Современное понимание школьной зрелости
статья (подготовительная группа) по теме
Быть готовым к школе - не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. В данной статье подробно рассказывается о понимании школьной зрелости,и о ее компонентах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_zrelost.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ .
Современные исследователи отмечают, что ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует от ребенка запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных представлений (количественных представлений, временных и пространственных, представлений о форме и величине). Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Очень важны навыки речевого общения, развитая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «школьная готовность» или как ее еще называют «школьная зрелость» - понятие комплексное и многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка.
Под школьной готовностью понимают совокупность ряда компонентов: физическую готовность и психологическую готовность (А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина).
Физическая готовность – готовность, где в качестве параметров для изучения выступают – общее физическое развитие, координация движений, ловкость и точность движений, моторика руки (Т.Б.Курбацкая). Физическую готовность ребенка к школе рассматривают как достижение ребенком такого уровня физического развития, которое позволяет заключить, что требования систематического обучения, школьный режим, нагрузки разного рода не будут чрезмерно обременительны ребенку.
В качестве условий, обеспечивающих успешное обучение и одновременно являющихся составляющими психологической готовности исследователи ( Л.А.Венгер, В.С. Мухина и др.) выделяют :
1.Интеллектуальную готовность. Интеллектуальная готовность - явление многоаспектное. Под интеллектуальной готовностью понимают сформированность различных познавательных процессов. Наибольшее значение, по мнению А.В. Запорожца, Л.А.Венгера имеет сформированность наглядно-образного мышления и начатков логического мышления, уровень развития воображения, произвольное внимание, образная и смысловая память.
2.А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина подчеркивают роль личностной готовности к школьному обучению. В структуре личностной готовности центральное место отводится сформированности «внутренней позиции школьника», то есть представления о себе, как о будущем школьнике, принятия нового социального статуса.
3.Коммуникативная готовность – условие установления правильных отношений с учителем и одноклассниками. Одним из аспектов коммуникативной готовности является готовность к установлению правильных отношений со сверстниками.
4.Эмоционально – волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. К признакам эмоционального компонента школьной зрелости относятся достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости и использование эмоциональной емкости при мотивировании школьных знаний. Это понятие включает так же умение ребенка слушать, умение понимать и принимать задачи учителя.
5.Зрительно – моторная координация является одной из составляющих школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы руки как бы слушали ту информацию, которую дает им глаз.
В заключении этого раздела необходимо отметить, что на наш взгляд, быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым в школе – значит быть готовым всему этому научиться. Психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребенка, который не всегда происходит гладко и безпроблемно. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к школьному обучению. Но часто у ребенка, поступившего в школу, обнаруживается целый спектр неготовности к школе. Они касаются недостатков развития интеллектуальной, личностной, эмоционально-волевой сферы маленького школьника. Причины неподготовленности к обучению можно разделить на органические и воспитательные. Органические причины – это различные отклонения в физическом и нервнопсихическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте, педагогическая запущенность детей, психотравмирующие ситуации в семье, неправильное понимание взрослым сущности подготовки к школе. Поэтому задача дошкольного образовательного учреждения и семье состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности/игра, рисование, лепка, конструирование, речевое общение, труд, драматизация и т.д./ происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготовливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности ребенка, самостоятельности, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека
Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а ...
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление
Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление...
конспект родительского собрания на тему "Школьная зрелость"
Собрание проводится в подготовительной группе. Уважаемые родители близится то время, когда ваши дети пойдут в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех ее ...
Основные компоненты школьной зрелости
Материал для родителей дошкольников, который поможет понять каким образом готовят ребенка к школе в детском саду....
Аналитическая справка по результатам диагностики школьной зрелости.
Аналитическая справка по результатасм диагностики- материалы для аттестации психолога. ( раздел 1.3, 1.6. экспертного заключения)....
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....