«ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА»
статья на тему
Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, возрастных особенностей и физического состояния. Развивающая предметно-пространственная среда дает возможность каждому ребенку свободно заниматься любимым делом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА» | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР «ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА»
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Мамедова Алида Пирали кызы
В современном обществе происходит очень много экономических и социальных изменений. Вместе с этим происходят и изменения в образовательной системе, меняются приоритеты, меняются требования к качеству образования. С введением ФГОС дошкольного образования актуальными стали требования Федеральной целевой программы развития образования, направленные на необходимость вложения в человеческий капитал и ориентацию на идею концепции дошкольного обучения и воспитания, выдвигающей приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира через самоощущения, формирование компетентности в сфере отношений к миру, людям, к самому себе. В этой связи актуальной стала потребность в модернизации системы образования. Назрела необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной насыщенности, осуществления полноценного развития и эмоционального благополучия каждого ребенка, получения воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для повышения качества образования и реализации всех задач, поставленных ФГОС ДО, необходимым стало усовершенство-вание системы всего педагогического процесса и создание определенных условий для реализации этих задач. Одним из этих условий является организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Что такое предметно-пространственная среда? Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных обьектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л.Новоселова)
Основными элементами предметно-пространственной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические обьекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки, конструкторы, модули, тематические наборы, игровые пособия, дидактические и настольно-печатные игры, аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.
Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, возрастных особенностей и физического состояния. Развивающая предметно-пространственная среда дает возможность каждому ребенку свободно заниматься любимым делом.
Развивающая предметно-пространственная среда не должна быть замкнутой системой, она должна носить открытый характер, подлежать корректировке, пополнению и обновлению в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с учетом психологических факторов взаимодействия участников образовательного процесса и состояния здоровья детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть построена таким образом, чтобы способствовать развитию образовательной, воспитывающей, обучающей, стимулирующей и коммуникационных функций. Доказано, что ни один вид детской деятельности не может развиваться вне предметной среды.
Создавая предметную среду, надо учитывать требования, предьявляемые ФГОС ДО и принципы организации пространства:
- принцип активности, самостоятельности, творчества – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком
- принцип динамичности – позволяет трансформировать пространство, разнообразить предметное наполнение
- принцип гибкого зонирования - позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
- принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов – позволяет разнообразить оформление предметной среды
- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого - позволяет осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
- принцип открытости- закрытости – позволяет взаимодействовать ребенку с миром природы и человеческой культуры.
- принцип информативности – позволяет насыщать среду с помощью разнообразных тематических материалов и информационных ресурсов.
Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для:
- обеспечения эмоционального благополучия ребенка
- для формирования доброжелательных, внимательных отношений
- для развития самостоятельности
- для развития свободной игровой деятельности
- для развития познавательной деятельности
- для развития проектной деятельности
- для самовыражения средствами искусства
- для физического развития
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
- Здоровьесберегающей
- Эстетически-привлекательной
В оформлении развивающей предметно-пространственной среды важным является дизайн предметов, форма, эстетический вид, безопас-ность, информативность. Необходимым аспектом является смена элементов декора, теплые пастельные тона цветовой палитры, обязательно отсутствие факторов, отрицательно и раздражающе влияющих на нервную систему ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи
Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...
Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада
Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...
Памятка для воспитателей "Создание развивающей среды в пространстве детского сада и группы на основе принципов программы "Вдохновение"
Каждый взрослый (воспитатель, родитель) должен помнить: чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем более полноценной становится его жизнь в зрелые годы. Главная...
ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА
ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА...
ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА
ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА...
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...
Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»
1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду? Да, сложно. Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...