Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет "Юные кадеты"
проект на тему

Горынина Лариса Владимировна

Программа для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nr_-_patrioticheskaya.docx77.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка детский сад «Аленький цветочек»

Проект

по нравственно – патриотическому воспитанию

детей 6–7 лет

«Юные кадеты»

Составители:

Гаин Инна Викторовна

Юшко Нэлле Евгеньевна

Иванова Светлана Анатольевна

Горынина Лариса Владимировна

г. Пыть-Ях, 2016 г

           Актуальность.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».  Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

            Наименование проекта - «Юные кадеты»       муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка –  детский сад «Аленький цветочек», нравственно-патриотической направленности. Интеграция образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.      

           Тип проекта. Тематический, познавательно-исследовательский.

           Срок проекта. Долгосрочный.

            Идея создания  дошкольных групп  юных кадет в нашем городе возникла неслучайно: патриотическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе  дошкольных учреждения города.  «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент-патриотизм, — сказал Владимир Путин - От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного эффективного государства».

               Кадетскими классами в школах никого не удивишь. А вот  группы юных кадет  в детском саду — это инновация.   Во всяком случае, в нашем городе. Скажете рановато? Мы  тоже так думали, пока не увидели, как сияют лица детишек, задорно марширующих, поющих патриотические песни, участвующих с азартом в спортивных состязаниях.  В рамках проекта идёт работа по ознакомлению   с правилами этикета, воспитание   уважения к профессии военного,  воспитание толерантность, чувства уважения к другим народам и их традициям, развитие чувства гордости за достижения страны. Дошкольники знакомятся с традициями кадетского движения нашей страны. Группы кадетов создаются на базе подготовительных к школе групп, из тех ребят, которые в будущем желают обучаться в кадетских классах. Это является значимым аспектом преемственности дошкольного и начального образования.

                Тесное сотрудничество с МБОУ СОШ № 5,   общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов,    пожелания огромного количества родителей воспитанников укрепили нас в идее открытия двух подготовительных групп юных кадет. Мы благодарны  нашим сотрудникам – родителям, которые поддержали нас во всех начинаниях. Наш педагогический коллектив готов их реализовать, чтобы из наших мальчиков и девочек получились - сильные, умные, внимательные и самодостаточные личности. Мы уверены,  что это начинание даст замечательные плоды.    

              Миссия проекта «Юные кадеты» - наполнить содержание воспитательной деятельности в детском саду  гражданскими ценностями и патриотическими переживаниями, обогатить социальный опыт воспитанников инициативами, полезными для сада, семьи,  города, округа. Проект призван воспитывать чувство патриотизма у дошколят, которое    представлено как  единство трех сфер: когнитивной, предполагающей наличие знаний об истории и культуре своего Отечества; эмоционально–чувственной, включающей интересы, потребности, общественно–значимые мотивы; и поведенческой, проявляющейся в разнообразных способах деятельности, отражающих отношение человека к своему Отечеству.
              Так же миссия проекта заключается в том, чтобы  создать все условия для  активного участия в процессе формирования интеллектуального потенциала  гражданина России, его духовного возрождения, превращение детского сада в связующее звено настоящего с будущим. Пусть современный детский сад будет РОДНИКОМ ИСТОКОВ: Знаний, Истины, Добра, Красоты, Высокой Культуры, Народных традиций, Садом Любви и Лада.

Цель:   формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

Обучающие:

1.        Знакомить детей  с   историей, символикой, достопримечательностями, промышленными объектами, экологической ситуацией в городе и стране.

2.        Расширять   представления детей о Российской Армии, ее функциях, военных профессиях; показывать их общественную значимость.

3.        Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Развивающие:

1.        Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военной тематики, обогащать речь детей.

2.         Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать эрудицию, интеллект, творческую активность.

3.         Формировать умение работать в группах, совместно с друзьями, педагогами, родителями,  привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Воспитывающие:

1.        Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине, воспитывать будущих патриотов Отечества;

2.        Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

3.         Расширять сети социального партнёрства.

                 Виды работ.

           Реализации проекта предшествовали следующие виды работ: управленческая деятельность, методическое обеспечение, создание предметно-пространственной развивающей среды, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, организация работы с родителями, организация работы с педагогами дополнительного образования,  промежуточный анализ результатов. В работе с детьми  были использованы так же познавательная, личностно-ориентированная,  ценностно-ориентированная, практико-ориентированная и общественная деятельности. Эти направления были   реализованы в непосредственно образовательной деятельность, кружковой работе, квестах,  беседах, викторинах, на праздниках, и развлечениях. Были оформлены выставки, мини музеи, организованы экскурсии.  Реализация всех видов работ с детьми проводилась в игровой форме.

Участники проекта

  1. Воспитанники подготовительных групп муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения     центра развития ребёнка – детского сада «Аленький цветочек».
  2. Директор МДОАУ црр – д/сад «Аленький цветочек» Цыс Людмила Ивановна, заместитель директора по методической работе Юшко Нэлла Евгеньевна,  воспитатели подготовительной «Б»  группы   Гаин Инна Викторовна, Безголосная Ксения Сергеевна;   подготовительной «В»  группы Иванова Светлана Анатольевна, Горынина Лариса Владимировна, младшие воспитатели Загорулько Тамара Васильевна, Кириллова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель Миселимян Елена Степановна, руководитель  физического воспитания Дружинин Антон Юрьевич,  педагог-психолог Лихенко Наталья Владимировна.
  3. Родители воспитанников.

Руководители проекта

  1. Юшко Нэлла Евгеньевна, Гаин Инна Викторовна, Дружинин Антон Юрьевич.

Средства реализации программы: проектная деятельность.

           Этапы реализации

            Проект рассчитан на полтора года: с января 2016 по май 2017 года.  Он включает в себя  5 этапов и состоит из подпроектов, которые позволяют группировать связанные между собой темы и виды деятельности  в рамках одного основного проекта. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

ПОИСКОВЫЙ  (январь-февраль-март)

-         Определение тематического поля и темы проекта.

-         Опрос родителей.

-         Поиск и  определение проблемы.

-         Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ (апрель-май-август)

-         Анализ имеющейся информации.

-         Поиск информационных лакун (пробелов).

-         Сбор и изучение информации.

-         Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

-         Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта.

-         Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-         Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ (сентябрь-апрель)

-        Проведение цикла познавательных занятий, на темам: «Правила этикет»,              «Геральдика    России, ХМАО, г.Пыть–Ях», «Моя малая Родина», «Богатыри земли русской. Былины», «Отчизны верные сыны», «Армия вчера, сегодня, завтра», «Военные профессии» «Вечный песенный огонь»  «Памятники России»   «Города – герои» «Награды России» «Русский военный костюм»

-      Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».

-      Оформление дидактических игр по краеведению:  “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом    родной», «Памятники России».

-      Выставка «Моя Югра – моя планета», «Профессии нашего города»,  (совместно с  родителями),  «Мой папа – защитник».

-      Лепка, аппликация: «Животные и птицы Югорского края», «Богатырское оружие»,

      «Русский народный костюм».

-     Экскурсии  к обелиску Славы.

-     Разучивание стихов песен о Родине, Югре, Пыть-Яхе.

-     Викторина «Награды России», «Памятники России», «Геральдика России, ХМАО – Югры, города Пыть-Ях.

-     Праздники «Таланты Югры»,  Посвящение в младшие кадеты», «Мама – муза моя», «Моя Югра», «Праздник  воинской Славы», «День Победы».

-     Развлечения «Осень золотая», «День воспитателя», «Масленица», «Спортивные праздники», «День Земли», «День коспонавтики».

-     Оформление   уголка в русских традициях.

-         Текущий контроль качества.

-         Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ (1-3 недели май)

-         Подготовка презентационных материалов.

-         Презентация проекта.

-         Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ (4 неделя мая, 1 неделя июня)

-         Анализ результатов выполнения проекта.

-         Оценка качества выполнения проекта.

Тематическое планирование проектной деятельности

Дата реализации

Название проекта

Задачи проекта  

1-09

сентября

Мониторинг воспитанников и родителей

Определить  направление  для усиления      образовательно-воспитательной  деятельности, наполнение ее новым содержанием

12-30

сентября

«Правила этикет»

 Формировать  нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

развивать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

1 - 15 октября

«Геральдика России, ХМАО-Югра, г.Пыть–Ях»

Обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России, своей малой Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России, округа, города.

16 - 31 октября

«Моя малая Родина»

  Развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям.

1 - 15 ноября

«Богатыри земли русской. Былины»

Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

15 ноября - 15 декабря

«Отчизны верные сыны»

   Дать представление о важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России/

10 - 31 января

«Армия вчера, сегодня, завтра»

Познакомить с историей Российской Армии и ее ролью в современном обществе.

1 - 28 февраля

«Военные профессии»

 (по родам войск)

Знакомство с военными профессиями; показывать их общественную значимость.

1- 31 марта

«Вечный песенный огонь»

 Помочь осознать  значение песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны.

1 - 15 апреля

«Памятники России»

Расширять и углублять представления детей о памятниках воинской славы городов России.

16- 30 апреля

«Города – герои»

Формировать представление о героической истории Городов-героев.

1- 15 мая

«Награды России»

  Познакомить с воинскими наградами:  орденами и медалями.

16 - 31 мая

«Русский военный костюм»

Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре, особенностям традиций русского военного костюма.

1-9 июня

Мониторинг

      Анализ результатов выполнения проекта.

Оценка качества выполнения проекта.

 

Нормативное обеспечение

Конституция Российской Федерации;

Всеобщая декларация прав человека;

Конвенция о правах ребенка:

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 30  декабря 2015 г. N 1493;

Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»;

Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9.10.2013г. №413-п;

Указ Президента РФ от 5.01.2016 г.  N 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии";

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском округе - Югре на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9.10.2013г. №429-п; 

Положение о   группах юных кадет;

Проект «Юные кадеты»;

Рабочая учебная программа   групп юных кадет;

План дополнительного образования в  группе юных кадет.

Ожидаемые результаты

  1. Общественное признание кадетской группы как модели реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  2. Расширение социальных связей кадетской группы детского сада с кадетскими классами школ города, другими учреждениями образования и культуры.
  3. Повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных), проектных и модульных методов обучения, обеспечивающих готовность воспитанников кадетской группы к обучению в кадетской школе.
  4. Социальная активность педагогов и воспитанников кадетской группы (участие в различных конкурсах и социальных проектах).
  5. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг в кадетской группе.
  6. Повышение рейтинга детского сада средствами трансляции педагогического опыта в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы:

Различает и называет геральдику России, ХМАО, г. Пыть - яха

Различает и называет былинных героев

Различает и называет военачальников прошлого и настоящего времени

Различает и называет рода войск

Различает и называет военные профессии

Различает и называет памятники России

Различает и называет города – герои

Различает и называет награды Российской Федерации

Критерии уровня знаний детей:

3 балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно;

2 балла – отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого;

1 балл – затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами.

высокий уровень – 19 - 24 балла;

средний уровень – 13 - 18 баллов;

низкий уровень – 10 - 12 балл

Сильные стороны:

      1.  Сформирована   творческая группа педагогов, реализующих проект;

      2. Успешно реализуется  программы “От рождения до школы ”  авторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильевна и парциальных программы -  «Ладушки»,   «Ритмическая мозаика»,   «Юный эколог»,  рабочая программа «Шахматы в детском саду»,   рабочая программа «Система интенсивного развития способностей», рабочая программа «Технопарк»,   «Конструирование», рабочая программа «Английский язык и дошкольник»;

       3. Обобщен педагогический опыт по физическому, речевому и познавательному  развитию;

       4. Усовершенствуется педагогами  умение использовать мультимедийные информационные ресурсы;

       5. Саморазвитие педагогов; участие и победы   во всероссийских, окружных и городских конкурсах;

       6. Создание совместно с родителями музея в Славы в детском саду;

       7. Создание мини музеев в каждой   группе юных кадет;

       8. Повышенная заинтересованность историей своей страны, гордость за Россиею;

       9. Более глубокое ознакомление с историей родного города, обогащение представлений  о работе нефтяников;

       10. Подробное ознакомление с  символикой Российской Федерации, её значении, углубление знания о столице России Москве, столице округа Ханты-Мансийске, памятниках культуры;

       11. Повышена мотивация дошкольников к занятиям спортом.

       12.Совместно с родителями расширена предметно-пространственная развивающая среда групп.

       Слабые стороны:

  1. Недостаточное наличие методической базы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников;
  2. Недостаточен уровень современного всеобуча родителей;
  3. Отсутствие материалов по краеведению в доступной для дошкольников литературе. Отсутствие книг по истории города.

Элементы риска.

  1.  Массовое использование преимущественно   внешних атрибутов кадетского движения в общеобразовательных организациях.
  2.  Пока не достигнуто должное единство и скоординированность действий в  кадетском сообществе, в результате чего недооценена роль    групп юных кадет в дошкольных учреждениях.

Литература

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Материалы Интернет.

Перспективное планирование проектной деятельности

Дата реализации

Название проекта

Цель проекта

1-16

сентября

Мониторинг воспитанников и родителей

Определить  направление  для усиления      образовательно-воспитательной  деятельности, наполнение ее новым содержанием

19-30

сентября

«Этикет прокадета»

Осваивать   норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

1 - 15 октября

«Геральдика России, ХМАО, г.Пыть–Ях»

Обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России, своей малой Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России, округа, города.

16 - 31 октября

«Моя малая Родина»

Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям.

1 - 15 ноября

«Богатыри земли русской. Былины»

Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

15 ноября - 15 декабря

«Отчизны верные сыны»

Познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России/

10 - 31 января

«Армия вчера, сегодня, завтра»

Познакомить с историей Российской Армии и ее ролью в современном обществе.

1 - 28 февраля

«Военные профессии»

 (по родам войск)

Знакомство с военными профессиями; показывать их общественную значимость.

1- 31 марта

«Вечный песенный огонь»

Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны.

1 - 15 апреля

«Памятники России»

Расширять и углублять представления детей о памятниках городов России.

16- 30 апреля

«Города – герои»

Формировать представление о героической истории Городов-героев.

1- 15 мая

«Награды России»

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с орденами и медалями России.

16 - 31 мая

«Русский военный костюм»

Воспитание у детей интереса к русской национальной культуре, особенностям традиций русского военного костюма.

1-9 июня

Мониторинг

      Анализ результатов выполнения проекта.

Оценка качества выполнения проекта.

Проект «Символика и геральдика России, ХМАО, г. Пыть – Ях»

Цель проекта: обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России, своей малой Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России, округа, города.

Задачи:

  • Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.
  • Формирование элементарных представлений об истории происхождения и символическом значении цветов флага нашей России
  • Воспитывать детей в духе патриотизма, прививать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой округ.
  • Возложить фундамент для дальнейшего патриотического воспитания детей посредством ознакомления с историей России, геральдикой и символикой страны, округа, города.
  • Способствовать развитию любознательности, как личностного качества.
  • Привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Срок реализации: 2 недели

Вид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный

Предполагаемый результат:

  • Сформирован устойчивый интерес к символике страны, округа, города.
  • Узнают и отличают символы России среди символов других стран.
  • Имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
  • Заложены основы уважения к символике и геральдике страны, округа, города.

Методы проекта:

  • Беседы
  • Чтение и прослушивание литературных произведений
  • Игры
  • Соревновательная деятельность
  • Деловая игра
  • Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
  • Применение ИКТ во всех видах деятельности

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;
  • методические разработки,
  • взаимодействие со специалистами детского сада.

Актуальность проекта

 «Патриотизм — это нравственная категория,

 которая ставит личность на более высокий

уровень существования…»

В.А. Сухомлинский

Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому педагогическое наследие талантливого педагога является актуальным для решения проблем патриотического воспитания в наши дни.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. 

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.   

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

План реализации проекта:

Временной период

Программное содержание

Компоненты (формы и методы работы)

1-я неделя:

«Флаг Российской Федерации»

Развивать в детях чувство гражданственности.

Дать детям представление о флаге, как государственной символике страны.

Учить отличать флаг Российской Федерации от других флагов.

Объяснить обозначение цветов флага.

- Беседы «С чего начинается Родина?», «Флаг России», «История создания флага РФ»;

-Просмотр фотоальбома «Флаги мира»;

- Аппликация «Флаг России»;

- Дидактические игры: «Опиши флаг России», «Выбери правильно», «Символика цветов»

«Герб Российской Федерации»

Продолжать развивать в детях чувство гражданственности.

Дать детям представление о гербе, как государственной символике страны.

Учить отличать герб Российской Федерации от гербов других стран.

Объяснить обозначение цветов и составляющих частей герба.

- Беседа «Герб России»;

- Просмотр фотоальбома «Гербы мира»;

- Дидактические игры: «Опиши по памяти», «Найди герб России», «Узнай наш герб»,«Из чего состоит герб».

«Гимн Российской Федерации»

Закрепить в детях чувство гражданственности.

Дать детям представление о гимне, как государственной символике страны.

Учить отличать гимн Российской Федерации от гимнов других стран.

Объяснить значение гимна, как главной песни страны.

- Беседы «История создания гимна РФ», «Зачем нам нужен гимн»;

- Прослушивание гимна РФ;

- Музыкально -дидактические игры: «Послушай и узнай», «Угадай – ка».

2 неделя:

«Флаг и герб Ханты – Мансийскиго автономного округа»

Дать детям представление о флаге ХМАО, как символике округа.

Дать детям представление о гербе ХМАО, как символике округа.

Учить отличать герб и флаг Ханты- Мансийского автономного округа от гербов других областей и округов.

- Беседы «Какие народы живут в России», «Флаг Ханты – Мансийскиго автономного округа»,«Герб Ханты – Мансийскиго автономного округа»;

- Просмотр фотоальбома «Гербы и флаги разных областей Российской Федерации».

- Дидактические игры: «Назови правильно», «Найди и опиши», «Раз, два, три – быстро отыщи».

«Флаг и герб г. Пыть - Ях»

Дать детям представление о флаге и гербе как символике города.

Учить отличать герб и флаг родного города от гербов других городов.

- Беседы «История создания города Пыть – Яха», «Как флаг и герб Пыть – Яха придумывали»;

- Просмотр фотоальбома «Гербы и флаги городов ХМАО».

- Аппликации «Флаг Пыть – Яха», «Герб Пыть – Яха»

- Дидактические игры: «Составь герб», «Узнай наш флаг (герб)».

Итоговое мероприятие:  Игра-викторина «Государственные символы России»

Подвести итог деятельности посредством игровой деятельности.

Привлечь родителей к организации данного мероприятия.

Закрепить представления детей о государственной символике РФ, округа, города.

Определить уровень освоения информации детьми.

 

Проект «Богатыри земли русской. Былины»

Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

Задачи:

  • формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;
  • оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре;
  • развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;
  • познакомить с произведениями живописи русских художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;
  • вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
  • обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны;
  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Срок реализации: 2 недели.

Вид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный.

Предполагаемый результат:

  • оформление выставки детских рисунков «Богатыри земли русской»;
  • викторина «Не перевелись богатыри на земле русской»;
  • детские рассказы о былинных богатырях;
  • альбомы детских работ на темы: «Кони богатырские», «Змей Горыныч», «Шлемы богатыря», «Щиты богатыря»;

Методы проекта:

  • Беседы
  • Чтение и прослушивание литературных произведений
  • Игры
  • Соревновательная деятельность
  • Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
  • Применение ИКТ во всех видах деятельности

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;
  • методические разработки,
  • взаимодействие со специалистами детского сада.

Актуальность проекта

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с    самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.    

«Модель трёх вопросов»:

Что вы знаете   о былинных богатырях?  

  • Были богатыри.
  • Они воевали с врагами

   Что бы вы хотели узнать?

  • Подвиги русских богатырей?
  • В какое время они жили?
  • С кем они сражались?
  • Кого защищали?
  • Какое оружие у них было?
  • Как стать богатырем?
  • Как называлась одежда и доспехи русских богатырей?
  • Чем отличаются богатыри от военнослужащих?

Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

  • Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).

План реализации проекта:

Компоненты (формы и методы работы)

Программное содержание

Чтение русских былин и сказок:

«Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»,«Про прекрасную Василису Микулишну» и др.

Познакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов).

Рассматривание репродукций картин:

В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян».

К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,

И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»

Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Познакомить с героями былин, их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании.

Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта.

Учить детей рассуждать и высказывать свое мнение.

Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Слушание фрагментов произведений:

А. Бородин «Богатырская симфония»,

М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов;

песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»

Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве со старинными народными инструментами, познакомить детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме.

Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской»

Развивать чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формировать гендерную и гражданскую принадлежность

Беседы:

 «Как наши предки защищали Русь от врагов»,«Былинные богатыри - славные защитники родной земли», «Богатырские доспехи», «Оружие богатырей», «Подвиги  русских  богатырей».

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Дидактические игры:

• «IV лишний»

• «Что нужно богатырю»

• «Угадай, о ком говорю»

• «Узнай по описанию»

• «Было, не было»

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.

Художественное творчество:

Рисование:

• «Богатыри земли русской»

• «Змей Горыныч»

• Раскраски по теме

Лепка:

• «Богатырский конь»

• «Змей Горыныч»

Аппликация:

• «Сторожевая башня»

• «Портрет богатыря»

Конструирование:

• «Старинный город»

• «Крепость»

Учить рисовать русского богатыря в доспехах.

Продолжать учить детей передавать несложные движения человек.

Учить изображать характерные особенности костюма – шлем, кольчуга.

Продолжать развивать продуктивную деятельность детей.

Активизировать детей на работу по созданию мини-музея (работы по рисованию, аппликации, лепке).

Оформление «Мини-Музея»:

•Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;

• панно «Русские богатыри»;

•рисунки детей, аппликации.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Итоговое мероприятие: викторина «Не перевелись богатыри на земле русской».

 

Роль родителей в реализации проекта: Изготовление доспехов и оружия. Изготовление книги о богатырях. Изготовление богатырского костюма на куклу - воспитателем. Изготовление атрибутов к играм.

Проект «Моя малая родина»

Маленькая Родина всё равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар

I. Актуальность

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести  материал  доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, развивая речь.

Дети с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе. Устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. В дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психологического развития ребенка.

II. Целевое назначение проекта

Целью проекта является воспитания достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, своего края.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

- наличие художественной литературы для детей, организация экскурсий, целевых прогулок, создание развивающей среды в группе;

- развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса; знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умение употреблять простые распространенные предложения;

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям;

- обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками, новыми понятиями и историческими данными о городе, речевое развитие;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями к речевому общению.

Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей «Б» группы.

Срок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2014г.

Тип проекта: творческий.

По продолжительности: краткосрочный

III. Ожидаемые результаты

1. Сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.

2. У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.

3. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.

4. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, экскурсиях по родному городу.

IV. Гипотеза

Если воспитатель будет заинтересованным руководителем процесса речевого развития, будет организовано специальное обучение родной речи через ознакомление с родным городом не только на специальных занятиях, но и в других видах деятельности, то у детей повысится интерес к родному городу, окружающей природе. Речь детей станет ярче, выразительнее, появится много новых слов, возрастет речевая активность в повседневных занятиях.

V. Методы проекта

- Наблюдение

- Рассматривание картин

- Беседы

- Встречи с интересными людьми

- Продуктивная деятельность детей

- Совместная работа детей и родителей

- Праздничные мероприятия

- Экскурсии в музеи, по городу

- Организованное обучение

- Аудиовизуальные средства

VI. Разработка проекта

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, видеоматериал.

3. Составить перспективный план мероприятий.

Деятельность воспитателя

- разработка конспектов занятий, проведение бесед, досугов;

- выявление уровня знаний детей;

- оформление выставок и информационных стендов с использованием фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературы;

- создание альбомов и папок о городе;

- проведение с детьми конкурса чтецов;

- изготовление хантыйской куклы Акань.

Деятельность детей

- участие в конкурсе чтецов;

- экскурсии;

- посещение музеев;

- конструирование, изобразительная деятельность детей.

Деятельность родителей

- участие в анкетировании;

- содействие педагогов в сборе информации, оформление стендов;

- беседы с детьми;

- экскурсии с детьми.

Этапы выполнения проекта

Формы организации

Совместная деятельность

1. «Городские здания» (социальные объекты)

2. «Мой родной город»

3. «Природные богатства Сибири»

4. «Почему у нашего города имя «Пыть-Ях»

5. «Пыть-Ях – город нефтяников»

Развитие речи

1. «Дома бывают разные»

2. «Заучивание стихотворения о Пыть-Яхе»

3. «Кто построил новый дом? »

Экскурсии, целевые прогулки

1. «Целевая прогулка по 5 микрорайону».

2. «Экскурсия в Краеведческий музей СОШ №5». Встреча с хранителем музея.

3. «Экскурсия в краеведческий городской музей «Эхо Югры»»

3. «Целевая прогулка «Уборка улиц от снега»

4. Целевая прогулка к памятникам героям Великой Отечественной войны (Стелла).

Продуктивная деятельность.  Аппликация

1. «Дом, в котором я живу»

2. Коллективная «Наш микрорайон – «Солнечный»»

3. Открытка к празднику «Новый год»

Лепка

1. «Мой двор»

2. «Ягоды и грибы нашего края»

3. «Мы гуляем на участке»

Рисование

1. «Многоэтажный дом»

2. «Праздничный город»

3. «Город вечером»

Конструирование

1. «Дома бывают разные»

2. «Детский сад – «Аленький цветочек»»

3. «Наш  5-ый микрорайон»

4. «Наш город Пыть-Ях»

5. «Мой двор»

Аудиовизуальные средства

1. Песни о Пыть-Яхе

2. Иллюстрации, фотографии о Пыть-Яхе, схема 5-го микрорайона

3. Праздники

Художественная литература

1. Загадки про городские здания, дома

2. Пословицы и поговорки о дружбе, доме

3. С. Баруздин «Кто построил этот дом»

4. Стихотворение В. Рябикина «Мой Пыть-Ях»

5. Стихотворение Е. Мустыгина «В таёжной глуши»

Праздники и развлечения

 1. Викторина «Знаешь ли ты свой город»

2. Развлечение «Нам на улицах не страшно (ПДД) »

3. Вечер загадок «Животные и растения родного края»

4. Развлечение «Югра – Родина моя»

Сюжетно - ролевые игры

 «Путешествие по городу на автобусе»

«Больница»

«Почта»

 «Нефтяники»

 «Семья»

Дидактические игры и упражнения

«Я живу на улице»

«Мой адрес … »

«Жилое - нежилое»

Детские игры

«Расскажи про свой город»

«Для чего предназначено это здание»

«Кем быть? »

Словесные  игры

«Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе)

 «Дострой дом»

 «У кого какой дом»

 «Скажи со словом «городской»»

 «Большой – маленький»

 «Один – много»

 «Скажи наоборот»

Взаимодействие с родителями

 1. Родительское собрание на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу»

2. Оформление стенда «Моя малая Родина»

3. Анкетирование

4. Консультация «Развитие речи ребенка 5-6 лет»

5. Составление альбома «Мы растём вместе с родным городом»

6. Конкурс рисунков «Я люблю Югру»

Беседы

 «День города»

«Улицы родного города»

«Кем работают наши родители? »

 «Кто живёт в тайге? »

 «На дорогах города»

 «Почему наш округ называется Ханты-Мансийским? »

Литература

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Материалы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Внеобразовательная деятельность: педагогический проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Кадет- звучит гордо!»

Цель и задачи проектаЦель :формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи проекта:...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....