Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности «Городской пейзаж». Воспитатель Овечкина Оксана Юрьевна
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Никонова Оксана Юрьевна

Аннотация.

Тема занятия «Город, в котором я живу» актуальна в воспитании старших дошкольников, т.к. является средством патриотического воспитания.

На занятии дети, которые уже ходили на экскурсию по улицам города, рассматривали фотографии, беседовали о родном городе, подводятся к теме с точки зрения интеграции искусств. Дети не только рассматривают иллюстрации, но и слушают  классическую музыку. Так воспитывается патриотизм, формируется любовь к родному городу, эстетическое отношение к  окружающей действительности. Осуществляется подготовка детей  к творческой работе.

На занятии совершенствуются изобразительные навыки детей, а в теме «Город» ещё и осваивается пейзажная живопись, с использованием  новой техники  работы «граттаж», с применением восковых мелков и гуаши и палочки.

Первая часть занятия, насыщенная погружением в различные виды искусства, пробуждает творческие способности детей, создает настроение и готовит их к самостоятельной творческой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_gorod_konspekt_ovechkina_o.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по изобразительной деятельности
«Городской пейзаж»

Исполнитель:

воспитатель

Овечкина О.Ю.

Екатеринбург 2015 г.


Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему

«Город, в котором я живу».

Рисование «Городской пейзаж».

Аннотация.

Тема занятия «Город, в котором я живу» актуальна в воспитании старших дошкольников, т.к. является средством патриотического воспитания.

На занятии дети, которые уже ходили на экскурсию по улицам города, рассматривали фотографии, беседовали о родном городе, подводятся к теме с точки зрения интеграции искусств. Дети не только рассматривают иллюстрации, но и слушают  классическую музыку. Так воспитывается патриотизм, формируется любовь к родному городу, эстетическое отношение к  окружающей действительности. Осуществляется подготовка детей  к творческой работе.

На занятии совершенствуются изобразительные навыки детей, а в теме «Город» ещё и осваивается пейзажная живопись, с использованием  новой техники  работы «граттаж», с применением восковых мелков и гуаши и палочки.

Первая часть занятия, насыщенная погружением в различные виды искусства, пробуждает творческие способности детей, создает настроение и готовит их к самостоятельной творческой работе.

Тема: «Городской пейзаж».

Техника выполнения творческой работы: «граттаж» (цветные восковые мелки, чёрная гуашь, палочка для процарапывания).

Ведущий вид деятельности: восприятие произведений искусства (музыки, картин, литературных произведений); самостоятельная изобразительная деятельность.

         Интеграция образовательный областей: формирование представлений о малой родине, воспитание любви к Родине); речевое развитие (знакомство с произведениями литературы); художественно-эстетическое развитие (изобразительная, музыкальная деятельность), речевое развитие (художественная литература), познавательное развитие (ознакомление с миром природы).

Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, развивать интерес к творческой деятельности средствами интегрированной художественной деятельности.

Задачи:

  1. Совершенствование умения работать восковыми мелками и гуашью.
  2. Знакомство детей с техникой «граттаж», учить  с помощью заострённой палочки процарапывать изображение в технике «граттаж», определяя место отдельных предметов.
  3. Формирование умения создавать образ красивого города, передавая с помощью палочки в изображении основные свойства предметов (форма, величина), соотношение предметов и их частей.
  4. Уточнение представления о том, что дома в городе бывают разные по высоте, строению крыш, по назначению (жилые дома отличаются по архитектуре от магазинов, культурных центров, церквей и другое).
  5. Формирование умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.
  6. Развитие мелкой моторики рук.
  7. Воспитание патриотических чувств, любви и интереса к родному городу.

Оборудование к занятию: компьютер, проектор, экран, презентация.

Материал для занятия: Белый картон А4; цветные восковые мелки; гуашь чёрная, разведённая с средством для улучшения фактуры; палочки для процарапывания (для выполнения творческой работы на каждого ребёнка).

 Зрительный ряд: 

  • Репродукция картины «Морозный день» Б.М. Кустодиев для демонстрации детям, картины А. Дюрера «Городской пейзаж», А. Ефремова «Морозное утро».
  • Фотографии, иллюстраций «Памятные места и достопримечательности города Екатеринбург» (презентация).
  • Композиция «Городской пейзаж», выполненная в технике «граттаж» (презентация для показа с поэтапным выполнением).

Литературный ряд:

  • Стихотворение А. С. Пушкина «Зима».
  • Стихотворение  Т. Мадановой «Город». 

Музыкальный ряд:

П. Чайковский «Времена года: Зима».

Игровая ситуация: «Мы на выставке картин про город».

Словарная работа: Родина, Екатеринбург, наш край.

Предварительная работа:

1.  Беседы о родном городе.

2. Экскурсии по улицам города.

2. Рассматривание иллюстраций и фотографий достопримечательностей города.

3. Рисование в свободное от занятий время.

5. Чтение стихов о родном городе.

Взаимодействие с родителями: Подбор материала и оформление альбома «Памятные места и достопримечательности города Екатеринбург»

Организация образовательного пространства:

1 – выставочная зона (выставка фотографий, иллюстраций «Памятные места и достопримечательности города Екатеринбург»)

2- игровая зона (проводится игра «Мы на выставке», оборудование для просмотра презентации и беседы).

3 – рабочая зона (столы для творческой деятельности детей с подготовленным материалом).

Предполагаемый результат:

  1. Будут совершенствоваться умения работать восковыми мелками и гуашью.
  2. Будет формироваться представление о технике «граттаж», о процарапывании изображения с помощью заострённой палочки, определяя  на листе место отдельных предметов.
  1. Будет формироваться умение создавать образ красивого города, передавая с помощью палочки в изображении основные свойства предметов (форма, величина), соотношение предметов и их частей.
  2.  Будут уточнены представления о том, что дома в городе бывают разные по высоте, строению крыш, по назначению (жилые дома отличаются по архитектуре от магазинов, культурных центров, церквей и другое).
  3. Будут формироваться  умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.
  4. Будет развиваться мелкая моторика рук.
  5. Будут воспитываться патриотические чувства, любовь и интерес к родному городу.
  6. В итоге детьми будут созданы творческие работы «городской пейзаж в технике граттаж».

Методическое обоснование занятия: На данном занятии используются: игра «Мы на выставке», рассматривание картин иллюстраций о городе Екатеринбург, беседа, слушание музыки, чтение стихотворений, показ способа изображения (творческих действий), самостоятельная творческая работа детей, совместный анализ выполненных творческих  работ. Применяется полихудожественный подход.

Технологическая карта занятия

               

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводный этап (введение в тему).

Игровая ситуация.

В группе оформлена выставка иллюстраций и фотографий зданий города, различных по архитектуре и назначению.  Воспитатель активизирует  внимание детей на иллюстрациях города:

-Мы с вами попали на выставку картин о нашем городе. Посмотрите, какие они замечательные.

- Мы с вами сегодня будем говорить о нашем городе. Я буду экскурсоводом и буду  рассказывать о какой-то  картине. Вам  надо определить, какую картину я описываю (далее описывает по картине). 

- Молодцы! Я хочу подарить вам несколько замечательных строк про наш город , их автор – Тамилла Маданова.

Мой дом. Тепло. Уют и сладость.
Мой дом. Пристанище моё!
Здесь было всё: и боль, и радость,
Здесь я живу. Здесь всё своё.
И стол, и фото на стене,
Окно и детские рисунки –
Всё это очень близко мне,
И задевает сердца струнки.
Но что за дверью? За окном?
Что там вдали, за облаками?
Там будущее светится моё:
Мой город с белыми домами.
Родной мой город, что милей
Мне не найти на всей планете.
Родные люди... Их добрей
Я не сыщу на этом свете.
Любимый сквер, и парк, и речка,
И старый сад невдалеке,
Лишь мне знакомое местечко
В любимом с детства уголке.
И если вдруг судьба забросит
В чужие, неизвестные края,
Всегда, всегда я буду помнить
Тот край, что вырастил меня!

- Скажите, как называется наш город? (Екатеринбург).

-Молодцы, ребята, я вижу вы все любите свой город. Мы сегодня с вами попробуем нарисовать наш город.

Дети рассматривают картины на «выставке».

Дети рассказывают про знакомые места в городе.

Дети, прослушав рассказ, высказывают  предположение о какой картине говорит воспитатель.

Дети слушают стихотворение про город.

Рассматривание и анализ картины художника Кустодиева

-Скажите мне, как называются такие картины, где изображена городская природа?

- Это пейзажная живопись. На нашей выставке представлены пейзажи, в которых изображён город (воспитатель ещё раз обращает внимание детей на картины, представленные на выставке).  -И сегодня мы будем рисовать с вами городской пейзаж.

- На выставке представлены также другие картины, где изображён городской пейзаж (воспитатель показывает картины Дюрера «Городской пейзаж», Ефремова «Морозное утро», Б., Кустодиева «Морозный день»).

-Но я хочу обратить ваше внимание на одну картину, где изображён городской пейзаж (вносится картина Б. Кустодиева «Морозный день»; воспитатель называет автора и название картины).

-Как вы думаете, можно эту картину назвать городским пейзажем?

- Какое время года изображено на картине?  

Воспитатель читает стихотворение:

Вот   север ,  тучи   нагоняя ,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

- Правильно, ребята, это зимний пейзаж города.

Дети предлагают свои варианты (пейзаж).

Дети рассматривают картину Б. Кустодиева «Морозный день».

Обосновывают свое мнение, что на картине изображён зимний городской пейзаж.

Воспитатель задаёт вопросы:

-Объясните название картины

«Морозный день».

-Как по-другому можно назвать картину?

-Что вы видите на данной картине?

-Какое время суток изображено на картине?

- Морозный ли день?

-Как вы это поняли?

-Почему солнце такое яркое?

-Рассмотрите печной дым. Что вы можете сказать о морозе?

- Рассмотрите сани. Как выглядит пассажир? О чем это говорит?

- Рассмотрите улицу. Найдите дома, какие они. В чем отличия?

- Да. Вдалеке на картине видна церковь. Опишите ее.

-Посмотрите еще раз на картину.  Подумайте,  какое она передаёт ощущение?

 

Дети обосновывают свои предположения и предлагают свои варианты названия картины («Зима», «Зимнее утро в городе», «Зима в городе»)

-На картине изображена природа города

- День.

- В морозную погоду

всегда светит яркое солнце.

-Дым идёт вверх. Такое бывает только в мороз.

-Пассажиры торопятся, потому что на улице морозно, холодно; они укутаны тепло.

- Дома разные. Изображена булочная, какое-то общественное место на углу,  а вдалеке видна церковь

Она  большая, светящаяся, с золотым куполом.

-Художник изобразил не просто зимнюю природу, а природу в самом городе зимой, ею можно любоваться.

Картина вызывает ощущение спокойствия,  праздника, уюта, бодрой  радости,  ясности, мягкости  и воздушности, морозного дыхания русской зимы, праздника, зимней нарядности, сказочности русского старинного города), которое исходит от художественного образа морозного дня.

Физкультминутка

-Молодцы! А теперь отдохнем (воспитатель организовывает физкультминутку):

Физкультминутка.

Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)

Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)

Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)

И конечно, не устали!

А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)

И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)

Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)

И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)

Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)

И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе! (все  к работе)

Знакомство с техникой выполнения рисунка «граттаж»

-Ну вот мы посмотрели с вами на выставке картины с изображением г. Екатеринбурга, рассмотрели городские пейзажи художников. А хотите сами написать картины городского пейзажа и организовать свою выставку?

-Тогда подходите к столам, где лежат  краски, кисточки, краски. Сейчас мы будем рисовать городской пейзаж.

- И сейчас мы попробуем изобразить пейзаж  нашего города. Одновременно вы будете слушать музыку Петра Чайковского «Времена года: Зима». Будем создавать сегодня пейзаж нашего города.

Подумайте, как можно показать, передать разными художественными средствами красивый городской пейзаж.

-Я покажу вам  интересную технику, которая называется «граттаж». Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

 Демонстрирует выполненную в технике «граттаж» композицию «Городской пейзаж».

-Нам потребуется:
-плотная бумага или картон,
восковые мелки, гуашевая краска черного цвета или тушь.

-Закрашиваем лист бумаги или картона цветными восковыми мелками. Используем любые цвета кроме черного. Не жалейте мелков: чем лучше закрашен лист, тем более четким и красочным получается рисунок.

-Затем покрываем весь лист черной гуашью. Даем основе хорошо просохнуть. После того, как гуашь просохнет,  начинаем процарапывать рисунок палочкой (дома, улицы города, людей, деревья). Еще я нарисую снег, и получится у меня зимний пейзаж. Посмотрите, палочка волшебная : я рисую палочкой, и получается красивый пейзаж! А теперь вы попробуйте!

        

Дети соглашаются.

Наблюдают за действиями воспитателя.

Продуктивная деятельность

 Воспитатель наблюдает за работой детей, в случае необходимости помогает советом или показом (звучит музыка П.И. Чайковского).

Дети, используя технику «граттаж», закрашивают лист восковыми мелками, покрывают слоем гуаши, рисуют городской пейзаж процарапыванием.

Выполняют творческую работу самостоятельно.

Заключительный  этап Рефлексия.

По окончании воспитатель помогает каждому ребенку расположить свой пейзаж на общей выставке работ. Обращает внимание на каждый рисунок, хвалит детей, комментирует.

Рассматривают работы, объясняют своё творчество.

Подведение итогов

Подводит итог занятия. Вывешивает работы детей на выставку.

Помогают оформить выставку творческими работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе по теме: «Зимний пейзаж».

1.     Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж, используя различные материалы: трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти.2.     Упражнят...

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Городской транспорт"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе предметного рисования происходит развитие словаря детей ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Осенний пейзаж"

Цель:  развивать творческие способности детейЗадачи:- знакомить детей с рисованием в проэкции.- развивать чувство цвета, формы и величины, творческое воображение, мышление, композиционные умения ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Зимний пейзаж. Снегопад»

Конспект занятия по изобразительной деятельности т«Зимний пейзаж. Снегопад»Цель: Создание живописного пейзажа «Снегопад» гуашью....

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Зимний пейзаж"

Конспект занятия  по изобразительной деятельности "Зимний пейзаж"...