Рабочая программа дополнительного образования по экономическому воспитанию.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа дополнительного образования предлагается для детей старшего дошкольного возраста , направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
по экономическому воспитанию:
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. У детей формируются деловые качества личности, что обеспечивает необходимость преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца.
Раннее разумное экономическое воспитание является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже дошкольник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически - рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Новизна программы.
В процессе экономического воспитания дети дошкольного возраста получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Дети начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Цель программы:
Способствовать развитию реального экономического мышления, формирование познавательного интереса к экономическим знаниям.
Задачи программы:
Образовательная – формировать у детей знания об экономическом воспитании и развитии.
Развивающая – развивать логическое мышление. Научить систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
Творческая – учить вносить элементы творчества – театральная деятельность, изодеятельность.
Воспитательная - воспитывать любовь к математике, привлекать родителей к диалогу по программе по экономическому развитию дошкольников.
Форма: игра
Время проведения деятельности: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность деятельности: 1 раз в неделю.
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Условия реализации образовательной программы -
Программа разработана на два года, предназначена для детей старшего дошкольного возраста (для детей 5-7 лет).
Формы организации деятельности детей - групповая;
Основные формы работы с детьми:
- Игра;
- Развлечения и вечера досуга;
- Диагностирование, анкетирование детей;
- Беседы с детьми;
- Оснащение предметно-развивающей среды;
- Прогулки, экскурсии;
- Театрализация математических сказок;
- Логические и арифметические задачи;
- Чтение художественной литературы;
- Выставка рисунков.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
1. Словесные методы обучения:
устное изложение;
беседа;
2. Наглядные методы обучения:
показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, исполнение педагогом;
наблюдение;
и др.
3 Практические методы обучения
Экскурсии, прогулки и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
В средней группе – знакомим детей с профессиями через проектную деятельность.
В старшей группе – происходит изучение 4-х экономических категорий:
- потребности;
- труд;
- товар;
- деньги.
В подготовительной к школе группе – идёт процесс усвоения 8-ми экономических категорий:
- экономика;
- потребности;
- труд (профессии);
- бартер;
- выгода и убыток;
- деньги;
- реклама;
- бизнес и капитал.
Задачи раздела «Деньги»:
• уточнение и формирование представлений детей о деньгах (бумажные и металлические, валюта);
• воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи);
• уточнение понятия рекламы как неотъемлемой части современного мира, как двигателя торговли.
Задачи раздела «Потребности и возможности»:
• в формировании у детей представлений о разнообразии потребностей и ограниченности возможностей их удовлетворения;
• в формировании представлений о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) и духовных (общение, дружба, любовь, забота) благах;
• в воспитании умения делать выбор из постоянно возникающих возможностей.
Задачи раздела «Бюджет семьи. Доходы и расходы»:
• формирования у детей представлений о бюджете семьи, источниках доходов, расходах;
• формирования и развития представлений о банке и необходимости делать накопления;
• формирования бережного отношения к вещам как продуктам человеческой деятельности;
• развития представлений о таких нравственных качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность;
• формирования адекватного отношения к богатству и богатым людям, уважения к людям, занимающимся благотворительностью и спонсорством.
Задачи раздела «Труд. Профессии»:
• формирование у детей понимания того, что каждая вещь, окружающая нас, — это результат труда людей;
• воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают
Основные направления экономического образования:
- ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира),
-трудовое воспитание (работа, ее результат, индивидуальный труд, цена, стоимость и главное – уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги и др.);
- игровая деятельность (закрепление знаний о жизни людей, их труде);
- воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка);
- формирование навыков разумного поведения и потребностей адекватных жизненных ситуаций (ребенок просит купить слишком дорогую вещь, надо немножко подождать).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
- Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
- Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
- Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Критерии и формы оценки качества знаний:
диагностика, итоговые занятия.
Уровни знаний детей.
Высокий. Ребенок знает профессии людей, правильно называет и верно объясняет их назначение. Ребенок выделяет основные трудовые процессы, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний. Ребенок называет профессии людей, объясняет их назначение. Называет основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы, но допускает при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий. Ребенок испытывает затруднения в названии профессий людей, в назывании трудовых процессов и орудий труда. Часто ошибается, не может объяснить их назначение. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.
Методическое обеспечение программы.
Игрушка «Гном Эконом»;
Уголок для родителей: «Знакомьтесь: экономическая программа для дошкольников»;
Настольные игры: Лото «Кем быть», развивающие игры «Профессии», Лото «Профессии», «Знаю все профессии», «Расскажи про свой город», «Что из чего сделано», «Все профессии важны», «Ай, да ярмарка».
Наглядные пособия:
обучающие карточки: «Профессии», «Мой город», «Мой дом», «Одежда», «Бытовая техника».
Альбом «Все работы хороши - выбирай на вкус», Д/и: «Кто что производит», «Кому что нужно для работы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...
Рабочая программа дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию «Росинка»
Рабочая программа по нравственно-патриотическому в...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир"
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир" включает работу с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по экономическому воспитанию «Дошкольник и финансы» для детей 4–7 лет
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Дошкольник и финансы» (далее Программа) разработана на основе примерной пар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...