Контрольная работа по психологии
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Арефьева Вера Федоровна

План

1.     Самосознание и самооценка.

2.     Вклад Д. Б. Эльконина в развитие возрастной психологии.

3.     Способы психологической адаптации ребенка к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Контрольная работа

МДК 02.04                                               Психология

Студент                                                    Арефьева В. Ф.

Группа                                                      21

Специальность                                         44.02.01 «Дошкольное образование»

Преподаватель                                         Кныш Е. Г.

 

Дата регистрации работы                                

в учебной части:

   

Курган 2017

План

  1. Самосознание и самооценка.
  2. Вклад Д. Б. Эльконина в развитие возрастной психологии.
  3. Способы психологической адаптации ребенка к детскому саду.

  1. Самосознание и самооценка.

Самосознание

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе, складывается в мысленный образ Я.

Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самоооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, формировать образ Я и того, что окружает личность (образ «не Я»). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущение, самовосприятие) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия). Самосознание определяет все поведение человека.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития личности. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются не только все его стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, происходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Лишь в процессе образования  этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова. Осознать себя – это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего, как трудящегося, как семьянина, как отца, воспитателя, как часть коллектива.

Самосознание – это сложная психологическая структура, как считает В. С. Мерлин, включающая в себя в качестве особых компонентов:

  • Во-первых, осознание своей тождественности.
  • Во-вторых, осознание своего собственного Я, как активного деятельного начала.
  • В третьих, осознание своих психических свойств и качеств.
  • В четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.

Самосознание является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделить себя в этом мире, познать свой внутренний мир: переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться собой.

Уровни развития самосознания:

1 уровень – самочувствие;

2 уровень – связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу;

3 уровень – самый высокий – возникновение сознания Я как совершенства особого образования, похожего на других людей, могущих совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

В структуру самосознания входят три компонента:

  1. Когнитивный – познавательный – это знание о себе самом, складывающееся в определенный образ Я. Образ Я включает три составляющих, одна из которых может преобладать:
  1. Реальное;
  2. Идеальное – каким должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать нормам (под влиянием литературы, кино);
  3. Фантастическое Я - каким человек желал бы стать, если бы это оказалось возможным.
  1. Оценочный или самоотношение – это отношение к тому, что человек знает о себе, то есть оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.
  2. Поведенческий или самореализация. Человек строит свое поведение, опираясь на знание о себе, отношение к себе. В зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному.

Самосознание – есть сознание, направленное на самого себя; это сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Эта специфика определяется тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект) и сознание, которое познается (объект).

Сущность и содержание самосознания и образа Я

  1. Самосознание и образ Я

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. 

  1. Образ Я в подростковом и юношеском возрасте - усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими.
  2. Образ Я - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.

 Образ Я включает в себя 3 компонента:

  1. Образ Я - представление о себе;
  2. Самооценка;
  3. Потенциальную поведенческую реакцию.

Самооценка

Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Самооценка – это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов, одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

Способность к самооценке формируется в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявление своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому во время самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не от своего имени, а как бы от лица других, можно сказать: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве собственного поведения, то есть собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей; такие качества личности, как неуверенность, сдержанность, общительность и замкнутость, напрямую зависит от самооценки.

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. Каких результатов сможет достичь ребенок, напрямую зависит от самооценки.

Самооценка начинает формироваться в самом раннем детстве, поэтому для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Чтобы сформировать положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

В одной и той же ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя по-разному, предпримут разные действия, по-разному будут действовать на развитие событий.

Заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ставят перед собой более низкие цели, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком придирчивы к себе, они очень ранимы и все это приводит к комплексу неполноценности. У людей с заниженной самооценкой могут проявляться такие характеристики:

- сверхчувствительность к критике, сопровождаемая возмущением и обидой на критику и чувством, что на него нападают;

- хроническая неуверенность и чрезмерная боязнь допустить ошибку на виду людей, особенно, если среди них есть его друзья, он будет бояться потерять их;

- идеализм;

- невротическое чувство вины, возникшее из-за неправильного восприятия прошлых ошибок;

- страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чем то попросит;

- пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение;

- постоянная враждебность;

- отношение к временным неудачам, как к постоянным и недопустимым и т.д.

Если дать человеку с низкой самооценкой отрицательную связь, велика вероятность, что он воспримет ее близко к сердцу и будет сокрушен ею, ему кажется, что уровень любви окружающих к нему будет возрастать по мере его успехов, а в случае неудачи, окружающие попросту отвернутся от него.

Причиной такой самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека рождать чувство неполноценности, а оно формирует основу для низкой самооценки.

Как повысить самооценку?

Психологи советуют начать концентрироваться на своих достоинствах и задавать себе вопрос: «Почему я достойна большего?» Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают, необходимо следить за собой, своим внешним видом, одеваться так, чтобы чувствовать себя комфортно, уверенно среди других людей. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное – не сдаваться и верить, что все получится и все будет хорошо.

Что приводит к завышенной самооценке?

В первую очередь – это неправильное воспитание, когда родители во всем потакают, ни в чем не ограничивают, готовы выполнить по первой просьбе его желание, у него формируется мнение, что самый главный человек в мире – он, и все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как адекватно оценивать себя?

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее, необходимо приложить нереальные усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно.

Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению, такой человек более энергичен, активен, оптимистичен.

Формирование и развитие позитивной самооценки – это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, позволяя же негативным схемам доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов.

2. Вклад Д. Б. Эльконина в развитие возрастной психологии.

Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 г. в Полтавской губернии, там окончил гимназию, поступил в Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена.

Сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики.

Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Д. Б. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, он показал фундаментальную роль непосредственно эмоционального общения младенца с взрослыми в присвоении им самой потребности человеческого общения, общей ориентации в мире. Исследуя содержание и строение предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника, он обнаружил и описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих предметно-двигательных и познавательных способностей: воображения, мышления, речи, символической функции, ориентации в общих смыслах человеческих отношений. Присвоение ребенком богатств человеческой культуры посредством его целенаправленного обучения и воспитания появляется довольно поздно.

По мнению Д. Б. Эльконина все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Характеризуя соотношение обучения и развития ребенка, Д. Б. Эльконин писал: «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта, деятельность самого ребенка». При экспериментальном изучении этого вопроса он опирался на идею Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что «развитие из обучения» является основным фактом педагогической деятельности. Его понимание развития ребенка позволяет сформулировать свое их решение, которое выглядит следующим образом:

 а) условия (развития) — рост и созревание организма;

б) источники — среда, идеальные формы, т. е. то, к чему развитие должно прийти в конце;

в) форма — усвоение;

г) движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия;

д) детское развитие подчиняется не биологическим и общественно-историческим законам, то есть происходит благодаря усвоению исторически выработанных форм и способов деятельности.

Теория психического развития ребенка, созданная Д. Б. Элькониным, во-первых, существенно конкретизировала и уточнила общее его понимание, сложившееся в трудах Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, во-вторых, четко различила и охарактеризовала внешние условия, источники, форму и движущие силы развития ребенка, в-третьих, обобщила достаточно большой фактический материал. Его теория позволяет преодолевать натуралистический подход к развитию ребенка.

В развитии детей Д. Б. Эльконин выделил ряд возрастных периодов, связав их с вполне определенными типами ведущей деятельности и соответствующими новообразованиями. Он описал все типы ведущей деятельности от рождения ребенка до 17 лет, показав при этом, что каждому стабильному возрасту ребенка предшествует определенный критический возраст, в котором происходит смена одной ведущей деятельности другой. Периодизацию психического развития см. в Приложении 1, кризисы развития человека см. в Приложении 2.

Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

1. Социальная ситуация развития или конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок с взрослыми в данный период;

2. Ведущая деятельность (существует несколько разных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3. Основные новообразования (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).

В своей работе «Психология игры» он пишет, что игра влияет на развитие психических процессов. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Проблемы детской ролевой игры Эльконин начал изучать в 1930 г. Прежде всего, он раскрывает содержание игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. «Содержание развернутой, развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми. Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок».

Структура и основные элементы игровой деятельности:

  1. сюжет (во что играют);
  2. содержание (как играют);
  3. роль;
  4. воображаемая ситуация;
  5. правила;
  6. игровые действия и операции;
  7. игровые отношения.

Д. Б. Эльконин описал модели развития игры:

1 ступень – предметная от 0 до 3 лет. Содержание – действие детей с предметами.

2 ступень – сюжетно-ролевая от 3 до 6 лет. Содержание – отражение социальных отношений людей.

3 ступень – игры с правилами 6 – 7 лет. Содержание – отражение отношений между людьми, подчиненных определенным правилам. Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка.

В своих работах Д. Б. Эльконин описал не только теории детского развития и детской игры, но и методики обучения детей чтению. Он опубликовал много статей, посвященных проблемам детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка, много работ посвящено проблемам обучения и общения детей, социализации личности ребенка, понятию ответственности, мышления и восприятия.

Список трудов Эльконина Д. Б.:

- Мышление младшего дошкольника;

- Детская психология;

- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников;

- Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения;

- Возрастные возможности усвоения знаний;

- Как учить детей читать;

- Букварь – учебник русского языка для мансийской начальной школы.

Чтобы оценить подлинный вклад в современную психологию развития необходимо ознакомиться с его экспериментальными и теоретическими исследованиями.

Система Д. Б. Эльконина существует более 50 лет, проверена временем. С 1995-1996 учебного года система начального образования признана государственной системой начального обучения. Созданная отечественными учеными она вошла в практику школ России, Украины, Белоруссии, Казахстана.

3. Способы психологической адаптации ребенка к детскому саду.

Адаптация – это привыкание к новой обстановке. Для детского сада является еще новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением. Чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа.

Инструкция для родителей по подготовке детей к посещению детского сада:

- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, учите ребенка общаться со сверстниками.

- Максимально приближайте домашний режим к режиму детского сада, при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.

- О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ребенком, как о радостном событии.

- Постарайтесь поиграть в «разлуку».

- Не показывайте свой страх и опасения по поводу пребывания в детском саду.

- Придерживайтесь каких-либо выработанных правил (идти в детский сад с игрушкой, посидеть 5 минут обнявшись в раздевалке).

- Держите свое слово о времени пребывания ребенка в детском саду.

- По дороге в детский сад обсудите с ребенком, чем с ним будете заниматься вечером.

Факторы, влияющие на адаптацию: возраст, состояние здоровья, уровень развития, индивидуальные особенности, характеристика нервной системы, уровень тренированности адаптационных механизмов, умение общаться со взрослыми и детьми, приближенность домашнего режима к детскому саду.

Характерные особенности адаптационного периода:

  1. Эмоциональная напряженность, беспокойство, заторможенность.
  2. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или наоборот отказывается от него, сторонится сверстников.
  3. Нарушается сон и аппетит.
  4. Меняется активность по отношению к предметному миру, интерес к игрушкам, окружающему миру снижается.
  5. Падает уровень речевой активности, сокращается словарь, новые слова усваиваются с трудом.
  6. Нарушается реактивность организма, что приводит к частым болезням.

Для того чтобы облегчить адаптацию у ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Первое посещение детского сада должно быть ограниченно во времени (1-2 часа в течение недели), затем постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.
  2. Если ребенок не хочет расставаться с мамой, не стоит настаивать. Первые несколько дней маме лучше побыть вместе с малышом в группе, так он быстрее поймет, что обстановка для него не опасна.
  3. В первые две недели не оставляйте ребенка на сон час, даже если кажется, что адаптация идет нормально.
  4. Для облегчения адаптации психологи рекомендуют давать любимую игрушку или вещь из дома.
  5. Оставлять ребенка на целый день лишь тогда, когда малыш начнет хорошо спать в сон час.

Условия адаптации:

Физиологические

Психологические

- изменение режима дня

- необходимость игры

- правильная посадка

- организация правильного питания

- развитие двигательной активности

- воспитание самостоятельности и ответственности

- психологический климат в семье

- самооценка ребенка

- самоценность ребенка для родителей

- формирование интереса ребенка к детскому саду

- дружеское отношение с одногруппниками

- не допускать физических воздействий

- учет темперамента ребенка

- моральная стимуляция

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации:

  1. Легкая адаптация – к 20 дню пребывания ребенка в детском саду нормализуется сон ребенка, аппетит. Малыш сам идет на контакт с взрослыми и детьми. Заболеваемость не более 1 раза сроком не более 10 дней без осложнений, бес без изменений.
  2. Средняя адаптация – поведенческие реакции прекращаются к 30 дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений.
  3. Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью проявлений.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме: в яслях 7-10 дней, в 3 года – 3 недели, старшем возрасте – 1 месяц.

Показатели окончания адаптационного периода:

- бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

- уравновешенное настроение в течение дня;

- желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

- спокойный дневной сон в группе;

- спокойный ночной сон;

- если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.
  3. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977 (сознание и его развитие :377 - 403).
  4. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина. // Вопросы психологии. - 1988. - №3.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.—М.:Педагогика,1991.
  6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001.
  7. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003.
  8. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1975. 
  10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  11. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., АРКТИ, 2004.
  12. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  13. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). . —— М.: Тривола, 1994.
  14. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1957.
  15. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка ребёнка к школе" контрольная работа

Психолого-педагогические аспекты личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Рассмотрены вопросы: подготовки ребёнка к школе в семье;Педагогическая помощь детского сада в подгот...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Контрольная работа по дисциплине психологии Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста»

Контрольная работапо дисциплине психологииТема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста» ПланВведение………………………………………………………………………...31. Понятие о мышлении……………………………...

Приложения к контрольной работе по психологии

1. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину.2. Периодизация психического развития Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Работа по детской и педагогической психологии.3....

Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду

Воспитательная функция литературы осуществляется  особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели)....

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине ОП 01.«Педагогика»

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов заочной формы обучения по программе подготовке специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. «...