Гендерное воспитание в ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше- уже с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_v_dou.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание в ДОУ.
Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочке обрезали ножницами над веретеном или гребенкой, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. А пуповину мальчика обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Как же сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или в искусстве, но и станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они ещё с детства поняли и приняли свои роли?
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Что же делать? Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.
А полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретёт все необходимые качества женственности, было бы серьёзным заблуждением, что эти качества возникают сами по себе.
Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше- уже с дошкольного возраста.
Интегрированное занятие
«Волшебный цветок дружбы»
Цель:
Выявить и закрепить понятия ребёнка о себе как о представителе определённого пола.
Формировать представление о своём «я» и позитивное отношение к нему.
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку.
Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего
и противоположного пола.
Материал: муз.сопровождения: муз. Б.Окуджавы, «Комплименты».
Песня «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки …».
Песня о дружбе.
Ширма – выставка разграничена на зоны по цветовому спектру для мальчиков и девочек (голубая и розовая).
Цветок «Дружбы» со съёмными листьями, живой цветок.
Куклы Миша и Маша.
Сердце – игрушка.
Фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия:
На ковре стоят напротив друг друга полукругом стулья девочек и мальчиков. Звучит музыка «Из чего же, из чего же……? Входят мальчики – девочки (под сопровождение песни).
Воспитатель. Девочки и мальчики, я приглашаю встать в круг и подарить друг другу хорошее настроение, при этом назвать своё имя и подарить улыбку друг другу.
(Дети стоят в кругу, называют своё имя по кругу друг другу, улыбаются).
Воспитатель. Что вы сейчас называли?
Дети. Имена.
Воспитатель. У вас у всех одинаковые имена?
Дети. Нет – имена мальчиков и девочек!
Воспитатель. А теперь «ушки на макушки». Я назову слова, а вы назовёте лишнее слово.
Воспитатель называет имена детей – 5 имён девочек и одно мальчика – дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор. Затем называет 5 имён отчества женщин и одно имя отчество мужчины – дети объясняют свой выбор.
Воспитатель предлагает присесть детям. Раздается стук в дверь – оба воспитателя идут к двери, берут кукол на руку, возвращаются к детям , обращаясь к ним:
- Здравствуйте, девочки и мальчики! Меня зовут Миша, а меня Маша! А вас как зовут? Давайте познакомимся! Вы сейчас все вместе назовёте каждый своё имя !
(Дети хором, вместе называют каждый своё имя).
Куклы. Очень приятно! Вот и познакомились! А вы хотите узнать, как мы познакомились?
(Дети соглашаются).
Миша. Я увидел Машу на прогулке и подошел к ней познакомиться, потому что она из всех девочек была самая добрая и аккуратная.
Маша. А мне Миша понравился, потому что он очень воспитанный мальчик. Так мы и подружились. А к вам мы пришли в детский сад, чтобы узнать, что вы думаете, друг о друге и как вы умеете дружить. Мы принесли «цветок дружбы», который поможет вам выразить свои чувства друг другу. Давайте, встанем в круг, и будем передавать этот волшебный цветок и называть комплименты друг другу.
(Звучит музыка тихо, фоном «Комплименты» Б.Окуджавы, дети передают живой цветок по кругу и говорят комплименты, например: «Ты, сегодня хорошо выглядишь!», «У тебя красивая улыбка!» и т.д.)
Куклы. Девочки и мальчики, вы очень нас порадовали – вы показали, что вы добрые и внимательные друг к другу.
(Садятся, кукла Миша берёт цветок со съемными лепестками и обращается к детям).
- А вот девочек и мальчиков из другой группы рассорила злая колдунья и их «Цветок дружбы» рассыпался. Что делать, не знаем?
(Предложение детей – собрать их цветок).
Миша. Он соберётся если вы, взяв лепесток, назовёте хорошее качество девочки или мальчика (например: мужественный, сильный (мальчик); добрая, воспитанная (девочка)).
Дети собирают цветок.
- Спасибо вы нам очень помогли. Ребята будут очень рады. До свидания! (Уходят)
Воспитатель. (Берёт разнос с листочками. Обращается к детям):
- Мальчики и девочки! Возьмите по листочку и оторвите от него кусочек (дети берут и отрывают) ещё раз оторвите и ещё раз. Посмотрите на них. Они все одинаковые? (Нет).
- А мы с вами одинаковые?
Дети. Нет! (разные).
Воспитатель. Я предлагаю сейчас вам нарисовать себя. Вы можете нарисовать себя любым цветом, какое у вас сегодня настроение, как вы себя чувствуете.
(Дети идут к столам, мальчики несут девочкам стулья, потом садятся сами. Рисуют себя – мальчика и девочку. Когда рисунки готовы воспитатель обращается к детям).
Воспитатель. Девочки и мальчики, обратите ваше внимание на выставку и подумайте, где бы вы на ней (в каком месте выставки) вы бы расположили рисунок.
(Дети прикрепляют свой рисунок, ориентируясь по цвету и оформлению – розовая сторона с картинками девочек по канту, голубая сторона с картинками мальчиков по канту).
Воспитатель. Наши рисунки похожи друг на друга?
Дети. Нет.
Воспитатель. Чем они отличаются? (высказывания детей).
Воспитатель обобщает: Да мы с вами разные. Вы девочки, а вы мальчики!
Воспитатель. Я предлагаю встать в круг (показывает сердце-игрушку). Посмотрите, какое большое сердце. Как вы думаете, у какого человека может быть такое большое сердце? (доброго). Давайте мы сейчас друг другу подарим частичку добра, пожелаем друг другу что-нибудь доброе, приятное. (Дети передают сердце по кругу, называя приятное пожелание, например: желаю тебе быть доброй девочкой; желаю тебе быть мужественным (смелым), здоровой, красивой и т.д.).
Воспитатель. А вам, девочки и мальчики, я бы хотела пожелать вот такие красивые слова:
Ты расти, расти, расти,
Кашу ешь для скорости!
Но расти не только телом,
А умом, душой и делом!
Вместе с папой, вместе с мамой
Будешь ты счастливым самым!
В школе весело учись,
Никогда не горячись!
Желаю счастья - безмерного,
Друга - самого верного,
Зимы - самой снежной,
Любви - самой нежной,
Солнца лучистого
И неба чистого-чистого.
Во всем желаю удачи.
Пусть будет так, а не иначе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...