"Образы святых в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
статья по теме

Надькина Елена Егоровна

"Образы святых в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальной политике Администрации городского округа Саранск. Управление Образования.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                «Детский сад №93»

Тема выступления

«Образы святых в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

                                                             Подготовила: воспитатель    

                                                                      I квалификационной категории

                                           Надькина Е.Е                                                                                                                        

Саранск 2017

      На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в усвоении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому и в воспитании у многих народов главным было формирование почитания и любви к Богу. Это объяснимо, так как человек должен формироваться, прежде всего, как духовная и нравственная личность.

    В современном мире маленький человек живет и развивается окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующую сферу нравственности.

В усвоении ребенком социальных норм поведения, нравственных и культурных ценностей большое место занимает подражание. В детстве желание подражать вызвано не только необходимостью одобрения со стороны взрослого, но также стремлением к постижению смысловых структур окружающей социальной действительности. Через подражание ребенок усваивает приоритеты взрослого мира, его ценностную иерархию, выстраивая образ взрослого человека, каким он хочет стать в будущем. На протяжении всей истории человечества этот образ  транслировался в культуре через жизнеописание героев. В герое воплощались все желаемые качества человека, герой был идеалом для подражания.

Такими положительными героями, в которых образ Божий был бы очищен и явлен миру являются святые. Жизнь святых угодников многие столетия и в наше время являются идеалом нравственного совершенства. Обращение к житиям святых дает нам надежное средство для оздоровления духовной жизни ребенка. Через знакомство с житиями святых происходит обращение к живительным духовным источникам, способствующим формированию высоконравственной личности, гражданина и патриота Отечества.

Знакомство с жизнеописаниями святых формирует нравственные критерии и представление о христианском идеале, помогает ребенку лучше понять смысл основных христианских добродетелей. В жизни святых находят решение так остро переживаемые детьми проблемы справедливости, щедрости, послушания, прощения. Все сложные жизненные ситуации, связанные с проблемой морального выбора, находят разрешение в высшем смысле – в отношениях человека с Богом. Ребенку также важно знать, что критерий правды и справедливости в лице Бога неизменен.

Детский возраст, как учат святые отцы, в частности Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. Это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то потом человек обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться с детьми к житиям святых в столь раннем возрасте и воспитывать детей на их примерах.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с житиями (биографиями) наиболее известных святых, известных и традиционно почитаемых в России: Святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Святителя Николая Чудотворца, Феодора Ушакова, Георгия Победоносца, Михаила Архангела.

Дети с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. На примере жития Сергия Радонежского дети учатся терпению, старанию, послушанию, любви к родителям. Святой Преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, остался с ними до их кончины. Также дети на его примере учатся любви к животным, ведь она у святого оказалась сильнее страха, трудолюбию, даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим. Преподобный Сергий Радонежский также является покровителем учения, об этом дети узнают в старших и подготовительных группах.

Житие Святого преподобного Серафима Саровского учит детей доброте, милосердию, смирению. Его биография передает лишь малую часть подвигов Святого, являет всем пример высочайшего аскетизма и самоотвержения.

А какими удивительными и радостными для детей являются знания о том, что Дед Мороз и Санта Клаус появились в память о святителе Николае Чудотворце (Мирликийском). Образцом доброты и любви к людям становится он в праздничные дни, а в дни путешествий и поездок Святой Николай ощущается детьми как покровитель путешествий и поездок.

В более старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание борьбы сил добра и зла. Силы добра находят свое выражение в образах Ангела Хранителя и Михаила Архангела, архистратига светлых небесных невидимых сил. К этому возрасту базисные чувства защищенности и позитивное мировосприятие, выраженное в доверии и вере, внимании и заботе о малых и слабых, получают поддержку в праздновании праздника архистратига Михаила и всех небесных сил. Тем самым в личности ребенка закрепляются такие качества, как послушание и милосердие.

На примере жития Святого Георгия Победоносца – покровителя православных воинов, в чьем имени главное слово – победа, дети учатся мужеству. Он заступался за христиан и сам принял много страданий, которые переносил героически с молитвой на устах.

Для детей дошкольного возраста значимы образы святых, живших в их родных краях. Трогательно и искренне выражают они теплые отношения к ним, ощущая их как близких и родных. Имя Святого Феодора Ушакова связано с мордовской землей. Он провел десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные награды. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем и в молитве провел последние годы.      

На примере жизнеописаний Святых Георгия Победоносца и Феодора Ушакова у детей формируется представление о героизме, развивается эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражается в желании подражать им в смелости, ловкости, находчивости, в стремлении быть похожими на них, воспитываются патриотические чувства к своей Родине.

Воспитание подрастающего поколения на примере жития святых угодников Божиих является своеобразной путеводной звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек.

Таким образом, изучение жития святых, доступное дошкольникам, очень важно, так как формирует в детях определенный идеал, образ человека, которому надо не только молиться, но и следовать их примеру в жизни, воспринимая их как образец. В ребенке закладывается понимание, что святость -  это не есть нечто недостижимое для него. Оно вполне достижимо, как нравственное и умственное развитие, как будущая профессиональная деятельность человека с добрым сердцем и чистыми помыслами.

Список использованной литературы

  1. Кураев А. В., Основы православной культуры, М.: «Просвещение», 2012, с. 91
  2. Гладких Л. П., Архимандрит Зиновий (А. А.), Меньшиков В.М., Мир – прекрасное творение // Учебно- методическое пособие для педагогов детских садов, Курск, 2008, с. 76-78
  3. Кравченко С. М., Болотова Е. А., Значение образа святых в формировании духовно-нравственного облика ребенка // Вестник ПСТГУ, Педагогика, Психология, 2016, №3, с.36-44

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых

Особенности духовно-нравственного воспитания  детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...