых, четко различила и охарактеризовала внешние условия, источники, форму и движущие силы развития ребенка, в-третьих, обобщила достаточно большой фактический материал. Его теория позволяет преодолевать натуралистический подход к развитию ребенка.
В развитии детей Д. Б. Эльконин выделил ряд возрастных периодов, связав их с вполне определенными типами ведущей деятельности и соответствующими новообразованиями. Он описал все типы ведущей деятельности от рождения ребенка до 17 лет, показав при этом, что каждому стабильному возрасту ребенка предшествует определенный критический возраст, в котором происходит смена одной ведущей деятельности другой. Периодизацию психического развития см. в Приложении 1, кризисы развития человека см. в Приложении 2.
Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
1. Социальная ситуация развития или конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок с взрослыми в данный период;
2. Ведущая деятельность (существует несколько разных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);
3. Основные новообразования (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).
В своей работе «Психология игры» он пишет, что игра влияет на развитие психических процессов. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Проблемы детской ролевой игры Эльконин начал изучать в 1930 г. Прежде всего, он раскрывает содержание игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. «Содержание развернутой, развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми. Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок».
Структура и основные элементы игровой деятельности:
- сюжет (во что играют);
- содержание (как играют);
- роль;
- воображаемая ситуация;
- правила;
- игровые действия и операции;
- игровые отношения.
Д. Б. Эльконин описал модели развития игры:
1 ступень – предметная от 0 до 3 лет. Содержание – действие детей с предметами.
2 ступень – сюжетно-ролевая от 3 до 6 лет. Содержание – отражение социальных отношений людей.
3 ступень – игры с правилами 6 – 7 лет. Содержание – отражение отношений между людьми, подчиненных определенным правилам. Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка.
В своих работах Д. Б. Эльконин описал не только теории детского развития и детской игры, но и методики обучения детей чтению. Он опубликовал много статей, посвященных проблемам детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка, много работ посвящено проблемам обучения и общения детей, социализации личности ребенка, понятию ответственности, мышления и восприятия.
Список трудов Эльконина Д. Б.:
- Мышление младшего дошкольника;
- Детская психология;
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников;
- Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения;
- Возрастные возможности усвоения знаний;
- Как учить детей читать;
- Букварь – учебник русского языка для мансийской начальной школы.
Чтобы оценить подлинный вклад в современную психологию развития необходимо ознакомиться с его экспериментальными и теоретическими исследованиями.
Система Д. Б. Эльконина существует более 50 лет, проверена временем. С 1995-1996 учебного года система начального образования признана государственной системой начального обучения. Созданная отечественными учеными она вошла в практику школ России, Украины, Белоруссии, Казахстана.
3. Способы психологической адаптации ребенка к детскому саду.
Адаптация – это привыкание к новой обстановке. Для детского сада является еще новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением. Чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа.
Инструкция для родителей по подготовке детей к посещению детского сада:
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, учите ребенка общаться со сверстниками.
- Максимально приближайте домашний режим к режиму детского сада, при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.
- О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ребенком, как о радостном событии.
- Постарайтесь поиграть в «разлуку».
- Не показывайте свой страх и опасения по поводу пребывания в детском саду.
- Придерживайтесь каких-либо выработанных правил (идти в детский сад с игрушкой, посидеть 5 минут обнявшись в раздевалке).
- Держите свое слово о времени пребывания ребенка в детском саду.
- По дороге в детский сад обсудите с ребенком, чем с ним будете заниматься вечером.
Факторы, влияющие на адаптацию: возраст, состояние здоровья, уровень развития, индивидуальные особенности, характеристика нервной системы, уровень тренированности адаптационных механизмов, умение общаться со взрослыми и детьми, приближенность домашнего режима к детскому саду.
Характерные особенности адаптационного периода:
- Эмоциональная напряженность, беспокойство, заторможенность.
- Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или наоборот отказывается от него, сторонится сверстников.
- Нарушается сон и аппетит.
- Меняется активность по отношению к предметному миру, интерес к игрушкам, окружающему миру снижается.
- Падает уровень речевой активности, сокращается словарь, новые слова усваиваются с трудом.
- Нарушается реактивность организма, что приводит к частым болезням.
Для того чтобы облегчить адаптацию у ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:
- Первое посещение детского сада должно быть ограниченно во времени (1-2 часа в течение недели), затем постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.
- Если ребенок не хочет расставаться с мамой, не стоит настаивать. Первые несколько дней маме лучше побыть вместе с малышом в группе, так он быстрее поймет, что обстановка для него не опасна.
- В первые две недели не оставляйте ребенка на сон час, даже если кажется, что адаптация идет нормально.
- Для облегчения адаптации психологи рекомендуют давать любимую игрушку или вещь из дома.
- Оставлять ребенка на целый день лишь тогда, когда малыш начнет хорошо спать в сон час.
Условия адаптации:
Физиологические | Психологические |
- изменение режима дня - необходимость игры - правильная посадка - организация правильного питания - развитие двигательной активности - воспитание самостоятельности и ответственности | - психологический климат в семье - самооценка ребенка - самоценность ребенка для родителей - формирование интереса ребенка к детскому саду - дружеское отношение с одногруппниками - не допускать физических воздействий - учет темперамента ребенка - моральная стимуляция |
Врачи и психологи различают 3 степени адаптации:
- Легкая адаптация – к 20 дню пребывания ребенка в детском саду нормализуется сон ребенка, аппетит. Малыш сам идет на контакт с взрослыми и детьми. Заболеваемость не более 1 раза сроком не более 10 дней без осложнений, бес без изменений.
- Средняя адаптация – поведенческие реакции прекращаются к 30 дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений.
- Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью проявлений.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме: в яслях 7-10 дней, в 3 года – 3 недели, старшем возрасте – 1 месяц.
Показатели окончания адаптационного периода:
- бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
- уравновешенное настроение в течение дня;
- желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
- спокойный дневной сон в группе;
- спокойный ночной сон;
- если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.
- Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977 (сознание и его развитие :377 - 403).
- Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина. // Вопросы психологии. - 1988. - №3.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.—М.:Педагогика,1991.
- Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001.
- Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1975.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., АРКТИ, 2004.
- Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). . —— М.: Тривола, 1994.
- Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1957.
- Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка ребёнка к школе" контрольная работа
Психолого-педагогические аспекты личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Рассмотрены вопросы: подготовки ребёнка к школе в семье;Педагогическая помощь детского сада в подгот...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Контрольная работа по дисциплине психологии Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста»
Контрольная работапо дисциплине психологииТема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста» ПланВведение………………………………………………………………………...31. Понятие о мышлении……………………………...
Приложения к контрольной работе по психологии
1. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину.2. Периодизация психического развития Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Работа по детской и педагогической психологии.3....
Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели)....
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине ОП 01.«Педагогика»
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов заочной формы обучения по программе подготовке специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. «...