Конспект интегрированного занятия "Времена года"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Костырина Ольга Анатольевна

Знакомство с композитором А.Вивальди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Времена  года»

Задачи:

Образовательные:

Учить видеть и слышать музыкальный образ, осознавать значение выразительных средств. Учить понимать гармонию природы.

Формировать музыкальную культуру.

Познакомить с композитором А.Вивальди.

Развивающие:

Развивать умение улавливать настроение произведения, творческое восприятие. Развивать эстетический вкус, музыкальный слух.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к классическому искусству, любовь к природе.

Материал:

ТСО. Фонограмма произведений: А.Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года». Иллюстрации с изображением времен года («Познавательная деятельность»). Портреты композиторов.

                                          Ход ООД

                 Рассматривание  иллюстраций  «Времена  года»

Воспитатель:

- Что изображено на иллюстрациях?

- Назовите времена года?

- Какое сейчас время года?

- Назовите свое любимое время года?

- Почему вы любите именно это время года?

«Ранее на занятиях мы говорили о том, как любят природу люди искусства: поэты, писатели, художники, композиторы. Как они изображают природу в своих произведениях. Художники пишут великолепные пейзажи. Поэты восхваляют природу в стихах. А композиторы посвящают музыку природе

(Р.Шуман «Лесные сцены», «Бабочки»; Ф.Лист «Годы странствий»; Ф. Мендельсон «Песни без слов»).Вот и эти  два великих композитора, о которых сегодня пойдет речь, были восхищены природой, что создали ряд пьес о временах года. Эти два композитора жили в разное время, да и пьесы создали для разных инструментов, но им пришла мысль объединить все пьесы о природе в один музыкальный цикл (сборник) и дать ему название «Времена года». Это были - итальянский композитор Антонио Вивальди и русский композитор Петр Ильич Чайковский».

                         Рассматривание  портрета  А.Вивальди

Воспитатель:

«Перед вами портрет Антонио Вивальди (1678 – 1741).  Итальянский композитор, скрипач, дирижер. С детства занимался музыкой. Став взрослым, сам преподавал музыку и дирижировал оркестром. Затем стал директором консерватории «Пьетта», где училось множество будущих музыкантов и композиторов. Вивальди сочинял музыку для светских концертов. Музыкальный стиль его отличает мелодичность, щедрость, динамичность звучания, эмоциональное богатство. Цикл «Времена года» - один из ранних образцов оркестровой музыки, написан для струнных инструментов. К пьесам есть программа, то есть словесное описание того, что композитор хотел бы передать в музыке»

           Прослушивание  «Времена  года» («Весна»)  А.Вивальди

Воспитатель:

- Какая музыка прозвучала? По темпу? По характеру?

- Какие ощущения, чувства у вас возникли?

- Как вы думаете, что хотел передать в своей музыке А.Вивальди?

- Что услышали вы? Что представили?

А вот что написано в описании:

«Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим пением, журча бегут ручейки. Небо покрывается темными тучами, Молния и гром тоже весну возвещают. И вновь возвращаются птички к своим сладостным песням. На цветущей лужайке пастушок. Под звуки пастушеской дудочки танцуют волшебные феи,,»

- Можно ли услышать в музыке пение птиц?

- А можно представить себе пастушка и волшебных феи?

- Музыка написана по сказочному сюжету или нет?

- Как вы думаете, если бы композитор не написал программу, смогли бы мы самостоятельно понять, о чем рассказывает музыка?

«Как и в любом виде искусства, в музыке существуют свои выразительные средства, с помощью которых композитор хочет рассказать нам о своих чувствах, мыслях. Это прежде всего – ритм, темп, мелодия. Ритм – чередование длинных и коротких музыкальных звуков, можем передать постукиванием или хлопанием в ладоши.  У каждого музыкального произведения существует свои ритмический рисунок. Темп – скорость музыкального произведения: медленный, быстрый, очень быстрый, очень медленный. Мелодия – основная тема музыкального произведения. Именно ее в разных звучаниях исполняют инструменты. В этом произведении – мелодия легка и прозрачна, ритм – живой и подвижный, темп – быстрый. Музыкальные инструменты передают свои реплики бодро, энергично. Общее звучание оркестра легкое и светлое».

              Музыкально – хореографическая  минутка  «Весна»

                                   («Весна» А.Вивальди)

  (дети свободно двигаются по группе, стараясь  передать движением  

                                характер  музыки, музыкальный образ)    

                  Рассматривание  портрета  П.И.Чайковского

Воспитатель:

- Какой композитор изображен на портрете?

- Известны ли вам какие-нибудь произведения этого композитора?

«Перед вами великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893). Музыку этого композитора любят и знают во всем мире. Он так же сочинил цикл пьес о природе «Времена года», но только для фортепиано.

Цикл состоит из 12 пьес, которая имеет свое название и описание. «Сентябрь. Охота»; «Октябрь. Осенняя песнь»; «Ноябрь. На тройке»; «Декабрь. Святки»;

«Январь. У камелька»; «Февраль. Масленица»; «Март. Песнь жаворонка»; «Апрель. Подснежник»; «Май. Белые ночи»; «Июнь. Баркарола»; «Июль. Песнь косаря»; «Август. Жатва». Чайковский выразил в музыке всю вою любовь к русской природе, родной земле, людям. Пьесы цикла – картины жизни людей в разное время года. Музыка выражает жизнь природы, которая тесно переплетена с жизнью людей. Здесь и мечтательность, и счастье, и размышление, и грусть, и надежда, и светлая радость».

              Прослушивание  «Времена  года» П.И.Чайковского

                                   («Октябрь. Осенняя песнь»)

Воспитатель:

- Что вы можете сказать о прослушанной пьесе? Ее характере?

- Какие ритм, темп, мелодия пьесы?

- Что вы себе представили во время прослушивания?

- Как вы думаете, что хотел сказать композитор?

«Это медленная пьеса по своему звучанию напоминает песню. Как будто осень поет свою прощальную песнь. Тихо капает дождь, кружатся в прощальном танце разноцветные листья, солнце закрывается облаками. Природа прощается, засыпает, чтобы потом проснутся с приходом весны. Настроение пьесы лирическое, немного грустное».

- Какой пейзаж бы вы нарисовали, слушая эту музыку?

           

             Музыкально – хореографическая  минутка  «Осень»

                            («Осенняя песнь» П.И.Чайковского)

      (дети с листочками свободно двигаются под музыку, движением

                     передавая музыкальный образ, характер  музыки) 

Воспитатель:

- О каких композиторах вы узнали на занятии?

- Что объединяет этих композиторов?

- Для каких инструментов написан цикл А.Вивальди?

- Для какого инструмента написан цикл П.И.Чайковского?

- Какие пьесы прослушивали на занятии?

- Отличаются ли эти пьесы по звучанию?

- Чьи пьесы вам понравились больше?

- Какое настроение, чувство у вас возникло после прослушивания? Занятия?

Рекомендация:

В свободное время прослушивать пьесы из циклов А.Вивальди и П.И.Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия. Сказка «Гуси - лебеди». (Конкурс «Воспитатель года – 2009г.»)

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательным...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

Конспект интегрированного занятия для детей третьего года жизни "Спешим на поиски куклы Маши"

Конспект интегрированного занятия для детей третьего года жизни....

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»

Конспект интегрированного занятия по математике в коррекционной группе VIII вида имеет практическую значимость, будет полезен для работников дошкольных учреждений учителям - дефектологам, воспитателям...

Конспект интегрированного занятия "Золотая рыбка" (3-4 года)

Цель: Познакомить детей с аквариумом-водоемом и его содержимом: рыбами, водорослями, камешками. Акцентировать внимание детей на внешнем виде рыбы (тело овальной формы, покрыто блестящей чешуей, на спи...

Конспект интегрированного занятия в средней группе"Путешествие по временам года".

Педагогический замысел: Задачи мониторинга в освоении детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчес...