Требования к составлению дополнительных образовательных программ
материал на тему

Кудрявцева Татьяна Владимировна

Требования к составлению дополнительных образовательных программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к составлениюдополнительных образовательных программ

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план (по годам обучения).

4. Содержание программы.

5 Календарно-тематическое планирование

6. Методическое обеспечение образовательной программы.

7. Список литературы

8. Приложение

1.Титульный лист

Информация, содержащаяся на титульном листе:

  1. полное название вышестоящего органа управления образованием;
  2. полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
  3. название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
  4. данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);
  5. название населенного пункта, в котором написана программа;
  • год написания программы;
  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;
  • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
  • возраст детей, на который рассчитана программа;
  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана) 

2. Пояснительная записка.

Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

  1. актуальность программы и практическая значимость для обучающихся;
  2. вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
  3. новизна (для программ, претендующих называться авторскими).
  4. связь программы с уже существующими образовательными программами по данному направлению деятельности;

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие
типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
  • развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Указываются педагогические принципы.

Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.

Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.

4.Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;
  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

5.В пояснительной записке отмечаются:

  1. основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
  2. вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
  3. особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

6.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

 количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность и продолжительность занятий
  • нормы наполняемости группы;
  • форма занятий ( индивидуальные, групповые, разновозрастные);

7. Прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.

!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!

  1. перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;
  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

3. Учебно-тематический план (по годам обучения)

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса в той последовательности, в которой они будут изучаться. Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часовв год

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы:

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

Итого часов:

4. Содержание программы

Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:

  • указать название темы;
  • перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).

!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, на сколько рассчитан курс обучения

5. Календарно-тематическое планирование

6.Методическое обеспечение программы

(частично может быть описано в пояснительной записке)

В этом разделе программы необходимо:

  • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые

планируются по каждому разделу —

----индивидуальные и групповые,

---- практические и теоретические;

  • отметить, какие формы занятий планируется использовать.

Формы организации учебного занятия:

* кружковое занятие;                                 * круглый стол;

* соревнование;                                        * лекция;

* концерт;                                                  * репортаж;

* выставка;                                                * путешествие;

* экскурсия;                                              * заочная экскурсия;

* диспут;                                                   * творческая мастерская;

* творческий отчет;                                   * игра и др.

  • описать основные методы (вербальный, наглядный,

практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.), приемы, технологические основы организации образовательного процесса;

  • перечислить используемые дидактические материалы –

таблицы,плакаты,картины,фотографии, дидактические карточки,

 памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал,

диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи,

мультимедийные материалы,компьютерные программные средства;

  • техническое оснащение занятий.

7.Список литературы

Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими. Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для учащихся

8. Приложение

В этот раздел могут быть включены правила техники безопасности, нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты, чертежи, практические советы, инструкции по выполнению моделей, пособие по изготовлению моделей и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...