Презентация по психологической профилактике
презентация на тему
Презентация "Личностно-ориентированный подход в образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obrazovanii.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребёнок – «семя» неизвестного для педагога растения.
Актуальность Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, предопределяет применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с ними. Современные образовательные учреждения остро нуждаются в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации их жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.
Что такое личностно-ориентированный подход? Это прежде всего подход. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным , коммуникативным, системным и другими подходами.
Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Потребности ребёнка ясельного возраста Потребность в стимулировании Потребность в наполнении окружающего мира смыслами Потребность в осознании собственного Я Потребность в любви и чувстве безопасности
Потребности ребёнка дошкольного возраста Потребность во впечатлениях Потребность в активности Потребность в поддержке и признании Потребность в уважении Потребность в сопереживании Потребность в познании объектов окружающего мира
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения методов диагностики. Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия. Биологическое направление Социальное направление Наследственность Окружающий мир (семья)
Цель личностно ориентированного образования - это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида : - способность человека к выбору; - умение оценивать собственную жизнь; - поиск значения жизни; - творчество; - создание образа «Я»; - ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»).
1. Оценивать удачи малыша не в сопоставлении с другими детьми, а сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя при этом его развитие. 2. Необходимо в детях совершенствовать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, побуждать желание знать и верить в собственные возможности. 3. Применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные силы, в том числе и у самых слабых детей. Задачи педагога в личностно-ориентированном подходе в развитии и воспитании дошкольника
Воспитание и образование, направленное на личность ребенка, включает в себя: - отказ от ориентировки на среднего ребенка; - учет особенностей в учебно-воспитательном процессе; - прогнозирование личности и проектирование личных программ развития.
Принципы личностно-ориентированного подхода: Принцип самоактуализации . В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности . Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член детского коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. Принцип субъектности . Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в в детском коллективе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. Принцип выбора . Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности детской группы. Принцип творчества и успеха . Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки . Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания детей. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Признаки личностно-ориентированного обучения 1. Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ребёнка как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию. 2. Признание каждым ребёнком и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. Каждый ребёнок, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях, т.е. обладать коммуникативной компетенцией, быть толерантным. 3. Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик коммуникативности . То есть ребёнок должен уметь понимать другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека. 4. Получаемые ребёнком образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом по отношению к индивидуально формулируемым целям ребёнка, соотносящимся с общеобразовательными целями.
Девиз: «Осуждаю действия, обожаю ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»
Презентация и доклад для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...
Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания"
Занятие практикум для педагогов детского сада...
Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»
Пояснительная записка Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...
Занятие-практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»
В данном конспекте показана нетрадициооная работа с воспитателями детского сада....
Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания
Теория и тренинговое занятие для педагогов "Давайте чаще улыбаться!"...
Социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (опыт работы)
Представленный опыт описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого п...
Презентация "Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика эмоционального выгорания"
quot;Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика эмоционального выгорания"...