Конспект интегрированного занятия "Времена года"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Времена года»
Задачи:
Образовательные:
Учить видеть и слышать музыкальный образ, осознавать значение выразительных средств. Учить понимать гармонию природы.
Формировать музыкальную культуру.
Познакомить с композитором А.Вивальди.
Развивающие:
Развивать умение улавливать настроение произведения, творческое восприятие. Развивать эстетический вкус, музыкальный слух.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к классическому искусству, любовь к природе.
Материал:
ТСО. Фонограмма произведений: А.Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года». Иллюстрации с изображением времен года («Познавательная деятельность»). Портреты композиторов.
Ход ООД
Рассматривание иллюстраций «Времена года»
Воспитатель:
- Что изображено на иллюстрациях?
- Назовите времена года?
- Какое сейчас время года?
- Назовите свое любимое время года?
- Почему вы любите именно это время года?
«Ранее на занятиях мы говорили о том, как любят природу люди искусства: поэты, писатели, художники, композиторы. Как они изображают природу в своих произведениях. Художники пишут великолепные пейзажи. Поэты восхваляют природу в стихах. А композиторы посвящают музыку природе
(Р.Шуман «Лесные сцены», «Бабочки»; Ф.Лист «Годы странствий»; Ф. Мендельсон «Песни без слов»).Вот и эти два великих композитора, о которых сегодня пойдет речь, были восхищены природой, что создали ряд пьес о временах года. Эти два композитора жили в разное время, да и пьесы создали для разных инструментов, но им пришла мысль объединить все пьесы о природе в один музыкальный цикл (сборник) и дать ему название «Времена года». Это были - итальянский композитор Антонио Вивальди и русский композитор Петр Ильич Чайковский».
Рассматривание портрета А.Вивальди
Воспитатель:
«Перед вами портрет Антонио Вивальди (1678 – 1741). Итальянский композитор, скрипач, дирижер. С детства занимался музыкой. Став взрослым, сам преподавал музыку и дирижировал оркестром. Затем стал директором консерватории «Пьетта», где училось множество будущих музыкантов и композиторов. Вивальди сочинял музыку для светских концертов. Музыкальный стиль его отличает мелодичность, щедрость, динамичность звучания, эмоциональное богатство. Цикл «Времена года» - один из ранних образцов оркестровой музыки, написан для струнных инструментов. К пьесам есть программа, то есть словесное описание того, что композитор хотел бы передать в музыке»
Прослушивание «Времена года» («Весна») А.Вивальди
Воспитатель:
- Какая музыка прозвучала? По темпу? По характеру?
- Какие ощущения, чувства у вас возникли?
- Как вы думаете, что хотел передать в своей музыке А.Вивальди?
- Что услышали вы? Что представили?
А вот что написано в описании:
«Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим пением, журча бегут ручейки. Небо покрывается темными тучами, Молния и гром тоже весну возвещают. И вновь возвращаются птички к своим сладостным песням. На цветущей лужайке пастушок. Под звуки пастушеской дудочки танцуют волшебные феи,,»
- Можно ли услышать в музыке пение птиц?
- А можно представить себе пастушка и волшебных феи?
- Музыка написана по сказочному сюжету или нет?
- Как вы думаете, если бы композитор не написал программу, смогли бы мы самостоятельно понять, о чем рассказывает музыка?
«Как и в любом виде искусства, в музыке существуют свои выразительные средства, с помощью которых композитор хочет рассказать нам о своих чувствах, мыслях. Это прежде всего – ритм, темп, мелодия. Ритм – чередование длинных и коротких музыкальных звуков, можем передать постукиванием или хлопанием в ладоши. У каждого музыкального произведения существует свои ритмический рисунок. Темп – скорость музыкального произведения: медленный, быстрый, очень быстрый, очень медленный. Мелодия – основная тема музыкального произведения. Именно ее в разных звучаниях исполняют инструменты. В этом произведении – мелодия легка и прозрачна, ритм – живой и подвижный, темп – быстрый. Музыкальные инструменты передают свои реплики бодро, энергично. Общее звучание оркестра легкое и светлое».
Музыкально – хореографическая минутка «Весна»
(«Весна» А.Вивальди)
(дети свободно двигаются по группе, стараясь передать движением
характер музыки, музыкальный образ)
Рассматривание портрета П.И.Чайковского
Воспитатель:
- Какой композитор изображен на портрете?
- Известны ли вам какие-нибудь произведения этого композитора?
«Перед вами великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893). Музыку этого композитора любят и знают во всем мире. Он так же сочинил цикл пьес о природе «Времена года», но только для фортепиано.
Цикл состоит из 12 пьес, которая имеет свое название и описание. «Сентябрь. Охота»; «Октябрь. Осенняя песнь»; «Ноябрь. На тройке»; «Декабрь. Святки»;
«Январь. У камелька»; «Февраль. Масленица»; «Март. Песнь жаворонка»; «Апрель. Подснежник»; «Май. Белые ночи»; «Июнь. Баркарола»; «Июль. Песнь косаря»; «Август. Жатва». Чайковский выразил в музыке всю вою любовь к русской природе, родной земле, людям. Пьесы цикла – картины жизни людей в разное время года. Музыка выражает жизнь природы, которая тесно переплетена с жизнью людей. Здесь и мечтательность, и счастье, и размышление, и грусть, и надежда, и светлая радость».
Прослушивание «Времена года» П.И.Чайковского
(«Октябрь. Осенняя песнь»)
Воспитатель:
- Что вы можете сказать о прослушанной пьесе? Ее характере?
- Какие ритм, темп, мелодия пьесы?
- Что вы себе представили во время прослушивания?
- Как вы думаете, что хотел сказать композитор?
«Это медленная пьеса по своему звучанию напоминает песню. Как будто осень поет свою прощальную песнь. Тихо капает дождь, кружатся в прощальном танце разноцветные листья, солнце закрывается облаками. Природа прощается, засыпает, чтобы потом проснутся с приходом весны. Настроение пьесы лирическое, немного грустное».
- Какой пейзаж бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Музыкально – хореографическая минутка «Осень»
(«Осенняя песнь» П.И.Чайковского)
(дети с листочками свободно двигаются под музыку, движением
передавая музыкальный образ, характер музыки)
Воспитатель:
- О каких композиторах вы узнали на занятии?
- Что объединяет этих композиторов?
- Для каких инструментов написан цикл А.Вивальди?
- Для какого инструмента написан цикл П.И.Чайковского?
- Какие пьесы прослушивали на занятии?
- Отличаются ли эти пьесы по звучанию?
- Чьи пьесы вам понравились больше?
- Какое настроение, чувство у вас возникло после прослушивания? Занятия?
Рекомендация:
В свободное время прослушивать пьесы из циклов А.Вивальди и П.И.Чайковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированного занятия. Сказка «Гуси - лебеди». (Конкурс «Воспитатель года – 2009г.»)
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательным...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1. Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект интегрированного занятия для детей третьего года жизни "Спешим на поиски куклы Маши"
Конспект интегрированного занятия для детей третьего года жизни....
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»
Конспект интегрированного занятия по математике в коррекционной группе VIII вида имеет практическую значимость, будет полезен для работников дошкольных учреждений учителям - дефектологам, воспитателям...
Конспект интегрированного занятия "Золотая рыбка" (3-4 года)
Цель: Познакомить детей с аквариумом-водоемом и его содержимом: рыбами, водорослями, камешками. Акцентировать внимание детей на внешнем виде рыбы (тело овальной формы, покрыто блестящей чешуей, на спи...
Конспект интегрированного занятия в средней группе"Путешествие по временам года".
Педагогический замысел: Задачи мониторинга в освоении детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчес...