Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности «Городской пейзаж». Воспитатель Овечкина Оксана Юрьевна
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Аннотация.
Тема занятия «Город, в котором я живу» актуальна в воспитании старших дошкольников, т.к. является средством патриотического воспитания.
На занятии дети, которые уже ходили на экскурсию по улицам города, рассматривали фотографии, беседовали о родном городе, подводятся к теме с точки зрения интеграции искусств. Дети не только рассматривают иллюстрации, но и слушают классическую музыку. Так воспитывается патриотизм, формируется любовь к родному городу, эстетическое отношение к окружающей действительности. Осуществляется подготовка детей к творческой работе.
На занятии совершенствуются изобразительные навыки детей, а в теме «Город» ещё и осваивается пейзажная живопись, с использованием новой техники работы «граттаж», с применением восковых мелков и гуаши и палочки.
Первая часть занятия, насыщенная погружением в различные виды искусства, пробуждает творческие способности детей, создает настроение и готовит их к самостоятельной творческой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_gorod_konspekt_ovechkina_o.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
по изобразительной деятельности
«Городской пейзаж»
Исполнитель:
воспитатель
Овечкина О.Ю.
Екатеринбург 2015 г.
Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему
«Город, в котором я живу».
Рисование «Городской пейзаж».
Аннотация.
Тема занятия «Город, в котором я живу» актуальна в воспитании старших дошкольников, т.к. является средством патриотического воспитания.
На занятии дети, которые уже ходили на экскурсию по улицам города, рассматривали фотографии, беседовали о родном городе, подводятся к теме с точки зрения интеграции искусств. Дети не только рассматривают иллюстрации, но и слушают классическую музыку. Так воспитывается патриотизм, формируется любовь к родному городу, эстетическое отношение к окружающей действительности. Осуществляется подготовка детей к творческой работе.
На занятии совершенствуются изобразительные навыки детей, а в теме «Город» ещё и осваивается пейзажная живопись, с использованием новой техники работы «граттаж», с применением восковых мелков и гуаши и палочки.
Первая часть занятия, насыщенная погружением в различные виды искусства, пробуждает творческие способности детей, создает настроение и готовит их к самостоятельной творческой работе.
Тема: «Городской пейзаж».
Техника выполнения творческой работы: «граттаж» (цветные восковые мелки, чёрная гуашь, палочка для процарапывания).
Ведущий вид деятельности: восприятие произведений искусства (музыки, картин, литературных произведений); самостоятельная изобразительная деятельность.
Интеграция образовательный областей: формирование представлений о малой родине, воспитание любви к Родине); речевое развитие (знакомство с произведениями литературы); художественно-эстетическое развитие (изобразительная, музыкальная деятельность), речевое развитие (художественная литература), познавательное развитие (ознакомление с миром природы).
Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, развивать интерес к творческой деятельности средствами интегрированной художественной деятельности.
Задачи:
- Совершенствование умения работать восковыми мелками и гуашью.
- Знакомство детей с техникой «граттаж», учить с помощью заострённой палочки процарапывать изображение в технике «граттаж», определяя место отдельных предметов.
- Формирование умения создавать образ красивого города, передавая с помощью палочки в изображении основные свойства предметов (форма, величина), соотношение предметов и их частей.
- Уточнение представления о том, что дома в городе бывают разные по высоте, строению крыш, по назначению (жилые дома отличаются по архитектуре от магазинов, культурных центров, церквей и другое).
- Формирование умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Воспитание патриотических чувств, любви и интереса к родному городу.
Оборудование к занятию: компьютер, проектор, экран, презентация.
Материал для занятия: Белый картон А4; цветные восковые мелки; гуашь чёрная, разведённая с средством для улучшения фактуры; палочки для процарапывания (для выполнения творческой работы на каждого ребёнка).
Зрительный ряд:
- Репродукция картины «Морозный день» Б.М. Кустодиев для демонстрации детям, картины А. Дюрера «Городской пейзаж», А. Ефремова «Морозное утро».
- Фотографии, иллюстраций «Памятные места и достопримечательности города Екатеринбург» (презентация).
- Композиция «Городской пейзаж», выполненная в технике «граттаж» (презентация для показа с поэтапным выполнением).
Литературный ряд:
- Стихотворение А. С. Пушкина «Зима».
- Стихотворение Т. Мадановой «Город».
Музыкальный ряд:
П. Чайковский «Времена года: Зима».
Игровая ситуация: «Мы на выставке картин про город».
Словарная работа: Родина, Екатеринбург, наш край.
Предварительная работа:
1. Беседы о родном городе.
2. Экскурсии по улицам города.
2. Рассматривание иллюстраций и фотографий достопримечательностей города.
3. Рисование в свободное от занятий время.
5. Чтение стихов о родном городе.
Взаимодействие с родителями: Подбор материала и оформление альбома «Памятные места и достопримечательности города Екатеринбург»
Организация образовательного пространства:
1 – выставочная зона (выставка фотографий, иллюстраций «Памятные места и достопримечательности города Екатеринбург»)
2- игровая зона (проводится игра «Мы на выставке», оборудование для просмотра презентации и беседы).
3 – рабочая зона (столы для творческой деятельности детей с подготовленным материалом).
Предполагаемый результат:
- Будут совершенствоваться умения работать восковыми мелками и гуашью.
- Будет формироваться представление о технике «граттаж», о процарапывании изображения с помощью заострённой палочки, определяя на листе место отдельных предметов.
- Будет формироваться умение создавать образ красивого города, передавая с помощью палочки в изображении основные свойства предметов (форма, величина), соотношение предметов и их частей.
- Будут уточнены представления о том, что дома в городе бывают разные по высоте, строению крыш, по назначению (жилые дома отличаются по архитектуре от магазинов, культурных центров, церквей и другое).
- Будут формироваться умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.
- Будет развиваться мелкая моторика рук.
- Будут воспитываться патриотические чувства, любовь и интерес к родному городу.
- В итоге детьми будут созданы творческие работы «городской пейзаж в технике граттаж».
Методическое обоснование занятия: На данном занятии используются: игра «Мы на выставке», рассматривание картин иллюстраций о городе Екатеринбург, беседа, слушание музыки, чтение стихотворений, показ способа изображения (творческих действий), самостоятельная творческая работа детей, совместный анализ выполненных творческих работ. Применяется полихудожественный подход.
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводный этап (введение в тему). Игровая ситуация. | В группе оформлена выставка иллюстраций и фотографий зданий города, различных по архитектуре и назначению. Воспитатель активизирует внимание детей на иллюстрациях города: -Мы с вами попали на выставку картин о нашем городе. Посмотрите, какие они замечательные. - Мы с вами сегодня будем говорить о нашем городе. Я буду экскурсоводом и буду рассказывать о какой-то картине. Вам надо определить, какую картину я описываю (далее описывает по картине). - Молодцы! Я хочу подарить вам несколько замечательных строк про наш город , их автор – Тамилла Маданова. Мой дом. Тепло. Уют и сладость. - Скажите, как называется наш город? (Екатеринбург). -Молодцы, ребята, я вижу вы все любите свой город. Мы сегодня с вами попробуем нарисовать наш город. | Дети рассматривают картины на «выставке». Дети рассказывают про знакомые места в городе. Дети, прослушав рассказ, высказывают предположение о какой картине говорит воспитатель. Дети слушают стихотворение про город. |
Рассматривание и анализ картины художника Кустодиева | -Скажите мне, как называются такие картины, где изображена городская природа? - Это пейзажная живопись. На нашей выставке представлены пейзажи, в которых изображён город (воспитатель ещё раз обращает внимание детей на картины, представленные на выставке). -И сегодня мы будем рисовать с вами городской пейзаж. - На выставке представлены также другие картины, где изображён городской пейзаж (воспитатель показывает картины Дюрера «Городской пейзаж», Ефремова «Морозное утро», Б., Кустодиева «Морозный день»). -Но я хочу обратить ваше внимание на одну картину, где изображён городской пейзаж (вносится картина Б. Кустодиева «Морозный день»; воспитатель называет автора и название картины). -Как вы думаете, можно эту картину назвать городским пейзажем? - Какое время года изображено на картине? Воспитатель читает стихотворение: Вот север , тучи нагоняя , Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. - Правильно, ребята, это зимний пейзаж города. | Дети предлагают свои варианты (пейзаж). Дети рассматривают картину Б. Кустодиева «Морозный день». Обосновывают свое мнение, что на картине изображён зимний городской пейзаж. |
Воспитатель задаёт вопросы: -Объясните название картины «Морозный день». -Как по-другому можно назвать картину? -Что вы видите на данной картине? -Какое время суток изображено на картине? - Морозный ли день? -Как вы это поняли? -Почему солнце такое яркое? -Рассмотрите печной дым. Что вы можете сказать о морозе? - Рассмотрите сани. Как выглядит пассажир? О чем это говорит? - Рассмотрите улицу. Найдите дома, какие они. В чем отличия? - Да. Вдалеке на картине видна церковь. Опишите ее. -Посмотрите еще раз на картину. Подумайте, какое она передаёт ощущение?
| Дети обосновывают свои предположения и предлагают свои варианты названия картины («Зима», «Зимнее утро в городе», «Зима в городе») -На картине изображена природа города - День. - В морозную погоду всегда светит яркое солнце. -Дым идёт вверх. Такое бывает только в мороз. -Пассажиры торопятся, потому что на улице морозно, холодно; они укутаны тепло. - Дома разные. Изображена булочная, какое-то общественное место на углу, а вдалеке видна церковь Она большая, светящаяся, с золотым куполом. -Художник изобразил не просто зимнюю природу, а природу в самом городе зимой, ею можно любоваться. Картина вызывает ощущение спокойствия, праздника, уюта, бодрой радости, ясности, мягкости и воздушности, морозного дыхания русской зимы, праздника, зимней нарядности, сказочности русского старинного города), которое исходит от художественного образа морозного дня. | |
Физкультминутка | -Молодцы! А теперь отдохнем (воспитатель организовывает физкультминутку): Физкультминутка. Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх) Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями) Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки) Не устали? Не устали! Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки) И конечно, не устали! А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз) И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы») Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега) И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки) Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки) И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх) Поиграли без заботы, А теперь спешим к работе! (все к работе) | |
Знакомство с техникой выполнения рисунка «граттаж» | -Ну вот мы посмотрели с вами на выставке картины с изображением г. Екатеринбурга, рассмотрели городские пейзажи художников. А хотите сами написать картины городского пейзажа и организовать свою выставку? -Тогда подходите к столам, где лежат краски, кисточки, краски. Сейчас мы будем рисовать городской пейзаж. - И сейчас мы попробуем изобразить пейзаж нашего города. Одновременно вы будете слушать музыку Петра Чайковского «Времена года: Зима». Будем создавать сегодня пейзаж нашего города. Подумайте, как можно показать, передать разными художественными средствами красивый городской пейзаж. -Я покажу вам интересную технику, которая называется «граттаж». Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Демонстрирует выполненную в технике «граттаж» композицию «Городской пейзаж». -Нам потребуется: -Закрашиваем лист бумаги или картона цветными восковыми мелками. Используем любые цвета кроме черного. Не жалейте мелков: чем лучше закрашен лист, тем более четким и красочным получается рисунок. -Затем покрываем весь лист черной гуашью. Даем основе хорошо просохнуть. После того, как гуашь просохнет, начинаем процарапывать рисунок палочкой (дома, улицы города, людей, деревья). Еще я нарисую снег, и получится у меня зимний пейзаж. Посмотрите, палочка волшебная : я рисую палочкой, и получается красивый пейзаж! А теперь вы попробуйте!
| Дети соглашаются. Наблюдают за действиями воспитателя. |
Продуктивная деятельность | Воспитатель наблюдает за работой детей, в случае необходимости помогает советом или показом (звучит музыка П.И. Чайковского). | Дети, используя технику «граттаж», закрашивают лист восковыми мелками, покрывают слоем гуаши, рисуют городской пейзаж процарапыванием. Выполняют творческую работу самостоятельно. |
Заключительный этап Рефлексия. | По окончании воспитатель помогает каждому ребенку расположить свой пейзаж на общей выставке работ. Обращает внимание на каждый рисунок, хвалит детей, комментирует. | Рассматривают работы, объясняют своё творчество. |
Подведение итогов | Подводит итог занятия. Вывешивает работы детей на выставку. | Помогают оформить выставку творческими работами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе по теме: «Зимний пейзаж».
1. Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж, используя различные материалы: трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти.2. Упражнят...
Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Городской транспорт"
В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе предметного рисования происходит развитие словаря детей ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Осенний пейзаж"
Цель: развивать творческие способности детейЗадачи:- знакомить детей с рисованием в проэкции.- развивать чувство цвета, формы и величины, творческое воображение, мышление, композиционные умения ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Зимний пейзаж. Снегопад»
Конспект занятия по изобразительной деятельности т«Зимний пейзаж. Снегопад»Цель: Создание живописного пейзажа «Снегопад» гуашью....
Конспект беседы по изобразительной деятельности в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Осенние пейзажи».
Цель: Познакомить детей с пейзажами русских художников....
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Зимний пейзаж"
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Зимний пейзаж"...