Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет "Юные кадеты"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка детский сад «Аленький цветочек»
Проект
по нравственно – патриотическому воспитанию
детей 6–7 лет
«Юные кадеты»
Составители:
Гаин Инна Викторовна
Юшко Нэлле Евгеньевна
Иванова Светлана Анатольевна
Горынина Лариса Владимировна
г. Пыть-Ях, 2016 г
Актуальность.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Наименование проекта - «Юные кадеты» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек», нравственно-патриотической направленности. Интеграция образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта. Тематический, познавательно-исследовательский.
Срок проекта. Долгосрочный.
Идея создания дошкольных групп юных кадет в нашем городе возникла неслучайно: патриотическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждения города. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент-патриотизм, — сказал Владимир Путин - От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного эффективного государства».
Кадетскими классами в школах никого не удивишь. А вот группы юных кадет в детском саду — это инновация. Во всяком случае, в нашем городе. Скажете рановато? Мы тоже так думали, пока не увидели, как сияют лица детишек, задорно марширующих, поющих патриотические песни, участвующих с азартом в спортивных состязаниях. В рамках проекта идёт работа по ознакомлению с правилами этикета, воспитание уважения к профессии военного, воспитание толерантность, чувства уважения к другим народам и их традициям, развитие чувства гордости за достижения страны. Дошкольники знакомятся с традициями кадетского движения нашей страны. Группы кадетов создаются на базе подготовительных к школе групп, из тех ребят, которые в будущем желают обучаться в кадетских классах. Это является значимым аспектом преемственности дошкольного и начального образования.
Тесное сотрудничество с МБОУ СОШ № 5, общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, пожелания огромного количества родителей воспитанников укрепили нас в идее открытия двух подготовительных групп юных кадет. Мы благодарны нашим сотрудникам – родителям, которые поддержали нас во всех начинаниях. Наш педагогический коллектив готов их реализовать, чтобы из наших мальчиков и девочек получились - сильные, умные, внимательные и самодостаточные личности. Мы уверены, что это начинание даст замечательные плоды.
Миссия проекта «Юные кадеты» - наполнить содержание воспитательной деятельности в детском саду гражданскими ценностями и патриотическими переживаниями, обогатить социальный опыт воспитанников инициативами, полезными для сада, семьи, города, округа. Проект призван воспитывать чувство патриотизма у дошколят, которое представлено как единство трех сфер: когнитивной, предполагающей наличие знаний об истории и культуре своего Отечества; эмоционально–чувственной, включающей интересы, потребности, общественно–значимые мотивы; и поведенческой, проявляющейся в разнообразных способах деятельности, отражающих отношение человека к своему Отечеству.
Так же миссия проекта заключается в том, чтобы создать все условия для активного участия в процессе формирования интеллектуального потенциала гражданина России, его духовного возрождения, превращение детского сада в связующее звено настоящего с будущим. Пусть современный детский сад будет РОДНИКОМ ИСТОКОВ: Знаний, Истины, Добра, Красоты, Высокой Культуры, Народных традиций, Садом Любви и Лада.
Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей с историей, символикой, достопримечательностями, промышленными объектами, экологической ситуацией в городе и стране.
2. Расширять представления детей о Российской Армии, ее функциях, военных профессиях; показывать их общественную значимость.
3. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Развивающие:
1. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военной тематики, обогащать речь детей.
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать эрудицию, интеллект, творческую активность.
3. Формировать умение работать в группах, совместно с друзьями, педагогами, родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Воспитывающие:
1. Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине, воспитывать будущих патриотов Отечества;
2. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
3. Расширять сети социального партнёрства.
Виды работ.
Реализации проекта предшествовали следующие виды работ: управленческая деятельность, методическое обеспечение, создание предметно-пространственной развивающей среды, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, организация работы с родителями, организация работы с педагогами дополнительного образования, промежуточный анализ результатов. В работе с детьми были использованы так же познавательная, личностно-ориентированная, ценностно-ориентированная, практико-ориентированная и общественная деятельности. Эти направления были реализованы в непосредственно образовательной деятельность, кружковой работе, квестах, беседах, викторинах, на праздниках, и развлечениях. Были оформлены выставки, мини музеи, организованы экскурсии. Реализация всех видов работ с детьми проводилась в игровой форме.
Участники проекта
- Воспитанники подготовительных групп муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребёнка – детского сада «Аленький цветочек».
- Директор МДОАУ црр – д/сад «Аленький цветочек» Цыс Людмила Ивановна, заместитель директора по методической работе Юшко Нэлла Евгеньевна, воспитатели подготовительной «Б» группы Гаин Инна Викторовна, Безголосная Ксения Сергеевна; подготовительной «В» группы Иванова Светлана Анатольевна, Горынина Лариса Владимировна, младшие воспитатели Загорулько Тамара Васильевна, Кириллова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель Миселимян Елена Степановна, руководитель физического воспитания Дружинин Антон Юрьевич, педагог-психолог Лихенко Наталья Владимировна.
- Родители воспитанников.
Руководители проекта
- Юшко Нэлла Евгеньевна, Гаин Инна Викторовна, Дружинин Антон Юрьевич.
Средства реализации программы: проектная деятельность.
Этапы реализации
Проект рассчитан на полтора года: с января 2016 по май 2017 года. Он включает в себя 5 этапов и состоит из подпроектов, которые позволяют группировать связанные между собой темы и виды деятельности в рамках одного основного проекта. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
ПОИСКОВЫЙ (январь-февраль-март) |
- Определение тематического поля и темы проекта. - Опрос родителей. - Поиск и определение проблемы. - Постановка цели проекта. АНАЛИТИЧЕСКИЙ (апрель-май-август) - Анализ имеющейся информации. - Поиск информационных лакун (пробелов). - Сбор и изучение информации. - Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. - Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта. - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. - Анализ ресурсов. ПРАКТИЧЕСКИЙ (сентябрь-апрель) - Проведение цикла познавательных занятий, на темам: «Правила этикет», «Геральдика России, ХМАО, г.Пыть–Ях», «Моя малая Родина», «Богатыри земли русской. Былины», «Отчизны верные сыны», «Армия вчера, сегодня, завтра», «Военные профессии» «Вечный песенный огонь» «Памятники России» «Города – герои» «Награды России» «Русский военный костюм» - Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе». - Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Памятники России». - Выставка «Моя Югра – моя планета», «Профессии нашего города», (совместно с родителями), «Мой папа – защитник». - Лепка, аппликация: «Животные и птицы Югорского края», «Богатырское оружие», «Русский народный костюм». - Экскурсии к обелиску Славы. - Разучивание стихов песен о Родине, Югре, Пыть-Яхе. - Викторина «Награды России», «Памятники России», «Геральдика России, ХМАО – Югры, города Пыть-Ях. - Праздники «Таланты Югры», Посвящение в младшие кадеты», «Мама – муза моя», «Моя Югра», «Праздник воинской Славы», «День Победы». - Развлечения «Осень золотая», «День воспитателя», «Масленица», «Спортивные праздники», «День Земли», «День коспонавтики». - Оформление уголка в русских традициях. - Текущий контроль качества. - Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ (1-3 недели май) - Подготовка презентационных материалов. - Презентация проекта. - Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). КОНТРОЛЬНЫЙ (4 неделя мая, 1 неделя июня) - Анализ результатов выполнения проекта. - Оценка качества выполнения проекта. |
Тематическое планирование проектной деятельности
Дата реализации | Название проекта | Задачи проекта |
1-09 сентября | Мониторинг воспитанников и родителей | Определить направление для усиления образовательно-воспитательной деятельности, наполнение ее новым содержанием |
12-30 сентября | «Правила этикет» | Формировать нормы нравственного отношения к миру, людям, самим себе. развивать навыки культурного поведения в повседневной жизни. |
1 - 15 октября | «Геральдика России, ХМАО-Югра, г.Пыть–Ях» | Обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России, своей малой Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России, округа, города. |
16 - 31 октября | «Моя малая Родина» | Развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям. |
1 - 15 ноября | «Богатыри земли русской. Былины» | Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей. |
15 ноября - 15 декабря | «Отчизны верные сыны» | Дать представление о важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России/ |
10 - 31 января | «Армия вчера, сегодня, завтра» | Познакомить с историей Российской Армии и ее ролью в современном обществе. |
1 - 28 февраля | «Военные профессии» (по родам войск) | Знакомство с военными профессиями; показывать их общественную значимость. |
1- 31 марта | «Вечный песенный огонь» | Помочь осознать значение песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны. |
1 - 15 апреля | «Памятники России» | Расширять и углублять представления детей о памятниках воинской славы городов России. |
16- 30 апреля | «Города – герои» | Формировать представление о героической истории Городов-героев. |
1- 15 мая | «Награды России» | Познакомить с воинскими наградами: орденами и медалями. |
16 - 31 мая | «Русский военный костюм» | Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре, особенностям традиций русского военного костюма. |
1-9 июня | Мониторинг | Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. |
Нормативное обеспечение
Конституция Российской Федерации;
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493;
Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»;
Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9.10.2013г. №413-п;
Указ Президента РФ от 5.01.2016 г. N 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии";
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском округе - Югре на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9.10.2013г. №429-п;
Положение о группах юных кадет;
Проект «Юные кадеты»;
Рабочая учебная программа групп юных кадет;
План дополнительного образования в группе юных кадет.
Ожидаемые результаты
- Общественное признание кадетской группы как модели реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Расширение социальных связей кадетской группы детского сада с кадетскими классами школ города, другими учреждениями образования и культуры.
- Повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных), проектных и модульных методов обучения, обеспечивающих готовность воспитанников кадетской группы к обучению в кадетской школе.
- Социальная активность педагогов и воспитанников кадетской группы (участие в различных конкурсах и социальных проектах).
- Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг в кадетской группе.
- Повышение рейтинга детского сада средствами трансляции педагогического опыта в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы:
Различает и называет геральдику России, ХМАО, г. Пыть - яха
Различает и называет былинных героев
Различает и называет военачальников прошлого и настоящего времени
Различает и называет рода войск
Различает и называет военные профессии
Различает и называет памятники России
Различает и называет города – герои
Различает и называет награды Российской Федерации
Критерии уровня знаний детей:
3 балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно;
2 балла – отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого;
1 балл – затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами.
высокий уровень – 19 - 24 балла;
средний уровень – 13 - 18 баллов;
низкий уровень – 10 - 12 балл
Сильные стороны:
1. Сформирована творческая группа педагогов, реализующих проект;
2. Успешно реализуется программы “От рождения до школы ” авторы Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильевна и парциальных программы - «Ладушки», «Ритмическая мозаика», «Юный эколог», рабочая программа «Шахматы в детском саду», рабочая программа «Система интенсивного развития способностей», рабочая программа «Технопарк», «Конструирование», рабочая программа «Английский язык и дошкольник»;
3. Обобщен педагогический опыт по физическому, речевому и познавательному развитию;
4. Усовершенствуется педагогами умение использовать мультимедийные информационные ресурсы;
5. Саморазвитие педагогов; участие и победы во всероссийских, окружных и городских конкурсах;
6. Создание совместно с родителями музея в Славы в детском саду;
7. Создание мини музеев в каждой группе юных кадет;
8. Повышенная заинтересованность историей своей страны, гордость за Россиею;
9. Более глубокое ознакомление с историей родного города, обогащение представлений о работе нефтяников;
10. Подробное ознакомление с символикой Российской Федерации, её значении, углубление знания о столице России Москве, столице округа Ханты-Мансийске, памятниках культуры;
11. Повышена мотивация дошкольников к занятиям спортом.
12.Совместно с родителями расширена предметно-пространственная развивающая среда групп.
Слабые стороны:
- Недостаточное наличие методической базы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников;
- Недостаточен уровень современного всеобуча родителей;
- Отсутствие материалов по краеведению в доступной для дошкольников литературе. Отсутствие книг по истории города.
Элементы риска.
- Массовое использование преимущественно внешних атрибутов кадетского движения в общеобразовательных организациях.
- Пока не достигнуто должное единство и скоординированность действий в кадетском сообществе, в результате чего недооценена роль групп юных кадет в дошкольных учреждениях.
Литература
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы Интернет.
Перспективное планирование проектной деятельности
Дата реализации | Название проекта | Цель проекта |
1-16 сентября | Мониторинг воспитанников и родителей | Определить направление для усиления образовательно-воспитательной деятельности, наполнение ее новым содержанием |
19-30 сентября | «Этикет прокадета» | Осваивать норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. |
1 - 15 октября | «Геральдика России, ХМАО, г.Пыть–Ях» | Обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России, своей малой Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России, округа, города. |
16 - 31 октября | «Моя малая Родина» | Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям. |
1 - 15 ноября | «Богатыри земли русской. Былины» | Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей. |
15 ноября - 15 декабря | «Отчизны верные сыны» | Познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России/ |
10 - 31 января | «Армия вчера, сегодня, завтра» | Познакомить с историей Российской Армии и ее ролью в современном обществе. |
1 - 28 февраля | «Военные профессии» (по родам войск) | Знакомство с военными профессиями; показывать их общественную значимость. |
1- 31 марта | «Вечный песенный огонь» | Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны. |
1 - 15 апреля | «Памятники России» | Расширять и углублять представления детей о памятниках городов России. |
16- 30 апреля | «Города – герои» | Формировать представление о героической истории Городов-героев. |
1- 15 мая | «Награды России» | Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с орденами и медалями России. |
16 - 31 мая | «Русский военный костюм» | Воспитание у детей интереса к русской национальной культуре, особенностям традиций русского военного костюма. |
1-9 июня | Мониторинг | Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. |
Проект «Символика и геральдика России, ХМАО, г. Пыть – Ях»
Цель проекта: обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о России, своей малой Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России, округа, города.
Задачи:
- Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.
- Формирование элементарных представлений об истории происхождения и символическом значении цветов флага нашей России
- Воспитывать детей в духе патриотизма, прививать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, свой округ.
- Возложить фундамент для дальнейшего патриотического воспитания детей посредством ознакомления с историей России, геральдикой и символикой страны, округа, города.
- Способствовать развитию любознательности, как личностного качества.
- Привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Срок реализации: 2 недели
Вид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный
Предполагаемый результат:
- Сформирован устойчивый интерес к символике страны, округа, города.
- Узнают и отличают символы России среди символов других стран.
- Имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
- Заложены основы уважения к символике и геральдике страны, округа, города.
Методы проекта:
- Беседы
- Чтение и прослушивание литературных произведений
- Игры
- Соревновательная деятельность
- Деловая игра
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
- Применение ИКТ во всех видах деятельности
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- взаимодействие со специалистами детского сада.
Актуальность проекта
«Патриотизм — это нравственная категория,
которая ставит личность на более высокий
уровень существования…»
В.А. Сухомлинский
Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому педагогическое наследие талантливого педагога является актуальным для решения проблем патриотического воспитания в наши дни.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
План реализации проекта:
Временной период | Программное содержание | Компоненты (формы и методы работы) |
1-я неделя: «Флаг Российской Федерации» | Развивать в детях чувство гражданственности. Дать детям представление о флаге, как государственной символике страны. Учить отличать флаг Российской Федерации от других флагов. Объяснить обозначение цветов флага. | - Беседы «С чего начинается Родина?», «Флаг России», «История создания флага РФ»; -Просмотр фотоальбома «Флаги мира»; - Аппликация «Флаг России»; - Дидактические игры: «Опиши флаг России», «Выбери правильно», «Символика цветов» |
«Герб Российской Федерации» | Продолжать развивать в детях чувство гражданственности. Дать детям представление о гербе, как государственной символике страны. Учить отличать герб Российской Федерации от гербов других стран. Объяснить обозначение цветов и составляющих частей герба. | - Беседа «Герб России»; - Просмотр фотоальбома «Гербы мира»; - Дидактические игры: «Опиши по памяти», «Найди герб России», «Узнай наш герб»,«Из чего состоит герб». |
«Гимн Российской Федерации» | Закрепить в детях чувство гражданственности. Дать детям представление о гимне, как государственной символике страны. Учить отличать гимн Российской Федерации от гимнов других стран. Объяснить значение гимна, как главной песни страны. | - Беседы «История создания гимна РФ», «Зачем нам нужен гимн»; - Прослушивание гимна РФ; - Музыкально -дидактические игры: «Послушай и узнай», «Угадай – ка». |
2 неделя: «Флаг и герб Ханты – Мансийскиго автономного округа» | Дать детям представление о флаге ХМАО, как символике округа. Дать детям представление о гербе ХМАО, как символике округа. Учить отличать герб и флаг Ханты- Мансийского автономного округа от гербов других областей и округов. | - Беседы «Какие народы живут в России», «Флаг Ханты – Мансийскиго автономного округа»,«Герб Ханты – Мансийскиго автономного округа»; - Просмотр фотоальбома «Гербы и флаги разных областей Российской Федерации». - Дидактические игры: «Назови правильно», «Найди и опиши», «Раз, два, три – быстро отыщи». |
«Флаг и герб г. Пыть - Ях» | Дать детям представление о флаге и гербе как символике города. Учить отличать герб и флаг родного города от гербов других городов. | - Беседы «История создания города Пыть – Яха», «Как флаг и герб Пыть – Яха придумывали»; - Просмотр фотоальбома «Гербы и флаги городов ХМАО». - Аппликации «Флаг Пыть – Яха», «Герб Пыть – Яха» - Дидактические игры: «Составь герб», «Узнай наш флаг (герб)». |
Итоговое мероприятие: Игра-викторина «Государственные символы России» | Подвести итог деятельности посредством игровой деятельности. Привлечь родителей к организации данного мероприятия. Закрепить представления детей о государственной символике РФ, округа, города. Определить уровень освоения информации детьми. |
Проект «Богатыри земли русской. Былины»
Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи:
- формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;
- оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре;
- развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;
- познакомить с произведениями живописи русских художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;
- вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
- обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
- привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Срок реализации: 2 недели.
Вид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный.
Предполагаемый результат:
- оформление выставки детских рисунков «Богатыри земли русской»;
- викторина «Не перевелись богатыри на земле русской»;
- детские рассказы о былинных богатырях;
- альбомы детских работ на темы: «Кони богатырские», «Змей Горыныч», «Шлемы богатыря», «Щиты богатыря»;
Методы проекта:
- Беседы
- Чтение и прослушивание литературных произведений
- Игры
- Соревновательная деятельность
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
- Применение ИКТ во всех видах деятельности
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- взаимодействие со специалистами детского сада.
Актуальность проекта
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
«Модель трёх вопросов»:
Что вы знаете о былинных богатырях?
- Были богатыри.
- Они воевали с врагами
Что бы вы хотели узнать?
- Подвиги русских богатырей?
- В какое время они жили?
- С кем они сражались?
- Кого защищали?
- Какое оружие у них было?
- Как стать богатырем?
- Как называлась одежда и доспехи русских богатырей?
- Чем отличаются богатыри от военнослужащих?
Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?
- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).
План реализации проекта:
Компоненты (формы и методы работы) | Программное содержание |
Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»,«Про прекрасную Василису Микулишну» и др. | Познакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). |
Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец» | Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Познакомить с героями былин, их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта. Учить детей рассуждать и высказывать свое мнение. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения. |
Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила» | Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве со старинными народными инструментами, познакомить детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме. |
Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской» | Развивать чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формировать гендерную и гражданскую принадлежность |
Беседы: «Как наши предки защищали Русь от врагов»,«Былинные богатыри - славные защитники родной земли», «Богатырские доспехи», «Оружие богатырей», «Подвиги русских богатырей». | Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. |
Дидактические игры: • «IV лишний» • «Что нужно богатырю» • «Угадай, о ком говорю» • «Узнай по описанию» • «Было, не было» | Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России. |
Художественное творчество: Рисование: • «Богатыри земли русской» • «Змей Горыныч» • Раскраски по теме Лепка: • «Богатырский конь» • «Змей Горыныч» Аппликация: • «Сторожевая башня» • «Портрет богатыря» Конструирование: • «Старинный город» • «Крепость» | Учить рисовать русского богатыря в доспехах. Продолжать учить детей передавать несложные движения человек. Учить изображать характерные особенности костюма – шлем, кольчуга. Продолжать развивать продуктивную деятельность детей. Активизировать детей на работу по созданию мини-музея (работы по рисованию, аппликации, лепке). |
Оформление «Мини-Музея»: •Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы; • панно «Русские богатыри»; •рисунки детей, аппликации. | Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. |
Итоговое мероприятие: викторина «Не перевелись богатыри на земле русской». |
Роль родителей в реализации проекта: Изготовление доспехов и оружия. Изготовление книги о богатырях. Изготовление богатырского костюма на куклу - воспитателем. Изготовление атрибутов к играм.
Проект «Моя малая родина»
Маленькая Родина всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
I. Актуальность
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, развивая речь.
Дети с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе. Устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. В дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психологического развития ребенка.
II. Целевое назначение проекта
Целью проекта является воспитания достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, своего края.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
- наличие художественной литературы для детей, организация экскурсий, целевых прогулок, создание развивающей среды в группе;
- развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса; знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умение употреблять простые распространенные предложения;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, традициям;
- обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками, новыми понятиями и историческими данными о городе, речевое развитие;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями к речевому общению.
Участники проекта: дети, родители и педагоги старшей «Б» группы.
Срок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2014г.
Тип проекта: творческий.
По продолжительности: краткосрочный
III. Ожидаемые результаты
1. Сознательное отношение к культурным и природным ценностям родного края, как составляющей нашей Родины.
2. У детей повысится познавательный интерес к родному городу, его истории, жизни.
3. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
4. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, экскурсиях по родному городу.
IV. Гипотеза
Если воспитатель будет заинтересованным руководителем процесса речевого развития, будет организовано специальное обучение родной речи через ознакомление с родным городом не только на специальных занятиях, но и в других видах деятельности, то у детей повысится интерес к родному городу, окружающей природе. Речь детей станет ярче, выразительнее, появится много новых слов, возрастет речевая активность в повседневных занятиях.
V. Методы проекта
- Наблюдение
- Рассматривание картин
- Беседы
- Встречи с интересными людьми
- Продуктивная деятельность детей
- Совместная работа детей и родителей
- Праздничные мероприятия
- Экскурсии в музеи, по городу
- Организованное обучение
- Аудиовизуальные средства
VI. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, видеоматериал.
3. Составить перспективный план мероприятий.
Деятельность воспитателя
- разработка конспектов занятий, проведение бесед, досугов;
- выявление уровня знаний детей;
- оформление выставок и информационных стендов с использованием фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературы;
- создание альбомов и папок о городе;
- проведение с детьми конкурса чтецов;
- изготовление хантыйской куклы Акань.
Деятельность детей
- участие в конкурсе чтецов;
- экскурсии;
- посещение музеев;
- конструирование, изобразительная деятельность детей.
Деятельность родителей
- участие в анкетировании;
- содействие педагогов в сборе информации, оформление стендов;
- беседы с детьми;
- экскурсии с детьми.
Этапы выполнения проекта
Формы организации
Совместная деятельность
1. «Городские здания» (социальные объекты)
2. «Мой родной город»
3. «Природные богатства Сибири»
4. «Почему у нашего города имя «Пыть-Ях»
5. «Пыть-Ях – город нефтяников»
Развитие речи
1. «Дома бывают разные»
2. «Заучивание стихотворения о Пыть-Яхе»
3. «Кто построил новый дом? »
Экскурсии, целевые прогулки
1. «Целевая прогулка по 5 микрорайону».
2. «Экскурсия в Краеведческий музей СОШ №5». Встреча с хранителем музея.
3. «Экскурсия в краеведческий городской музей «Эхо Югры»»
3. «Целевая прогулка «Уборка улиц от снега»
4. Целевая прогулка к памятникам героям Великой Отечественной войны (Стелла).
Продуктивная деятельность. Аппликация
1. «Дом, в котором я живу»
2. Коллективная «Наш микрорайон – «Солнечный»»
3. Открытка к празднику «Новый год»
Лепка
1. «Мой двор»
2. «Ягоды и грибы нашего края»
3. «Мы гуляем на участке»
Рисование
1. «Многоэтажный дом»
2. «Праздничный город»
3. «Город вечером»
Конструирование
1. «Дома бывают разные»
2. «Детский сад – «Аленький цветочек»»
3. «Наш 5-ый микрорайон»
4. «Наш город Пыть-Ях»
5. «Мой двор»
Аудиовизуальные средства
1. Песни о Пыть-Яхе
2. Иллюстрации, фотографии о Пыть-Яхе, схема 5-го микрорайона
3. Праздники
Художественная литература
1. Загадки про городские здания, дома
2. Пословицы и поговорки о дружбе, доме
3. С. Баруздин «Кто построил этот дом»
4. Стихотворение В. Рябикина «Мой Пыть-Ях»
5. Стихотворение Е. Мустыгина «В таёжной глуши»
Праздники и развлечения
1. Викторина «Знаешь ли ты свой город»
2. Развлечение «Нам на улицах не страшно (ПДД) »
3. Вечер загадок «Животные и растения родного края»
4. Развлечение «Югра – Родина моя»
Сюжетно - ролевые игры
«Путешествие по городу на автобусе»
«Больница»
«Почта»
«Нефтяники»
«Семья»
Дидактические игры и упражнения
«Я живу на улице»
«Мой адрес … »
«Жилое - нежилое»
Детские игры
«Расскажи про свой город»
«Для чего предназначено это здание»
«Кем быть? »
Словесные игры
«Я начну, а ты продолжи (правильное поведение в городе)
«Дострой дом»
«У кого какой дом»
«Скажи со словом «городской»»
«Большой – маленький»
«Один – много»
«Скажи наоборот»
Взаимодействие с родителями
1. Родительское собрание на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу»
2. Оформление стенда «Моя малая Родина»
3. Анкетирование
4. Консультация «Развитие речи ребенка 5-6 лет»
5. Составление альбома «Мы растём вместе с родным городом»
6. Конкурс рисунков «Я люблю Югру»
Беседы
«День города»
«Улицы родного города»
«Кем работают наши родители? »
«Кто живёт в тайге? »
«На дорогах города»
«Почему наш округ называется Ханты-Мансийским? »
Литература
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (группа детей 5-6 лет) по теме: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Внеобразовательная деятельность: педагогический проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Кадет- звучит гордо!»
Цель и задачи проектаЦель :формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи проекта:...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....