Рабочая программа дополнительного образования по экономическому воспитанию.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Рябова Людмила Александровна

Программа дополнительного образования предлагается для детей старшего дошкольного возраста , направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Рабочая программа дополнительного образования

по экономическому воспитанию:

Актуальность программы.
       Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации  его в происходящих экономических явлениях, жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. У детей формируются деловые качества личности, что обеспечивает  необходимость преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца.
             Раннее разумное экономическое воспитание  является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже дошкольник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически - рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Новизна программы.

В процессе экономического воспитания дети дошкольного возраста получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Дети начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Цель программы:

Способствовать развитию реального экономического мышления, формирование познавательного интереса к экономическим знаниям.

Задачи программы:

Образовательная – формировать у детей знания об экономическом воспитании и развитии.

Развивающая – развивать логическое мышление. Научить систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Творческая – учить вносить элементы творчества – театральная деятельность, изодеятельность.

Воспитательная -  воспитывать любовь к математике, привлекать родителей к диалогу по программе по экономическому развитию дошкольников.

Форма: игра

Время проведения деятельности: вторая половина дня по расписанию ДОУ.

Продолжительность деятельности: 1 раз в неделю.

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Условия реализации образовательной программы -

Программа разработана на два года,  предназначена для детей старшего дошкольного возраста (для детей 5-7 лет).

Формы организации деятельности детей - групповая;

Основные формы работы с детьми:

  • Игра;
  • Развлечения и вечера досуга;
  • Диагностирование, анкетирование детей;
  • Беседы с детьми;
  • Оснащение предметно-развивающей среды;
  • Прогулки,  экскурсии;
  • Театрализация математических сказок;
  • Логические и арифметические задачи;
  • Чтение художественной литературы;
  • Выставка рисунков.

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:

1. Словесные методы обучения:

устное изложение;

беседа;

2. Наглядные методы обучения:

показ видеоматериалов, иллюстраций;

показ, исполнение педагогом;

наблюдение;

и др.

3 Практические методы обучения

Экскурсии, прогулки  и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

2. Репродуктивные методы обучения.

        В средней группе – знакомим детей  с профессиями через проектную деятельность.

        В старшей группе – происходит изучение  4-х экономических категорий:

- потребности;

- труд;

- товар;

- деньги.

       В подготовительной к школе  группе – идёт процесс усвоения 8-ми экономических категорий:

- экономика;

- потребности;

- труд (профессии);

- бартер;

- выгода и убыток;

- деньги;

- реклама;

- бизнес и капитал.

Задачи раздела «Деньги»:

• уточнение и формирование представлений детей о деньгах (бумажные и металлические, валюта);

• воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи);

• уточнение понятия рекламы как неотъемлемой части современного мира, как двигателя торговли.

Задачи раздела «Потребности и возможности»:

• в формировании у детей представлений о разнообразии потребностей и ограниченности возможностей их удовлетворения;

• в формировании представлений о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) и духовных (общение, дружба, любовь, забота) благах;

• в воспитании умения делать выбор из постоянно возникающих возможностей.

Задачи раздела «Бюджет семьи. Доходы и расходы»:

• формирования у детей представлений о бюджете семьи, источниках доходов, расходах;

• формирования и развития представлений о банке и необходимости делать накопления;

• формирования бережного отношения к вещам как продуктам человеческой деятельности;

• развития представлений о таких нравственных качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность;

• формирования адекватного отношения к богатству и богатым людям, уважения к людям, занимающимся благотворительностью и спонсорством.

Задачи раздела «Труд. Профессии»:

• формирование у детей понимания того, что каждая вещь, окружающая нас, — это результат труда людей;

• воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают

Основные направления экономического образования:

- ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание  и оценка окружающего предметного мира),

-трудовое воспитание (работа, ее результат, индивидуальный труд, цена, стоимость и главное – уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги и др.);

- игровая деятельность (закрепление знаний о жизни людей, их труде);


- воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка);

- формирование навыков разумного поведения и потребностей адекватных жизненных ситуаций  (ребенок просит купить слишком дорогую вещь, надо немножко подождать).

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

  1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Критерии и формы оценки качества знаний:

диагностика, итоговые занятия.

Уровни знаний детей.

Высокий. Ребенок знает профессии людей, правильно называет и верно объясняет их назначение. Ребенок выделяет основные трудовые процессы, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний. Ребенок называет профессии людей, объясняет их назначение. Называет основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы, но допускает при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий. Ребенок испытывает затруднения в названии профессий людей, в назывании трудовых процессов и орудий труда. Часто ошибается, не может объяснить их назначение. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Методическое обеспечение программы.

Игрушка «Гном Эконом»;

Уголок для родителей: «Знакомьтесь: экономическая программа для дошкольников»;

Настольные игры: Лото «Кем быть», развивающие игры «Профессии», Лото «Профессии», «Знаю все профессии», «Расскажи про свой город», «Что из чего сделано», «Все профессии важны», «Ай, да ярмарка».

Наглядные пособия:

обучающие карточки: «Профессии», «Мой город», «Мой дом», «Одежда», «Бытовая техника».

 Альбом «Все работы хороши - выбирай на вкус», Д/и: «Кто что производит», «Кому что нужно для работы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Рабочая программа дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию «Росинка»

Рабочая программа                          по нравственно-патриотическому в...

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир"

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир" включает работу с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования  для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по экономическому воспитанию «Дошкольник и финансы» для детей 4–7 лет

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Дошкольник и финансы» (далее Программа) разработана на основе примерной пар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...