Организация взаимодействия учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения с современными родителями в условиях цифровизации образования.
статья по логопедии
Организация взаимодействия учителя -логопеда с родитетлями в условиях цифрофизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения с современными родителями в условиях цифровизации образования.
Автор: Костенкова В.А.,
учитель-логопед МБДОУ д/сс№2 г. Ставрополь
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Сегодня проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми, а чаще всего финансовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Отсутствие живого общения, это катастрофа подрастающего поколения. Поэтому в последние годы резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. Доля детей с речевыми дефектами различной степени тяжести в массовых группах ДОУ составляет около 65 %. Это статистика соответствует общероссийским показателям (О. В. Бачина, В. А. Калягин, О. А. Степанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.). Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя — логопеда.
Известно, что успех коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников.
Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции. Бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р. Работа же учителя-логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука. Поэтому одной из задач в работе учителя-логопеда является организация помощи родителям при решении проблем речевого развития детей.
Каждый ребенок, имеющий те или иные нарушения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» своих сверстников, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при оказании квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. Необходима разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.
Современные изменения, которые произошли в системе дошкольного образования, отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями и в технологии взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) .
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ввел федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Во ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. В стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход (использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста детей и так далее), учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих тяжелые нарушения речи, в настоящее время является очень актуальной. Актуальность заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка - логопата.
Многие, из родителей часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической работы. Для организации коррекционно-логопедической работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми им приходиться сталкиваться. Например, в психологии еще не до конца сформировалось представление о роли родителей в этом процессе, их психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Как правило, чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Сотрудничество педагогов, родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости — важнейшая проблема современной образовательной ситуации.
В основе современного взгляда на взаимодействие с семьей заложен приоритет семейного воспитания. Новизна этих отношений выражается в мотивации, сотрудничестве, взаимодействии. Необходимо обновить и систематизировать эффективные подходы, формы, принципы с учетом изменившейся ситуации. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
В настоящее время имеется большое количество изданий, связанных с вопросами семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи. Часть из них хорошо зарекомендовала себя в течение длительного времени, некоторые источники не так известны, хотя представленный в них материал может эффективно использоваться логопедами, педагогами ДОУ и школ при организации взаимодействия с семьей. Содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется под влиянием экономических, социокультурных и др. трансформаций в обществе. Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании. К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся формирование у них мотивации к коррекционной работе с детьми, разъяснения, как правильно развивать речь детей, поддерживать и закреплять речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях в дошкольных учреждениях. Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы — индивидуальные беседы, сбор анамнестических данных, анкетирование, заочные консультации, выступление на родительских собраниях, организация библиотеки для родителей, открытые логопедические занятия; а также и современные — фотосессии, индивидуальный видео-журнал ребенка, выпуск газет для родителей и детей с видео приложением, оформление шпаргалок и буклетов для родителей, страничка логопеда на сайте ДОУ. Применение традиционных и новых с привлечением инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике, и получают положительные отзывы. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие окажет влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка. Учителю-логопеду в современном детском саду необходимо обладать собственными профессионально компетентными представлениями о содержании различных видов помощи родителям, а также о формах, методах ее оказания, всесторонне изучать семью, отслеживать результаты и вносить необходимые изменения. При всем разнообразии форм проведения работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия. Активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в коррекционо-образовательный процесс помогают решить важную проблему успешной интеграции и социализации нестандартного ребенка в обществе.
Оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.
Ребенка мотивирует к его деятельности и вырабатывает у него желание заниматься с логопедом поощрение его успехов и положительное отношение родителей к занятиям.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) имеют свою эффективность, но не всегда позволяют им стать полноценными участниками обучающего процесса. Поэтому в действие, на современном этапе развития дошкольного образования, вступают информационные технологии и электронные образовательные ресурсы. При этом мультимедийные интерактивные проекты становятся одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня наполняются новым содержанием:
Принцип научности — помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Однако, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому необходимо быть особо внимательным при отборе материала.
Принцип активности ребенка - в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип систематичности и последовательности обучения - состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип доступности - диктует такой отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывали специфику детей с нарушениями речи.
Принцип наглядности - Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Реализация образовательных, развивающих задач с использованием ИКТ технологий предусматривает следующие формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность. Ориентиры: звуковые (музыкальный репертуар, восприятие художественного слова, логоритмические упражнения), зрительные (демонстрация иллюстраций) и комбинированные (сочетание звуковых и зрительных). Наглядные методы: демонстрация наглядного материала, показ фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентации, видеофильмы.
Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, SMARTTABLE, Microsoft Office (PowerPoint), использование ЭОР
Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми
Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, использование ЭОР.
Совместная деятельность с семьей
Размещение информации: консультации, отчеты, фрагменты образовательной деятельности и т. п. на сайте ДОУ. Организация обратной связи: интерактивные опросы, обратная связь на сайте. Использование ИКТ технологий на совместных мероприятиях для демонстрации опыта работы, фото, видео материалов, информации (родительский клуб, мастер-класс, родительское собрание).
В дошкольном учреждении используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:
– ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
– учебные электронные издания на CD, приобретаемые педагогами для комплектации медиатек.
– ресурсы, разработанные педагогами.
Таким образом, для эффективного взаимодействия учителя-логопеда с современными родителями, необходимо создавать и насыщать цифровую информационную среду, создавать и накапливать тот багаж медиа-продуктов, который необходим в воспитательно-образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
организация работы с семьей в образовательном учреждении...
Особенности и пути конструктивного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
презентация...
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....