Требования к составлению дополнительных образовательных программ
материал на тему
Требования к составлению дополнительных образовательных программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_sostavleniyu_dopolnitelnyh_obrazovatelnyh_programm.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к составлениюдополнительных образовательных программ
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план (по годам обучения).
4. Содержание программы.
5 Календарно-тематическое планирование
6. Методическое обеспечение образовательной программы.
7. Список литературы
8. Приложение
1.Титульный лист
Информация, содержащаяся на титульном листе:
- полное название вышестоящего органа управления образованием;
- полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
- название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
- данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);
- название населенного пункта, в котором написана программа;
- год написания программы;
- ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;
- дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
- возраст детей, на который рассчитана программа;
- срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)
2. Пояснительная записка.
Рекомендации по написанию пояснительной записки.
1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
- актуальность программы и практическая значимость для обучающихся;
- вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
- новизна (для программ, претендующих называться авторскими).
- связь программы с уже существующими образовательными программами по данному направлению деятельности;
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
- обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
- воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
- развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Указываются педагогические принципы.
Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.
Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.
Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.
4.Описывая особенности программы, следует отразить:
- ведущие идеи, на которых она базируется;
- ключевые понятия, которыми оперирует автор;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы)
5.В пояснительной записке отмечаются:
- основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
- вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
- особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).
6.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:
- общее количество часов в год;
• количество часов и занятий в неделю;
- периодичность и продолжительность занятий
- нормы наполняемости группы;
- форма занятий ( индивидуальные, групповые, разновозрастные);
7. Прогноз результативности
Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.
!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!
- перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;
- дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
3. Учебно-тематический план (по годам обучения)
Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса в той последовательности, в которой они будут изучаться. Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часовв год
Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы:
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе:
теоретические
практические
Итого часов:
4. Содержание программы
Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:
- указать название темы;
- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
- указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).
!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, на сколько рассчитан курс обучения
5. Календарно-тематическое планирование
6.Методическое обеспечение программы
(частично может быть описано в пояснительной записке)
В этом разделе программы необходимо:
- кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые
планируются по каждому разделу —
----индивидуальные и групповые,
---- практические и теоретические;
- отметить, какие формы занятий планируется использовать.
Формы организации учебного занятия:
* кружковое занятие; * круглый стол;
* соревнование; * лекция;
* концерт; * репортаж;
* выставка; * путешествие;
* экскурсия; * заочная экскурсия;
* диспут; * творческая мастерская;
* творческий отчет; * игра и др.
- описать основные методы (вербальный, наглядный,
практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.), приемы, технологические основы организации образовательного процесса;
- перечислить используемые дидактические материалы –
таблицы,плакаты,картины,фотографии, дидактические карточки,
памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал,
диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи,
мультимедийные материалы,компьютерные программные средства;
- техническое оснащение занятий.
7.Список литературы
Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими. Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для учащихся
8. Приложение
В этот раздел могут быть включены правила техники безопасности, нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты, чертежи, практические советы, инструкции по выполнению моделей, пособие по изготовлению моделей и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Мастер - класс, как средство поышения навыков культуры родителей на тему: "Составление дополнительной общеобразовательной программы кружковой работы "Волшебный завиток" В старшей группе".
Научить детей и родителей новой техники обработки бумаги - квиллинг, в свободное от занятий время....
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....