Новые подходы к художественно - эстетическому воспитанию детей в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Бондаренко Наталья Анатольевна

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Новые подходы к художественно - эстетическому воспитанию

детей в ДОУ»

          Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.

           Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. В современном обществе происходят социальные и экономические перемены.

          Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

            Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

             наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

 организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой

 деятельности;  развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка,

 аппликация, художественный труд);  использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

  приобщение к традициям родного края;

  привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по

 художественно-эстетическому воспитанию. Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:  работа с педагогическими кадрами;  работа с детьми;

  взаимодействие с семьёй.

 Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического  создание обстановки эмоционального благополучия;развития являются:  создание и обновление предметно-развивающей среды;  творческий подход к содержанию образования;  вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;  использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;  синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;  осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);  взаимодействие с семьями воспитанников;  преемственность в работе с учреждениями культуры. Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. «Мозаика – Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами: Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т.С. Комарова, А,В. Антонова, М.Б. Зацепина); «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О.Л.); «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.); «Ритмическая мозаика» (авт. А.И.Буренина).

 В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности: «Умелец» - по изобразительной деятельности; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. Создан учебно-методический комплект:  программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;  перспективные планы по приоритетному направлению работы: кружковой деятельности по всем группам;  конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;  сделан подбор дидактических музыкальных игр;  библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства. Весь материал систематизирован. Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:  занятия по изобразительной деятельности,  занятия по музыкальному воспитанию,  театрализованную деятельность,  кружковую работу,  индивидуальную работу,  выставки детских работ, персональные выставки,  посещение театров,  праздники, концерты, спектакли. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:  каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;  открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, имеется костюмерная с театральным реквизитом; готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения;  в изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;  создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;  в старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы», где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;  подобраны коллекции картин русских художников;  обширная медиатека;  аудио и видео-коллекция;  аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;  имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;  творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

 Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме  педагогические советы – «Красота-это то, что создает человек» (проведён в форме деловой игры «Педагогический пробег» (участники команд выполняли различные задания на станциях изобразительная, театральная, музыкальная, художественная); «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (форма проведения: интеллектуально- творческая игра, уточнялись и закреплялись знания педагогов о обычаях и традициях русского народа в области русского устного и прикладного народного творчества); «Прабабушкина школа» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского фольклора:)  теоретические семинары, семинары – практикумы – «Дети и творчество» (проведён мастер класс по нетрадиционным техникам рисования, творческая мастерская «Оригами» и «Кукла-самокрутка»); «Театральная деятельность как средство коррекции, эмоциональных и коммуникативных проблем ребенка» (сделана подборка игр и игровых упражнений по теме, проведён тренинг-практикум «Лечебные сказки»);  смотры, конкурсы - конкурс проектов «Русский сувенир», «Дымковская игрушка», «Лучший зимний букет» и другие.  творческие недели – «Путешествие к мастерам Золотой Хохломы», ярмарка «Свистунья», «Дымковские игрушки»;  «Школа молодого педагога» - опытные педагоги проводят консультации – «Декоративное рисование в детском саду», «Индивидуальный подход к детям на занятиях по изобразительной деятельности», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»;  анкетирование педагогов по проблемам данного направления,  творческое портфолио,  тренинги педагога-психолога с воспитателями,  проводим театральные среды,  представление своего опыта на городских мероприятиях - «Ярмарка педагогических идей», посещение методических объединений по художественно – эстетическому развитию детей; Фестиваль «Сказание о моем крае»,  ежегодное проведение городских семинаров для воспитателей по художественно- эстетическому направлению, представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, фестивалях, конкурсах и научно-практических конференциях.  повышение квалификации на курсах в Мурманском институте повышения квалификации работников образования и культуры и дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября». Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо- деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности. Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно- образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.  1 блок – организованная деятельность,  2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,  3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность) Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:  организованная деятельность с детьми (занятия);  праздники;  развлечения, народные праздники – «Капустник», «Масленица», «День Земли», «Родные Хибины», «Рождество Христово» и другие;  театральные Среды;  недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);  дидактические игры;  выставки рисунков и поделок: «Такая разная осень», «Зимушка хрустальная», «Сказки в детском творчестве», «Весенняя капель», «Ах, лето!», бумажная пластика «Природа в творчестве детей»);  кружковая работа;  создание рукотворных книг «Хибинская сказка», «Сказки Северного сияния», «Краски лета», «С Днём рождения город Апатиты», «Город моей мечты», «Пестрый мир» и др. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством. Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников. Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:  первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу через выпуск информационных стендов, памяток, родительская почта, папок- передвижек, родительский Дайжест «Счастливая страна детства», оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование.  второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия - родительский клуб «Радости общения» (подготовительная группа), школа молодой семьи «Ладушки» (группа раннего возраста и 1 младшая группа), встречи с социальным педагогом «Доверие», семейные типографии рукописной книги, творческие семейные клубы по интересам «В гостях у семьи…», музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, виртуальные игры, психологический клуб «Тэт-а-тэт», интервьюирование, дни рождения всей семьёй, детско-родительские тренинги, семейные вечера развлечений, досуги, праздники. Традиционными стали:  организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др.  фото выставки: «В гостях у семьи …» и др.  семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных представлений;  виртуальные игры «Золотое руно», «По страницам былин» - родители совместно с детьми отвечают на вопросы викторин и отправляют ответы на почтовый адрес детского сада.  мастер-классы: «Цветы любимым женщинам», «Снаряжение для богатырей», «Роспись дымковских игрушек»; «Хохломские росписи» и др.;  участие в конкурсах проектов «Русский сувенир», «Дымковская игрушка»(семьи воспитанников оформили проект «Весёлая карусель», «Дымковское подворье);  с участием родителей проведен мастер-класс для педагогов и детей по кукле-самокрутке, плетение салфеток и т.п.  родители шьют костюмы для праздников своим детям. Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания, проводим интервьирование с целью выявления лучшего семейного опыта. Оформлены консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник», «Десять шагов на пути к творчеству», «Народные праздники и традиции», «Художественно- эстетическое воспитание детей в семье». Организована «Родительская почта». Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада тесно сотрудничает:  с детской библиотекой (дети принимают участие в праздниках «День библиотек», «Книжкина неделя», «Библиоша», посещают выставки в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой);  детской школой искусств ( дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств;  Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок),  выставочным салоном «Салма-Арт» (посещают выставки творчества),  театром «Веселинка» (показывает спектакли для детей),  творческий союз с ансамблем «Долинушка» (выступления ансамбля на общих родительских собраниях),  краеведческим музеем и музеем камня, другими учреждениями города: проводятся встречи с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки. В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества. Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе и школе искусств, посещают кружки Дома творчества.В соответствии с ФГТ – два раза в год проводим Мониторинг достижения детьми результатов освоения Программы. В результате проделанной работы дети приобрели:  умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;  у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;  приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;  проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;  откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;  используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эстетическое воспитание ребёнка, развитие его художественного вкуса, умения воспринимать произведения искусства и оценивать своё эмоциональное отношение в процессе такого восприятия становится первооч...

Использование гендерного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Основной задачей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, на основе гендерного подхода, является воспитание разносторонней, интеллектуально, творчески и нестандартно мыслящей л...

Бумагопластика - новый подход к художественно-эстетическому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Методичкская разработка мастер-класса для педагогов по использованию  различных техник в бумагопластике для  художественно-эстетического и познавательного развития детей старшего дошкольного...