Новые подходы к художественно - эстетическому воспитанию детей в ДОУ
учебно-методический материал на тему
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podhody_k_hudozhestvenno_-_esteticheskomu_vospitaniyu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Новые подходы к художественно - эстетическому воспитанию
детей в ДОУ»
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. В современном обществе происходят социальные и экономические перемены.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.
наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Реализация цели осуществляется через решение задач:
организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой
∙ деятельности; развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка,
∙ аппликация, художественный труд); использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
∙ приобщение к традициям родного края;
∙ привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по
∙ художественно-эстетическому воспитанию. Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям: работа с педагогическими кадрами;∙ работа с детьми;
∙ взаимодействие с семьёй.
∙ Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического создание обстановки эмоционального благополучия;∙развития являются: создание и обновление предметно-развивающей среды;∙ творческий подход к содержанию образования;∙ вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми,∙ предоставляемых материалов; использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;∙ синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с∙ природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности; осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной,∙ игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья); взаимодействие с семьями воспитанников;∙ преемственность в работе с учреждениями культуры.∙ Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. «Мозаика – Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами: Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т.С. Комарова, А,В. Антонова, М.Б. Зацепина); «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О.Л.); «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.); «Ритмическая мозаика» (авт. А.И.Буренина).
В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности: «Умелец» - по изобразительной деятельности; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. Создан учебно-методический комплект: программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;∙ перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности∙ по всем группам; конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;∙ сделан подбор дидактических музыкальных игр;∙ библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.∙ Весь материал систематизирован. Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через: занятия по изобразительной деятельности,∙ занятия по музыкальному воспитанию,∙ театрализованную деятельность,∙ кружковую работу,∙ индивидуальную работу,∙ выставки детских работ, персональные выставки,∙ посещение театров,∙ праздники, концерты, спектакли.∙ Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды: каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены∙ театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера; открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности,∙ имеется костюмерная с театральным реквизитом;∙ готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения; в изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий∙ с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа; создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у∙ ребенка, побуждая его к действию; в старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы», где проводятся интегрированные∙ занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа; подобраны коллекции картин русских художников;∙ обширная медиатека;∙ аудио и видео-коллекция;∙ аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;∙ имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;∙ творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные∙ произведения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.
Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме педагогические советы – «Красота-это то, что создает человек» (проведён в форме деловой∙ игры «Педагогический пробег» (участники команд выполняли различные задания на станциях изобразительная, театральная, музыкальная, художественная); «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (форма проведения: интеллектуально- творческая игра, уточнялись и закреплялись знания педагогов о обычаях и традициях русского народа в области русского устного и прикладного народного творчества); «Прабабушкина школа» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского фольклора:) теоретические семинары, семинары – практикумы – «Дети и творчество» (проведён мастер∙ класс по нетрадиционным техникам рисования, творческая мастерская «Оригами» и «Кукла-самокрутка»); «Театральная деятельность как средство коррекции, эмоциональных и коммуникативных проблем ребенка» (сделана подборка игр и игровых упражнений по теме, проведён тренинг-практикум «Лечебные сказки»); смотры, конкурсы - конкурс проектов «Русский сувенир», «Дымковская игрушка»,∙ «Лучший зимний букет» и другие. творческие недели – «Путешествие к мастерам Золотой Хохломы», ярмарка «Свистунья»,∙ «Дымковские игрушки»; «Школа молодого педагога» - опытные педагоги проводят консультации – «Декоративное∙ рисование в детском саду», «Индивидуальный подход к детям на занятиях по изобразительной деятельности», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»; анкетирование педагогов по проблемам данного направления,∙ творческое портфолио,∙ тренинги педагога-психолога с воспитателями,∙ проводим театральные среды,∙ представление своего опыта на городских мероприятиях - «Ярмарка педагогических идей»,∙ посещение методических объединений по художественно – эстетическому развитию детей;∙ Фестиваль «Сказание о моем крае», ежегодное проведение городских семинаров для воспитателей по художественно-∙ эстетическому направлению, представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, фестивалях, конкурсах и научно-практических конференциях. повышение квалификации на курсах в Мурманском институте повышения квалификации∙ работников образования и культуры и дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября». Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо- деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности. Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно- образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей. 1 блок – организованная деятельность,∙ 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,∙ 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к∙ художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность) Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: организованная деятельность с детьми (занятия);∙ праздники;∙ развлечения, народные праздники – «Капустник», «Масленица», «День Земли», «Родные∙ Хибины», «Рождество Христово» и другие; театральные Среды;∙ недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);∙ дидактические игры;∙ выставки рисунков и поделок: «Такая разная осень», «Зимушка хрустальная», «Сказки в∙ детском творчестве», «Весенняя капель», «Ах, лето!», бумажная пластика «Природа в творчестве детей»); кружковая работа;∙ создание рукотворных книг «Хибинская сказка», «Сказки Северного сияния», «Краски∙ лета», «С Днём рождения город Апатиты», «Город моей мечты», «Пестрый мир» и др. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством. Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников. Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы∙ работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток, родительская почта, папок- передвижек, родительский Дайжест «Счастливая страна детства», оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование. второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой∙ целью проводятся такие мероприятия - родительский клуб «Радости общения» (подготовительная группа), школа молодой семьи «Ладушки» (группа раннего возраста и 1 младшая группа), встречи с социальным педагогом «Доверие», семейные типографии рукописной книги, творческие семейные клубы по интересам «В гостях у семьи…», музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, виртуальные игры, психологический клуб «Тэт-а-тэт», интервьюирование, дни рождения всей семьёй, детско-родительские тренинги, семейные вечера развлечений, досуги, праздники. Традиционными стали: организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии»,∙ «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др. фото выставки: «В гостях у семьи …» и др.∙ семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных∙ представлений; виртуальные игры «Золотое руно», «По страницам былин» - родители совместно с∙ детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада. мастер-классы: «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись∙ дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и др.; участие в конкурсах проектов «Русский сувенир», «Дымковская игрушка»(семьи∙ воспитанников оформили проект «Весёлая карусель», «Дымковское подворье); с участием родителей проведен мастер-класс для педагогов и детей по кукле-самокрутке,∙ плетение салфеток и т.п. родители шьют костюмы для праздников своим детям.∙ Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания, проводим интервьирование с целью выявления лучшего семейного опыта. Оформлены консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно- эстетическое воспитание детей в семье». Организована «Родительская почта». Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада тесно сотрудничает: с детской библиотекой (дети принимают участие в праздниках «День библиотек»,∙ «Книжкина неделя», «Библиоша», посещают выставки в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой); детской школой искусств ( дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в∙ школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств; Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок),∙ выставочным салоном «Салма-Арт» (посещают выставки творчества),∙ театром «Веселинка» (показывает спектакли для детей),∙ творческий союз с ансамблем «Долинушка» (выступления ансамбля на общ∙их родительских собраниях), краеведческим музеем и музеем камня, другими учреждениями города: проводятся∙ встречи с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки. В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества. Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.В соответствии с ФГТ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы. В результате проделанной работы дети приобрели: умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью∙ выразительных образов; у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;∙ приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений∙ и передавать их в рисунке; проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и∙ искусстве; откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;∙ используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образо∙
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..
Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....
Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...
Инновационные подходы к обеспечению качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
доклад про инновационные технологии в работе музыкального руководителя...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эстетическое воспитание ребёнка, развитие его художественного вкуса, умения воспринимать произведения искусства и оценивать своё эмоциональное отношение в процессе такого восприятия становится первооч...
Использование гендерного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Основной задачей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, на основе гендерного подхода, является воспитание разносторонней, интеллектуально, творчески и нестандартно мыслящей л...
Бумагопластика - новый подход к художественно-эстетическому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Методичкская разработка мастер-класса для педагогов по использованию различных техник в бумагопластике для художественно-эстетического и познавательного развития детей старшего дошкольного...