Консультация для воспитателей «Виды игр, действующие на познавательно-речевое развитие»
консультация (средняя группа) на тему
Речь – является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditley_rech.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Виды игр, действующие на
познавательно-речевое развитие»
Рукавишникова Н. С.
воспитатель 1 кв.категории.
МБДОУ д/с№3 «Огонёк»
пгт.Камские Поляны
Нижнекамского района РТ
Речь – является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром.
Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас,
более развёрнутыми становятся фразы.
Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Особую роль в развитии функций руки имеют игры.
Вот некоторые виды игр, которые помогут в развитии речи малыша.
- Пальчиковые игры.
Всем детям нравятся пальчиковые игры, они забавляют малыша, приносят много пользы, помогают развивать у ребёнка мелкую моторику, активизируют речевое развитие. В процессе показывания пальчиковых игр нужно проговаривать стишок, детям будет интереснее.
«Овощи»
Собираем мы в лукошко,
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох –
Урожай у нас не плох.
(поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай
у нас не плох», охватывать весь кулачок другой рукой, тоже самое повторить с другой ладошкой).
«Листочки»
Ты весною видел чудо?
Как из маленькой из почки
Появляются листочки.
(Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их
растопырев пальчики).
- Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идём по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке,
Меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аисты встали – и молчок.
- Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в подвижные игры с забавными стихами, которые стимулируют развитие их речи.
Например, подвижная игра «Гуси-гуси», «Лохматый пёс» и др.
- Игры-подражания с речевым сопровождением.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра кря-кря-кря,
Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.
А индюк среди двора : бал-бал-бал, балды-балда.
Наши гуленьки вверху: гру-гру-гру.
Наши курочки в окно: ко-ко-ко.
А как Петя-петушок ранним рано по утру нам споёт: ку-ка-ре-ку.
- Пальчиковые театры.
Пальчиковые театры развивают сенсомоторику. На руке малыша разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать.
В раннем возрасте, когда малыш ещё не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки – развитие артикуляционного аппарата (ква-ква, пи-пи). 2-3 летние дети очень любят играть в игру «Доскажи словечко». Рассказывая сказку делаем паузы, не договариваем предложение до конца, давая ребёнку возможность «вставить» словечко. Можно играть в игру «Найди ошибку», сознательно допустив неточность в рассказе. Постепенно ребёнок осваивает роль одного из героев, при этом необходимо развивать у ребёнка интонацию голоса и звукоподражательные навыки. Освоив все роли сказки, можно поиграть в кукольный театр.
- Шнуровки.
Мелкая моторика напрямую связана с речью, кроме того, напрямую влияет на способность ребёнка учиться – чем «умнее» руки, тем умнее и малыш.
Пока ребёнок маленький, шнуровка станет отличным тренажёром для освоения навыков шнуровки, поможет развивать моторику, усидчивость, а так же активизирует речь, формирует познавательный интерес, любознательность.
- Пирамидки.
Благодаря игры с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры
развивается крупная моторика рук, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи.
- Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
Маленькая птичка
Принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим,
Его птичке отдадим.
(катаем любой шарик между ладонями.)
В свободной деятельности дети занимаются мозаикой, лего, собирают пазлы,
используют игры на застёгивание и расстегивание кнопок, пуговиц.
Сильные, ловкие, гибкие, умелые пальчики детей – это залог их будущих успехов.
Правильное дыхание- залог успеха чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Для этого необходимо использовать дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику,целью которых является формирование навыков правильного звукопроизношения, тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения:
- «Подуем на снежинку».
- «Бабочка летает».
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы-
Посчитаем наши зубы.
В среднем дошкольном возрасте у детей улучшается произношение Используются игры для уточнения и закрепления правильного произношения отдельных звуков.
- «Подбери похожие слова» (кошка-ложка, ушки-пушки).
- «Выдели слово» (воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з», и звук «с»).
С детьми 6-7лет ежедневно проводится артикуляционная гимнастика и используются игры по устранению недостатков произношения.
- «Кто лучше слушает?» (воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слово со звуком «ш», а другой со звуком «ж»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам познавательно-речевого развития при подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению"
Раскрывает вопросы приемственности между детским садом и школой....
Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности и эстетическое развитие ребенка.Ра...
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно – речевого развития дошкольника
В настоящее время отношения между воспитателями ДОУ и семьями воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений п...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и родителей по вопросам познавательно-речевого развития ребенка"
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно-речевого развития дошкольника"...
Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателей по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста. Обогащение словарного запаса"
Данный материал будет особенно полезен воспитателям групп компенсирующей направленности ДОО....
Консультация для воспитателей: "Использование здоровьесберегающих технологий в познавательно-речевой деятельности детей"
Консультация для воспитателей...