Организация развивающей предметно- пространственной среды по программе "Детство"
методическая разработка на тему
Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. В примерной образовательной программе дошкольного образования "Детство"раскрываются характеристики детского возраста и соответствующая им насыщенность групповых центров. Для удобства использования, эта информация оформлена в таблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps_po_programme_detstvo.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно- пространственной среды
во второй младшей группе.
Характеристика возраста | Центр познания | Центр творчества | Игровой центр | Литера-турный центр | Спортивный центр |
Дети плохо реагируют на изменение обстановки, предпочитают стабильность. Это деятели, каждый ребёнок должен получить возможность участвовать во всех видах деятельности. Поэтому оборудование следует располагать по периметру группы, примерно две трети пространства должны быть свободными. Игрушки необходимо менять не реже 1 раза в неделю. | Вкладыши, пирамидки, шнуровки, пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, хозяйственные предметы ( для развития мелкой моторики). Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), лёгкий модульный материал, большие коробки, оклеянные разноцветной бумагой . Оборудование для игр с песком, водой, глиной, красками, пластиковый коврик или клеенку, несколько комплектов защитной одежды ( халаты, нарукавники, старые папины рубашки), ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки- забавы (плавающие игрушки, водяные мельницы, сита, шарики от пинг- понга, поролоновые губки, формочки, ведёрки, мелкие пластмассовые игрушки). Игры типа лото, мозайка (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3- 15 частей, наборы кубиков из 4- 6 штук, развивающие игры (« Сложи узор», «Сложи квадрат», игры с элементами моделирования и замещения. Мягкие конструкторы на ковролиновой основе. | Предметы чистых цветов, чётких несложных форм из безопасных материалов (для обследования). Самостирающие или восковые доски с палочкой для рисования или белые обои и восковые мелки. Фотографии, картинки с изображением людей ( в том числе себя) разного возраста, пола, с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви, с разным выражением эмоционального состояния. | «Машина скорой помощи», грузовая, легковая машина, кукла- доктор. Несколько зеркал, уголок ряжения. | Старые газеты, журналы, красочные книги. | Горка со ступеньками и пологим спуском, пластиковые кубы с отверстиями, лабиринты, трапециевидные столы с круглыми отверстиями, большой матрас или мат (оборудование для ползания, подлезания, перелезания). 2-3 очень крупных разноцветных мяча, несколько мячей меньших размеров ( для стимулирования ходьбы). |
Организация развивающей предметно- пространственной среды
в средней группе.
Характеристика возраста | Центр познания | Игровой центр | Центр творчества | Литературный центр | Спортивный центр |
На 5 году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки, поэтому в тех местах , где дети много времени проводят в одной позе , необходимо подвесить мобили, колокольчики, погремушки или нарисовать на стене ладошки на разной высоте. РППС организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Средний возраст- расцвет сюжетно- ролевой игры. Усиливается познавательная активность дошкольников. | Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек, каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, ширмы). Усложняются формы деталей, способы крепления, появляются тематические наборы «Город», «Поезд» и др. Организуется сенсорный центр. Игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей ( типа «Танграм», пазл из 12- 24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Примерно 15% игр должны быть для детей старшей | Куклы разного пола и профессий, мягкие игрушки- котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др., наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Дополнительный игровой материал: коробки разных размеров и форм, катушки, бечевки, лоскутки ткани, палочки, трубки, ширмы и т.п. |
Организация развивающей предметно- пространственной среды
в старшей и подготовительной группах.
Характе-ристика возраста | Центр познания | Игровой центр | Центр твор-чества | Литера-турный центр | Спор-тивный центр |
Ребенок начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. | Выделено место для игротеки: это дидактические, развивающие и логико- математические игры, такие как «Так бывает?», «Найди ошибки художника», логические блоки Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвёртый- лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия». Обязательны тетради на печатной основе, игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Игры с правилами: лото, домино, маршрутные игры («ходилки»). В центре грамотности разместить 5- 6 рамок (картонных или деревянных) и множество картинок из старых журналов. Желательно выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств, в группе- часть оборудования для экспериментирования с шарами, подвесами, водой, природными материалами. В группе должны быть конструкторы и строительные наборы , выполненные из разного материалов (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Необходимо внести схемы - образцы построек, альбомы с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, тетради для зарисовки схем. Выделить учебную зону: поставить столы рядами, повесить школьную доску. Успехи детей фиксировать рисунками или пиктограммами. Вывесить метку « Я расту». Наличие герба города, края, герба и флага страны, карта страны, макеты с памятными детям местами. Картинки с различными ситуациями , отражающими поступки людей и варианты реагирования на это. Игры, на эмоциональные проявления людей («Конструктор эмоций».) | Атрибутика игр более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой – для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись. Необходимо организовать место для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре (сцена), схемы – образцы, фотографии декораций и кукол. Внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали взрослой одежды (шляпу, галстук, длинную пышную юбку, солнечные очки, шаль, пилотку стюардессы, капитанскую фуражку…) | Коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов. Желательно иметь альбомы, книги- самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек, ножницы, клей, скотч, фломастеры. Отвести место для демонстрации созданных детьми работ. | Художественная, познавательная, справочная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране…) | Дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески- колокольчики, воротца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...
ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды территории, прилегающей к дошкольной организации (участка). Тема: "Индейская деревня"
Полное наименование проекта «Индейская деревня» (рабочее название)Проблема Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования к организации развивающей пр...
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.
Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - ...
1.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды (краткое описание развивающих центров, фотоматериалы).
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14505685","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14505678","...